Основные тенденции развития международного фармрынка

Доклад Владислава Страшного, профессора, доктора фармацевтических наук, кавалера ордена «За заслуги» III степени, заслуженного деятеля науки и техники Украины, главы украинского представительства крупнейшей в мире фармацевтической компании «Пфайзер», сопредседателя медицинского комитета Американской торговой палаты, председателя Ассоциации международных фармацевтических производителей, был посвящен анализу развития международного фармацевтического рынка.

Владислав Страшный

Владислав Страшный

Как отметил В. Страшный, в настоящее время фармацевтическая отрасль функционирует в довольно сложных условиях, характеризующихся усилением государственного регулирования, ужесточением требований к дистрибуции, повышением сложности разработки препаратов и увеличением связанных с этим затрат и риска. Компании испытывают значительное давление со стороны конкурентов, в том числе в связи с утратой маркетинговой эксклюзивности препаратов. Нельзя не отметить такие тенденции, как изменение демографической ситуации (старение населения) и приоритетов исследований и возрастающее влияние ассоциаций защиты прав потребителей, что важно для определения ценовой политики.

Несколько лет тому назад темпы роста объема мирового фармацевтического рынка начали замедляться, и аналитики отмечали, что эта тенденция может быть преодолена путем повышения эффективности процесса исследований и разработок с выведением на рынок большего количества препаратов. Однако, несмотря на увеличение объемов инвестиций, этот показатель не повышается (PhRMA, 2000). В 2003–2004 гг. на мировой рынок были выведены соответственно 30 и 31 новый активный фармацевтический ингредиент — наименьшее количество за последние 25 лет (IMS Health, 2005), и финансовые показатели деятельности фармацевтической отрасли в целом существенно ухудшились. В 2003 г. среди наиболее прибыльных компаний мира фармацевтических уже не было, тогда как в 2002 г. в первую десятку входили 3 представителя БОЛЬШОЙ ФАРМЫ («Fortune 500», 2004). Прибыльность отрасли второй год подряд имеет отрицательные значения, тогда как средний показатель компаний, вошедших в рейтинг «Fortune 500», составил 20,3%. Отношение цены к величине дохода акции (Price to earning ratio) в 2004 г. был равен 17, а в теперь уже далеком 1998 г. — 40. Общая капитализация предприятий большой фармы с декабря 1999 г. по декабрь 2004 г. снизилась на 24%, тогда как в других сегментах фармацевтической отрасли (предприятия, производящие биотехнологические продукты, медицинское оборудование) существенно возросла (Trombetta B., 2005).

Стоимость создания лекарственного средства до получения его одобрения в FDA по сравнению с таковой в начале 1980-х годов составляет около 900 млн дол. США (ABPI, 2004). В 2000 г. стоимость проведения клинических исследований составила 466 млн дол., что в 4 раза больше, чем в 80–е годы ХХ в., и доля этих затрат в общих расходах на создание препарата увеличилась с 33% в 1990 г. до 58% в 2000 г. (Grabowski H., 2002). К тому же далеко не все новые лекарственные вещества успешно проходят доклинические исследования и выводятся на рынок: такая судьба ждет примерно пятую часть из них (DiMasi J.A., 2003).

Помимо увеличения затрат, связанных с разработкой новых препаратов и выведением их на рынок, инновационный процесс осложняется жесткой конкуренцией между компаниями, создающими лекарственные средства, принадлежащие к одному и тому же терапевтическому классу. Вследствие этого интересы исследователей перемещаются в сторону разработки препаратов для терапии трудноизлечимых заболеваний. Процессы, происходящие в инновационном секторе фармацевтической отрасли, можно охарактеризовать как наступление новой эры ее развития, положительными факторами которой являются скрининг большего количества новых активных фармацевтических ингредиентов, лучший их отбор на доклиническом этапе и быстрое проведение ранних стадий клинических испытаний.

В настоящее время в связи с увеличением объема мирового рынка, перешагнувшего в 2004 г. 500-миллиардный рубеж, и процессами глобализации отрасли роль международных фармацевтических компаний в развитии систем здравоохранения разных стран повышается. Во всем мире из года в год увеличиваются расходы на потребление лекарственных средств и на содержание системы здравоохранения в целом. По этому показателю между разными странами существуют значительные отличия. Так, затраты 20% государств с наибольшими объемами финансирования в 16 раз превышают таковые 20% с наименьшими (UCSC, 2004). Этот показатель, а также доступность здравоохранения для потребителя, как правило, зависят от уровня экономического развития страны. Например, Индия и Китай, переживающие экономический старт, характеризуются низкой доступностью здравоохранения для широких слоев населения: его услугами пользуется примерно 1/10 часть представителей общества с высоким уровнем доходов. В странах, вступивших в период бурного экономического развития (Россия, Мексика, Бразилия), верхушка общества пользуется «суперздравоохранением», а еще примерно 20% — обычными услугами предоставления медицинской помощи. В странах, экономическое развитие которых описывают как возрождение (ЮАР, страны Восточной Европы, Аргентина), сравнительно бoльшая часть граждан пользуется услугами как «супер-», так и обычного здравоохранения. И наконец, в таких государствах, как Япония, Западная Европа и США, услуги здравоохранения доступны большинству граждан, а третья часть из них приобщилась к «суперздравоохранению».

Соответственно смене периодов экономической эволюции страны изменяется и отношение к услугам здравоохранения в обществе. Гражданам стран, переживающих начало бурного экономического роста, свойственно недовольство здравоохранением, и они прибегают к его услугам в основном в случае угрозы для жизни. В обществе, где период бурного экономического развития проходит, увеличивается количество людей, стремящихся вкладывать больше средств в укрепление и восстановление собственного здоровья. На этом этапе может распространяться тенденция обращения к врачу при малейшем дискомфорте, что свойственно так называемым «маньякам здравоохранения». Наконец, высокий уровень развития общества характеризуется развитием ответственного отношения к здравоохранению, при котором к врачу обращаются в случаях серьезного ухудшения здоровья, а в остальных случаях прибегают к самолечению.

Принимая активное участие в развитии здравоохранения и общества в целом, представители фармацевтической отрасли могут выступать со следующими инициативами. Во-первых, необходимо донесение до широких слоев населения информации о ценности инноваций, предпринимаемых фармацевтической отраслью, а также изменение восприятия ее деятельности представителями общества путем активного совместного участия в обсуждении различных проблем. До недавнего времени специалисты, занимающиеся экономикой здравоохранения, сходились во мнении, что система здравоохранения только отчасти влияет на продолжительность жизни и показатели состояния здоровья. Но результаты некоторых недавно проведенных исследований свидетельствуют, что экономические выгоды, связанные с инновациями в медицине, существенно превышают расходы (Culter D., McClellan M., 2001). Выведение на рынок новых активных фармацевтических ингредиентов в период с 1986 по 2000 гг. обеспечило продление жизни в среднем на 0,79 года, что составило 40% от общего увеличения средней продолжительности жизни. Ежегодно в этот период в связи с выведением на рынок новых молекулярных субстанций этот показатель повышался на 0,056 года (Lichtenberg F.R., 2003).

Во-вторых, с целью эффективного информирования о ценности того или иного лекарственного препарата необходимо тщательно мониторировать практику ценообразования и способствовать увеличению объема возмещаемых потребителю затрат. Результатом этого должно стать обеспечение включения инновационного продукта в отлаженную систему ценообразования и возмещения расходов на приобретение лекарственных средств.

В-третьих, необходимо способствовать становлению современной системы здравоохранения, ориентированной преимущественно на удовлетворение нужд и растущих потребностей пациентов, а не самой системы. Ее функционирование позволяет рассматривать расходы на сохранение и укрепление здоровья как долговременные инвестиции. Такой подход будет способствовать тому, что здоровье станет продуктивным фактором рыночной экономики.  n

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*