Предновогодние вести из Комитета Верховной Рады

В канун Нового года принято подводить итоги и планировать будущее. Уходящий 2005 г. был полон политически значимых событий. Что касается фармацевтического рынка, то на нем все было достаточно спокойно. Долго ли продлится это спокойствие? Не приготовили ли законодатели новогодних сюрпризов? Каковы перспективы законодательных изменений в сфере медицины и фармации? Об этом корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» беседует с Олегом Виноградовым, заместителем заведующего секретариатом Комитета по во­просам здравоохранения, охраны материнства и детства Верховной Рады Украины.

Олег Виноградов

Олег Виноградов

— Олег Всеволодович, какую из новостей законодательства Вы назвали бы самой «горячей»?

— Без сомнения, это вопрос о закупках лекарственных препаратов за бюджетные средства. Верховной Радой рассматривается проект Государственного бюджета Украины на 2006 г. Самое важное, на что следует обратить внимание операторам фармацевтического рынка, является то, что установленные целевыми программами денежные средства на закупку лекарственных средств при принятии такого варианта Государственного бюджета на 2006 г. будут переданы органам местного самоуправления. В частности, это касается распределения средств по таким проектам, как мероприятия по борьбе с туберкулезом; Государственной программы «Онкология»; Национальной программы обеспечения профилактики ВИЧ-инфекции, помощи и лечения ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом; Комплексной программы «Сахарный диабет» и лечения пациентов с несахарным диабетом. На эти цели выделено около 600 млн грн., которые будут переданы на места и распределены в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Как известно, ранее закупку лекарственных препаратов за средства Государственного бюджета проводил Тендерный комитет при Министерстве здравоохранения. Теперь в каждом регионе будут проводиться тендеры, и на основании их результатов будут приобретаться лекарственные препараты для лечения пациентов, проживающих в регионе.

— Каковы, на Ваш взгляд, преимущества и недостатки новой системы распределения бюджетных средств?

— Действительно, вряд ли можно назвать хоть одно идеальное решение. Как правило, все имеет положительные и отрицательные стороны. К несомненным достоинствам новой системы можно отнести то, что гораздо больше операторов рынка — как производителей, так и дистрибьюторов — получат доступ к участию в системе государственных закупок. Всем известно, насколько сложно было «прорваться» на централизованный тендер, не говоря о том, чтобы его выиграть. Теперь многое будет зависеть от самих операторов: насколько оперативно они смогут сформировать тендерные предложения, какую продукцию и по каким ценам выставить на конкурс. Можно сказать, что мы сможем увидеть, как действуют рыночные механизмы в системе закупок лекарственных препаратов за бюджетные средства.

Кроме того, на уровне региона проще определить потребности в тех или иных препаратах и более эффективно их применять. В результате — меньше опасений, что закупленные за государственные средства лекарственные препараты останутся невостребованными. Не буду подробно останавливаться на ситуации с закупкой инсулинов, сложившейся в этом году. Как известно, возникли серьезные проблемы с централизованными закупками, и пациенты справедливо выражали обеспокоенность тем, что они могут остаться без жизненно необходимых препаратов. При организации закупок на местном уровне таких проблем можно избежать. Никто не застрахован от того, что результаты того или иного тендера могут быть оспорены. Если это происходит на местном уровне, возникает проблема регионального масштаба. Однако если подобная ситуация складывается с тендером по централизованной закупке, то проблема принимает государственный масштаб.

Вместе с тем существуют и спорные моменты. В основу идеи централизованных закупок в свое время было положено то, что при больших объемах поставок можно получить значительные скидки, снизив стоимость лекарственных препаратов и увеличив количество закупаемых на выделенные средства. Дробление бюджета, соответственно, уменьшает размеры поставок и скидок. Логично предположить, что при этом в регионах будут искать пути экономии средств. Не исключено, что предпочтение будет отдано более дешевым лекарственным препаратам. Осмелюсь предположить, что производителям оригинальных лекарственных средств будет достаточно сложно конкурировать в региональных тендерах с генерическими компаниями, если тендерной комиссией будет приниматься во внимание исключительно ценовой фактор. Пока что у нас в стране не утверждены стандарты лечения, не разработаны формуляры и не сформулированы четкие принципы, в соответствии с которыми на тендерах предпочтение отдается тому или иному лекарственному средству. Соответственно, в любом решении велика роль субъективных факторов и доброй воли того, кто это решение принимает. Решение о передаче денежных средств в регионы принесет максимальную пользу при условии, что процедура региональных тендеров будет прозрачной, а участники тендерной комиссии будут руководствоваться принципами фармакоэкономики и интересами пациентов.

— Как всегда, в момент принятия бюджета всех волнует вопрос об НДС…

— Проектом Государственного бюджета на 2006 г. не предусмотрены какие-либо изменения в отношении НДС на реализацию лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Все хорошо помнят, какой резонанс вызвала попытка отменить льготы. Не думаю, что накануне выборов какая-либо политическая партия заинтересована в создании подобной проблемы.

— Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях работы Комитета.

— Задачей нашего Комитета, как видно из его названия, является работа над законодательной базой в сфере здравоохранения, охраны материнства и детства. В настоящее время подготовлено несколько законодательных актов, которые, надеемся, будут приняты в ближайшее время. В частности, это закон, касающийся повышения оплаты труда медицинским и фармацевтическим работникам, занятым в государственном секторе здравоохранения. Применительно к фармации это касается сотрудников аптечных учреждений коммунальной формы собственности. Как известно, с момента упразднения более десяти лет назад так называемой тарификационной сетки разница в заработной плате, например медсестры и врача, даже высшей категории, стала практически неощутима. Да и сами зарплаты несопоставимы со спецификой профессии. Ведь врачи, фармацевты и провизоры — это профессионалы высокой квалификации, которым люди доверяют свое здоровье. А у нас возникает парадокс, когда врач «Скорой помощи» получает почти вдвое меньше водителя, сидящего за рулем автомобиля, доставившего медицинских работников к пациенту. Подготовленный законопроект предусматривает такой принцип надбавок и компенсаций, который учитывает выслугу лет и работу в сельской местности. Кроме того, в нем есть пункт о начислении дополнительных отпускных и оклада в качестве поощрения за хорошую работу. Если этот закон будет принят Верховной Радой, то можно рассчитывать, что он «заработает» со ІІ полугодия 2006 г. или с начала 2007 г.

Также в Комитете на рассмотрении находится несколько законопроектов, в той или иной мере касающихся здравоохранения (например по урегулированию вопросов репродукции и биоэтики). Репродуктивная медицина развивается очень стремительно, появилось множество нюансов, которые нуждаются в регламентировании на законодательном уровне. В частности, это касается возможностей использования эмбриональной ткани в лечении пациентов. Долгое время отечественные ученые находились в авангарде исследований по использованию клеток плаценты в медицинских целях. После принятия Закона Украины «О трансплантации» этот процесс стали рассматривать как элемент трансплантации, и научная работа затормозилась. Сейчас эмбриональную ткань практически не используют, тем самым утрачиваются возможности применять ее для сохранения здоровья людей. Одним из вариантов решения проблемы было бы отнесение препаратов на основе плаценты к лекарственным средствам. Основанием для этого может стать то, что в процессе обработки эмбриональной ткани она меняет свои морфофункциональные особенности и может рассматриваться как лекарственный препарат.

Еще один законопроект, который непосредственно касается фармацевтического рынка, — «Об обороте наркотиков». Пока что он находится на стадии доработки, потому что по многим вопросам у различных структур и депутатских групп возникли серьезные разногласия.

— Какова судьба новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах»?

— Как известно, новая редакция этого закона была подана в Верховную Раду еще 4 года назад. Тогда по законопроекту было высказано множество замечаний, созданы рабочие группы по внесению изменений в проект. И по сей день депутаты не пришли к общему знаменателю по целому ряду позиций, которые должен регулировать этот закон. Это касается практически всех сегментов фармацевтического рынка. Например, следует ли на законодательном уровне устанавливать необходимость сертификации отечественных производителей на соответствие GMP? Станут ли жесткие меры стимулом развития и модернизации отечественной фармацевтической промышленности или, наоборот, приведут к тому, что большинство предприятий будет закрыто? По этому вопросу нет единства. Столь же разноречивы мнения по поводу устанавливаемых законом норм относительно оптовой и розничной реализации лекарственных средств. Только за последние 2 года быстро изменилась ситуация на рынке, появляются новые формы работы. Например, все чаще аптеки организовывают в форме супермаркета. Также существует доставка лекарственных средств почтой или курьером. Насколько легитимны такие формы работы и следует ли их «прописывать» в новом законе? Это лишь немногие вопросы, по которым нет единого решения. В настоящее время в Комитете существует как минимум два варианта проекта Закона «О лекарственных средствах», но не могу с уверенностью сказать, что хотя бы одна из них будет принята в ближайшее время.

Это же касается введения системы обязательного медицинского страхования. В этом вопросе существует еще больше разногласий. Не определены ключевые моменты: откуда будут поступать средства, кто их будет аккумулировать и каким образом они будут распределяться. В целом вопрос «упирается» в изменение финансирования системы здравоохранения, ее полного реформирования. Как известно, сдерживающим фактором является статья Конституции, гарантирующая бесплатную медицинскую помощь (которая на практике до сих пор не может адекватно финансироваться из бюджета). Одним из народных депутатов, в соответствии с решением Конституционного суда Украины, было предложено разграничить на законодательном уровне понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга». Однако решение было заблокировано.

— Что тормозит принятие многих важных законодательных актов в сфере здравоохранения?

— Отсутствие движущей силы, заинтересованной в изменениях и достаточно мощной, чтобы инициировать принятие законов. На уровне парламента не существует достаточно серьезного медицинского и фармацевтического лобби. Если в вопросах оплаты труда есть возможность объединиться с другими бюджетниками, например с работниками культуры и образования, то в вопросах, касающихся только проблем здравоохранения и лекарственного обеспечения, «лобби» ограничивается членами нашего Комитета, а этого явно недостаточно для проведения важных законопроектов.

Если в нашей стране найдется политическая сила, которая всерьез будет заинтересована в реформировании здравоохранения, то дело быстро сдвинется с мертвой точки. Реформ не следует бояться. Опасаться нужно косности и отсутствия движения. Ни одна страна в мире пока еще не признала, что сформировала идеальную систему здравоохранения, однако многие государства, шаг за шагом, улучшают существующее положение дел. Поэтому нам следует не ожидать, когда будет разработана идеальная модель, которая в одночасье вынесет наше здравоохранение на передовые рубежи, а начать движение по пути реформ уже сегодня.

Завершая нашу беседу на этой более или менее оптимистичной ноте, хочу от имени Комитета поздравить читателей «Еженедельника АПТЕКА» с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым. Как врач я всегда традиционно желаю здоровья. Кроме этого, хотелось бы выразить надежду на то, что в следующем году всех нас ожидают только позитивные перемены! n

Виктория Матвеева,
фото Филиппа Снегирёва

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті