Сравнивая цены на ЛС, необходимо учитывать, что в России введена система регистрации предельных отпускных цен на лекарственные препараты, которые относятся к перечню жизненно необходимых и важнейших ЛС. К тому же, в отличие от Украины, в России ЛС облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) в размере 10%.
При проведении данного исследования анализировались средневзвешенные розничные цены в долларах США и средняя аптечная наценка на ЛС, которые импортировались в Украину из России и подлежали экспорту из Украины в Россию. Из этих ЛС мы взяли топ-10 препаратов — лидеров по объемам экспорта и импорта в январе–феврале 2009 г.
Итак, представленные в табл. 1, 2 данные свидетельствуют, что цены на ЛС в Украине по большинству позиций (даже без учета НДС) ниже, чем в России. При этом средняя аптечная наценка на эти препараты в Украине и России существенно не отличается.
Проанализировав цены на ЛС в разрезе компаний-производителей или маркетирующих организаций, следует отметить некоторые особенности их ценовой политики.
Так, средневзвешенная розничная стоимость на российские препараты, маркетирующими организациями которых являются «Здраво ООО», «Микроген» и «Инновационный НПЦ «Пептоген ЗАО», в Украине в 2 и более раза выше, чем в России. А для ЛС производства «Стада-Нижфарм» средневзвешенная стоимость в Украине примерно такая же, как и в России, а по некоторым позициям даже ниже.
Однако средневзвешенная стоимость всех исследованных ЛС производства «Фармак» в Украине, ниже таковой в России. Одними из определяющих факторов формирования цен на ЛС являются ценовая политика производителя, степень конкуренции на фармацевтическом рынке и покупательная способность населения.
Определение цены — одна из сложных задач, стоящих перед любым производителем. Именно цена предопределяет успешность его деятельности. В большинстве случаев компания-производитель использует такой механизм ценообразования на рынках разных стран: проанализировав общерыночную ситуацию и конкурентные позиции своей продукции в выбранном сегменте, проводит дифференцированную политику установления цены на уровне отдельной товарной позиции.
В той рыночной нише, где степень конкуренции низкая, позиции производителя устойчивы и он может себе позволить установить высокую цену. В более насыщенной конкурентной среде его действия несколько ограничены и он вынужден снижать цену, чтобы продукция пользовалась спросом у потребителя. И, конечно же, одно из важнейших мест в этом процессе отведено потребителю. Ведь покупательная способность зачастую является предпосылкой для выбора ценовой политики и, как следствие, — для развития фармацевтического рынка.
Таблица 1 |
Топ-10 торговых наименований препаратов — лидеров по объему импорта из России в Украину в январе–феврале 2009 г. с указанием их средневзвешенной стоимости и средней аптечной наценки в Украине и России |
Торговое наименование |
Производитель |
Форма выпуска |
Количество действующего вещества |
№ в упаковке |
Средневзвешенная розничная стоимость, дол.* |
Средняя аптечная наценка, % |
||
Украина |
Россия |
Украина |
Россия |
|||||
СИНАФЛАН | Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | Мазь д/наруж. прим. туба 15 г |
0,025% |
1 |
0,56 |
0,47 |
33 |
35 |
ГЕПАРИНОВАЯ МАЗЬ | Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | Мазь д/наруж. прим. туба 25 г |
— |
1 |
0,47 |
0,68 |
30 |
35 |
АНАФЕРОН ДЕТСКИЙ | Материа Медика (Россия) | Табл. |
— |
20 |
4,54 |
3,68 |
33 |
34 |
ОБЛЕПИХОВОЕ МАСЛО | Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | Супп. ректал. |
0,5 г |
10 |
0,75 |
1,1 |
32 |
34 |
ХОНДРОКСИД® | Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | Мазь д/наруж. прим. туба 30 г |
5% |
1 |
4,81 |
5,79 |
29 |
31 |
ГИДРОКОРТИЗОН | Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | Мазь д/наруж. прим. туба 10 г |
1% |
1 |
0,63 |
0,61 |
31 |
33 |
ОКСОЛИН | Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | Мазь д/наруж. прим. туба 10 г |
0,25% |
1 |
0,36 |
0.70** |
35 |
34 |
ГИОКСИЗОН | Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | Мазь туба 10 г |
— |
1 |
0,78 |
0,73 |
31 |
33 |
АНАФЕРОН | Материа Медика (Россия) | Табл. гомеопат. |
— |
20 |
4,05 |
3,53 |
32 |
35 |
ЛЕВОМЕКОЛЬ | Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | Мазь туба 40 г |
— |
1 |
0,60 |
0,71 |
34 |
34 |
Таблица 2 |
Топ-10 торговых наименований препаратов-лидеров по объему экспорта из Украины в Россию в январе–феврале 2009 г. с указанием их средневзвешенной стоимости и средней аптечной наценки в Украине и России |
Торговое наименование |
Производитель |
Форма выпуска |
Количество действующего вещества |
№ в упаковке |
Средневзвешенная розничная стоимость, дол.* |
Средняя аптечная наценка, % |
||
Украина |
Россия |
Украина |
Россия |
|||||
АСПАРКАМ-ЗДОРОВЬЕ | Здоровье (Украина) | Табл. контурн. ячейк. |
— |
50 |
0,31 |
0,4 |
27 |
31 |
НИКОТИНОВАЯ КИСЛОТА-ЗДОРОВЬЕ | Здоровье (Украина) | Р-р д/ин. амп. 1 мл |
1% |
10 |
0,53 |
0,77 |
26 |
38 |
АНАЛЬГИН | Здоровье народу (Украина) | Р-р д/ин. амп. 2 мл |
50% |
10 |
0,61 |
0,64 |
38 |
31 |
КОРВАЛТАБ | Фарма Старт (Украина) | Табл. контурн. ячейк. |
— |
20 |
0,77 |
1,38** |
31 |
— |
ДИАЗОЛИН® | Фармак (Украина) | Табл. |
0,1 г |
10 |
0,26 |
0,28 |
22 |
30 |
ЭТАМЗИЛАТ | ОЗ ГНЦЛС (Украина) | Р-р д/ин. амп. 2 мл |
12,5% |
10 |
0,56 |
0,77 |
36 |
33 |
СЕНАДЕКСИН-ЗДОРОВЬЕ | Здоровье (Украина) | Табл. контурн. ячейк |
0,07 г |
10 |
0,14 |
0,25 |
29 |
32 |
ПИРИДОКСИНА ГИДРОХЛОРИД (ВИТАМИН В6) | Львовдиалик ДП (Украина) | Р-р д/ин. амп. 1 мл |
50 мг/мл |
10 |
0,37 |
0,47 |
21 |
39 |
СУЛЬФАЦИЛ | Фармак (Украина) | Кап. глаз. фл. 5 мл |
20% |
1 |
0,26 |
0,29 |
44 |
36 |
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА (ВИТАМИН C) | Львовдиалик ДП (Украина) | Р-р д/ин. амп. 1 мл |
5% |
10 |
0,32 |
0,53 |
17 |
31 |
*Все цены приведены в дол. США по официальным курсам национальных банков; **розничная стоимость препаратов, представленная на сайте интернет-аптеки медицинского холдинга «МЕДЭП» (
Юлия Бондаренко
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим