Регионы Украины, 9 мес 2005 г. Аптечные продажи: все ли успевают за развитием рынка?

Розничный фармацевтический рынок Украины в течение 2005 г. претерпел значительные структурные изменения. Но для всех ли регионов Украины были характерны подобные перемены? Этому и другим вопросам посвящена данная публикация. При подготовке материала использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «Морион».

Напомним, что общий объем рынка аптечных продаж в Украине за 9 мес 2005 г. в денежном выражении составил 5089,5 млн грн. Как распределился этот объем по регионам Украины — продемонстрировано на рисунке 1. Привычными лидерами остаются наиболее экономически развитые регионы: г. Киев (удельный вес в общем объеме розничного рынка в денежном выражении — 12,7%), Донецкая (9,8%) и Днепропетровская (8,4%) области. По сравнению с результатами I полугодия существенно увеличился удельный вес АР Крым (на 0,5%), что неудивительно, учитывая разгар отпускного периода, приходящийся на июль–август.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2005 г.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2005 г.

Однако по удельному весу в общем объеме продаж в натуральном выражении лидирует другой регион — Донецкая область — с показателем 9,2% (рис. 2). Наибольшее превышение удельного веса в объеме рынка в денежном выражении над таковым в натуральном выражении зафиксировано в столице Украины (12,7 и 8,7% соответственно), что свидетельствует о большей доле продаж сравнительно дорогих товаров «аптечной корзины». Подобная ситуация, только с гораздо меньшей разницей, отмечена в семи регионах, среди которых больше всего выделяются Харьковская и Днепропетровская области. Противоположная ситуация (превышение удельного веса в общем объеме продаж в натуральном выражении над таковым в денежном) наиболее ярко выражена в Волынской, Луганской и Ровенской областях, где соответственно превалируют продажи сравнительно недорогих товаров. Интересно, что в тех областях, где преобладают продажи дорогих товаров, зачастую достаточно высокий удельный вес продаж косметики, например, в г. Киеве, Харьковской и Одесской областях (табл. 1).

Рис. 2. Удельный вес областей в общем объеме аптечных продаж в денежном и натуральном выражении за 9 мес 2005 г.

Рис. 2. Удельный вес областей в общем объеме аптечных продаж в денежном и натуральном выражении за 9 мес 2005 г.

Таблица 1

Объем розничных продаж в регионах по категориям товаров «аптечной корзины»
в денежном выражении за 9 мес 2005 г.

Регион

ЛС ИМН Косметика БАД
млн грн. удельный вес категории, % млн грн. удельный вес категории, % млн грн. удельный вес категории, % млн грн. удельный вес категории, %
АР Крым 295,9 91,5 18,9 5,8 3,4 1,1 5,2 1,6
Винницкая обл. 124,8 88,1 11,3 8,0 3,1 2,2 2,5 1,8
Волынская обл. 77,4 84,8 10,0 10,9 2,1 2,3 1,8 2,0
г. Киев 543,0 84,3 51,9 8,1 29,3 4,6 20,0 3,1
Днепропетровская обл. 386,8 90,0 28,7 6,7 8,1 1,9 6,1 1,4
Донецкая обл. 441,6 88,7 40,4 8,1 9,3 1,9 6,3 1,3
Житомирская обл. 73,8 88,9 6,4 7,7 1,1 1,3 1,7 2,1
Закарпатская обл. 71,1 88,9 6,3 7,9 1,5 1,8 1,1 1,4
Запорожская обл. 211,9 86,2 24,1 9,8 5,1 2,1 4,8 2,0
Ивано-Франковская обл. 111,5 91,2 7,3 6,0 2,0 1,6 1,5 1,2
Киевская обл. 108,8 86,0 11,5 9,1 2,9 2,3 3,3 2,6
Кировоградская обл. 90,5 85,0 11,0 10,3 2,6 2,4 2,5 2,3
Луганская обл. 181,7 87,5 19,3 9,3 2,6 1,3 4,0 1,9
Львовская обл. 261,4 90,2 20,7 7,2 4,4 1,5 3,2 1,1
Николаевская обл. 78,4 86,4 8,0 8,8 2,2 2,4 2,2 2,4
Одесская обл. 200,2 83,0 25,4 10,6 8,8 3,7 6,7 2,8
Полтавская обл. 149,0 90,2 8,5 5,2 3,7 2,2 4,0 2,4
Ровенская обл. 77,7 85,5 9,2 10,1 2,0 2,2 2,0 2,2
Сумская обл. 90,8 88,8 6,8 6,6 2,2 2,2 2,4 2,4
Тернопольская обл. 79,7 88,5 6,8 7,5 2,1 2,4 1,5 1,6
Харьковская обл. 320,9 80,6 46,0 11,6 20,6 5,2 10,6 2,7
Херсонская обл. 95,9 88,3 8,6 7,9 2,0 1,9 2,1 2,0
Хмельницкая обл. 95,6 87,2 9,6 8,7 2,5 2,3 2,0 1,8
Черкасская обл. 103,4 85,1 11,0 9,1 3,4 2,8 3,6 3,0
Черниговская обл. 86,6 88,4 8,0 8,2 1,8 1,8 1,5 1,6
Черновицкая обл. 72,1 86,5 7,4 8,9 2,0 2,4 1,8 2,2
Всего 4430,8 87,1 423,3 8,3 130,8 2,6 104,7 2,1

То, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки косметики более чем на 50% выше таковой 1 упаковки лекарственного средства (ЛС), вносит свои достаточно существенные коррективы в ценовую структуру региональных рынков, где высок удельный вес этой товарной категории. Наибольший же удельный вес ЛС в общем объеме аптечных продаж в январе–сентябре 2005 г. (более 90%) зафиксирован в АР Крым, Ивано-Франковской, Львовской, Полтавской и Днепропетровской областях. Наименьший удельный вес ЛС (менее 85%) отмечен в Харьковской, Одесской, Волынской областях и г. Киеве. Продажи изделий медицинского назначения (ИМН) имеют наибольший удельный вес в Харьковской, Волынской и Одесской областях, биологически активных добавок (БАД) — в Киеве и Черкасской области.

Что же касается продаж непосредственно ЛС, то в разных регионах Украины результаты III квартала 2005 г. существенно отличались. В целом по Украине прирост розничного рынка ЛС в III квартале по сравнению со II кварталом 2005 г. составил 13,1%. Однако в некоторых областях его показатель был намного выше, и в первую очередь это касается южных регионов. Так, в АР Крым прирост продаж ЛС в денежном выражении в III квартале 2005 г. по сравнению со II кварталом 2005 г. составил 34,6%, в Николаевской области — 24,3%, в Одесской — 20,7% (рис. 3). Высокий показатель также зафиксирован в Черниговской области — 21,4%. Самые же низкие показатели прироста продаж (менее 3%) отмечены в Волынской, Полтавской и Ивано-Франковской областях, а в Винницкой и Кировоградской объемы продаж вообще снизились по сравнению со II кварталом 2005 г. на 8,2 и 3,1% соответственно. То есть далеко не во всех областях объемы продаж с начала 2005 г. изменяются по нарастающей: например, в Винницкой и Кировоградской областях они постоянно снижаются с начала года, в Волынской — остаются на одном уровне.

Рис. 3. Объем продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I, II и III кварталах 2005 г.

Рис. 3. Объем продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I, II и III кварталах 2005 г.

Если рассматривать структуру региональных рынков ЛС с точки зрения отнесения препаратов к отечественным или зарубежным, то наибольший удельный вес продаж импортных препаратов в денежном выражении зафиксирован в г. Киеве, Харьковской, Днепропетровской, Донецкой и Ивано-Франковской областях, отечественных — в Житомирской, Волынской, Луганской и Киевской областях (табл. 2).

Таблица 2

Объем аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по регионам за 9 мес 2005 г.

Регион

Объем продаж ЛС
зарубежного
производства
отечественного производства зарубежного
производства
отечественного
производства
млн грн. удельный вес, % млн грн. удельный
вес, %
млн упаковок удельный вес, % млн упаковок удельный вес, %
АР Крым 211,1 71,3 84,8 28,7 17,2 27,8 44,6 72,2
Винницкая обл. 86,8 69,6 37,9 30,4 5,4 25,2 15,9 74,8
Волынская обл. 49,0 63,4 28,3 36,6 5,4 24,5 16,5 75,5
г. Киев 423,3 78,0 119,7 22,0 24,3 32,8 49,7 67,2
Днепропетровская обл. 289,0 74,7 97,8 25,3 19,7 30,9 44,2 69,1
Донецкая обл. 329,2 74,5 112,4 25,5 24,6 30,3 56,5 69,7
Житомирская обл. 44,4 60,1 29,5 39,9 4,5 21,6 16,5 78,4
Закарпатская обл. 47,7 67,1 23,4 32,9 4,8 28,3 12,1 71,7
Запорожская обл. 151,8 71,6 60,1 28,4 9,6 28,5 24,1 71,5
Ивано-Франковская обл. 81,8 73,3 29,8 26,7 6,4 32,1 13,6 67,9
Киевская обл. 70,1 64,4 38,8 35,6 5,6 23,5 18,4 76,5
Кировоградская обл. 56,5 62,4 34,0 37,6 5,1 23,7 16,4 76,3
Луганская обл. 114,7 63,1 67,0 36,9 8,2 22,6 28,0 77,4
Львовская обл. 190,0 72,7 71,5 27,3 14,5 28,7 36,0 71,3
Николаевская обл. 53,3 68,0 25,1 32,0 3,8 25,7 11,0 74,3
Одесская обл. 143,7 71,8 56,5 28,2 9,7 28,2 24,7 71,8
Полтавская обл. 107,0 71,8 42,0 28,2 7,6 28,6 19,0 71,4
Ровенская обл. 51,5 66,3 26,2 33,7 5,8 28,4 14,7 71,6
Сумская обл. 60,9 67,1 29,9 32,9 4,8 24,8 14,4 75,2
Тернопольская обл. 56,4 70,7 23,4 29,3 4,5 27,4 11,8 72,6
Харьковская обл. 244,3 76,1 76,6 23,9 15,7 31,8 33,8 68,2
Херсонская обл. 65,9 68,7 30,0 31,3 5,2 26,7 14,1 73,3
Хмельницкая обл. 63,7 66,6 32,0 33,4 6,2 27,3 16,6 72,7
Черкасская обл. 67,5 65,3 35,9 34,7 5,8 23,7 18,8 76,3
Черниговская обл. 58,1 67,0 28,6 33,0 4,3 26,0 12,2 74,0
Черновицкая обл. 51,8 71,9 20,2 28,1 4,1 29,5 9,9 70,5
Всего 3 169,5 71,5 1 261,3 28,5 232,8 28,2 593,4 71,8

Казалось бы, самые высокие показатели средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС должны быть в тех регионах, где наблюдался наибольший удельный вес импортных препаратов. И в какой-то степени это соответствует действительности: самая высокая стоимость ЛС зафиксирована в Киеве и Харьковской области (рис. 4), но при этом 3-ю позицию по величине средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС занимает Запорожская область, 5-ю — Винницкая, которые по удельному весу импортных препаратов не на первых ролях. Соответственно, далеко не во всех регионах большая товарная масса импортных препаратов является основным критерием высокой средневзвешенной стоимости ЛС. Так, на ценовую структуру региональных рынков Запорожской, Винницкой, Луганской и Черниговской областей существенно влияет большая доля продаж сравнительно дорогих отечественных препаратов — в этих регионах зафиксирована самая высокая средневзвешенная стоимость 1 упаковки украинских ЛС.

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производ­ства по регионам Украины, а также в целом по розничному рынку за 9 мес 2005 г.

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производ­ства по регионам Украины, а также в целом по розничному рынку за 9 мес 2005 г.

Результат, к которому приводят предпочтения потребителей отечественных или зарубежных препаратов в разных регионах, — это ценовая структура региональных рынков. По итогам 9 мес 2005 г. наибольший удельный вес низкостоимостной ниши зафиксирован в Житомирской и Кировоградской областях, среднестоимостной — в Ивано-Франковской, Закарпатской и Львовской, а высокостоимостной — в Запорожской, Харьковской областях и г. Киеве (рис. 5). Как следует из представленных данных, наибольшие «перепады» удельных весов от региона к региону свойственны в основном низко- и высокостоимостной нишам. И как правило, в тех регионах, где удельный вес высокостоимостной ниши небольшой, низкостоимостной — достаточно высокий, и наоборот. Объемы продаж препаратов «среднего звена» превалируют практически во всех регионах. Но есть, конечно, и исключения: в Запорожской области объем продаж высокостоимостных препаратов в денежном выражении наибольший среди ценовых ниш.

Рис. 5. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам за 9 мес 2005 г.

Рис. 5. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам за 9 мес 2005 г.

В анализах, посвященных украинскому фармацевтическому рынку, не раз упоминалось об изменениях в ценовой структуре сегмента отечественных препаратов, но при этом данный вопрос еще не рассматривался в плоскости региональных рынков. Как следует из представленных данных, в структуре продаж отечественных ЛС во всех регионах первенство все еще принадлежит низкостоимостным препаратам (рис. 6). Но при этом из общей картины выделяются Винницкая, Ивано-Франковская, Запорожская области, где средне- и высокостоимостные украинские препараты потихоньку «перетягивают одеяло на себя». Ценовая структура сегмента отечественных ЛС и региональных рынков в целом во многом зависит от уровня доходов населения и промоционной активности производителя в том или ином регионе. Понятно, что в конечном итоге эту структуру формирует потребитель, но при этом он ориентируется не только на уровень своих доходов, но и на степень доверия к тому или иному препарату. На первый фактор производители вряд ли смогут повлиять, а вот на второй — вполне. И смеем предположить, что если сегмент отечественных препаратов будет развиваться в том же направлении, что и на данный момент (а именно — увеличение удельного веса средне- и высокостоимостных препаратов), то таких регионов, как вышеперечисленные, будет становиться все больше.

Рис. 6. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж отечественных ЛС в денежном выражении по регионам за 9 мес 2005 г.

Рис. 6. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж отечественных ЛС в денежном выражении по регионам за 9 мес 2005 г.

Кроме ценовой, важное значение имеет фармакотерапевтическая структура региональных рынков. Продажи препаратов группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» превалируют не только на рынке Украины в целом, но и на всех региональных рынках без исключения (рис. 7). Наиболее же высокие показатели удельного веса продаж препаратов этой группы по итогам 9 мес 2005 г. зафиксированы в г. Киеве, Ивано-Франковской и Львовской областях. Продажи препаратов остальных двух групп АТС-классификации из первой тройки по объемам продаж в денежном выражении — С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Средства, действующие на нервную систему» — распределены в регионах менее равномерно: в некоторых областях больше объем продаж группы С, в иных — группы N. Наибольший удельный вес продаж группы N зафиксирован в Луганской области (16,8%), группы С — в Черниговской (15,7%), Запорожской (14,7%) и Полтавской (14,5%) областях.

Рис. 7. Удельный вес (%) групп АТС-классификации с наиболее высоким приростом продаж среди топ-5 в общем объеме аптечных продаж ЛС по регионам в денежном выражении за 9 мес 2005 г.

Рис. 7. Удельный вес (%) групп АТС-классификации с наиболее высоким приростом продаж среди топ-5 в общем объеме аптечных продаж ЛС по регионам в денежном выражении за 9 мес 2005 г.

Топ-5 брэндов по объемам продаж в денежном выражении каждого регионального рынка также указывают на то, что фармакотерапевтическая структура разных областей во многом отличается (табл. 3). Даже лидеры всеукраинского рейтинга торговых марок в некоторых регионах не попадают в топ-5. И наоборот, препараты, которые в целом по Украине находятся за пределами первой десятки рейтинга, в некоторых регионах находятся на ведущих позициях.

Таблица 3

Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам за 9 мес 2005 г.

Регион

№ п/п в рейтинге
1 2 3 4 5
Украина ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН НО-ШПА МИЛДРОНАТ
АР Крым МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ВИТРУМ
Винницкая обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН
Волынская обл. ЦЕФАЗОЛИН МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД АМПИЦИЛЛИН АКТОВЕГИН
г. Киев ЭССЕНЦИАЛЕ ВИАГРА НО-ШПА ВИТРУМ МЕЗИМ
Днепропетровская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ НО-ШПА ЦЕФТРИАКСОН
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ НО-ШПА
Житомирская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН ЦЕФАЗОЛИН МИЛДРОНАТ КАПТОПРЕС
Закарпатская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФАЗОЛИН ФЕСТАЛ АМПИЦИЛЛИН МЕЗИМ
Запорожская обл. АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НО-ШПА
Ивано-Франковская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЛАЗОЛВАН МЕЗИМ НО-ШПА ФЕСТАЛ
Киевская обл. ЦЕФАЗОЛИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН НО-ШПА ФЕСТАЛ
Кировоградская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЦЕФАЗОЛИН ЭССЕНЦИАЛЕ РЕОСОРБИЛАКТ
Луганская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА ЦЕФАЗОЛИН
Львовская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЭНАП МЕЗИМ ЦЕФАЗОЛИН МИЛДРОНАТ
Николаевская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЦЕФАЗОЛИН МИЛДРОНАТ
Одесская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД
Полтавская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН ПРЕДУКТАЛ
Ровенская обл. ЦЕФАЗОЛИН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН АМПИЦИЛЛИН
Сумская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЦЕФАЗОЛИН МИЛДРОНАТ
Тернопольская обл. МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ ФЕСТАЛ ЦЕФАЗОЛИН НО-ШПА
Харьковская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НО-ШПА ВИАГРА АКТОВЕГИН
Херсонская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН НО-ШПА ФЕСТАЛ
Хмельницкая обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФАЗОЛИН МИЛДРОНАТ НО-ШПА
Черкасская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФАЗОЛИН НО-ШПА АКТОВЕГИН
Черниговская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЦЕФАЗОЛИН АКТОВЕГИН
Черновицкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН ВИТРУМ ЦЕФАЗОЛИН

Подводя итоги, отметим следующее: далеко не все регионы «шагают в ногу со временем». То есть структурные изменения, характерные для всего фармацевтического рынка Украины в целом, не всегда находят свое отражение в каждом регионе в частности. Начиная с того, что в некоторых областях в III квартале зафиксировано снижение объемов аптечных продаж, несмотря на то, что в целом по Украине наблюдался довольно значительный прирост, и заканчивая тем, что во многих регионах тенденция к увеличению удельного веса продаж более дорогих препаратов очень слабо выражена. Причем далеко не всегда тот или иной фактор развития рынка зависит от уровня экономического развития конкретного региона, примером чего служат данные по Ивано-Франковской, Винницкой и другим областям. То есть многое зависит от стереотипов, привычек, традиций потребителей, живущих в том или ином регионе, и, естественно, фармакотерапевтических традиций врачей, работающих в этих регионах. Экономический базис — наверное, самая важная составляющая в развитии рынка, но при этом не единственная. И на ситуацию, сложившуюся в каждом конкретном регионе, можно и нужно влиять производителям и другим операторам фармрынка. Большие объемы продаж той или иной группы препаратов не возникают ниоткуда, при любом уровне доходов потребителей, за этим всегда стоит кропотливый и длительный труд. Только совокупность множества усилий формирует тенденции развития и характеристики всего рынка.?n


ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

Рис. Индекс активности аптечных продаж за 36–50 недели 2005 г.

Рис. Индекс активности аптечных продаж за 36–50 недели 2005 г.

Краткое описание методологии расчета индекса активности аптечных продаж представлено в «Еженедельнике АПТЕКА» № 48 (519) от 12 декабря 2005 г. По результатам 48-й недели 2005 г. (28 ноября – 4 декабря), индекс активности аптечных продаж уменьшился на 1 пункт (рис.). То есть по сути никаких серьезных изменений не произошло — кривая индекса все также оставалась на «плато» в диапазоне от 1,32 до 1,36. Однако уже на 49-й неделе 2005 г. (5–11 декабря) индекс увеличился на 9 пунктов и впервые за последние 5 недель превысил отметку в 1,36. И несмотря на то, что индекс 50-й недели снизился на 2 пункта, показатели начала декабря остаются на уровне более высоком, чем в предыдущие недели. Как следует из представленных данных, наши предположения пока оправдываются: после недолгой задержки на одном уровне развитие рынка аптечных продаж Украины продолжило свое поступательное движение вверх. Продолжится ли этот подъем и в дальнейшем? Вероятнее всего — да. Все больше набирает обороты период сезонного спроса на препараты группы cough&cold, да и декабрь всегда являлся наиболее активным месяцем на розничном фармацевтическом рынке, и вполне можно предположить, что 2005 г. не станет в этом случае исключением. То есть рост индекса на 49-й неделе вполне объясним и оправдан, и в дальнейшем следует ожидать только его увеличения. В заключение отметим, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка. Целью данного сотрудничества является расчет индекса активности аптечных продаж для отдельно взятой торговой точки или торговой сети. Если Вам не все равно, как Вы выглядите на фоне всего рынка — звоните: (044) 569-44-60 или пишите: [email protected].


Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Игорь Хмилевский

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті