Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW

В одном из предыдущих номеров вниманию читателей была представлена публикация, посвященная аптечным продажам на украинском фармрынке по итогам IΙ полугодия 2013 г. О том, как развивался фармрынок Украины в этот же период в региональном аспекте, читатель сможет узнать из настоящей публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», а также сведения Государственного комитета статистики Украины.

При проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Для определения точного развития мы распределили 26 областей по 5 крупным регионам: Восточный — Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская области; Западный — Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области; Центральный — Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская области; Южный — АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская области; а также Киев.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам Ι полугодия 2013 г. общий объем аптечных продаж товаров «аптечной корзины» составил 17,2 млрд грн. за 984 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 15% в денежном и на 4,8% в натуральном выражении.

Вклад отдельных регионов в общий объем аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2013 г. носит достаточно неоднородный характер, что обусловлено как экономическими, так и социально-демографическими факторами. Наибольший вклад в аптечную выручку в стране традиционно делают густонаселенные регионы, такие как Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области и АР Крым, аккумулируя почти 50% денежных средств от аптечных продаж (рис. 1). Поэтому именно эти регионы задают основные тенденции фармацевтического рынка Украины.

Рис. 1
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW
Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2013 г.

В структуре аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» для всех регионов Украины характерна схожая структура розничного сегмента фармрынка в денежном выражении (табл. 1). Львиную долю рынка занимают лекарственные средства, которые стабильно удерживают свой удельный вес на уровне 80–90% в разрезе регионов. Парафармацевтическая продукция (косметика и диетические добавки) имеют наименьшую долю в объеме аптечных продаж относительно других категорий товаров «аптечной корзины». В среднем по стране их суммарный удельный вес находится на уровне 7%. Но в Киеве и Одесской обл. этим категориям товаров отдается большее предпочтение и их суммарный удельный вес составляет около 11% (см. табл. 1).

Таблица 1 Объем аптечных продаж и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в регионах Украины в денежном выражении по итогам I полугодия 2013 г.
Регион Объем продаж, млн грн. Доля, %
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки
Киев 1935,6 81,9 7,7 7,1 3,3
Донецкая обл. 1765,0 85,6 7,5 3,5 3,4
Днепропетровская обл. 1550,3 87,5 7,1 2,9 2,5
Харьковская обл. 1099,5 84,1 9,0 4,2 2,7
АР Крым 1032,4 85,6 7,7 4,3 2,4
Одесская обл. 1024,4 81,4 7,3 7,5 3,8
Львовская обл. 835,1 83,1 8,9 5,1 2,9
Запорожская обл. 791,0 89,1 7,1 1,9 1,9
Луганская обл. 739,4 86,7 8,5 2,4 2,4
Киевская обл. 607,6 81,3 9,1 6,0 3,6
Полтавская обл. 534,0 86,8 8,1 2,6 2,5
Винницкая обл. 510,3 85,5 7,6 3,7 3,2
Черкасская обл. 448,6 85,2 8,6 3,4 2,8
Ивано-Франковская обл. 422,9 87,7 7,3 2,6 2,4
Херсонская обл. 403,4 84,8 7,5 4,0 3,7
Хмельницкая обл. 387,7 87,2 6,7 3,2 2,9
Житомирская обл. 379,6 88,1 7,6 2,1 2,2
Николаевская обл. 343,2 89,2 5,8 2,2 2,8
Черниговская обл. 342,6 87,9 7,9 2,2 2,0
Сумская обл. 340,1 86,8 7,7 3,0 2,5
Ровенская обл. 320,1 83,5 8,7 4,7 3,1
Черновицкая обл. 308,7 88,1 5,8 3,1 3,0
Волынская обл. 292,3 83,3 9,5 4,5 2,7
Закарпатская обл. 288,8 86,0 7,2 3,5 3,3
Кировоградская обл. 263,8 86,3 8,6 2,6 2,5
Тернопольская обл. 242,6 86,8 7,0 3,6 2,6
*В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Объем аптечных продаж лекарственных средств на фармрынке Украины в Ι полугодии 2013 г. составил 14,7 млрд грн. за 625 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели увеличились на 15,7% в денежном и 3,8% в натуральном выражении.

В исследуемый период во всех регионах Украины отмечается положительная динамика розничных продаж лекарственных средств в денежном выражении. Большинство регионов продемонстрировали двузначные темпы прироста, а лидером является Закарпатская обл. с приростом 36,7%. Динамика продаж лекарственных средств в натуральном выражении в анализируемый период положительна для большинства регионов. Убыль потребления лекарственных средств зафиксирована в 6 регионах из 26, а именно Донецкой, Херсонской, Житомирской, Николаевской, Ровенской и Кировоградской областях (рис. 2). Максимальный прирост объема аптечных продаж как в денежном, так и в  натуральном выражении зафиксирован в Западном и Центральном регионах (рис. 3).

Рис. 2
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW
Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста по итогам I полугодия 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW
Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста/убыли по итогам I полугодия 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как и прежде, основная часть аптечной выручки формируется за счет личных средств населения. В I полугодии 2013 г. в целом по стране средний показатель потребления лекарственных средств на душу населения составил 322 грн. Отмечается некая взаимосвязь между уровнем среднемесячной заработной платы и уровнем потребления на душу населения, особенно ярко выраженная в наиболее платежеспособных регионах (рис. 4). Максимальный уровень среднедушевого потребления лекарственных средств традиционно зафиксирован в столице, но стоит учитывать, что расчет производился на основе официальных данных о численности населения, а в Киеве, как известно, проживает огромное количество приезжих, в частности студентов, туристов и граждан, работающих в столице. Поэтому фактический показатель потребления будет значительно ниже. Минимальный показатель потребления лекарственных средств на душу населения зафиксирован преимущественно в Западном регионе, но на фоне общего снижения потребления, в большинстве западных областей отмечается повышение этого показателя.

Рис. 4
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW
Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения по итогам I полугодия 2013 г. и средний месячный уровень зароботной платы в регионах украины за I полугодие 2013 г.
Источник: www.ukrstat.gov.ua

Для большинства регионов страны вклад в общий объем аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении превалирует над аналогичным показателем в денежном эквиваленте (рис. 5). Однако в большинстве наиболее густонаселенных регионов соотношение имеет противоположный характер.

Рис. 5
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW
Удельный вес регионов Украины в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2013 г.

В целом по итогам I полугодия 2013 г. во всех регионах Украины отмечается повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств, что в основном происходит за счет увеличения потребления дорогостоящих препаратов. Опережающая динамика потребления лекарственных средств высокостоимостной ниши характерна практически для всех регионов, за исключением Запорожской обл., где предпочтение отдавалось более дешевой продукции, в результате чего в данном регионе отмечается минимальный уровень повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств. Более активно по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. дорогостоящие препараты реализовываются в Западном и Центральном регионах страны. Также следует отметить, что в некоторых областях зафиксирована незначительная убыль продаж препаратов (рис. 6, 7).

Рис. 6
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в регионах Украины по итогам I полугодия 2012–2013 гг., а также темпы ее прироста по сравнению с предыдущим годом
Рис. 7
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В анализируемый период в большинстве регионов темпы прироста объема аптечных продаж украинских препаратов превосходят таковые для зарубежных. Но большинство областей Центрального региона продемонстрировало опережающую динамику развития именно препаратов зарубежного производства (рис. 8).

Рис. 8
Аптечные продажи в регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. HELICOPTER VIEW
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе АТС-классификации в регионах Украины весьма схожа — около 70% объем­а продаж в денежном выражении аккумулируют препараты групп A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения».

Структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе АТС- классификации в регионах Украины нашла свое отражение в топ-5 брэндов препаратов по объему аптечных продаж в денежном выражении. Пальму первенства по объему розничных продаж в денежном выражении в 19 регионах Украины по итогам I полугодия 2013 г. завоевал АКТОВЕГИН (табл. 2). В остальных регионах лидирующие позиции заняли КАРДИОМАГНИЛ, КОДТЕРПИН, НАТРИЯ ХЛОРИД, и СЕРЕТИД. Стоит отметить, что препарат АКТОВЕГИН существенно укрепил свои позиции, в I полугодии 2012 г. этот препарат был лидером продаж в 15 регионах.

Таблица 2 Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2013 г.
Регион 1 2 3 4 5
Киев КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН АМИКСИН НО-ШПА ФАРМАСУЛИН
Донецкая обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ НО-ШПА
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЦИТРАМОН
Харьковская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НАЛБУФИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ
АР Крым АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ ЦИТРАМОН
Одесская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ЦЕРАКСОН
Львовская обл. КАРДИОМАГНИЛ АКТОВЕГИН ТИОТРИАЗОЛИН НО-ШПА СПАЗМАЛГОН
Запорожская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НО-ШПА ЦИТРАМОН ЭССЕНЦИАЛЕ
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕРАКСОН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ
Киевская обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА ЦИТРАМОН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД
Полтавская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН АКТОВЕГИН РЕОСОРБИЛАКТ НО-ШПА
Винницкая обл. АКТОВЕГИН ГРОПРИНОЗИН КАРДИОМАГНИЛ КОРВИТИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Черкасская обл. АКТОВЕГИН СЕРЕТИД НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН ЭССЕНЦИАЛЕ
Ивано-Франковская обл. КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА АКТОВЕГИН ЦИТРАМОН ТИОТРИАЗОЛИН
Херсонская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МЕТАМАКС НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН
Хмельницкая обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД
Житомирская обл. СЕРЕТИД НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ
Николаевская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ ТИВОРТИН ГРОПРИНОЗИН
Черниговская обл. АКТОВЕГИН МЕТАМАКС РЕОСОРБИЛАКТ КОРВИТИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЭМСЕФ ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ
Ровенская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН КАРДИОМАГНИЛ ЦИТРАМОН ТИОТРИАЗОЛИН
Черновицкая обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ТИВОРТИН МЕТАМАКС КАРДИОМАГНИЛ
Волынская обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ МЕТАМАКС НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН
Закарпатская обл. КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЦЕФТРИАКСОН ЛИПРАЗИД АКТОВЕГИН
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ ЭССЕНЦИАЛЕ
Тернопольская обл. АКТОВЕГИН ЛОРАКСОН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ТИОТРИАЗОЛИН
В целом по рынку АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА

Среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I полугодия 2013 г. лидирует компания «Фармак», которая заняла 1-е место в 17 регионах Украины. В других регионах лидировали «Berlin-Chemie/Menarini Group» — Одесская, Львовская, Киевская, Ивано-Франковская, Житомирская и Ровенская области; «Takeda» — Донецкая и Луганская области; а также Фармацевтическая фирма «Дарница» — Черниговская и Тернопольская области.

ИТОГИ

Распределение аптечных продаж в региональном аспекте имеет неоднородный характер ввиду уникальных особенностей каждого региона, таких как географическое расположение, количество населения и его благосостояние, а также внутрирегиональное распределение населения на городское и сельское. Топ-6 регионов концентрируют половину всей выручки от аптечных продаж. Это Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская, Одесская области и АР Крым — наиболее густонаселенные регионы с крупными городами и преимущественно городским населением, а также более высокими доходами на фоне других областей.

Для всех регионов в I полугодии 2013 г. отмечена положительная динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении. Однако не всем регионам удалось увеличить количество реализованных упаковок, для 6 из них характерна убыль объема аптечных продаж в натуральном выражении.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на аптечном рынке во всех регионах в этот период продемонстрировала прирост, причем во многих регионах он измеряется двузначными цифрами. Такая динамика обусловлена прежде всего опережающим развитием высокостоимостного сегмента лекарственных средств, а также повышением средневзвешенной стоимости 1 упаковки. В целом для розничного сегмента в регионах с наивысшим уровнем благосостояния характерна тенденция к превалированию в структуре потребления более дорогостоящей продукции, в частности оригинальных препаратов. В исследуемый период украинские и зарубежные препараты продемонстрировали синхронную динамику развития почти во всех регионах.

По итогам I полугодия 2013 г. основные тенденции развития рынка, как и прежде, задают крупные густонаселенные регионы. Но  более высокие темпы развития продемонстрировали области Центрального и Западного регионов. 

Денис Кирсанов

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи