ТРИХОПОЛ — скоро в другой упаковке

 

Лекарственный препарат ТРИХОПОЛ (метронидазол) давно известен и успешно применяется в Украине. Однако известно и другое: чем более востребован продукт на рынке, тем реальнее опасения, что он вызовет интерес тех, кто хочет заработать на его поддел­ке. И ТРИХОПОЛ в течение нескольких лет был «чемпионом» по количеству выявляемых фальсификатов. Это обусловлено, прежде всего, известностью брэнда, ибо никому не придет в голову подделывать «нераскрученную» торговую марку. Украинское представительство компании «Польфарма» инициировало выявление фальсификатов и активно сотрудничало в этом направлении с контролирующими органами. Теперь компания ставит еще один заслон фальсификаторам, начиная выпуск препарата ТРИХОПОЛ в новой упаковке, снабженной надежной защитой от подделки. Подробнее об этом и других важных моментах деятельности представительства «Польфарма» в Украине рассказывают глава представительства Дмитрий Лихачев (Д.Л.) и маркетинг-менеджер Александр Шаравский (А.Ш.).

 

— Насколько успешной была борьба с фальсификацией препарата ТРИХОПОЛ, есть ли результаты?

Дмитрий Лихачев

Дмитрий Лихачев

Д.Л.: Безусловно, результаты есть. Не секрет, что ТРИХОПОЛ был одним из самых подделываемых на рынке препаратов. Для нас это было серьезной проблемой. Точных подсчетов мы не вели, но еще 3 года назад примерно 10–15% от общего объема продаж препарата приходилось на подделки. Мы сразу же начали активно реагировать. Сотрудничали со всеми контролирующими органами и структурами, включая МВД, СБУ и, естественно, контролирующими структурами Министерства здравоохранения. Мы считаем, что эффект был весьма ощутимым. Сейчас мы выявляем только следовые количества фальсификата, в основном завозимые из России. Это эпизодические случаи, а не частое явление, как было несколько лет назад. При этом наша компания не может взять на себя задачу отслеживать товар других производителей. Насколько известно читателям, в целом проблема фальсификатов в нашей стране стоит достаточно остро. Она обсуждалась, в частности, на конференциях с участием представителей Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств. Целый ряд фирм уже поднимает этот вопрос и включается в процесс противодействия реализации фальсификатов на украинском фармацевтическом рынке. При этом мы гордимся, что были одной из первых компаний, которая начала борьбу с подделкой своей продукции и открыто заявила о присутствии на рынке фальсификатов ТРИХОПОЛА. Представительство предупреждало врачей, работников аптек и потребителей о том, что следует быть осторожными, обращало внимание на отличия настоящего ТРИХОПОЛА от фальсификата.

Возможно, в начале мы в какой-то мере действовали себе во вред, акцентируя внимание на том, что есть такая опасность — купить вместо ТРИХОПОЛА подделку. Разумеется, это настораживало потребителей и несколько влияло на имидж препарата. Однако если говорить о программе-максимум, общем имидже компании и ее миссии, то мы уверены в правильности такой политики. Бывали случаи, когда контролирующие органы останавливали автомобили с нелегальным грузом и сигнализировали об этом производителям. Однако они не спешили предпринимать какие-либо действия, открещиваясь от решения вопроса. Не секрет, что бывает удобней замолчать проблему, делать вид, что у тебя все в полном порядке и не привлекать внимания к своему продукту, закрывая глаза на то, что какая-то его часть подделывается. Мы избрали другой путь.

Важно объединить усилия контролирующих органов и фармацевтических компаний. Ведь наши медицинские представители в силу своих функциональных обязанностей посещают аптечные учреждения. Они всегда могут обратить внимание на то, что представлено на прилавке, отпускается ли именно тот препарат, который представлен на витрине. Мы проводили специальные рейды, результаты которых были впечатляющи. Например, на витрине был размещен настоящий препарат, а потребителю отпускали фальсификат. О таких случаях мы обязательно сообщаем в Госинспекцию, и они соответствующим образом реагируют. В результате те, кто хотел заработать на подделках, поняли: с ТРИХОПОЛОМ лучше не связываться, наша компания не даст спокойной жизни фальсификаторам и тем, кто реализует такой товар. Однако, смею предположить, что они не отказались в целом от такого источника дохода, переключившись на те препараты, производители которых не реагируют на эту проблему.

— Почему для вас так важна борьба с фальсификатами?

Д.Л.: С коммерческой точки зрения мы защищаем интересы «раскрученного» брэнда. ТРИХОПОЛ был и остается нашим наиболее продаваемым продуктом. Этот брэнд представлен на рынке уже около 30 лет и для многих врачей ассоциируется с качеством и надежностью. Метронидазол остается препаратом первого выбора при лечении ряда заболеваний, передаваемых половым путем (см. информацию на сайте Центра по контролю и предупреждению заболеваний США: http://www.cdc.gov/STD/treatment/). Этот препарат производит немало фирм, и, тем не менее, самый продаваемый метронидазол в Украине — ТРИХОПОЛ. Фальсификаты разрушают имидж брэнда, потому что не известно, что находится в упаковке, из чего состоят поддельные «таблетки».

Но более, чем коммерческие интересы, важна забота о здоровье пациентов. Никогда нельзя гарантировать, что подделка лекарства не повлечет за собой страшные последствия. Только представьте, что может случиться, если в известный лекарственный препарат фальсификатор добавит вещества, опасные для жизни. Фальсификация — это очень серьезная проблема, где ценой ошибки или недостаточной бдительности может быть здоровье и человеческая жизнь. Даже если фальсификат содержит «безобидные» нейтральные вещества, никогда нельзя гарантировать, что у принявшего такую «таблетку» нет на них аллергии. Опасность, которую несут в себе подделки, уже хорошо осознают в органах безопасности, надеюсь, это поймут и наши коллеги.

К сожалению, законодательство в нашей стране пока еще очень лояльно по отношению к изготовителям, и особенно — к распространителям фальсификатов. В Беларуси, например, если на складе дистрибьютора находят подделку, то он навсегда лишается лицензии, а учредители и руководство — права заниматься дистрибьюцией фармацевтической продукции, возможно преследование в уголовном порядке. То же самое с аптеками. У нас вопросы применения тех или иных мер воздействия решаются в судебном порядке. Однако существует очень много моментов, которые сложно обосновать для подтверждения обвинения. Например, сложно доказать сам факт подделки, злой умысел и пр. Поставки идут через посреднические фирмы, зарегистрированные в оффшорной зоне или в далекой стране, сборный груз транспортируется транзитом через Россию или Молдову, отыскать виновного очень сложно. Иногда помогает случайность. Например, однажды обнаружили контрабандный груз. Доказательством фальсификации выступило то, что преступники совершили ошибку: «Польфарма» выпустила всего 15 000 упаковок продукта данной серии, а в автофургоне перевозилось сразу 20 000. Были приняты соответствующие меры со стороны таможенных органов.

По факту фальсификации фармацевтической продукции по инициативе фирм или Госинспекции можно инициировать судебное разбирательство. Однако пока ни об одном подобном процессе нам не известно. Максимум, что делается — издается предписание, запрещающее на территории Украины реализацию определенной серии препарата. Но и здесь есть проблема. Например, наши дистрибьюторы ввозят в страну серию ТРИХОПОЛА в определенном количестве. Если обнаруживается фальсификат, промаркированный так же, как эта серия, то вся она запрещается к реализации. Мы считаем, что нужен дифференцированный подход, чтобы заодно с фальсификаторами не страдали производитель, его официальные дистрибьюторы, добросовестные аптеки и, конечно же, пациенты.

— Расскажите, пожалуйста, о новой упаковке ТРИХОПОЛА. Почему принято решение перейти на новый дизайн и в чем его особенности?

Д.Л.: Во-первых, компания «Польфарма» уже несколько лет использует новый корпоративный дизайн, соответственно, меняются и упаковки. Кроме того, изменение упаковки можно считать одним из факторов, который поможет воспрепятствовать реализации фальсификата, поскольку она снабжена специальной системой защиты. Ранее наши российские коллеги делали голографическую наклейку. К сожалению, они мало защищены и могут без проблем воспроизводиться фальсификаторами. В производстве новой упаковки препарата ТРИХОПОЛ использована технология немецкой компании «KURZ», которая предлагает эффективную защиту товарных знаков от подделок. Услуги этой компании используются, например, при изготовлении банкнот и других ценных бумаг, а также различных брэндов. Разработан целый спектр элементов защиты, среди которых мини-текст различных размеров, в том числе нано-текст, «радуга», различная смена цветов, изображения, эффект линз глубокого воздействия и др. При изготовлении упаковки ТРИХОПОЛА использован не весь набор, отобрано то, что хорошо определяется визуально или при помощи простого технологического устройства. Элемент защиты черно-белый (в отличие от голограммы, которая всегда выполнена в цвете). В обычном ракурсе надпись «Польфарма» белая, а при повороте на 90 градусов она становится темной. Кроме того, если осветить элемент прибором на лазерной основе, то будет видна надпись «ОК». Хотелось бы также обратить внимание на то, что элемент защиты не наклеивается, а впрессовывается в упаковку. Это оригинальная технология, подделать которую у фальсификаторов не хватит ни средств, ни возможностей.

— Когда в аптеках появится продукт в упаковках нового образца?

Д.Л.: Пока что ТРИХОПОЛ поставляется в упаковках прежнего дизайна. Примерно в начале этого года продукт будут ввозить уже в новых упаковках. Зарегистрированы обе упаковки, и, по нашим расчетам, они будут параллельно использоваться до лета. Наша политика — предлагать препараты европейского качества по разумной цене, и новая система защиты будет гарантировать пациенту, что купленный им в аптеке препарат ТРИХОПОЛ соответствует высоким стандартам.

— Изменится ли цена препарата в связи с использованием дорогостоящей системы защиты?

Александр Шаравский

Александр Шаравский

А.Ш.: Цена уже немного изменилась. Но это не связано с новой упаковкой, которая является инвестицией, рассчитанной на много лет вперед. Продукт в этой упаковке будет поставляться в Россию, Беларусь и Прибалтику. Наша доля в инвестиции упаковки очень незначительна. Цена изменилась по другой причине. Экономика Украины остается ориентированной на американский доллар, это касается всех ее отраслей. Мы очень многое рассчитываем в условных единицах, подразумевая при этом доллары. Польша является членом ЕС, денежная единица и вся экономика страны ориентирована на евро. При этом долгое время цены у нас были низкими и стабильными. В то же время польский злотый укрепляется по отношению к евро, евро — к доллару, а мы несем финансовые потери на курсовой разнице. Первая коррекция цен была проведена в октябре, вторая планируется в январе. После этого цены опять стабилизируются. Большинство наших продуктов в аптеке стоит в пределах 10 грн. Изменение составляет сумму в пределах 1 грн., так что разница мало ощутима. При этом мы оставили на прежнем уровне стоимость препаратов из другой ценовой категории и относящихся к жизнеспасающим. В частности, это касается препарата СЕГАН (селегилин) для лечения пациентов с болезнью Паркинсона и лекарственного средства ГЕВИРАН (ацикловир).

Еще один фактор повышения цены — приведение документации компании в соответствие с европейскими стандартами. Мы не говорим о производственных стандартах, которые полностью соответствуют нормам GMP. (О производственной базе компании «Польфарма» читайте в «Еженедеьнике АПТЕКА» № 29 (500) от 1 августа 2005 г.). По прогнозам, в странах Восточной Европы не все фармацевтические фирмы выживут, потому что они не смогут в течение установленного переходного периода подготовить всю необходимую документацию. «Польфарма» в этой работе продвинулась достаточно далеко, и, по прогнозам руководства, успешно «впишется» в европейский контекст к назначенному сроку.

Мы пересматриваем портфель с тем, чтобы изъять из него продукты малоперспективные или те, на которые невозможно оформить документацию европейского образца. Кстати, вопрос ассортимента очень скоро станет актуальным и для украинских производителей. Есть немало препаратов, так называемых традиционных, которые издавна производились и пользовались спросом у потребителей. Как правило, это недорогие лекарства на растительной основе. Провести весь комплекс необходимых исследований для таких препаратов будет просто невозможно. Мы видим, как это происходит в Польше, и можем предположить, что целый ряд лекарственных средств исчезнет с рынка при переходе Украины к стандартам ЕС.

— Как отнеслись к изменению цены дистрибьюторы?

А.Ш.: Мы очень ценим мнение партнеров из числа украинских дистрибьюторских компаний. Они — настоящие профессионалы своего дела и в вопросах ценообразования их точка зрения по праву может быть названа экспертной. Мы загодя посоветовались с ними о планах относительно незначительного изменения цен на основную часть портфеля и нашли полное понимание. Дистрибьюторы также считают, что в данном ценовом диапазоне повышение стоимости в среднем на 1 грн. не повлияет на продаваемость препаратов. Хотелось бы также обратить внимание на то, что мы открыто говорим о повышении цены, а не прибегаем к методу скрытого изменения за счет уменьшения количества таблеток в упаковке.

— Пользуясь возможностью, не могу не спросить о планах компании на ближайшее будущее. Какие препараты находятся в активной промоции, намечается ли расширение портфеля?

А.Ш.: Наиболее активно сейчас промотируются 2 продукта, которые мы сравнительно недавно представляем на украинском фармацевтическом рынке. Первый из них — лекарственный препарат ИНДАПЕН (индапамид), который обеспечивает надежный контроль артериального давления при однократном приеме. Второй — эффективное средство для купирования приступа мигрени СУМАМИГРЕН (суматриптан). Это перспективные препараты, которые постепенно завоевывают свою нишу благодаря эффективности, высокому качеству, доступной цене и квалифицированной промоции.

Всего в «украинском» портфеле компании около 10 продуктов. Компания не ставит перед собой цель предлагать на рынке очень большое количество позиций. Мы предпочитаем иметь выверенный ассортимент востребованных и перспективных лекарственных средств, с каждым из которых могли бы эффективно работать. Практически все наши препараты по объемам продаж занимают в своих нишах более чем достойные позиции, обеспечивая «Польфарме» место в топ-100 ведущих компаний на украинском фармацевтическом рынке. Это хороший показатель, если учесть, что такой результат достигнут всего с 10 генерическими продуктами. «Проходных» позиций только для ассортимента мы не предлагаем.

В то же время у нас есть планы по расширению портфеля. В ближайшем будущем прайс-листы наших дистрибьюторов пополнятся еще рядом продуктов, которые находятся на разных этапах регистрации. Говорить о том, какие это препараты, пока преждевременно, можем только упомянуть, что они относятся к различным фармакотерапевтическим группам. Если в общем характеризовать политику увеличения ассортимента, то мы стремимся предложить врачу той или иной специальности спектр продуктов, представленных в разных формах и дозировках. Поэтому мы планируем регистрацию препаратов, которые дополняли бы существующие. Кроме того, компания выпускает лекарственные средства, которые могут стать настоящими «звездами» на украинском фармацевтическом рынке. Мы также будем стремиться их зарегистрировать, и уверены, что они найдут признание у специалистов и пациентов.

— Наша встреча проходит в самом начале нового года. Что бы вы пожелали читателям?

Д.Л., А.Ш.: Всем коллегам, партнерам, врачам, работникам аптек желаем крепкого здоровья и уверенности в том, что они производят, назначают, реализуют и принимают только качественные лекарства! o

Виктория Матвеева,
фото Игоря Кривинского

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті