«Сладкий ноябрь»! Аптечные продажи в Украине: ноябрь 2009 г.

Наверное, нет смысла напоминать о событиях последней недели октября — общеукраинском ажиотаже в аптечных учреждениях, обусловленном эпидемиологической ситуацией. Как мы говорили в предыдущей публикации, посвященной анализу развития розничного фармрынка за октябрь 2009 г., всплеск аптечной реализации затронул и первую неделю ноября (более подробно читайте «Еженедельник АПТЕКА» № 47 (718) от 30.11.2009 г.). Активно возросший фармрынок за эти 2 нед — 44-ю (октябрьская) и 45-ю (ноябрьская) — уже во второй половине ноября устремился к привычному объему продаж. А на 48-й неделе (последняя неделя ноября) этот показатель вернулся на уровень 1-й недели сентября (около 430 млн грн.)… При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

ФАРМКОРЗИНА

Динамика отечественного фармрынка и рынка лекарственных средств (ЛС) с начала 2008 г. характеризовалась волнообразным развитием. Без сомнений, все колебания на розничном фармрынке обусловлены динамикой наиболее значимой категории товаров «аптечной корзины» — ЛС (рис. 1, 2).

рис. 1
рис. 2

Общий объем аптечных продаж в ноябре 2009 г. составил 2,1 млрд грн. за 176,3 млн упаковок, увеличившись по сравнению с ноябрем 2008 г. на 49,6% в денежном и на 12,2% в натуральном выражении (табл. 1). Следует отметить, что впервые с начала текущего года в долларовом эквиваленте объем розничного фармрынка в ноябре 2009 г. продемонстрировал увеличение по сравнению с ноябрем 2008 г. — на 12,3% и достиг почти 265,0 млн дол. США.

Таблица 1 Объем аптечных продаж по категориям товаров в денежном и натуральном выражении в ноябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Ноябрь, год Млн грн. Удельный вес категории, %  , % Млн упаковок Удельный вес категории, %  , %
ЛС
2007 1041,8 84,4 108,8 63,0
2008 1152,3 81,4 10,6 94,4 60,1 –13,3
2009 1783,2 84,2 54,7 113,1 64,2 19,8
ИМН*
2007 99,9 8,1 56,9 32,9
2008 132,2 9,3 32,3 55,1 35,1 –3,1
2009 183,4 8,7 38,7 54,8 31,1 –0,5
Косметика
2007 58,4 4,7 4,5 2,6
2008 84,0 5,9 43,8 4,9 3,1 8,9
2009 96,8 4,6 15,3 5,1 2,9 3,7
БАД
2007 34,6 2,8 2,5 1,5
2008 47,0 3,3 35,9 2,8 1,8 9,6
2009 53,8 2,5 14,5 3,3 1,9 17,6
Всего
2007 1234,7 172,7
2008 1415,5 14,6 157,2 –9,0
2009 2117,2 49,6 176,3 12,2

*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

В анализируемый период темпы прироста продаж ЛС превысили общерыночные показатели развития — почти +55% в денежном и +20% в натуральном выражении. Напомним, что увеличение количества реализованных упаковок ЛС отмечали и в октябре, однако тогда прирост составил 5,6%. Следует также обратить внимание, что не только общеукраинский ажиотаж обеспечил значимый прирост в упаковках, но и развитие продаж в натуральном выражении в ноябре 2008 г. Тогда из-за изменения курса доллара продажи ЛС уменьшились максимально в течение всего 2008 г. — на 13,3% до 94,4 млн упаковок.

Другие категории товаров «аптечной корзины» в ноябре 2009 г. развивались более сдержанно. Увеличение количества реализованных упаковок отмечают для биологически активных добавок (БАД) и косметики — на 17,6 и 3,7% соответственно. Незначительная убыль по этому показателю отмечена для изделий медицинского назначения (ИМН; –0,5%). Доля этих трех категорий товаров уменьшилась в общем объеме аптечных продаж в денежном и натуральном выражении (за исключением БАД в натуральном выражении), а увеличение этого показателя отмечено для ЛС.

По итогам января–ноября 2009 г. объем розничного фармрынка в денежном выражении составил 18,3 млрд грн., в натуральном — 1,6 млрд упаковок, а в долларовом эквиваленте — 2,3 млрд дол. Темпы прироста/убыли составили соответственно +26,4; –10,0 и –18,3%.

рис. 3

В целом с начала текущего года для всех категорий товаров «аптечной корзины» отмечают ежемесячное замедление темпов прироста средне­взвешенной стоимости 1 упаковки по сравнению с аналогичными периодами 2008 г. В ноябре 2009 г. максимальное повышение этого показателя отмечено для ИМН — около 40% до 3,3 грн. (рис. 3). В абсолютном значении максимальной средневзвешенной стоимостью на розничном фармрынке обладает косметика — в ноябре 2009 г. этот показатель составил 19,1 грн., увеличившись немногим более чем на 11% относительно ноября 2008 г. Впервые за последние годы незначительное снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки (на 2,6%) по сравнению с ноябрем 2008 г. отмечают для БАД — до 16,5 грн.

Это обусловлено тем, что в ноябре 2009 г. аптечная реализация БАД зарубежного производства сократилась как в денежном, так и в натуральном выражении (табл. 2, 3). А продажи БАД отечественного производства, напротив, значительно увеличились по этим показателям. Также уменьшилось количество реализованных упаковок косметики и ИМН зарубежного производства. Для продукции украинского производства отмечают увеличение по всем категориям «аптечной корзины». Благодаря более выигрышному положению, которое занимают отечественные производители, и значительному увеличению продаж они увеличили свою долю на розничном фармрынке до 27,5% в денежном и практически до 60% в натуральном выражении.

Таблица 2 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в денежном выражении в ноябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Ноябрь, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, %  ,% Млн грн. Удельный вес категории, %  ,%
ЛС
2007 796,6 76,5 245,3 23,5
2008 892,6 77,5 12,1 259,7 22,5 5,9
2009 1313,0 73,6 47,1 470,2 26,4 81,0
ИМН*
2007 72,9 73,0 27,0 27,0
2008 99,3 75,1 36,2 32,9 24,9 21,7
2009 126,5 68,9 27,3 57,0 31,1 73,2
Косметика
2007 42,9 73,4 15,5 26,6
2008 61,6 73,3 43,6 22,4 26,7 44,4
2009 63,7 65,8 3,4 33,1 34,2 47,9
БАД
2007 23,7 68,5 10,9 31,5
2008 32,9 70,0 38,8 14,1 30,0 29,7
2009 31,9 59,3 –3,0 21,9 40,7 55,1
Всего
2007 936,0 75,8 298,7 24,2
2008 1086,4 76,7 16,1 329,1 23,3 10,2
2009 1535,0 72,5 41,3 582,2 27,5 76,9
Таблица 3 Объем аптечных продаж по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в ноябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Ноябрь, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, %  ,% Млн упаковок Удельный вес категории, %  ,%
ЛС
2007 42,0 38,6 66,8 61,4
2008 36,6 38,7 –13,0 57,8 61,3 –13,4
2009 39,0 34,5 6,6 74,1 65,5 28,2
ИМН*
2007 34,0 59,7 22,9 40,3
2008 35,4 64,2 4,1 19,7 35,8 –13,8
2009 29,2 53,3 –17,4 25,6 46,7 29,8
Косметика
2007 2,1 47,6 2,4 52,4
2008 2,4 49,9 14,1 2,5 50,1 4,1
2009 2,0 39,2 –18,5 3,1 60,8 25,9
БАД
2007 0,8 31,4 1,7 68,6
2008 1,0 34,2 19,4 1,8 65,8 5,2
2009 0,9 26,1 –10,4 2,4 73,9 32,1
Всего
2007 79,0 45,7 93,8 54,3
2008 75,3 47,9 –4,6 81,8 52,1 –12,7
2009 71,0 40,3 –5,7 105,3 59,7 28,6

РЫНОК ЛС

Ноябрь отличился по всем показателям — в денежном и натуральном выражении были достигнуты рекордные темпы прироста объема аптечных продаж ЛС с начала текущего года. Как было отмечено ранее, эти показатели составили 54,7 и 19,8% соответственно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. А в долларовом эквиваленте объем рынка ЛС продемонстрировал дебютный с начала кризиса прирост на уровне 16,2% (!) и достиг 223,1 млн дол. В абсолютных величинах в ноябре 2009 г. (второй месяц подряд) объем аптечных продаж ЛС находился на высоком уровне — реализация ЛС увеличилась в национальной валюте до 1,8 млрд грн. за 113,1 млн упаковок. Следует сказать, что с начала 2007 г. именно в ноябре 2009 г. реализовано максимальное количество упаковок ЛС.

По сравнению с октябрем 2009 г. продажи ЛС по этому показателю увеличились на 5,1%, в это же время в денежном выражении, напротив, была отмечена незначительная убыль (–0,8%). Уменьшение объема розничного рынка ЛС в денежном выражении на фоне его прироста в упаковках по сравнению с предыдущим месяцем было обусловлено снижением средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС почти на 6% по сравнению с октябрем 2009 г. до 15,8 грн. Причем это снижение преимущественно было вызвано увеличением потребления относительно недорогих отечественных препаратов. Кроме того, в текущем году наметилась тенденция к снижению торговой наценки на ЛС в аптечных учреждениях, и в ноябре этот показатель составил 27,4%.

По итогам 11 мес 2009 г. общий объем рынка ЛС составил 15,0 млрд грн. в денежном и 985,7 млн упаковок в натуральном выражении; а в долларовом эквиваленте — 1,9 млрд дол. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. темпы прироста/убыли соответственно составили +27,8; –9,2 и –17,3%.

рис. 4

Главным образом, прирост рынка ЛС в денежном выражении в размере 54,7% был обусловлен инфляционной составляющей, которая в исследуемый период составила 48,9% (рис. 4). Индекс замещения впервые с начала текущего года вышел из убыли и был «в плюсе» — 3,1%.

В целом в Украине индекс потребительских цен в ноябре 2009 г. составил 113,6% относительно аналогичного периода 2008 г. По сравнению с октябрем 2008 г. не изменился индекс потребительских цен на фармацевтическую продукцию, медицинские товары и оборудование — 143,3% (данные Государственного комитета статистики Украины).

Ноябрь — золотая пора для отечественных производителей, именно этот сегмент можно смело назвать драйвером рынка. Так, в нояб­ре 2009 г. доля препаратов украинского производства по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилась на 3% в денежном и на 5% в натуральном выражении до 26 и 66% соответственно. В это же время удельный вес ЛС зарубежного производства составил 74 и 34% соответственно. Увеличение долевого участия отечественных препаратов обусловлено опережа­ющими темпами их прироста — 81,0% в денежном и 28,2% в натуральном выражении по сравнению с ноябрем 2008 г. Для сегмента импортных препаратов, напротив, отмечают темпы развития ниже среднерыночных — 47,1 и 6,6% соответственно.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного производства в ноябре 2009 г. составила 33,7 грн., а для отечественных препаратов этот показатель составил 6,3 грн. Отметим, что по сравнению с предыдущим месяцем этого года для средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в обоих сегментах отмечают убыль — на 2,5 и 1,1% соответственно.

В разрезе рецептурного статуса долевое соотношение сегментов сохранилось на уровне октяб­ря 2009 г. Так, в анализируемый период максимальный удельный вес в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении отмечали для безрецептурных препаратов — 52 и 71% соответственно. Доля рецептурных препаратов в этот период составила 48% в денежном и 29% в натуральном выражении. По сравнению с ноябрем 2009 г. безрецептурные препараты продемонстрировали опережающие темпы прироста — на 63,4% в денежном и 22,6% в натуральном выражении, для сегмента рецептурных ЛС эти показатели были несколько меньше — 46,2 и 13,7% соответственно. В ноябре 2009 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки безрецептурных ЛС снизилась на 6% по сравнению с предыдущим месяцем до 11,7 грн., а рецептурных ЛС — на 3% до 25,7 грн.

В исследуемый период максимальный объем выручки аптечным учреждениям обеспечили препараты среднестоимостной ниши (8,7–50,4 грн.) — 808,7 млн грн. (табл. 4). Объем­ аптечных продаж ЛС высокостоимостной ниши (свыше 50,4 грн.) составил 745,3 млн грн., а низко­стоимостной (до 8,7 грн.) — 229,2 млн грн. В натуральном выражении в структуре аптечных продаж максимальную долю аккумулируют ЛС низкостоимостной ниши — 62% (70,2 млн упаковок), удельный вес препаратов средне- и высоко­стоимостной ниши составил 30,9 и 7,1% соответственно.

Таблица 4 Объем аптечных продаж ЛС в разрезе ценовых ниш в ноябре 2007–2009 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Ноябрь, год Млн грн. Удельный вес ниши, % ?  , % Млн упаковок Удельный вес ниши, %   , %
Низкостоимостная (до 8,7 грн.)
2007 129,8 12,5 64,3 59,1
2008 125,1 10,9 –3,6 53,7 56,9 –16,5
2009 229,2 12,9 83,2 70,2 62,1 30,7
Среднестоимостная (8,7–50,4 грн.)
2007 459,5 44,1 36,0 33,1
2008 504,2 43,8 9,7 32,3 34,3 –10,1
2009 808,7 45,4 60,4 34,9 30,9 7,9
Высокостоимостная (свыше 50,4 грн.)
2007 452,5 43,4 8,6 7,9
2008 523,0 45,4 15,6 8,4 8,9 –2,5
2009 745,3 41,8 42,5 8,0 7,1 –3,9
Всего
2007 1041,8 108,8
2008 1152,3 10,6 94,4 –13,3
2009 1783,2 54,7 113,1 19,8

По сравнению с ноябрем 2008 г. наилучшую динамику развития в денежном и натуральном выражении продемонстрировали препараты низко­стоимостной ниши — 83 и 31% соответственно. Несколько меньшие темпы прироста были отмечены для ЛС среднестоимостной ниши — 60 и 8%. А в сегменте ЛС высокостоимостной ниши при увеличении объема аптечных продаж в денежном выражении на 43% была зафиксирована убыль на уровне 4% в натуральных величинах.

Фармакотерапевтическая структура рынка ЛС под воздействием ажиотажного спроса в условиях сложной эпидемиологической ситуации претерпела некоторые изменения, однако состав топ-5 крупнейших групп АТС-классификации 1-го уровня сохранился. Так, в ноябре 2009 г. традиционно по объему аптечных продаж в денежном выражении лидировали препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 360,8 млн грн. Удельный вес препаратов этой группы в объеме аптечных продаж ЛС по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. уменьшился на 1,2% до 20,2%. На следующих 3 позициях разместились препараты развивающихся групп R «Средства, действующие на респираторную систему» (275,3 млн грн.), N «Средства, действующие на нервную систему» (241,1 млн грн.) и J «Противомикробные средства для системного применения» (218,1 млн грн.).

Темпы прироста аптечных продаж препаратов групп R и N в ноябре 2009 г. превысили 65% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а для группы J этот показатель был еще большим — 90%. На 5-м месте по объему аптечных продаж в денежном выражении в анализируемый период расположились препараты группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» (194,8 млн грн.), доля этой группы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008 г. на 1,6% до 10,9%. Суммарно эта топ-5 в ноябре 2009 г. аккумулировала 72,3% общего объема аптечных продаж ЛС.

В разрезе групп АТС-классификации 3-го уровня в исследуемый период по объему аптечных продаж в денежном выражении лидировали препараты группы N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» (118,8 млн грн.). По сравнению с ноябрем 2008 г. объем аптечных продаж этих ЛС увеличился на 130%. Максимальные темпы прироста в рамках топ-10 групп этой классификации продемонстрировали препараты группы L03A «Иммуностимуляторы» — 190% по сравнению с ноябрем предыдущего года.

Рейтинг брэндов по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2009 г. возглавил препарат АМИЗОН, который в аналогичный период предыдущего года занимал 21-е место (табл. 5).

Таблица 5 Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в ноябре 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2007–2008 гг.
Брэнд № п/п, год
2009 2008 2007
АМИЗОН 1 21 34
АНАФЕРОН 2 13 25
АФЛУБИН 3 48 78
АКТОВЕГИН 4 1 1
КОЛДРЕКС 5 12 13
АРБИДОЛ 6 23 20
ЛАЗОЛВАН 7 6 4
ФЕРВЕКС 8 17 14
ЭССЕНЦИАЛЕ 9 2 2
АУГМЕНТИН 10 15 18
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА 11 44 28
МИЛДРОНАТ 12 4 3
АМИКСИН 13 77 185
ЦЕФТРИАКСОН 14 11 5
ОКСОЛИН 15 780 717
ТЕРАФЛЮ 16 20 42
НАТРИЯ ХЛОРИД 17 10 10
НО-ШПА 18 22 12
ПРОСТАМОЛ УНО 19 9 9
МЕЗИМ 20 8 8

Напомним, что лидером этот брэнд был и в октябре 2009 г. По сравнению с ноябрем 2008 г. объем его продаж увеличился на 351%. На 2-й и 3-й строчках расположились соответственно АНАФЕРОН и АФЛУБИН. За ними следовали АКТОВЕГИН и КОЛДРЕКС.

Небывалый прорыв отмечают для препарата ОКСОЛИН, который под шум надвигающейся эпидемии стал чрезвычайно популярным и пере­местился с 780-й на 15-ю строчку топ-листа брэндов благодаря увеличению объема аптечных продаж на 2960% (!) по сравнению с ноябрем 2008 г.

Топ-лист крупнейших маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2009 г. возглавила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 6).

Таблица 6 Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в ноябре 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2007–2008 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2009 2008 2007
Berlin-Chemie/Menarini Group 1 1 1
Фармак 2 4 6
Дарница 3 6 4
Sanofi-Aventis 4 2 2
Sandoz 5 7 3
Артериум Корпорация 6 8 5
KRKA 7 3 7
Nycomed 8 5 11
Bittner 9 16 22
Servier 10 9 10
ПРО-фарма 11 19 20
Борщаговский ХФЗ 12 13 12
Здоровье 13 17 16
GlaxoSmithKline 14 14 13
Gedeon Richter 15 12 15
Bayer Consumer Care 16 11 9
Heel 17 10 8
Boehringer Ingelheim 18 15 14
Стада-Нижфарм 19 26 24
Киевский витаминный завод 20 34 32

2-ю и 3-ю строчки заняли украинские компании «Фармак» и «Дарница». Отметим, что в рамках представленной топ-20 маркетирующих организаций в ноябре 2009 г. 5 компаний продемонстрировали прирост объема аптечных продаж ЛС более 100% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — отечественные «Фармак», «ПРО-фарма», «Киевский витаминный завод», а также зарубежные «Bittner» и «Стада-Нижфарм». Суммарно топ-20 маркетирующих организаций в ноябре 2009 г. аккумулировали 45% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

рис. 5

Как уже знает наш читатель, благодаря оперативным данным системы исследования рынка «Фармстандарт» мы можем видеть, как развивается рынок аптечных продаж в разрезе недельной динамики. После пика объема аптечных продаж на 44-й и 45-й неделях развитие в декабрьские недели (с 49-й по 53-ю) выглядит куда более скромно (рис. 5). Продажи топ-5 групп АТС-классификации, которые мы назвали растущими (А, J, L, N и R), в начале декабря двигались по восходящей, а уже в конце года темпы их развития замедлились. Объем продаж категории «Другие», в которую входят 9 групп АТС-классификации, также начал убывать.

Итоги

Вопреки утверждению, что «ноябрь — сумерки года», последний месяц осени стал проблеском на отечественном фармрынке, развитие которого в текущем году было омрачено кризисом. Еще свежи в памяти отголоски последней недели октября, когда аптечные полки стремительно опустошались под влиянием панических настроений потребителей, вызванных страхом эпидемии. Тенденция задержалась еще на одну ноябрьскую недельку, и объем аптечных продаж по итогам месяца вторично за этот год продемонстрировал «не по-кризисному» высокую динамику.

Так, в исследуемый период общий объем аптечных продаж достиг 2,1 млрд грн. за 176 млн упаковок, превысив показатель ноября предыдущего года почти на 50% в денежном и 12% в натуральном выражении. Впервые с начала текущего года в долларовом эквиваленте объем розничного фармрынка в ноябре 2009 г. продемонстрировал увеличение по сравнению с ноябрем 2008 г. — на 12,3% и достиг почти 265 млн дол.

В условиях накаленной атмосферы из-за угрозы, нависшей над здоровьем украинской нации, не удивительно, что в ноябре лидером по всем показателям рыночного развития была  именно лекарственная продукция, темпы прироста которой превысили общерыночные показатели развития — на 55% в денежном и 20% в натуральном выражении. Парафармацевтические товары в это время отошли на второй план и демонстрировали куда более скромное развитие.

C начала текущего года для всех категорий товаров «аптечной корзины» отмечают ежемесячное замедление темпов прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки по сравнению с аналогичными периодами 2008 г. А относительно предыдущего месяца в ноябре 2009 г. средневзвешенная стоимость и вовсе стала снижаться, что преимущественно было обусловлено изменениями структуры аптечных продаж фармпродукции в пользу недорогой отечественной.

Ну что ж, видимо, эту зиму украинцы встретят под девизом «готовь сани осенью» — лекарства закуплены впрок. И несмотря на традиционное сезонное оживление, ожидать столь высоких результатов (как в октябре и ноябре) не приходится. Во всем нужно искать золотую середину, а для отечественного фармрынка — это поступательное развитие без феерических взлетов и падений!

Оксана Сергиенко, Анна Шибаева
Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: 0 (44) 585-97-10 или e-mail: [email protected].
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті