Рынок ЛС России. В тесноте, да не в обиде!

Фармацевтический рынок — один из наиболее динамично развивающихся в России. О привлекательности российского фармрынка свидетельствует его высокий удельный вес в структуре продаж ряда зарубежных компаний. Кроме того, российский рынок представляется весьма интересным объектом анализа ввиду наличия сравнительно нового сегмента — программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) наряду с традиционными сегментами аптечных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств (ЛС). В данной публикации речь пойдет о том, как развивался рынок ЛС России в целом, а также более детально проанализируем ситуацию в розничном сегменте по итогам 10 мес 2009 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка российской исследовательской компании «Фарм­эксперт».

МЕТОДОЛОГИЯ

rus_flag2_250В данной публикации представлен анализ рынка ЛС России. За основу в настоящем исследовании были взяты данные систем «Мониторинг розничных продаж ЛС в России», «Мониторинг аптечных, больничных закупок и отпуск ЛС по ДЛО: Россия», а также «Импорт ЛС в Россию», разработанных российским «Центром маркетинговых исследований «Фарм­эксперт». В частности, данные системы «Мониторинг розничных продаж ЛС» российской исследовательской компании «Фарм­эксперт» представляют собой информацию об объеме закупок ЛС аптечными учреждениями в оптовых ценах согласно аудиту их приходных накладных. Основное внимание мы уделили данным о розничных закупках ЛС в пере­счете на розничные цены. В категории ЛС включены препараты аптечного производства. Следует отметить, что в обзоре также были учтены данные относительно объема закупок ЛС, страна происхождения которых не определена (в разрезе импортных и российских препаратов). Для упрощения понимания развития розничных закупок ЛС при распределении долей между зарубежными и российскими препаратами удельный вес таких ЛС (страна происхождения которых не была определена) был разделен в равных пропорциях между этими сегментами.

В данном обзоре основным анализируемым периодом при рассмотрении российского рынка ЛС в целом — розничные продажи + госпитальные закупки + ДЛО — являются 9 мес 2009 г., этот период также был взят за основу для расчета объема импорта ЛС в Россию. При анализе аптечных продаж ЛС были использованы данные за 10 мес 2009 г.

О СТРАНЕ

Россия — крупнейшее государство мира, расположенное в Евразии. По площади Россия занимает 17 075 400 км , что составляет 11,5% площади всей суши Земли или 12,7% заселенной человеком суши. Граничит с 18 странами, в том числе по суше с такими государствами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея; только по морю граничит с Японией и США.

По данным Федеральной службы государственной статистики России (www.gks.ru), численность населения страны по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 141,9 млн человек. Объем ВВП страны в текущих ценах в 2008 г. составил 41 668 млрд руб. (1,7 трлн дол. США). Согласно данным МВФ, объем ВВП России на душу населения в 2008 г. составил 16,2 тыс. дол.

РЫНОК ЛС В ЦЕЛОМ

Российский рынок ЛС состоит из трех основных сегментов: розничного, госпитального и государственного — ДЛО. Отпуск ЛС по ДЛО — это дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

По итогам 9 мес 2009 г. общий объем российского рынка (розничные продажи + госпитальные закупки + ДЛО) составил 355,7 млрд руб. за 3,1 млрд упаковок без учета общегосударственных тендерных закупок ЛС. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года этот показатель увеличился на 24,4% в денежном и уменьшился на 1,3% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем рынка ЛС составил 10,9 млрд дол., что на 8,2% меньше по сравнению с 9 мес 2008 г. (рис. 1).

рис. 1

Отметим, что по итогам 9 мес 2009 г. в целом объем потребления ЛС на душу населения в России составил 77 дол., уменьшившись на 8% по сравнению в аналогичным периодом предыдущего года.

В общем объеме российского рынка ЛС по итогам анализируемого периода львиную долю занимал розничный сегмент — 74,8% в денежном и 90,8% в натуральном выражении. Гос­питальные закупки аккумулировали 6,5 и 6,7% соответственно. Отпуск ЛС по ДЛО — сравнительно новый сегмент российского рынка ЛС (с 2005 г.) — занимает 18,7% в денежном и 2,5% в натуральном выражении.

Опережающие темпы прироста по итогам 9 мес 2009 г. продемонстрировал розничный сегмент рынка ЛС — +29,2% в денежном и –0,5% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В это же время сегменты ДЛО и госпитальных закупок ЛС развивались несколько медленней — соответственно +12,9 и +10,1% в денежном и –17,4 и –4,3% в натуральном выражении. Отметим, что в докризисный период наилучшая динамика была характерна для сегмента ДЛО, по итогам 9 мес 2008 г. темпы его прироста увеличились на 79% в денежном и 8% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В это же время гос­питальные закупки ЛС, напротив, демонстрировали слабое развитие — +2,2% в денежном и –22% в натуральном выражении. Лишь сегмент аптечных продаж ЛС отличается относительной стабильностью, особенно в натуральном выражении по итогам 9 мес в течение последних 3 лет его объем держится на уровне около 2,8 млрд упаковок.

В сегменте розничных продаж и госпитальных закупок ЛС в денежном выражении превалируют препараты зарубежного производства, а в натуральном — российские препараты. Для сегмента ДЛО отмечают весьма высокий удельный вес ЛС зарубежного производства по всем показателям — 94% в денежном и 66% в натуральном выражении. Причем по сравнению с 9 мес 2007 г. долевое участие зарубежных препаратов в этом сегменте увеличилось на 3% в денежном и на 14% в натуральном выражении.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по итогам 9 мес 2009 г. в сегменте госпитальных закупок составила 3,4 дол. Для ЛС, отпускаемых по ДЛО, этот показатель значительно выше — около 26 дол. Столь высокая средневзвешенная стоимость этих препаратов была обеспечена составом «корзины» программы ДЛО, в которую включены преимущественно дорогостоящие препараты, предназначенные для лечения серьезных заболеваний. Так, например, в анализируемый период по объему аптечных продаж ЛС согласно программе ДЛО в денежном выражении лидировал препарат ВЕЛКЕЙД (противо­опухолевый препарат, ингибитор протеасом), средне­взвешенная стоимость которого составила 67,4 тыс. руб. (2,1 тыс. дол.) за упаковку. В это же время в состав топ-10 брэндов также вошли такие препараты, как ГЛИВЕК (для лечения хронического лейкоза) и НОВО­СЭВЕН (активирует свертывающую систему крови), средневзвешенная стоимость которых соответственно составила 74,2 тыс. руб. (2,3 тыс. дол.) и 76,6 тыс. руб. (2,4 тыс. дол.) за 1 упаковку.

АПТЕЧНЫЕ ПРОДАЖИ ЛС

По итогам 10 мес 2009 г. объем аптечных продаж ЛС в России составил 299 млрд руб. за 3,2 млрд упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. темпы прироста/убыли по этому показателю составили соответственно +28,0% в денежном и –0,1% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем этого сегмента в анализируемый период уменьшился на 3,5% до 9,3 млрд дол.

В разрезе помесячной динамики в текущем году максимальный объем аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении был достигнут в марте — 34,9 млрд руб. за 367 млн упаковок. Затем в летние месяцы последовал сезонный спад объема розничных продаж ЛС в абсолютных величинах. Минимальное значение этого показателя было отмечено в августе 2009 г. — 26,2 млрд руб. за 283,9 млн упаковок. В осенний период рынок развивался по нарастающей по всем показателям. Хотя следует отметить, что с середины лета темпы прироста розничного сегмента рынка ЛС в денежном выражении начали замедляться — с 32% в июне до 19% в октябре. В натуральном выражении, напротив, рынок аптечных продаж ЛС преодолел отрицательную динамику развития, отмеченную в апреле–августе (за исключением июля) и в сентябре–октябре этого года продемонстрировал прирост — 5,9 и 3,6% соответственно (рис. 2, 3).

рис. 2

рис. 3

Можно сделать вывод, что замедление темпов прироста объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в июле–октябре 2009 г. на фоне улучшения динамики в натуральных величинах было обусловлено снижением темпов прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. Так, если в январе–июне этот показатель в среднем составлял 35% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, то в июле–октябре он снизился почти вдвое — до 18,8%.

В отличие от других постсоветских респуб­лик (за исключением Украины), где препараты зарубежного производства являются абсолютными лидерами по всем показателям, на российском розничном рынке в натуральных величинах со значительным перевесом превалируют ЛС локального производства. По итогам 10 мес 2009 г. их доля составила 65%, удельный вес импортных препаратов — 35%. Хотя в денежном выражении традиции фармрынков стран СНГ вполне соблюдены — львиную долю в размере 75% российского рынка аптечных продаж занимают импортные ЛС, остальные 25% аккумулируют российские препараты. Следует отметить, что долевое распределение ЛС зарубежного и локального производства по итогам 10 мес 2007–2009 гг. было практически неизменным. Это обусловлено тем, что динамика развития обоих сегментов коррелирует. Так, в анализируе­мый период темпы роста объе­ма аптечных продаж зарубежных и российских ЛС в денежном выражении по сравнению с10 мес 2008 г. составили 29 и 25%, а в натуральном –1,2 и +0,5% соответственно.

Опережающие темпы прироста сегмента импортных препаратов в денежном выражении при таковых, несколько отстающих в натуральных величинах, по сравнению с ЛС локального производства были обеспечены их более высокой динамикой средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. Так, в анализируемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного производства увеличилась на 30,6% в национальной валюте по сравнению с 10 мес 2009 г. до 199 руб. (6,2 дол.), а российских ЛС — на 24,3% до 36 руб. (1,1 дол.). В целом по рынку за 9 мес 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС увеличилась на 28,1% до 94 руб. (2,9 дол.).

В разрезе помесячной динамики средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС по рынку в целом изменялась по стандартному кризисному сценарию — в долларовом эквиваленте она снизилась с 3,0 дол. в декабре 2008 г. до 2,7 дол. в январе 2009 г., а в национальной валюте, напротив, последовало ее повышение с 87 руб. в январе до 94 руб. в феврале 2009 г. Причем эта тенденция была обеспечена преимущественно сегментом импортных препаратов (рис. 4).

рис. 4

Отметим, что в целом по итогам 10 мес 2009 г. средняя наценка в точках розничной торговли ЛС в России составила 29%.

По итогам 9 мес 2009 г. объем импорта ЛС в Россию составил 195,5 млрд руб. (6 млрд дол.) за 1,3 млрд упаковок. Максимальный объем ГЛС в денежном выражении был ввезен из Германии на сумму 38,4 млрд руб. (1,2 млрд дол.). В натуральных величинах максимальный объем поставок готовых ЛС обеспечила Индия — 224 млн упаковок. Украина по объему поставок ГЛС в Россию оказалась на 34-м месте в денежном и на 10-м в натуральном выражении (411,8 млн руб. за 32,6 млн упаковок).

Таблица 1 Рейтинг крупнейших стран — поставщиков ЛС в Россию по объему аптечных продаж зарубежных препаратов в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием их доли в общем объеме закупок ЛС зарубежного производства
Денежное выражение Натуральное выражение
№ п/п Страна Доля, % № п/п Страна Доля, %
1 Германия 14,8 1 Германия 14,3
2 Франция 14,4 2 Индия 13,0
3 Венгрия 9,6 3 Венгрия 8,7
4 Индия 7,3 4 Франция 8,1
5 Италия 6,9 5 Сербия 5,5
6 Швейцария 5,4 6 Словения 4,9
7 Словения 5,2 7 Швейцария 4,0
8 Нидерланды 4,2 8 Великобритания 3,8
9 Великобритания 3,6 9 Италия 3,8
10 Испания 3,0 10 Польша 3,4
Топ-10 74,6 Топ-10 69,4

В разрезе географической структуры импорта ЛС по объему аптечных продаж в денежном и натуральном выражении лидирует продукция из Германии. По итогам 10 мес 2009 г. она составила соответственно 14,8 и 14,3% общего объема розничных продаж ЛС зарубежного производства (табл. 1). В денежном выражении по этому показателю 2-е и 3-е места распределили между собой препараты производства Франции и Венгрии с удельным весом 14,4 и 9,6% соответственно. По сравнению с 10 мес 2008 и 2007 г. состав топ-10 стран — поставщиков ЛС в Россию по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении принципиальных изменений не претерпел, что было обусловлено их относительно равномерным развитием. Суммарно эта первая десятка стран в исследуемый период аккумулировала 74,6% российского рынка аптечных продаж ЛС зарубежного производства в денежном выражении.

В натуральных величинах за Германией следуют Индия и Венгрия, удельный вес которых в объеме аптечных продаж ЛС зарубежного производства составил 13 и 8,7% соответственно. Суммарная доля топ-10 стран — поставщиков препаратов в Россию в анализируемый период составила 69,4% российского рынка аптечных продаж ЛС зарубежного производства.

Украина за 10 мес 2009 г. заняла 25-ю позицию в денежном и 14-ю в натуральном выражении, ее удельный вес в объеме аптечных продаж импортных ЛС составил 0,4 и 2,5% соответственно.

Что касается аптечных продаж ЛС в разрезе их рецептурного статуса, то по итогам 10 мес 2009 г. в денежном выражении преобладали безрецептурные препараты с долей 73%. 27% — удельный вес рецептурных ЛС. В это же время в натуральном выражении оба сегмента были представлены на российском рынке практически в равных долях — 50:50. По сравнению с 10 мес 2008 г. рецептурные препараты продемонстрировали небольшую убыль в денежном и натуральном выражении — 0,1 и 3,5%.

В сегменте безрецептурных ЛС в денежном выражении был зафиксирован прирост на уровне 1,6%, а в натуральных величинах, напротив, падение — на 4,1%. Это было обусловлено тем, что по итогам 10 мес 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки безрецептурных ЛС повышалась опережающими темпами — +30% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года до 65 руб. (2,0 дол.). В это же время средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных препаратов увеличилась несколько меньше — на 25% до 175 руб. (5,4 дол.).

Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 10 мес 2007–2009 гг. оставалась неизменной, за исключением лишь того, что препараты группы J «Противомикробные препараты для системного применения» в анализируемый период сместились с 5-й на 6-ю позицию, а их место заняли ЛС группы G «Средства, влияющие на мочеполовую систему и половые гормоны».

Первую строчку по итогам 10 мес 2009 г. в разрезе АТС-классификации 1-го уровня заняли препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». За ними на 2-м и 3-м местах расположились ЛС групп N «Средства, действующие на нервную систему» и C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» соответственно. В состав топ-5 групп также вошли препараты, отнесенные к группам R «Средства, действующие на респира­торную систему» и G «Средства, влия­ющие на мочеполовую систему и половые гормоны». В анализируемый период суммарно крупнейшие 5 групп этой АТС-классификации аккумулировали 64% российского рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

Таблица 2 Топ-10 брэндов по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2007 и 2008 гг.
Брэнд № п/п, год
2009 2008 2007
АРБИДОЛ 1 1 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 5 5
ВИАГРА 3 2 3
АКТОВЕГИН 4 4 2
ОЦИЛОКОКЦИНУМ 5 11 42
ЛИНЕКС 6 3 6
ПЕНТАЛГИН 7 6 8
ТЕРАФЛЮ 8 7 7
КОНКОР 9 15 25
МЕЗИМ ФОРТЕ 10 13 11

Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в России по итогам 10 мес 2009 г., как и в аналогичные периоды 2007 и 2008 г., возглавил препарат АРБИДОЛ (табл. 2). На 2-й и 3-й строчках расположились ЭССЕНЦИАЛЕ и ВИАГРА соответственно. В анализируемый период максимальные темпы прироста по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении продемонстрировал гомеопатический препарат, применяемый при простудных заболеваниях, ОЦИЛОКОКЦИНУМ — +55% по сравнению с 9 мес 2008 г. По итогам 10 мес 2009 г. доля топ-10 крупнейших брэндов в общем объеме аптечных продаж ЛС в России в денежном выражении составила 8%.

Таблица 3 Топ-10 маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2007 и 2008 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2009 2008 2007
Фармстандарт 1 1 1
Байер Хелскэр 2 5 9
Берлин-Хеми/Менарини 3 3 3
Санофи-Авентис 4 2 2
Гедеон Рихтер 5 7 5
Сандоз 6 4 4
Никомед 7 8 7
Новартис 8 6 6
Сервье 9 9 8
Штада Арцнаймиттель 10 10 10

На российском рынке аптечных продаж ЛС представлено 941 маркетирующая организация, среди которых более половины — 530 — российские компании. По итогам 10 мес 2009 г. в рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении лидирующую позицию занимает локальная компания «Фармстандарт» (табл. 3). За ней на 2-м и 3-м местах расположились соответственно «Байер Хелс­кэр» и «Берлин-Хеми/Менарини». Отметим, что в рамках топ-10 маркетирующих организаций в анализируемый период максимальные темпы прироста объема аптечных продаж ЛС продемонстрировала компания «Байер Хелскэр» — +47% по сравнению с 10 мес 2008 г. Удельный вес первой десятки маркетирующих организаций в объе­ме аптечных продаж ЛС в денежном выражении составил суммарно 33,6%.

Итоги

По итогам 9 мес 2009 г. общий объем российского рынка (розничные продажи + госпитальные закупки + ДЛО) составил 355,7 млрд руб. за 3,1 млрд упаковок без учета общегосударственных тендерных закупок ЛС. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года этот показатель увеличился почти на 24,4% в денежном и уменьшился на 1,3% в натуральном выражении.

В структуре российского рынка ЛС по итогам 9 мес 2009 г. львиную долю занимал розничный сегмент — 75% в денежном и 91% в натуральном выражении. Госпитальный сегмент аккумулировал около 7% по всем показателям. Отпуск ЛС по ДЛО — сравнительно новый сегмент российского рынка ЛС — занимал 18,7% в денежном и 2,5% в натуральном выражении.

Такой высокий удельный вес сегмента ДЛО в денежном выражении при незначительном показателе в упаковках обусловлен высокой средневзвешенной стоимостью 1 упаковки этих ЛС — около 26 дол.

Что касается непосредственно рынка аптечных продаж ЛС в России, то по итогам 10 мес 2009 г. его объем составил 299 млрд руб. за 3,2 млрд упаковок. При темпах прироста по этому показателю в денежном выражении на уровне 28% по сравнению с 10 мес 2008 г., объем этого сегмента в упаковках остался практически неизменным (–0,1%).

Таким образом, рост рынка обеспечивается исключительно за счет повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. Особенно эта тенденция заметна в текущем году, когда из-за курсовых перипетий и без того дорогостоящие импортные препараты стали дорожать опережающими темпами.

Российский рынок ЛС как весы — при различном соотношении составляющих его сегментов и их динамики итоговый объем в натуральном выражении отличается завидным постоянством. Лишь в национальной валюте посредством манипуляций со средневзвешенной стоимостью препаратов достигаются необходимые темпы прироста.

Российский рынок не предсказать, в его объемы можно только верить!

Анна Шибаева
Иллюстрация:
© Fabinus08/Dreamstime.com/Dreamstock.ru
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті