Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View

Традиционно мы продолжаем аналитические обзоры деятельности операторов фармрынка Украины. О том, как стартовали аптечные продажи в I кв. 2013 г., читатели узнают из настоящей публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

В абсолютных величинах по итогам I кв. 2013 г. общий объем украинского розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 9,2 млрд грн. за 515 млн упаковок. Темпы роста розничных продаж товаров «аптечной корзины» в I кв. 2013 г. достигли 22% в денежном и 10,7% в натуральном выражении, значительно опередив аналогичные показатели предыдущего года (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2011–2013 гг.
Январь–март, год Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, %
Денежное выражение
2011 5 688 85,2 517 7,8 282 4,2 185 2,8 6 672
2012 6 405 12,6 85,1 583 12,7 7,7 314 11,4 4,2 227 22,5 3,0 7 529 12,8
2013 7 901 23,3 86,0 671 15,0 7,3 350 11,4 3,8 264 16,6 2,9 9 186 22,0
Натуральное выражение
2011 305 65,4 138 29,7 13,4 2,9 9,4 2,0 466
2012 306 0,4 65,8 135 -2,6 29,0 13,5 0,7 2,9 10,5 11,4 2,3 465 -0,3
2013 337 10,3 65,6 151 12,0 29,3 14,5 6,9 2,8 11,7 11,1 2,3 515 10,7
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

Соотношение долевого участия товаров «аптечной корзины» в структуре розничных продаж по итогам I кв. 2013 г. осталось практически неизменным по сравнению с аналогичным периодом 2011–2012 гг. Темпы прироста продаж всех категорий товаров в анализируемый период продемонстрировали положительную динамику.

Традиционно львиную долю аккумулируют лекарственные средства с двузначными темпами прироста как в денежном, так и в натуральном выражении. Треть продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении по-прежнему приходится на изделия медицинского назначения (ИМН*), что составляет 7,3% аптечной выручки.

Сегменты косметики и диетических добавок по итогам I кв. 2013 г., как и прежде, аккумулируют минимальную долю в структуре розничных продаж. В анализируемый период объем продаж косметики в денежном выражении сохранил двузначные темпы прироста минувшего года, в натуральном — динамика продаж значительно улучшилась и составила 6,9%. В сегменте диетических добавок в анализируемый период по сравнению с I кв. 2012 г. темпы прироста несколько замедлились как в упаковках, так и в деньгах.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2013 г. в среднем по аптечному рынку возросла на 10,2% и составила 17,9 грн. (рис. 1). Несмотря на то, что для всей продукции отмечается повышение средневзвешенной стоимости, это происходит гораздо меньшими темпами, нежели в аналогичный период предыдущего года. В сегменте лекарственных средств средневзвешенная стоимость 1 упаковки продолжает демонстрировать двухзначные темпы прироста. Наименьшим изменениям подверглась средневзвешенная стоимость ИМН*, по итогам года составившая 4,4 грн. Практически в 2 раза сократились и темпы прироста средневзвешенной стоимости косметики и диетических добавок — 24,2 и 22,6 грн. соответственно.

Рис. 1
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В структуре розничных продаж по итогам I кв. 2013 г. соотношение товаров украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении сохраняет тенденцию прошлых лет. В целом по рынку в натуральных единицах больший спрос отмечается для товаров, произведенных в Украине, что может быть обус­ловлено их более доступной ценовой политикой (рис. 2). Исключением является лишь сегмент ИМН*, где предпочтение отдается продукции из зарубежья. В денежном эквиваленте в структуре розничных продаж превалируют товары зарубежного производства.

Рис. 2
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Структура аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2013 г.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

С каждым годом объем рынка лекарственных средств Украины уверенно увеличивается. Динамика продаж препаратов по итогам I кв. 2013 г. продолжает демонстрировать двухзначные темпы прироста в денежном и, что является знаковым, — в натуральном выражении.

Общий объем розничного рынка лекарственных средств в анализируемый период достиг 7,9 млрд грн. за 337 млн упаковок, превысив аналогичный показатель предыдущего года на 23,3% в денежном и 10,3% в натуральном выражении (рис. 3). В долларовом эквиваленте объем продаж лекарственных средств составил 98,8 млн дол. США с темпами прироста 23,3%. Таких результатов рынок лекарственных средств не демонстрировал последние 5 лет.

Рис. 3
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам I кв. 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом

По итогам I кв. 2013 г. наибольший вклад в аптечную выручку внес индекс замещения, который по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличился более чем в 2 раза (рис. 4). Превалирующее участие индекса замещения свидетельствует об увеличении физического потребления препаратов, а также о смещении структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие лекарственные средства. Инфляционный индекс в анализируемый период несколько увеличился по сравнению с минувшим годом. Вклад инновационного индекса, характеризующий появление новых препаратов на рынке и уход старых, уже на протяжении 5 лет остается практически неизменным. Индекс эластичности, который позволяет оценить уровень чувствительности потребителей при изменении цен на препараты, несмотря на незначительное повышение уровня инфляции, в анализируемый период остался на нулевой отметке.

Рис. 4
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В структуре аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства по итогам I кв. 2013 г. по-прежнему в денежном выражении превалируют продажи препаратов зарубежного, а в натуральном — отечественного производства. Развитие сегмента лекарственных средств в исследуемый период в денежном выражении было обеспечено двухзначными темпами прироста продаж зарубежных и украинских препаратов в равном соотношении (рис. 5).

Рис. 5
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Темпы прироста/убыли аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Динамика продаж лекарственных средств в упаковках для обоих сегментов в I кв. 2013 г. улучшила свои показатели в разы по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.

По итогам Ι кв. 2013 г. в целом по рынку средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств составила 23,4 грн., что на 11,8% больше, чем в Ι кв. прошлого года (рис. 6). При незначительных опережающих темпах прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки отечественных препаратов по сравнению с зарубежными, разрыв в их стоимости в абсолютных величинах остается по-прежнему весомым. Так, в анализируемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки отечественных лекарственных средствсоставила 11,3 грн., а зарубежных — 44,8 грн., что и обусловливает размер их долевого участия в аптечной выручке Украины.

Рис. 6
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в разрезе украинского и зарубежного производства по итогам I кв. 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе ценовых ниш в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. более половины розничных продаж аккумулируют высокостоимостные препараты, на долю среднестоимостных приходится около 40%, вклад низкостоимостных препаратов составил лишь 8% (рис. 7). Противоположная ситуация характерна для продаж лекарственных средств в натуральном выражении, где превалируют препараты, относящиеся к низко- и среднестоимостной нишам.

Рис. 7
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам I кв. 2013 г., а также темпы прироста/убыли их реализации по сравнению с предыдущим годом

В анализируемый период отмечается повышение спроса на лекарственные средства всех ценовых ниш. Лидером по этому показателю стали высокостоимостные препараты, что может быть обусловлено смещением структуры потреб­ления лекарственных средств с дешевых на более дорогостоящие.

В фармакотерапевтической структуре рынка по итогам I кв. 2013 г. по объему продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». На 2-ю позицию вышли препараты группы R «Средства, действующие на респираторную систему», обогнав группу С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», которая заняла 3-е место в рейтинге (рис. 8).

Рис. 8
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня, а также их темпы прироста в денежном выражении по итогам I кв. 2011–2013 гг.

Согласно данным Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины уровень заболеваемости гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) в I кв. 2013 г. значительно повысился по сравнению с ΙV кв. 2012 г. (рис. 9). Пик заболеваемости в период с 40-й недели 2012 г. по 14-ю неделю 2013 г. приходится на 11–24 марта 2013 г. (11–12-ю неделю) текущего года. Однако в этот период показатели заболеваемости гриппом и ОРВИ в большинстве областей Украины не превысили эпидемического порога, за исключением Николаевской и Херсонской областей, где было зарегистрировано некоторое превышение этого показателя.

Рис. 9
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Динамика заболеваемости населения Украины гриппом и ОРВИ в период с 40 недели 2012 г. по14-ю неделю 2013 г. Источник: www.dsesu.gov.ua

Сложившаяся ситуация поспособствовала активизации продаж препаратов групп J «Противомикробные средства для системного применения», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» (см. рис. 8).

За счет увеличения потребления препаратов группы «cough&cold» в анализируемый период произошли некоторые изменения позиций в рейтинге топ-30 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за I кв. 2013 г. (табл. 2). Так, значительно улучшили свое место в рейтинге такие брэнды, как ГРОПРИНОЗИН, ФАРМАЦИТРОН, ТЕРАФЛЮ, ФЕРВЕКС, АМИКСИН и др. А пятерка лидеров рейтинга брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении, во главе с АКТОВЕГИНОМ, по итогам I кв. 2013 г. осталась неизменной, за исключением брэнда ЭССЕНЦИАЛЕ, который улучшил свои позиции по сравнению с минувшим годом.

Таблица 2 Топ-30 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Брэнд 2013 2012 2011
АКТОВЕГИН 1 1 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 3 2
КОДТЕРПИН 3 2 16
КАРДИОМАГНИЛ 4 4 3
НО-ШПА 5 5 6
ГРОПРИНОЗИН 6 29 47
ЦИТРАМОН 7 16 51
НАТРИЯ ХЛОРИД 8 6 10
ФАРМАЦИТРОН 9 15 15
ЛИНЕКС 10 23 19
АМИЗОН 11 9 5
ПРЕДУКТАЛ 12 8 11
КАРСИЛ 13 25 28
АУГМЕНТИН 14 14 8
ТИОТРИАЗОЛИН 15 10 21
ЛАЗОЛВАН 16 18 9
АРБИДОЛ 17 20 7
ТЕРАФЛЮ 18 30 27
ЦЕРАКСОН 19 12 20
ФЕРВЕКС 20 34 30
АМИКСИН 21 47 46
ВИТРУМ 22 11 12
НИМЕСИЛ 23 32 25
МЕТАМАКС 24 42 89
СИНУПРЕТ 25 36 37
СТРЕПСИЛС 26 28 32
КОЛДРЕКС 27 38 14
МЕЗИМ 28 27 24
НУРОФЕН 29 39 31
КАНЕФРОН 30 13 17

В рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. неизменным лидером остается компания «Фармак» (табл. 3). Из 10 маркетирующих украинских организаций, представленных в рейтинге, 8 изменили свою позицию на более высокую или сохранили прежнюю. Наилучших результатов по итогам I кв. 2013 г. достиг Киевский витаминный завод, который с прошлогоднего 21-го места поднялся в рейтинге на 16-е. Из зарубежных организаций следует отметить «Novartis Consumer Health», поднявшийся с 30-го на 25-е место. Значительно улучшили свои позиции в рейтинге компании с максимальным Evolution Index (Ei; табл. 4).

Таблица 3 Топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Маркетирующая организация 2013 2012 2011
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 2
Takeda (Япония) 3 4 4
Дарница (Украина) 4 6 7
Teva (Израиль) 5 5 5
Sanofi (Франция) 6 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 7 7 6
Gedeon Richter (Венгрия) 8 9 12
Здоровье Группа компаний (Украина) 9 10 9
Servier (Франция) 10 8 10
KRKA (Словения) 11 11 8
Sandoz (Швейцария) 12 12 11
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 16 14
Борщаговский ХФЗ (Украина) 14 17 17
Дельта Медикел (Украина) 15 19 19
Киевский витаминный завод (Украина) 16 21 21
ПРО-фарма (Украина) 17 13 15
Abbott Products GmbH (Германия) 18 20 24
Actavis Group (Исландия) 19 18 16
Bayer Consumer Care (Швейцария) 20 23 18
ИнтерХим (Украина) 21 14 25
Heel (Германия) 22 15 13
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 23 22 22
Юрия-Фарм (Украина) 24 25 34
Novartis Consumer Health (Швейцария) 25 30 30
Boehringer Ingelheim (Германия) 26 24 23
Alpen Pharma AG (Швейцария) 27 27 27
Omega Pharma Group (Бельгия) 28 29 20
Bionorica (Германия) 29 28 26
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 30 36 39

СЕГМЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИИ

По итогам I кв. 2013 г. объем оптовых поставок лекарственных средств в аптечные учреждения составил 6,3 млрд грн., превысив показатели за аналогичный период 2012 г. на 24,8%. В натуральном выражении дистрибьюторами было поставлено 327,4 млн. упаковок лекарственных средств, что на 9,3% больше, чем годом ранее. В разрезе помесячной динамики по итогам I кв. 2013 г. темпы прироста поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и динамика реализации их конечному потребителю близко коррелируют (рис. 10). Март 2013 г. по темпам роста значительно уступает январю и февралю 2013 г., также в марте темпы увеличения загрузки аптек (Sale In) значительно ниже, чем таковые продаж (Sale Out). Такая ситуация позволяет предположить, что пик развития рынка пройден, и в ближайшие периоды успеха, отмеченного в Ι кв. 2013 г., не предвидится.

Рис. 10
Аптечный рынок Украины в I кв. 2013 г. Helicopter View
Темпы прироста/убыли объема розничных продаж лекарственных средств и их поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения в натуральном выражении по итогам I кв. 2012–2013 гг.

Неизменным лидером на протяжении последних 3 лет в рейтинге дистрибьюторов по объе­му поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за I кв. остается компания «БаДМ» (табл. 5), продолжая уверенно наращивать свою долю в общем объеме поставок лекарственных средств. На 2-ю позицию по итогам I кв. 2013 г.вышла «Оптима-Фарм», на 3-ю — «Альба Украина».

Таблица 4 Топ-10 маркетирующих организаций по Evolution Index (нормированный к 100) по итогам IΙ кв. 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств
Маркетирующая организация Ei
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 120,6
Novartis Consumer Health (Швейцария) 116,5
Юрия-Фарм (Украина) 113,1
Дарница (Украина) 111,1
GlaxoSmithKline (Великобритания) 110,0
Bayer Consumer Care (Швейцария) 109,5
Sandoz (Швейцария) 108,9
Alpen Pharma AG (Швейцария) 107,6
Киевский витаминный завод (Украина) 107,4
Здоровье Группа компаний (Украина) 107,0
Таблица 5 Рейтинг дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам I кв. 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Дистрибьютор 2013 2012 2011
БаДМ 1 1 1
Оптима-Фарм 2 3 2
Альба Украина 3 2 3
Вента 4 5 4
Фра-М 5 4 5
Фармпланета 6 7 –♫
Фито-Лек 7 6 6
Фармако 8 8 11
Центр медицинский Мед-центр М.Т.К 9 9 15
Дельта Медикел 10 14 16

ИТОГИ

2013 год стартовал весьма успешно. В I кв. текущего года было отмечено увеличение объема продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» с опережающими темпами прироста по сравнению с минувшим годом. В сегменте лекарственных средств темпы прироста аптечных продаж достигли рекордного значения за последние 5 лет. Опережающей динамикой ознаменовался не только объем розничных продаж в денежном выражении — 23,3%, значительный прирост зафиксирован и в упаковках — 10,3% (!). Планомерно повышается средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что на фоне превалирующего вклада индекса замещения свидетельствует о смещении структуры потребления с дешевых на более дорогостоящие препараты. Эта ситуация находит свое отражение в ценовой структуре рынка. Так, в исследуемый период максимальные темпы прироста продемонстрировали продажи лекарственных средств высокостоимостной ниши.

Изменения в структуре потребления лекарственных средств в анализируемый период в разрезе групп АТС-классификации — активизация аптечных продаж таких групп препаратов, как J, R и N, — очевидно, обусловлены сезонным повышением заболеваемости населения Украины гриппом и ОРВИ, чего не наблюдалось в прошлом году. Таким образом, в начале текущего года были заданы активные темпы развития рынка — двухзначный прирост в натуральном выражении. Подобной динамики продаж лекарственных средств розничный сегмент не демонстрировал с 2006 г. Однако Ι кв. 2013 г. завершен, и он останется в хрониках фармрыка одним из исторических максимумов. В ближайшее время рынок ждет замедление динамики продаж лекарственных средств.

Юлия Гицман

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи