Рынок знает своих героев! Обзор рынка генерических, оригинальных и традиционных ЛС: итоги 10 мес 2009 г.

На судьбу отечественного фармрынка за последний год выпало много испытаний… Чего только стоит это громкое слово «инфляция»! На оте­чественном фармрынке ее было очень много. Рост курса доллара по отношению к гривне в конце прошлого года повлек за собой изменение ценовой структуры рынка лекарственных средств (ЛС). Сейчас интересно было бы поговорить о развитии препаратов в разрезе их рыночного статуса. А именно об оригинальных, генерических и традиционных ЛС, о тех драйверах, которые обеспечивают функциони­рование отечественного фармрынка и определяют перспективы его развития. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН» и системы исследования факторов влияния на продажи и назначения фармпродукции PharmXplorer компании «Proxima Research», а также данные о рекламе ЛС на телевидении, предоставленные компанией «GfK Ukraine».

МЕТОДОЛОГИЯ

Для начала освежим в памяти читателя терминологию, определяющую оригинальные ЛС, генерические генерики, брэндированные генерики и традиционные ЛС. По определению ВОЗ инновационный (одноисточниковый, оригинальный, патентованный) фармацевтический продукт — это обычно наиболее подходящий для сравнения препарат, качество, безопасность и эффективность которого хорошо оценены в до- и постмаркетинговых исследованиях и обычно дополнены определенными технологическими стандартами производства и контроля качества.

Генерический препарат — это лекарственный препарат, предназначенный в качестве взаимозаменяемого с инновационным продуктом, выпускаемый, как правило, без лицензии компании, производящей инновационный препарат, и размещенный на рынке по истечении срока действия патента или других исключительных прав (ВОЗ, 1999).

Для более полного анализа генерического сегмента были вычленены 2 большие группы: брэндированные генерики (в том числе зонтичные брэндированные генерики) и собственно генерические генерики (включая зонтичные генерические генерики). Разделение произошло по той причине, что вклад брэндированных генериков в общем сегменте генерических препаратов является превалирующим, и было бы интересно рассмотреть развитие каждого из них отдельно. Напомним, что зонтичные генерические генерики — генерические генерики, в названии которых полностью или частично присутствует название производителя данного препарата.

Генерические генерики — генерические препараты, торговое название которых совпадает с международным непатентованным названием или названием активного действующего вещества.

Брэндированные генерики — это генерические ЛС, маркетинговое развитие которого компания-производитель осуществляет под конкретным брэндом (их торговое название отличается от международного непатентованного названия и названия активного действующего вещества). Например, каждому известно, что парацетамол — противовоспалительное и жаропонижающее средство. Среди множества между­народных непатентованных названий парацетамола потребитель отдает предпочтение конкретному брэнду, который, очевидно, вызывает у него доверие (благодаря промоционной активности компании-производителя).

Также в данном обзоре была выделена отдельная группа препаратов, которые невозможно отнести к генерическим или инновационным — так называемые традиционные ЛС («бабушкины»). Под этим понятием следует понимать препараты, в которых используются естественные (натуральные, природные) компоненты, те которые применяются/используются в медицине давно и не относятся к оригинальным и генерическим ЛС. Также следует сказать, что в данном обзоре мы не исследовали и не учитывали объем продаж и развитие сегмента иммунобиологических препаратов.

В данной публикации анализируемым периодом будет 10 мес 2007–2009 гг. При анализе госпитального сегмента использованы данные за 9 мес 2007–2009 гг.

РАЗНООБРАЗИЕ ЛС

Напомним, что объем украинского рынка ЛС за 10 мес 2009 г. составил 13,2 млрд грн. за 872,5 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. почти на 25% в денежном и снизившись на 12% в натуральном выражении (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 47 (718) от 30.11.2009 г.).

Несмотря на глобальные перипетии с ростом курса доллара и различные нововведения (регуляторные правила) на локальном уровне за последний год, отечественный фармрынок активно развивается. Здесь представлено большое количество ЛС, которое постепенно увеличивается. На нем сконцентрировано превалирующее количество зарубежных производителей  (около 450), украинских представлено несколько меньше (146).

рис. 1

В целом по итогам 10 мес 2009 г. 50% отечественного рынка ЛС в деньгах занимают традиционные ЛС, другие 50% разделены между оригинальными и генерическими ЛС (рис. 1). В натуральном выражении традиционные ЛС аккумулируют несколько большую долю — почти 64% рынка ЛС.

Рис. 2Рис. 3

В абсолютном значении максимальный объем аптечных продаж ЛС по итогам 10 мес 2009 г. отмечают для традиционных препаратов — 6,5 млрд грн. за 553,8 млн упаковок (рис. 2, 3). Более детально проанализировав сегмент генерических ЛС, мы увидели, что аптечные продажи брэндированных генериков составили 3,6 млрд грн. за 142,0 млн упаковок. А генерических генериков было реализовано на сумму 886,4 млрд грн. за 138,8 млн упаковок. Этот сегмент продемонстрировал максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении (почти 35%) и наименьшую убыль в натуральном выражении (–2,6%).

Объем аптечной реализации оригинальных ЛС по итогам 10 мес 2009 г. составил 2,0 млрд грн. за 32,5 млн упаковок. Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж этих ЛС составили +17,5 и –22,9% в денежном и натуральном выражении соответственно.

Таким образом, за 10 мес 2009 г. максимальные темпы прироста в денежном выражении продемонстрировали генерические генерики и брэндированные генерики. А наибольший объем продаж по этому показателю обеспечили традиционные ЛС и брэндированные генерики.

Несколько слов о развитии ЛС в госпитальном сегменте. Напомним, что по итогам 9 мес 2009 г. объем госпитальных закупок ЛС составил 2,6 млрд грн. за 152,3 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. на 35,2% в денежном и на 15,6% в натуральном выражении (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 47 (718) от 30.11.2009 г.). Распределение объема продаж ЛС в разрезе рыночного статуса в госпитальном секторе по итогам 9 мес 2009 г. имеет некоторые отличия от такового на розничном рынке ЛС. Так, доля оригинальных ЛС в общем объеме гос­питальных закупок за 9 мес 2009 г. составила почти 24% в денежном выражении. Однако по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. этот показатель снизился (как в денежном, так и в натуральном выражении). Значительным влиянием в госпитальном сегменте (как и на розничном рынке ЛС) обладают брэндированные генерики и традиционные ЛС — их доля в денежном эквиваленте составила соответственно 33,0 и 29,8% (рис. 4). Максимальный удельный вес в общем количестве закуп­ленных упаковок ЛС в госпитальном сегменте занимают генерические генерики и традиционные ЛС — 34,4 и 43,0%.

Рис. 4

РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ ЛС В ДЕТАЛЯХ

Структура аптечных продаж ЛС в разрезе рыночного статуса препаратов за последние годы демонстрирует стабильность. Ежемесячно долевое распределение между ЛС практически не изменяется — в денежном выражении наибольший вклад обеспечивают традиционные ЛС и брэндированные генерики. Суммарно по итогам 10 мес 2009 г. они аккумулировали около 80%. Доля генерических генериков в объеме аптечных продаж в денежном выражении среди исследуемых групп минимальна (около 7%). Однако в натуральном выражении удельный вес таковых составляет 16%. Практически столько же обеспечивают брэндированные генерики (16,4%).

Рис. 5

В 2008 г. практически ежемесячно на 1-м мес­те по темпам прироста объема аптечных продаж в денежном выражении были оригинальные ЛС (рис. 5). Также активно увеличивались продажи брэндированных генериков и традиционных ЛС. Генерические генерики по этому показателю несколько отставали. Ситуация начала изменяться в октябре и ноябре 2008 г. Все мы хорошо помним, что осенью прошлого года курс доллара начал стремительно расти по отношению к национальной валюте. Конечно, это отразилось на объе­ме аптечных продаж ЛС, а значит и на темпах прироста. Темпы прироста брэндированных генериков, оригинальных и традицион­ных ЛС замедлились, для генерических генериков этот показатель стал отрицательным.

В текущем году события развиваются несколько иначе. Практически ежемесячно максимальные темпы прироста объема аптечных продаж в денежном выражении демонстрируют генерические генерики. В этом сегменте, как известно, в основном концентрируются препараты отечественного производства. Увеличиваются продажи и других препаратов исследуе­мых групп.

Рис. 6

Первыми из убыли реализованных упаковок во второй половине 2009 г. вышли генерические генерики (рис. 6). Конечно, в октябре текущего года общеукраинский ажиотаж вокруг эпидемии гриппа сделал свое дело и «в плюсе» также были традиционные ЛС.

Рис. 7

Поскольку в некоторых странах практикуется привязка средневзвешенной стоимости генерических ЛС к таковой оригинальных, нам было интересно проанализировать это соотношение на отечественном рынке ЛС. Мы рассчитали, какова доля средневзвешенной стоимости генерического ЛС от таковой оригинального препарата. Так, этот показатель увеличился с 24,1% по итогам 10 мес 2007 г. до 27,4% за 10 мес 2008 г. (рис. 7). В исследуемый период 2009 г. доля средневзвешенной стоимости генерических ЛС от таковой оригинальных уменьшилась до 26%. Это обус­ловлено тем, что средне­взвешенная стоимость оригинальных ЛС развивалась быстрее таковой генерических. По итогам 10 мес 2009 г. темпы прироста средневзвешенной стоимости оригинальных препаратов составили 52,4%, а генерических ЛС — 44,6%. В результате чего и изменилось это соотношение — удельный вес средневзвешенной стоимости генерических генериков от таковой оригинальных ЛС уменьшился.

Рис. 8

В целом же средневзвешенная стоимость препаратов исследуемых групп в 2007–2009 гг. постепенно повышалась. По итогам 10 мес 2009 г. максимальное увеличение этого показателя отмечают для брэндированных генериков и оригинальных ЛС (более чем на 50%; рис. 8). Для традиционных ЛС темпы прироста средневзвешенной стоимости составили 40,4% (до 11,7 грн.). Минимальная средне­взвешенная стоимость отмечена для препаратов в сегменте генерических генериков — 6,4 грн., что на 38,4% больше, чем за 10 мес 2008 г.

Таким образом, минимальная средневзвешенная стоимость на отечественном рынке отмечена для генерических генериков; максимальная — для оригинальных ЛС и брэндированных генериков.

Рис. 9

Напомним читателю, что в целом на розничном рынке ЛС ежемесячно в текущем году инфляционная составляющая вносила превалирующий вклад в общий прирост рынка ЛС. По итогам 10 мес 2009 г. вклад этой составляющей в прирост объема продаж брэндированных генериков, оригинальных и традиционных ЛС составил более 50% (рис. 9). Следует отметить, что для генерических генериков этот показатель был минимальным — 35,6%. Это обусловлено тем, что в генерическом сегменте большую долю занимают ЛС отечественного производства — 67,6% в денежном и 87,4% в натуральном выражении (рис. 10). Также отметим, что в сегменте генерических генериков убыль индекса замещения и эластичности спроса значительно меньше, чем у препаратов других исследуемых групп.

Рис. 10

Рис. 11

Учитывая все вышесказанное, закономерно, что наибольшую валовую маржу аптечным учреждениям обеспечивают традиционные ЛС и брэндированные генерики (рис. 11). Размер маржи от реализации оригинальных препаратов по итогам 10 мес 2009 г. превысил таковой от продажи генерических генериков. Минимальные темпы прироста по объему валовой маржи в аптечных учреждениях отмечают для оригинальных препаратов (14,3%). Прирост маржи от продажи брэндированных и генерических генериков, а также традиционных ЛС за 10 мес 2009 г. составил более 20%.

Рис. 12

Уместно будет уделить несколько слов маркетинговой активности исследуемых групп препаратов, которая на отечественном фармрынке различна. Максимальную долю в общем количестве воспоминаний как врачей, так и фармацевтов по итогам 9 мес 2009 г. отмечают для промоций медицинскими представителями брэндированных генериков и традиционных ЛС (рис. 12). Причем если говорить о рекламе исследуемых ЛС на ТВ, то максимальный уровень контакта со зрителем по итогам 10 мес 2009 г. продемонстрировали брэндированные и традиционные ЛС (рис. 13). Для оригинальных ЛС и генерических генериков, как мы видим, этот показатель в разы меньше.

Рис. 13

Таким образом, на отечественном фармрынке активно развиваются брэндированные генерики и традиционные ЛС. Суммарная доля таковых превалирует в общем объеме рынка ЛС в деньгах и упаковках. Такие ЛС обеспечивают наибольшую маржинальность аптечным учреждениям и наиболее активно продвигаются компаниями-производителями.

Итоги

Итак, мы рассмотрели развитие одного из драйверов отечественного фармацевтического рынка. В одном из сегментов рынка ЛС — генерическом — активно развиваются брэндированные генерики. Возможности как украинских, так и зарубежных производителей в этом сегменте не ограничены. Позволим себе предположить, что в дальнейшем основная ставка будет сделана именно на брэндированные генерики, которые уже успели заслужить право оказывать весомое влияние на структуру рынка ЛС в целом. По всей видимости, достигают успеха в этом сегменте те фармпроизводители, которые создают сильные брэнды ЛС.

Значительную долю на рынке ЛС в деньгах и упаковках занимают традиционные ЛС (50 и 64% соответственно). Вклад оригинальных ЛС за 10 мес 2009 г. по этим показателям был минимальным.

По итогам 10 мес 2009 г. темпы прироста объе­ма продаж в денежном выражении для генерических генериков были максимальными среди препаратов различного статуса и составили почти 35%. На 2-м месте по этому показателю был сегмент брэндированных генериков. Следует также отметить, что генерические генерики в текущем году первыми вышли из убыли по количеству реализованных упаковок (с июля 2009 г.).

Как мы увидели, темпы прироста объема продаж препаратов в разрезе рыночного статуса в денежном выражении в большей степени были обуслов­лены инфляционными процессами (а разве могло быть иначе ). По итогам 10 мес 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. инфляционный индекс в общем приросте объема продаж для брэндированных генериков, оригинальных и традиционных ЛС в денежном выражении составил более 50%, а для генерических генериков — всего 35,6%.В этом сегменте в основном сконцентрированы ЛС украинского производства, которые в меньшей степени ощутили на себе влияние инфляционных процессов.

Отметим, что в активной промоции среди врачей и фармацевтов находятся брэндированные генерики и традиционные ЛС. И для них отмечают наибольший объем инвестиций в прямую ТВ-рекламу.

Несмотря на многие перипетии, выпавшие на судьбу отечественного фармрынка за последний год, он активно развивается. Здесь появляются новые препараты — их количество постепенно увеличивается. И хотя на рынке превалируют брэндированные генерики и традиционные ЛС, здесь есть место всем!

Оксана Сергиенко
Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: 0(44) 585-97-10 или e-mail: [email protected]
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті