Время «Ч» уже наступило, а полной ясности до сих пор нет

В «Еженедельнике АПТЕКА» уже неоднократно затрагивалась тема введения Порядка осуществ­ления государственного контроля за качеством лекарственных средств, ввозимых в Украину, который утвержден постановлением КМУ № 902 от 14.09.2005 г. Были опубликованы само по­становление (№ 36 (507) от 19.09.2005 г.), комментарии представителей регуляторных органов (№ 38 (509) от 03.10.2005 г. и № 45 (516) от 21.11.2005 г.) и юристов (№ 39 (510) от 10.10.2005 г.). Новый порядок вызвал неоднозначную реакцию участников рынка. Одни сочли вводимую процедуру излишней и дискриминационной, другие отнеслись к позиции регуляторных органов с пониманием. Однако даже самые лояльные из операторов признают, что установленные сроки ввода постановления в действие — уже с 1 января текущего года — нереальны. В № 46 (517) от 28.11.2005 г. опубликован для публичного обсуждения проект постановления, касающийся переноса на год ввода в дейст­вие новых правил. Однако пока этот документ не подписан. Таким образом, де-юре новый порядок контроля вступил в силу. Между тем целый ряд моментов остался невыясненным, а некоторые требования регуляторных органов оказались на практике невыполнимыми. Подробней об этом рассказывают представители международных компаний.
Виктор Пушкарев

Виктор Пушкарев

Виктор Пушкарев, председатель Комитета Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА) по здравоохранению, глава представительства компании «Орион Корпорейшн» в  Украине:

— Мы можем только приветствовать намерение Украины интегрироваться в европейское пространство. Если мы хотим работать на цивилизованном рынке, где уважают права интеллектуальной собственности, осуществляется контроль качества реализуемой фармацевтической продукции, где основным приоритетом является забота о пациенте, — то следует понимать, что такой рынок не может существовать без регулирования, и порой достаточно жесткого. В странах, которые мы считаем референтными, — в частности в государствах ЕС — несмотря на свободу рыночных отношений процесс допуска лекарственных средств для применения у пациентов строго регламентирован. Поэтому мы не видим иного пути содействия интеграции Украины в европейское пространство, кроме способствования формированию такой системы регулирования, которая обеспечивала бы действие государственных органов в интересах пациентов и добросовестных операторов. Также мы приветствуем желание Украины присоединиться к PIC/S. Страна только делает первые шаги, чтобы стать членом Системы сотрудничества фармацевтических инспекций. Возможно, не каждый из этих шагов достаточно выверен, особенно в деталях.

Приведение законодательства каждой отдельной страны в соответствие с европейским предполагает проведение множества совещаний и корректив, которые вносятся после обсуждения с участием рабочих групп. Это процесс, в котором важно взаимодействие и стремление к взаимопониманию. Именно в этом ключе следует расматривать новые правила контроля, утвержденные постановлением КМУ № 902. В процессе разработки этого документа Комитет активно взаимодействовал с Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения Министерства здравоохранения Украины (далее — Госслужба), и диалог был достаточно конструктивным. К сожалению, он остался незавершенным, а сроки введения новых правил пока еще не передвинуты. Однако осталось несколько важных моментов, не позволяющих многим компаниям выполнить требования украинских регуляторных органов.

К наиболее важным проблемам в процедуре подтверждения сертификата GMP можно отнести два требования — о предоставлении досье производственного участка в переводе на государственный язык и отчетов о последней инспекции GMP. И если по первому вопросу Комитет и Госслужба смогли договориться о возможности подачи досье и на английском языке, то вторая проблема все еще остается нерешенной. Многим компаниям из числа членов ЕБА крайне сложно получить отчет о последней инспекции GMP на руки.

Возникают вопросы также относительно статуса продукции украинских производителей, не имеющих сертификатов GMP. В этой связи введение отдельной процедуры контроля качества только для импорта вполне может рассматриваться как дискриминация.

Мы считаем, что сроки введения новых правил могли бы быть пересмотрены по вполне объективным причинам. Формирование нормативно-правовой базы — живой, непрерывный процесс, направленный на усовершенствование и выработку таких правил, которые были бы разумными, реальными и действовали во благо пациентов.

Мы стремимся к новому формату функционирования рынка генериков, к цивилизованной системе взаимодействия участников этого рынка. Разработанные правила допуска лекарственных средств к реализации в Украине могли бы способствовать созданию такой системы, поскольку поставили бы преграду лечению пациентов препаратами с недоказанной эффективностью и безопасностью. Комитет ЕБА по здравоохранению занимает конструктивную позицию во взаимодействии с регуляторными органами, в том числе с разработчиками обсуждаемого постановления. В ходе длительной дискуссии и целого ряда встреч мы высказали пожелания, направленные на формирование документа, в соответствии с которым операторы рынка могли бы нормально работать. Многие из этих пожеланий были учтены, однако остались нерешенные вопросы. Диалог с представителями контролирующих органов следует продолжить — в противном случае налицо будет разрыв между благими намерениями и их реализацией.

Владимир Игнатов

Владимир Игнатов

Владимир Игнатов, председатель Группы европейских фармацевтических производителей (EPMG) Комитета ЕБА по  здравоохранению, глава представительства компании «АстраЗенека» в Украине:

— Украина стремится максимально гармонизировать свое законодательство с европейским и присоединиться к международным индустриальным ассоциациям. Одной из важных организаций, регулирующих деятельность фармацевтической индустрии, является PIC/S (Конвенция о фармацевтической инспекции/Схема сотрудничества) — соглашение стран-участниц в отношении стандартов производства лекарственных средств. Пока что Украина не состоит в PIC/S, но на самом высоком уровне неоднократно заявлялось о желании страны присоединиться к соглашению.

Демонстрируя добрую волю, Украина хотела бы максимально приблизить регулирование рынка к стандартам PIC/S. По-видимому, это и послужило поводом к возникновению идеи о подтверждении сертификатов GMP. Известно, что одного универсального стандарта GMP не существует — каждая страна устанавливает свои требования, и порой они весьма различны. В странах PIC/S стандарты GMP примерно одинаковы, и между ними существует договор об автоматическом взаимном признании сертификатов. Все участники украинского фармацевтического рынка понимают — пришло время защищать не отдельных операторов, а пациента. В этом смысле попытка упорядочить процедуру допуска лекарственных средств в оборот очень важна и встречает полное понимание со стороны крупных европейских производителей. Вместе с тем в изданном документе не учтены некоторые важные моменты, которые требуют уточнения или внесения корректив. Например, нам представляется необходимым в данном документе предусмотреть пункт о конфиденциальности предоставляемых материалов, поскольку многие из них рассматриваются компаниями как технические или технологические ноу-хау. Уровень защиты такой информации должен быть достаточно высоким. Другая проблема, которая возникла уже в процессе сбора материалов, — это требование о предоставлении отчетов о последней инспекции GMP. Во многих случаях такие отчеты не являются собственностью компании, ими распоряжаются организации, проводившие инспекцию. Мы видим два возможных варианта решения этой проблемы. Первый заключается в том, чтобы ограничиться заключением о последней инспекции вместо полного отчета. Второй — чтобы украинские регуляторные органы на государственном уровне напрямую обращались в соответствующие инспекции GMP. Для стран — членов PIC/S процедура могла бы быть сведена к обращению в эту организацию украинского инспектората за подтверждением соответствия производства той или иной компании требованиям GMP.

Также существуют серьезные сомнения в «пропускной» способности украинских регуляторных органов. На рынке представлены около 800 производителей. Располагают ли контролирующие органы количеством сотрудников, достаточным для обработки всей предоставленной информации? Даже если все мы подадим требуемый пакет документов завтра, то неизвестно, в какие сроки их смогут рассмотреть и вынести соответствующее решение. Это огромный объем сведений, которые необходимо внимательно изучить и проанализировать. Кроме того, в целом ряде случаев могут потребоваться выезды инспекторов на производство. Для этого также необходимы человеческие и финансовые ресурсы. По всей видимости, утвержденные сроки введения новых правил нереальны, и разумно было бы их пересмотреть.

Александр Марков

Александр Марков

Александр Марков, глава подкомитета по регистрации Комитета по вопросам здравоохранения ЕБА, менеджер по медицинским вопросам представительства компании «ГлаксоСмитКляйн» в Украине:

— Сложившаяся ситуация является примером того, как получившийся результат противоречит декларируемым целям и благим намерениям. Комитет по вопросам здравоохранения ЕБА в принципе поддерживал идею наведения порядка на рынке и ограждения потребителей от продукции, выпущенной в производственных условиях, не соответствующих стандартам GMP. Мы активно сотрудничали с Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения и Государственной инспекцией по контролю качества лекарственных средств для того, чтобы итоговый документ процедуры допуска на украинский фармацевтический рынок лекарственных средств максимально соответствовал европейским нормам. Было проведено несколько встреч, в том числе с участием Комитета здравоохранения Американской торговой палаты, в ходе которых обсуждались отдельные аспекты проекта постановления. Значительная часть замечаний и пожеланий, высказанных в ходе этих встреч, была учтена. Однако существует еще целый ряд вопросов, по которым не достигнута договоренность, а между тем постановление № 902 пока еще никто не отменил, и новая процедура допуска препаратов на рынок вступает в силу с 1 января текущего года.

В процессе подготовки и подачи документов компании уже столкнулись с целым рядом сложностей. Так, существуют организационные моменты, связанные с неготовностью самих регуляторных органов к большому потоку документов, отсутствием необходимых кадров. Кроме того, разным компаниям иногда предъявляются различные требования. Однако наиболее спорным моментом является требование предоставления подробного отчета об инспекции GMP производственных участков. Для целого ряда компаний оно невыполнимо, детали инспекции производственного процесса могут предоставляться только при необходимости по специальному требованию регуляторного органа страны, и эта процедура не является рутинной практикой. Некоторые производители идут на то, чтобы все же предоставить требуемую информацию, однако вопрос о получении отчета об инспекции производственных участков является ключевым, который в дальнейшем следует обсуждать. Установленные сроки ввода новой процедуры совершенно нереальны. Считанные компании подтвердили сертификаты GMP, большая же часть не получила такого подтверждения или даже не подавала документов. Особенно серьезные затруднения в быстром получении необходимых документов испытывают крупные компании, которые располагают несколькими десятками продакшн-сайтов. Насколько я знаю, сроки введения сначала планировалось перенести на июль, а теперь — на январь 2007 г., что я считаю совершенно справедливым. Поспешное введение норм постановления в практику может привести к дестабилизации украинского фармацевтического рынка. Последствия могут быть достаточно серьезными, и они ранее уже детально освещались в «Еженедельнике АПТЕКА».

Оптимальным для нас видится продолжение диалога и работы над документами, перенесение сроков введения постановления в действие на год. Чтобы через год мы не говорили с вами о том же самом, необходимо еще раз собраться всем заинтересованным сторонам и обсудить этот вопрос детально. На фармацевтическом рынке должны присутствовать препараты, качество которых не вызывает сомнения ни у специалистов, ни у пациентов. На это и должна быть направлена наша совместная работа с регуляторными органами.

Анатолий Яцышин

Анатолий Яцышин

Анатолий Яцышин, генеральный директор компании «Санофи-Авентис» в Украине и  Молдове:

— По моему мнению, борьбу за повышение качества представленной на рынке фармацевтической продукции следовало бы вести в иной плоскости. В первую очередь, необходимо ориентировать украинских производителей на выпуск лекарственных средств, по качеству не уступающих продуктам ведущих мировых компаний. Отечественная фарминдустрия за последние годы сделала значительный шаг вперед в отношении качества препаратов и их упаковки, расширился ассортимент за счет освоения выпуска современных лекарственных средств. Вместе с тем, если бы наша компания искала компаньона в Украине, она не нашла бы ни одной оригинальной зарегистрированной торговой марки, которую принимали бы в Европе. Компания «Санофи-Авентис» пользуется заслуженным авторитетом в Европе и в мире как один из ведущих производителей фармацевтической продукции. Наша продукция соответствует самым высоким стандартам качества, подтверждением этого является стабильно растущее присутствие на фармацевтических рынках США, стран Европейского Союза и Японии — стран с наиболее строгим контролем качества фармпродукции. Осуществлять посерийный контроль продукции «Санофи-Авентис», до такой степени не доверять нам — эта позиция вызывает недоумение, особенно если учесть курс Украины на интеграцию в ЕС и намерение вступить в ВТО.

У авторитетных компаний есть так называемые аутогенерики, которые производит сама компания по окончании срока патентной защиты оригинальных препаратов. Существуют также компании европейского уровня, которые специализируются преимущественно на выпуске генерических препаратов. Кроме того, существуют генерические копии, качество которых вызывает сомнение. Именно таким лекарственным средствам регуляторные органы стремятся поставить заслон. Однако для того, чтобы сделать это, нужно определенное мужество. У таких производителей аргумент простой: препараты зарегистрированы. Однако еще 5 лет назад требования при регистрации были иными. И вот как раз тут и надо иметь силы признать, что «сработал человеческий фактор», разобраться и проводить посерийный контроль препаратов дифференцированно.

Наибольшую тревогу вызывает распространение недостаточно качественных копий оригинальных препаратов. Например, особенности процедуры патентования одного из наших продуктов привели к тому, что формула препарата стала известна и ныне существует 19 его копий. Я преднамеренно говорю о копиях, потому что особенности самой молекулы таковы, что под воздействием внешних факторов происходит трансформация ее оптических изомеров. «Санофи-Авентис» выявила это в процессе производства, остановила на год выпуск препарата, добилась снижения уровня примесей до 1,2%. Сомнительно, чтобы производители копий этого продукта имели достаточные технологические возможности для очищения и стабилизации препарата. Мы сообщили об этом в соответствующие инстанции, и нам посоветовали обратиться в суд. Мы пошли другим путем и обратились напрямую к врачам, с тем, чтобы они учитывали эти факты при вынесении решения о назначении препаратов. А если бы посерийный контроль таких копий проводился — результаты были бы неутешительными для их производителей.

Если говорить о постановлении в целом, то это решает государство, а нам остается только подчиниться. Но насколько это будет правильно и нужно — вот в чем вопрос. Мы уже имеем достаточно примеров того, как правила сначала вводятся, а уже через несколько месяцев кардинально меняются. Зачем плодить непопулярные решения и очередной раз наступать на небезызвестный предмет садово-огородного инвентаря?

Одна из основных сложностей — установленный срок введения постановления в действие. Фактически сейчас оно уже должно работать. Вместе с тем, на пальцах можно пересчитать производителей, получивших на сегодняшний день подтверждение сертификата GMP. У крупных международных производителей, как правило, продукцию выпускает целая сеть заводов, расположенных в разных странах. В каждой стране — свое законодательство, своя форма сертификации и отчетности. Всем этим заводам нужно разослать информацию, в которой объяснить, чего же мы от них хотим. Как законопослушная компания, мы эту работу сейчас проводим. Однако когда будет подготовлен полный пакет документов — точно сказать пока не могу.

На I–II декады января у многих фирм еще есть буферные запасы препаратов, прошедших таможенную зону, но дальше будет сложнее. У кого-то есть документы, но нужно их подготовить в том виде, в котором этого требует наше законодательство, у кого-то их вообще еще нет. И, соответственно, больше пострадают те, у кого больше будет задержка. И потом, при появлении препятствий сразу начинается ответный поиск решений, призванных снизить риск. Как правило, это приводит к таким вещам, как коррупция.

Вопросы, которые мы сейчас обсуждаем, по-видимому, болезненны для многих операторов рынка, а если так, то нужно, как минимум, на полгода отложить срок введения процедуры, предусмотренной постановлением № 902. Это даст возможность достичь взаимопонимания с государственными регуляторными структурами и принять взвешенные решения.

Виталий Кирик

Виталий Кирик

Виталий Кирик, глава представительства компании ratiopharm в Украине:

— Насколько нам известно, в европейских странах не существует процедуры, аналогичной той, которая вводится постановлением КМУ № 902. Как правило, для ввоза фармацевтической продукции достаточно сертификатов качества и документации о регистрации препарата в стране.

Как утверждалось, наиболее важные цели, которые преследуют государственные органы, вводя новую систему контроля, — защита украинского фармрынка от некачественной продукции и борьба с фальсификацией лекарственных средств. Однако эффективность выбранных методов вызывает сомнение. Например, даже если будет проведен полный посерийный контроль, это не только не остановит фальсификаторов, но и даже может облегчить им работу: они могут маркировать контрафактную продукцию номером одной из уже проконтролированных серий.

Кроме того, вызывает сомнение возможность проведения анализов по ряду позиций. Представляется малореальным осуществление в Украине полного посерийного контроля сложных препаратов. Пока никто не ответил на вопрос, как быть с такими препаратами как, например, эритропоэтин. Но даже там, где анализ воспроизводим, необходимы стандартные образцы, причем именно тех субстанций, которые используются для получения этого препарата. Где их взять и кто их будет оплачивать  — На эти вопросы тоже никто пока не ответил. Стоимость отдельных субстанций может достигать нескольких тысяч долларов за грамм и ввозить их нужно для каждой серии отдельно. Постановление КМУ № 902 не решает вопросов ни относительно процедуры ввоза стандартных образцов, ни относительно оплаты посерийного контроля и может на неопределенное время остановить импорт многих лекарственных средств.

Посерийный контроль может не проводиться, если компания добровольно обратится за подтверждением сертификата GMP в Украине. Когда постановление № 902 только было принято, неоднократно говорилось, что процедуру подтверждения можно будет пройти легко и быстро. Однако на деле это оказалось не так. В частности, затребованы крайне конфиденциальные документы, которые не все фирмы готовы предоставить. Прежде всего, это отчет о последней GMP-инспекции, проведенной местными уполномоченными органами страны-производителя, либо GMP-инспекции ВОЗ, которые должны быть предоставлены в полном объеме, что не всегда возможно в силу их конфиденциальности.

Бизнес ratiopharm построен таким образом, чтобы продвигать на рынке качественные препараты по доступной цене, поэтому для некоторых лекарственных средств выгодно использовать контрактное производство в других европейских странах. В случае, если украинские инспектора будут требовать предоставления конфиденциальной информации и для всех контрактных производств, процесс подтверждения сертификата GMP в Украине может затянуться на неопределенное время или даже стать перманентным, поскольку перечень контрактных партнеров время от времени обновляется.

Другой важный вопрос — конфиденциальность. Должна быть четкая система, которая обязывает должностных лиц придерживаться строгой конфиденциальности, в частности заявителю должен быть обязательно предложен договор о конфиденциальности предоставляемых документов, предусматривающий меры ее обеспечения и санкции в случае ее нарушения.

Некоторые наши дистрибьюторы уже сейчас предполагают взять товара больше, чем им необходимо, чтобы «подстраховаться» на случай вступления постановления в силу. Понятно, что паническое создание складских запасов сверх необходимости не является нормальным деловым процессом. Если оплата за полный посерийный контроль ляжет на плечи дистрибьюторов, они будут вынуждены передать это ценовое давление на поставщика, что в итоге приведет к повышению цен на препараты. Пострадает пациент, так как в абсолютном большинстве случаев именно он оплачивает стоимость лечения.

Хотелось бы затронуть еще один важный аспект — равноправие всех операторов рынка. Мы знаем, что только некоторые украинские заводы имеют сертифицированные линии, однако их продукты свободно поступают на фармрынок. В результате создается парадоксальная ситуация, когда дискриминируются именно те, у кого сертификаты GMP есть. Нам непонятно, почему к разным операторам рынка применяются разные правила игры.

Забота о благе пациентов для нас важнее всего и мы готовы участвовать в любых начинаниях, которые позволят пациентам получать препараты с гарантированным и документированным качеством.

ratiopharm — ответственная компания, и мы готовим документы, хотя это дополнительная административная нагрузка на регуляторный отдел. Однако если дата введения в действие постановления № 902 не будет пересмотрена, уложиться в указанные сроки проблематично, поскольку в Украине реализуется продукция сотен производителей, а количество подтвердивших сертификаты GMP пока минимально.

Роман Бышовец

Роман Бышовец

Роман Бышовец, глава представительства компании «Органон Эйдженсиз Б.В.» в Украине:

Говоря о новом порядке контроля за ввозом в Украину лекарственных средств, который был утвержден постановлением КМУ № 902, можно отметить как положительные, так и отрицательные его стороны. Проблема импорта продукции неподтвержденного качества действительно является актуальной, поэтому должны существовать определенные барьеры, которые оградили бы рынок от лекарственных средств сомнительного происхождения. В этом контексте наличие сертификата GMP на «входе» продукции представляется разумным. Однако сама процедура его подтверждения вызывает много вопросов. Я и мои коллеги из целого ряда компаний столкнулись с тем, что очень сложно или даже невозможно в краткие сроки собрать все документы, которые требуют украинские регуляторные органы. Камнем преткновения стало требование предоставить полный отчет о последней инспекции GMP, причем по всем подразделениям компании. Этот отчет носит сугубо конфиденциальный характер, поэтому в головном офисе нашей компании его предоставление не сочли возможным. Таким образом, наш пакет документов заведомо будет неполным. Насколько мне известно, подобные проблемы возникли у очень многих фармацевтических компаний. Все они не смогут получить подтверждения сертификатов GMP на основании анализа пакета документов.

Согласно новому положению, существует еще возможность приглашения украинских инспекторов на предприятие для подтверждения соответствия стандартам GMP, но условия такой инспекции пока еще неясны. В частности, неизвестно, насколько она актуальна для стран, входящих в PIC/S. Получается, что для ввоза препаратов на украинский фармрынок нужно будет проводить посерийный контроль. Это значительно усложняет процесс импорта для наших дистрибьюторов. Проведение анализа препаратов в Украине пока непредсказуемо по многим параметрам. В какие сроки его можно будет осуществить? Справятся ли существующие и аккредитованные должным образом лаборатории с потоком анализируемых препаратов? Как будет устанавливаться очередность проведения экспертизы и выдачи разрешений? Кто будет оплачивать дополнительные расходы, которые могут быть очень значительными? В частности, для проведения полноценного анализа каждой серии необходимы хроматографические стандарты. Они имеют малый срок годности, поэтому их нужно постоянно обновлять. Украинские лаборатории не располагают такими стандартами, и у нас их пока не запрашивали. В случае предоставления образцов необходимо оговорить процедуру, исполнителей и финансовую ответственность за это. При отсутствии подобных стандартов анализы будут носить, по всей видимости, формальный характер.

Там, где много неясностей, всегда возникает много соблазнов, я имею в виду возможность предоставления различных преференций некоторым операторам рынка. Украинские власти демонстрируют приверженность курсу на борьбу с коррупцией, это же постановление, несомненно, создаст почву для ее проявлений.

Если новые правила вступят в силу, как это указано в постановлении, уже с начала этого года, то на рынке наступит полная неразбериха. Как будет осуществляться контроль, к кому из дистрибьюторов проверяющие отправятся в первую очередь? Как быть, если одна и та же серия препарата реализуется несколькими дистрибьюторами? Пока что вопросов больше, чем ответов. Вообще, насколько нам известно, с дистрибьюторами пока еще регуляторные органы не обсуждали, насколько компании организационно и финансово готовы к введению новых правил. Выделение специальной карантинной зоны, оформление необходимых бумаг при проведении посерийного контроля, — все это не может не отразиться на работе дистрибьютора, его логистике.

Ни фармацевтическим компаниям, ни дистрибьюторам не хотелось бы создания на рынке дефицита лекарств, особенно жизненно важных. Уверены, что не хотят этого и регуляторные органы, поэтому, на мой взгляд, необходимо передвинуть сроки введения нового положения о контроле за ввозом в страну фармацевтической продукции, чтобы доработать этот документ и дать операторам рынка время на подготовку. Мы заинтересованы в создании прозрачных и понятных правил игры на рынке и готовы выполнять все указания регуляторных органов, если только от нас не требуют заведомо невозможного. Однако авторы постановления, по-видимому, недостаточно изучили международную практику, составляя список требуемых для сертификации документов, и требуют, в частности, строго конфиденциальные бумаги. В этой ситуации оптимальным видится решение, когда украинские контролирующие органы будут автоматически признавать сертификаты GMP компаний из стран-членов PIC/S, что с одной стороны учитывает стремление Украины также присоединиться к этому соглашению, а с другой — курс Украины на евроинтеграцию и гармонизацию своего законодательства с законодательством ЕС. n

Виктория Матвеева,
Эдуард Драч,
фото Игоря Кривинского


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті