Мал золотник, да дорог! Рынок аптечных продаж ЛС Молдовы

MолдоваMолдова — маленькая страна, неотъемлемая часть Европы. Ее живописные просторы с зелеными холмами, пасторальными деревнями, спокойной гладью озер и бескрайними полями подсолнечников пропитаны самобытным обаянием. А винодельческие таланты этой страны и вовсе являются темой отдельного разговора… Возвращаясь к наиболее интересной для нас теме, поговорим о развитии рынка аптечных продаж лекарственных средств (ЛС) Молдовы по итогам 9 мес 2009 г. За основу в настоящем исследовании были взяты данные системы «Мониторинг розничных продаж», разработанной российским «Центром маркетинговых исследований «Фарм­эксперт».

МЕТОДОЛОГИЯ

В предлагаемой публикации будет представлен анализ рынка аптечных закупок ЛС Молдовы. Данные системы «Мониторинг розничных продаж» российской исследовательской компании «Фарм­эксперт» представляют собой информацию об объеме закупок ЛС аптечными учреждениями в оптовых ценах согласно данным дистрибьюторов. Преимущественное внимание мы уделили данным о розничных закупках ЛС в пере­счете на розничные цены. Следует отметить, что в обзоре также были учтены данные относительно объемов закупок ЛС, страна происхождения которых не определена (в разрезе импортных и молдавских препаратов). Для упрощения понимания развития розничных закупок ЛС при распределении долей между зарубежными и молдавскими препаратами доля таких ЛС (страна происхождения которых не была определена) была разнесена в равных пропорциях между этими сегментами. В рамках этой системы данных деление на Rх и OTC производилось в соответствии с реестрами ЛС в Молдове.

О СТРАНЕ

Молдова — небольшое государство на юго-востоке Европы площадью 33,7 тыс. км2. Граничит с Украиной на севере, востоке и юге и Румынией на западе. Общая численность населения страны составляет около 3,5 млн человек. Мы заведомо упомянули небольшие масштабы страны, чтобы предупредить скромные показатели ее розничного рынка ЛС.

Молдова снискала печальную славу самой бедной страны в Европе. По данным Международного валютного фонда, в 2008 г. ВВП на душу населения Молдовы составил 2,5 тыс. дол. США. Согласно данным издания «Независимая Молдова» (www.nm.md), в 2008 г. расходы на здравоохранение составляли 5,8% ВВП. Для этой страны отмечают успешный опыт внедрения системы реимбурсации. По данным Национального бюро статистики Республики Молдова (www.statistica.md), среди причин смерти в стране на первом месте стоят сердечно-сосудистые заболевания, за ними следуют онкологические заболевания и патология органов пищеварения. Согласно обменному курсу Национального банка Молдовы (www.bnm.org) по состоянию на 4 декабря 2009 г. 1 доллар эквивалентен 11,1 молдавским леям.

РЫНОК ЛС

рис. 1

По итогам 9 мес 2009 г. объем аптечных продаж ЛС Молдовы составил 1,2 млрд молдавских леев за 31,3 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года темпы прироста/убыли составили соответственно +1,3% в денежном и –1,5% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте аптечными учреждениями Молдовы было реализовано ЛС на сумму 108,7 млн дол., что на 3,6% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (рис. 1). На розничном рынке ЛС Молдовы в этот кризисный год значительного падения объемов продаж не зафиксировано, отмечают лишь замедление темпов прироста в денежном выражении. Таким образом, объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в течение 2007–2009 гг. оставался стабильным на уровне 31,5–31,7 млн упаковок, а наращение выручки было обусловлено исключительно повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС.

Если же взглянуть на поквартальную динамику, то в 2007 и 2008 г. наблюдались волнообразные колебания, особенно в натуральном выражении — в I кв. отмечали максимальный объем аптечных продаж ЛС, который к III кв. развивался по нисходящей, а к концу года вновь набирал обороты (рис. 2, 3). На протяжении текущего года наибольший вклад в суммарную выручку от аптечных продаж за 9 мес в денежном выражении был обеспечен в III кв. — 437 млн леев, в натуральных величинах во II кв. — 10,9 млн упаковок.

рис. 2рис. 3

На молдавском розничном рынке ЛС доминируют препараты зарубежного производства. По итогам 9 мес 2009 г. на розничном рынке Молдовы на долю ЛС зарубежного производства приходилось 92% в денежном и 79% в натуральном выражении, соответственно локальные фармкомпании обеспечивали потребности рынка на 8 и 21%. Причем по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года удельный вес ЛС молдавского производства увеличился на 1% в денежном и 2,5% в натуральном выражении. Пусть и незначительное, но усиление присутствия на рынке молдавских препаратов обусловлено опережающими темпами их развития в анализируемый период — +22,3 и +20,0% в денежном и натуральном выражении соответственно, в то время как для зарубежной продукции эти показатели составили +0,3 и –5,3% по сравнению с 9 мес 2008 г. Наибольший разрыв в развитии сегментов импортных и молдавских ЛС наблюдался во II кв. 2009 г. — темпы прироста/убыли составили –11% и +30% в денежном и –11% и +56% в натуральном выражении, в результате чего их долевое участие достигло пропорции 90:10 и 72:28 соответственно. Хотя уже в III кв. ситуация начала выравниваться и оба сегмента продемонстрировали положительную динамику объема аптечных продаж ЛС (см. рис. 2, 3).

рис. 4В анализируемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС на розничном рынке Молдовы составила 38,3 лея, что эквивалентно 3,5 дол., а темпы ее прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составили +2,8 и –2,1% соответственно. В разрезе препаратов зарубежного и локального производства, средневзвешенная стоимость которых составляет 44,8 лея (4,1 дол.) и 13,8 лея (1,2 дол.) соответственно, темпы прироста первых опережают средне­рыночные. Так, по сравнению с 9 мес 2008 г. средне­взвешенная стоимость 1 упаковки зарубежных ЛС повысилась на 6%. Ежеквартальные колебания средневзвешенной стоимости 1 упаковки тесно коррелируют с волнообразной динамикой развития аптечных продаж ЛС (рис. 4). Отметим, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС на розничном рынке Молдовы в целом по итогам 9 мес 2009 г. составила 3,5 дол., в то время как для Украины этот показатель был на уровне 1,9 дол.

В разрезе географической структуры на рынке Молдовы среди зарубежных ЛС в денежном выражении лидирует продукция из Германии, на ее долю в анализируемый период приходилось 18,5% (табл. 1). Так, по итогам 2009 г. розничная выручка от реализации препаратов немецкого производства составила 204,4 млн леев. На 2-м и 3-м местах расположились ЛС производства Венгрии и Индии. Украина в этом рейтинге попала на 6-ю строчку с долей 4,8%. Суммарная доля топ-10 стран аккумулировала в денежном выражении 71,1% общего объема аптечных продаж ЛС зарубежного производства. В натуральном выражении на 1-м месте по итогам 9 мес 2009 г. была Украина с долей 14,7%. За ней следовали Германия и Индия. Суммарная доля первой десятки стран в натуральных величинах составила 76,2%. Отметим, что максимальные темпы прироста аптечных продаж по итогам 9 мес в денежном и натуральном выражении продемонстрировали препараты из Турции — 60 и 61% соответственно. А наибольшие темпы убыли были зафиксированы в денежном выражении для ЛС французского производства (–22%), а в натуральном — для российских препаратов (–29%).

Таблица 1 Рейтинг крупнейших стран — поставщиков ЛС в Молдову по объему аптечных продаж зарубежных препаратов в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием их долей в общем объеме закупок ЛС зарубежного производства
№ п/п Денежное выражение Натуральное выражение
Страна Доля, % Страна Доля, %
1 Германия 18,5 Украина 14,7
2 Венгрия 12,8 Германия 11,6
3 Индия 6,7 Индия 9,0
4 Польша 5,1 Венгрия 7,5
5 Франция 4,9 Россия 7,5
6 Украина 4,8 Беларусь 7,5
7 Словения 4,7 Вьетнам 5,4
8 Турция 4,6 Польша 4,8
9 Вьетнам 4,5 Турция 4,2
10 Россия 4,4 Словения 3,9
Топ-10 71,1 Топ-10 76,2

По итогам 9 мес 2009 г. на молдавском розничном рынке ЛС была представлена продукция 22 локальных производителей, лидирующую позицию среди которых заняла компания «Фармако». На ее долю в анализируемый период приходилось 1,2% общего объема аптечных продаж ЛС и 16,2% объема аптечных продаж препаратов молдавского производства в денежном выражении.

В разрезе рецептурного статуса в денежном и натуральном выражении преобладают рецептурные препараты, на их долю по итогам 9 мес 2009 г. приходилось 65 и 53% общего объема розничных продаж ЛС. Сегмент безрецептурных препаратов соответственно аккумулировал 35 и 47%. Отметим, что по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем аптечных продаж рецептурных ЛС в денежном выражении увеличился на 2,6%, в то время как для безрецептурных была отмечена убыль на уровне –2,4%. В натуральных величинах наблюдалась почти аналогичная ситуация с точностью до наоборот (–2,3% и +0,02% соответственно). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных ЛС в анализируемый период составила 46 леев (4,2 дол.), а безрецептурных — 28 леев (2,5 дол.).

Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС Молдовы в 2007–2009 гг. оставалась практически стабильной. В анализируемый период наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечили препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 222 млн леев. За ними следовали ЛС, отнесенные к группам С «Средства, влияющие на сердечно- сосудистую систему» (148,4 млн леев) и J «Противо­микробные средства для системного применения» (148,2 млн леев). В состав топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему розничных продаж ЛС также вошли препараты групп N «Средства, действующие на нервную систему» и R «Средства, действующие на респираторную систему». Суммарная доля этой пятерки аккумулировала 61,4% общего объема аптечных продаж ЛС Молдовы по итогам 9 мес 2009 г.

Таблица 2 Топ-10 брэндов по объемам аптечных закупок ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2007 и 2008 г.
Брэнд № п/п, год
2009 г. 2008 г. 2007 г.
ДИРОТОН 1 2 3
НОРМОДИПИН 2 22 29
ВИТРУМ 3 1 1
НИМЕСИЛ 4 13 16
КОКАРНИТ 5 145 1859
МЕЗИМ ФОРТЕ 6 6 15
МИКОСИСТ 7 10 12
АУГМЕНТИН 8 15 11
ФЛУКОНАЗОЛ 9 28 94
ЭНАП 10 3 5

Среди брэндов ЛС по объему аптечных продаж ведущую позицию по итогам 9 мес 2009 г. занимал препарат ДИРОТОН (табл. 2). По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. объем его продаж увеличился на 80%. На 2-й и 3-й строчках расположились НОРМОДИПИН и ВИТРУМ соответственно. Отметим, что по итогам 9 мес 2007 и 2008 г. по объему аптечной выручки лидировал препарат ВИТРУМ, который в текущем году несколько ослабил свои позиции — объем его продаж уменьшился на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Максимальные темпы прироста объема розничных продаж в рамках топ-10 брэндов продемонстрировал препарат КОКАРНИТ — +389% по сравнению с 9 мес 2008 г., переместившись со 145-го места на 5-е. Это комбинированный препарат, предназначенный для метаболической терапии при болезнях сердца и нервной системы. Суммарная доля первой десятки брэндов этого рейтинга по итогам исследуемого периода составила около 8% общего объема аптечных продаж ЛС Молдовы.

Таблица 3 Топ-10 маркетирующих организаций по объемам аптечных закупок ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2007 и 2008 г.
Маркетирующая организация № п/п, год
2009 г. 2008 г. 2007 г.
Гедеон Рихтер 1 1 1
Берлин-Хеми/Менарини 2 2 4
ГлаксоСмитКляйн 3 5 5
КРКА 4 4 2
Байер Хелскэр 5 6 11
Эгис 6 8 10
Санофи-Авентис 7 3 3
Уорлд Медисин 8 44 285
Билим Фармасьютиклс 9 19 19
Солвей Фарма 10 12 14

Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС Молдовы по итогам 9 мес 2009 г. возглавила «Гедеон Рихтер» (табл. 3). За ней следовали «Берлин-Хеми/Менарини» и «ГСК». Наибольшие темпы прироста объема розничных продаж ЛС отмечают для компании «Уорлд Медисин» — +320% по сравнению с 9 мес 2009 г. Впечатляющие темпы развития этой компании были обеспечены вышеупомянутым препаратом КОКАРНИТ . Топ-10 маркетирующих организаций в анализируемый период аккумулировала 37% общего объема аптечных продаж ЛС.

Итоги

Молдавский рынок в натуральном выражении отличается завидным постоянством, колебания заметны лишь в денежном выражении. Заслуживает внимания тот факт, что даже в кризис развитие аптечных продаж ЛС не претерпело изменений, а темпы убыли в деньгах невелики. Обращая внимание на розничный рынок ЛС Молдовы, возникают сомнения относительно утверждений о бедности этой страны ввиду весьма высокой средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС — 3,5 дол. Для сравнения в Украине этот показатель составляет 1,9 дол. Итак, стабильность — признак мастерства или следствие скромных масштабов рынка Молдовы? Очевидно лишь, что уменьшаться некуда, а потенциал для роста имеется!

Анна Шибаева
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті