Фармаконадзор в Украине: новый этап развития

3–4 декабря 2009 г. в Киеве состоялась вторая научно-практическая конференция с международным участием «Безопасность лекарств: от разработки до медицинского применения», организованная МЗ Украины, АМН Украины, ГП «Государственный фармакологический центр» (ГФЦ) МЗ Украины. Ее работа была посвящена обсуждению актуальных вопросов методологии, организации и осуществления надзора за безопасностью лекарственных средств (ЛС) в процессе их разработки и медицинского применения в Украине, проведения анализа рационального использования бюджетных средств, качества оказываемой фармакотерапии, фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии, оценки значимости составляющих формулярной системы и подходов к ее внедрению.

Фармаконадзор в Украине: новый этап развития

Виктор Чумак
В. Т. Чумак

Система надзора за использованием ЛС в Украине создана, ее структура оптимизирована (рис. 1), и она работает! Это отмечали Виктор Чумак, директор ГФЦ МЗ Украины, Алексей Викторов, профессор, консультант Управления пост­регистрационного надзора ГФЦ МЗ Украины (далее — Управление), Елена Матвеева, начальник Управления, другие участники конференции.

Знаменательно, что сейчас, когда сбор и анализ сообщений от врачей и производителей уже налажены, мы проходим новый этап становления системы, а именно — внедрение мониторинга безопасности ЛС как составляющей формулярной системы, — подчеркнул в своем докладе главный идеолог отечественного фармаконадзора, один из его основоположников А. Викторов.

А. П. Викторов
А. П. Викторов

Важно, что в стране начиная с 1996 г. создано правовое поле для работы фармаконадзора, при этом, по словам профессора, за основу взят международный опыт, но, кроме этого, учтены особенности отечественного законодательства. Краеугольный камень нормативно-правовой базы по фармаконадзору — требования Всемирной организации здраво­охранения (ВОЗ) к ЛС, его эффективности, безопасности и качеству, — отметил А. Викторов. Основной критерий, применяемый в этой сфере, — соотношение риск/польза, на котором базируется рациональная фармакотерапия как составляющая доказательной медицины.

Е. В. Матвеева
Е. В. Матвеева

Надзор за применением ЛС в Украине, как отметил В. Чумак, осуществляют Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств (далее — Гослекинспекция), ГФЦ МЗ Украины и местные органы управления здравоохранением (см. рис. 1). На конференции много говорили о необходимости внедрения системы мер, обес­печивающих взаимодействие Гослекинспекции и ГФЦ МЗ Украины (об этом — в следующих публика­циях).

Координатором осуществления фармаконадзора в Украине является ГФЦ. Его структурное подразделение Управление пострегистрационного надзора, получает, обрабатывает и анализирует информацию о побочных реакциях (рис. 2). В последние годы усовершенствована его структура, что позволило оптимизировать работу и расширить возможности профессионального совершенствования сотрудников, отметил А. Викторов. Сегодня 27 региональных отделений хорошо укомплектованы кад­рами (количество сотрудников составляет 77, из них 39% имеют ученую степень), в том числе внештатными специалистами, среди которых главные специалисты региональных управлений здравоохранения по специальности «терапия». Особенно активно сообщения о побочных реакциях ЛС поступают в отделения АР Крым, Харьковского Луганского, Днепропетровского, Винницкого регионов, городов Кие­в и Севастополь. Схему получения информации о побочных реакциях ЛС в Украине представила Е. Матвеева (рис. 3).

рис. 1

рис. 2

рис. 3

В случае необходимости, например при возникновении чрезвычайных ситуаций или при пере­регистрации ЛС, Управление дает рекомендации, на которые опирается в своих решениях МЗ Украины.

Сообщения о побочных реакциях сегодня предоставляют только примерно 40% лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ). Но раньше абсурдная ситуация, когда на нескольких сотнях коек за весь год не регистрировали ни одной побочной реакции, была еще более распространена. С 2001 г. МЗ требует раз в год подавать форму государственной отчетности «69- здоров», где отображают все побочные реакции ЛС, отмеченные в ЛПУ региона. Однако руководящие структуры здравоохранения недооценивают важность этой отчетности в отношении оценки побочных реакций ЛС.

рис. 4

Между тем, ежегодно поступает около 5–7 тыс. спонтанных сообщений о подозреваемых побочных реакциях ЛС (рис. 4), и база данных Управления включает сегодня около 40 тыс. сообщений с установленной причинно-следственной связью, — это неплохой показатель, отметил А. Викторов. Среди ЛПУ, предо­ставляющих информацию, преобладают центральные районные больницы (ЦРБ) — 30%, городские клинические больницы (ГКБ) — 19% и поликлиники для взрослых — 28,4% (таб­лица). Особенно настораживает, как подчеркнул А. Викторов, очень низкая активность роддомов и педиатрических отделений. То же касается госпиталей, хотя подавать сообщения о побочных реакциях должны все учреждения здравоохранения независимо от подчинения и формы собственности.

Таблица Участие ЛПУ в репортировании о случаях побочных реакций ЛС при их медицинском использовании
ЛПУ Количество, %
ЦРБ 30,1
ГКБ 18,9
Поликлиники (не городские) 28,4
Городские поликлиники 13,6
Диспансеры 7,8
Областные клинические больницы 5,3
Станции скорой медицинской помощи 2,1
Детские поликлиники 1,8
Детские больницы 1,6
Центры СПИД 1,6
Госпитали 1,3
Амбулатории 0,7
Больницы скорой помощи 0,6

С производителями, отметил А. Викторов, ведется четкая планомерная работа. Так, в процессе подготовки новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах» достигнуто согласие относительно ведущей роли производителя в осуществлении фармаконадзора. Кроме того:

  • во всех компаниях и на производстве назначены лица, ответственные за осуществление фармаконадзора;
  • регулярно проводятся тренинги сотрудников по вопросам фармаконадзора;
  • все владельцы регистрационных свидетельств/производители предоставляют периодически обновляемые отчеты о безопасности (periodic safety update report — PSUR) в составе перерегистрационных материалов;
  • значительное количество компаний регулярно, в соответствии с действующим законодательством, предоставляют сообщения по форме, разработанной Советом международных медицинских научных организаций (Council of international organizations of medical scien­ces — CIOMS).

Активность производителей будет значительно выше после включения раздела «Фармако­логический надзор» в Закон Украины «О лекарственных средствах».

Совместно с производителями, отметил А. Викторов, проводится усовершенствование нормативной базы, методических рекомендаций и публикаций по вопросам фармаконадзора. Постоянно проводятся семинары, тренинги, индивидуальные консультации для сотрудников фармацевтических компаний (ежегодно — не менее 400).

Пожалуй, самая интересная инициатива со стороны производителей — изучение профиля безопас­ности препаратов при их медицинском применении, которое охватило уже несколько десятков тысяч пациентов. А. Викторов привел пример исследования нескольких препаратов для лечения заболеваний сердечно- сосудистой системы, которые недавно закончила компания «Фармак». Их участниками стали 11 тыс. пациентов — еще 10 лет тому назад о подобном и помыслить было страшно, — признался профессор.

рис. 5Одним из чрезвычайно важных направлений работы Управления является проведение специализированной экспертной оценки PSUR. В 2007 г. производители предоставили 1334, в 2008 г. — 1891, а в І кв. 2009 г. — 916 PSUR (рис. 5). Хотя регулярное поступление PSUR налажено, существует ряд проблем:

  • побочные реакции, оцененные как достоверные, должны быть своевременно, по мере выявления отражены в краткой характеристике (Summary of Product Charac­teristics — SmPC) и других документах компании;
  • производители генерических ЛС должны устранить несоответствия в информации относительно безопасности своих препаратов таковой у оригинальных, отра­зить это в SmPC, PSUR и других документах компании;
  • большинство побочных реакций, представленных в PSUR относительно ЛС зарубежного производства, произошли не в нашей стране, поэтому сбор информации о таковых представительствами зарубежных производителей в Украине требует усовершенствования;
  • часто возникает ситуация, когда в какой-либо стране в информацию относительно безопасности вносят изменения и дополнения. Сделать то же самое в Украине производитель иногда отказывается. Во избежание возникновения такой проблемы необходимо обеспечить централизованное обновление информации относительно безопасности препарата во всех документах компании.

За последние год-два в Украине принят ряд нормативно-правовых документов, на основании которых будет осуществляться мониторинг эффективности и безопасности ЛС в стационарах — ретроспективный и проспективный анализ и сбор демо­графических, социальных и медицинских данных всех поступающих пациентов с целью активного выявления всех побочных реакций.

Мониторинг предусматривает два этапа экспертизы фармакотерапевтических назначений (первичная — не позднее 48 ч с момента госпитализации, и заключительная — не позднее 48 ч с момента выписки), что подтверждается записью в медицинской карте стационарного больного. Это позволит адекватно и рационально оценить все ЛС, которые применяли в стационаре, а также принять адекватные решения относительно дальнейшего применения тех или иных ЛС.

Важно то, что в ходе мониторинга получают информацию обо всех ЛС — как вошедших, так и не вошедших в локальный формуляр. Мониторинг стационаров даст возможность обновлять локальный формуляр на объективной основе. То есть сегодня начинается процесс передачи рекомендаций относительно рационального применения ЛС «снизу вверх», другими словами — от звена практического здравоохранения. Пилотное исследование «Мониторинг безопасности и эффективности ЛС» уже проводится в Житомирской обл. (об этом — в следующих публикациях).

Отдельного внимания заслуживает также журнал «Рациональная фармакотерапия», в котором публикуют отечественные и мировые данные по безопасности и эффективности ЛС.

Причинами недостаточной активности информирования о побочных реакциях ЛС А. Викторов назвал прежде всего дефекты образования и опасения по поводу возможных административных последствий и ответственности в случае необоснованной терапии ЛС. Необходимо уделять больше внимания преподаванию клинической фармакологии, а также вопросам побочных реакций и фармаконадзора в вузах. В связи с этим А. Викторов обратил внимание, в частности, на опыт Российской Федерации, где курсу клинической фармакологии в подготовке врачей отведено в общей сложности 200 ч (начиная с 1987/1988 учебного года), тогда как в Украине — 32 ч.

Вот некоторые из заданий на будущее, предложенных, без преувеличения, корифеем фармако­надзора нашей страны:

  • четкое определение роли клинического провизора в учреждениях здравоохранения и организация предаттестационных циклов для этих специалистов;
  • внедрение метода мониторинга стационаров в отношении безопасности и эффективности ЛС на государственном уровне;
  • внедрение формулярной системы;
  • создание call-центра на межведомственном уровне (ассоциации производителей, Управления, Департамента регуляторной политики в сфере обращения ЛС и изделий медицинского назначения, Гослекинс­пекции, общественных организаций);
  • разработка и внедрение широкого комп­лекса мер взаимодействия системы фармаконадзора и Гослекинспекции;
  • активизация сотрудничества с профессиональными ассоциациями, научными врачебными сообществами, ведущими клиническими центрами и организациями АМН и МЗ Украины;
  • осуществление и проведение различных видов анализа по рациональному использованию бюджетных средств, оценки фармакотерапии и качества оказания медицинской помощи.
Дарья Полякова, фото Любови Столяр
Нормативная база по фармаконадзору Украины

Закон Украины «О лекарственных средствах», 1996 г., с изменениями и дополнения­ми 1998 г.

Приказ МЗ Украины от 27.12.2006 г. № 898 «Об утверждении Порядка осуществления фармаконадзора за побочными реакциями лекарственных средств, разрешенных для медицинского применения»

Приказ МЗ Украины от 24.07.2009 г. № 531 «Об утверждении Порядка осуществ­ления мониторинга безопасности и эффективности в стационарах учреждений здравоохранения»

Приказ МЗ Украины от 01.09.2009 г. № 654 «Об утверждении Плана мер улучшения осуществления пострегистрационного надзора за безопасностью и эффективностью лекарственных средств и мониторинга безопасности и эффективности лекарственных средств в учреждениях здравоохранения»

Резолюция Второй научно-практической конференции «Безопасность лекарств: от разработки до медицинского применения»

Вторая научно-практическая конференция с международным участием «Безопасность лекарств: от разработки до медицинского применения», которая состоялась 3–4 декабря 2009 г. в Киеве, была организована МЗ Украины, АМН Украины, ГП «Государственный фармакологический центр» (ГФЦ) МЗ Украины. Ее проведение обусловлено необходимостью обсуждения актуальных вопросов методологии, организации и осуществления надзора за безопасностью лекарственных средств в процессе их разработки и медицинского применения в Украине, проведения анализа рационального использования бюджетных средств, качества оказываемой фармакотерапии, фармакоэкономики и фармакоэпидемиологии, оценки значимости составляющих формулярной системы и подходов к ее внедрению.

Программа конференции включала пленарное, секционные заседания, круглый стол. В рамках мероприятия состоялся обучающий семинар «Мониторинг использования лекарственных средств».

В работе конференции приняли участие представители ВОЗ, сотрудники регуляторных органов стран СНГ (Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана) и Украины, представители практического здравоохранения, провизоры, руководители органов управления здравоохранением, ведущие ученые научно- исследовательских институтов, преподаватели медицинских и фармацевтических высших учебных заведений, представители ассоциаций производителей лекарственных средств, представители/производители лекарственных средств, в том числе из Германии, Франции, России. Общее количество участников конференции составило 418 человек.

На форуме обсуждались различные организационные и методические проблемы, связанные с безопасностью лекарств, состоянием и перспективами системы фармаконадзора, внедрения формулярной системы, а именно: роль регуляторных органов, производителей лекарственных средств и врачей в осуществлении контроля за безопасностью лекарств, вопросы свое­временности принятия соответствующих регуляторных решений, обучения врачей и провизоров, подготовки специалистов в сфере фармаконадзора; а также вопросы составляющих и внедрения формулярной системы. Был представлен глубокий научный анализ особенностей развития и течения побочных реакций лекарственных средств, рассматривались методы изучения, профилактики, лечения побочных реакций лекарств, их фармако­экономической оценки.

В ходе конференции обсуждались вопросы гармонизации взаимодействия регуляторных органов и отраслевых объединений, инспектирования системы фармаконадзора на локальном и государственном уровнях, осуществления сбора информации методом мониторинга стациона­ров по вопросам эффективности и безопасности лекарственных средств, внедрения формулярной системы.

Вторая научно-практическая конференция «Безопасность лекарств: от разработки до медицинского применения» констатирует, что МЗ Украины проведена большая работа в осуществлении надзора за безопасностью лекарственных средств на этапах разработки и широкого медицинского применения.

В настоящее время в Украине освоена и внедрена система спонтанных сообщений, налажена активная методическая и организационная деятельность Управления послерегистрационного надзора и региональных отделений ГФЦ МЗ Украины по вопросам фармаконадзора; сведения о побочных реакциях лекарственных средств включены в государственную медицинскую статистическую отчетность, проводятся исследования профиля безопасности лекарственных средств в пострегистрационный период; разработаны учебные планы и программы пред- и постдипломной подготовки врачей и провизоров по вопросам контроля побочных реакций лекарственных средств, налажены международные связи. Основой осуществления фармакологического надзора в Украине стали Директива Европейского парламента и Совета ЕС от 06.11.2001 г. № 2001/83 ЕС, постановление Совета ЕС от 22.07.1993 г. № 2309/93, а также Правила ЕС в отношении фармаконадзора за лекарственными препаратами для человека и для применения в ветеринарии (Volu­me 9 — Pharmacovigilance Medicinal Products for Human and Veterinary use), разработанные Международной конференцией по гармонизации (International Conference on Harmonisation — ICН) и принятые в Европейском Союзе, которые были представлены в Украине в книге «Фармацевтический сектор: фармако­надзор за лекарственными препаратами для человека»/Под ред. А.В. Стефанова (пред. редкол.), Т.А. Бухтиаровой, В.И. Мальцева, В.Г. Варченко, А.П. Викторова; авт.-сост.: Н.А. Ляпунов, Л.И. Ковтун, Е.П. Безуглая и др. — К.: МОРИОН, 2003. — 216 с.

Несмотря на наличие достижений в области организации и осуществления фармаконадзора в Украине, остается ряд проблем, подходы к решению которых четко определены в Дорожной карте МЗ Украины в фармацевтическом секторе (2008–2011 гг.):

I. Законодательные:

  • необходимость принятия новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах» с учетом требований к контролю за безопасностью лекарственных средств;
  • наличие соответствующей законодательной базы для медицинского страхования.

II. В сфере здравоохранения:

  • внедрение формулярной системы;
  • утверждение обоснованных стандартов, протоколов лечения, включая фармакотерапию;
  • подготовка высококвалифицированных кадров для системы контроля за безопасностью лекарственных средств: для производителя (клинических фармацевтов), здравоохранения и регуляторных органов (по опыту зарубежных стран — врачей — клинических фармакологов);
  • создание условий и внедрение системы мониторинга побочных реакций (овладение методами проведения фармако­экономических, фармакоэпидемиологических исследований).

III. В фармацевтическом секторе:

  • обязательное активное участие производителей лекарственных средств в надзоре за их безопасностью;
  • совершенствование организационно-методической помощи регуляторной системы производителям лекарственных средств в создании соответствующей инфраструктуры;
  • дальнейшая оптимизация взаимодействия системы контроля качества лекарственных средств и фармаконадзора;
  • активное привлечение к осуществлению контроля за безопасностью лекарственных средств как источника информации сети аптечных учреждений (независимо от форм собственности).

В связи с изложенным выше Вторая научно-практическая конференция констатирует и предлагает:

1. Считать целесообразным проведение третьей конференции по безопасности применения лекарственных средств в 2012 г. (дата проведения конференции может быть пересмотрена и перенесена на 2013 г. в зависимости от экономической ситуации в стране).

2. Внести предложение о включении в Реестр съездов, конгрессов, симпозиумов и научно-практических конференций МЗ Украины и АМН Украины, запланированных на 2012 г., Третьей научно-практической конференции «Безопасность лекарственных средств: от разработки до медицинского применения».

3. Рекомендовать ГФЦ МЗ Украины совместно с МЗ Украины, ассоциациями производителей лекарственных средств, тренинговыми центрами способствовать организации и проведению обучающих семинаров и школ по вопросам безопасности лекарств для врачей, провизоров, фармацевтов, студентов медицинских и фармацевтических вузов, научных работников, производителей лекарственных средств, учитывая между­народный и собственный опыт в сфере фармаконадзора. Способствовать изданию руководств, методических рекомендаций, нормативных документов, связанных с вопросами безопасности лекарственных средств, для расширения и углубления знаний и реализации задач, стоящих перед участниками фармакологического надзора.

4. Опубликовать резолюцию конференции в журналах «Вісник фармакології та фармації», «Український медичний часопис», «Рациональная фармакотерапия», «Провизор», газетах «Еженедельник АПТЕКА», «Новости медицины и фармации», «Здоров’я України», «Ваше здоров’я», а также в специализированных медицинских изданиях, разместить ее на официальном сайте ГФЦ МЗ Украины.

5. МЗ Украины и АМН Украины при проведении ежегодных профильных научных форумов включать в их программу вопросы безопасности использования лекарственных средств.

6. Считать целесообразным координировать осуществление фармаконадзора в Украине со стандартами Европейского Союза, в том числе с использованием технической, организационной и методической помощи ЕС, ЕМЕА и ВОЗ.

7. ГФЦ МЗ Украины под руководством МЗ Украины разработать конкретный план меро­приятий, который бы донес информацию о мониторинге стационаров по вопросам эффективности и безопасности лекарственных средств, формулярной системе до каждого учреждения здравоохранения и способствовал их внедрению в масштабах страны.

8. В номенклатуру специальностей внести специальность «клинический фармаколог».

Директор ГП «Государственный
фармакологический центр» МЗ Украины
В.Т. Чумак
Начальник Управления
пострегистрационного надзора
ГП «Государственный фармакологический
центр» МЗ Украины
Е.В. Матвеева
Консультант Управления
пострегистрационного надзора
ГП «Государственный фармакологический
центр» МЗ Украины
А.П. Викторов
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті