Реформирование системы здравоохранения: доступность медпомощи для граждан

В системе здравоохранения всегда актуальными остаются темы относительно участия общественности в формировании государственной политики в сфере реформирования системы здравоохранения; реализации прав человека на свободный доступ к медицинской помощи и лекарственным средствам; своевременного и достоверного получения информации об изменениях в порядке оказания медицинской помощи. Так, 13 августа 2013 г. состоялся круглый стол на тему «Доступ граждан к медицинской помощи и лекарственным средствам в условиях реформирования системы здравоохранения», участники которого обсудили эти и другие не менее важные вопросы. Организатором мероприятия выступил Комитет по медицинскому праву Ассоциации юристов Украины при поддержке Общественного совета при МЗ Украины, а также проекта «Доступ к правосудию и правовой осведомленности в Украине «Правовая страна».

Процесс реформирования системы здравоохранения получает много нелестных отзывов со стороны общественности. В частности, речь идет об ограничении свободного доступа к медицинской помощи, невозможности полноценно реализовать право на выбор врача и лечебного учреждения. Таким образом, у населения возникают сомнения относительно эффективности подобного реформирования. В частности, качество и своевременность оказания медицинской помощи сегодня, к сожалению, не соответствуют законодательным требованиям. С целью обсуждения этих проблем в мероприятии приняли участие представители общественных организаций и МЗ Украины.

Так, Елена Беденко-Зваридчук, председатель Комитета по медицинскому праву Ассоциации юристов Украины, член Общественного совета при МЗ Украины, директор юридической компании «МедАдвокат», выразила надежду на то, что в ходе круглого стола будет найден компромисс в решении наболевших вопросов, а высказанные рекомендации будут учтены в дальнейшем процессе реформирования системы здравоохранения и усовершенствования украинского законодательства в данной сфере. Она также отметила, что цель реформирования системы здравоохранения — повышение качества предоставляемой медицинской помощи. По мнению докладчика, одной из составляющих качества является доступность медицинской помощи для населения. К примеру, в то время когда в крупных городах Украины функционируют специализированные лечебные учреждения, научно-исследовательские институты, благодаря чему пациенты не ограничены в доступе к ним, в сельской местности с этим возникают определенные проблемы. В то же время, по словам Е. Беденко-Зваридчук, одной из задач реформирования системы здравоохранения является обеспечение беспрепятственного доступа всех без исключения граждан к необходимой медицинской помощи.

Максим Ионов, председатель Свободного профсоюза работников скорой помощи, поделился впечатлениями от недавней поездки в Латвию, где он в качестве представителя от Украины принял участие в Первом международном форуме русскоговорящих врачей «Новая волна в медицине». Отдельное внимание докладчик обратил на опыт стран Европы по внедрению медицинской реформы. К примеру, в странах Прибалтики в рамках реформирования системы здравоохранения переходят на семейную медицину. Так, на учете семейного врача может стоять до 1700 человек. В отличие от Украины, в государствах с населением 5–6 млн не стоит вопрос относительно доступности медицинской помощи. Кроме того, в таких странах финансирование системы здравоохранения распределяется таким образом, что распорядители на местах в рамках бюджета выстраивают работу, отталкиваясь от потребностей населения.

Что касается доступности медицинской помощи для населения Украины, то согласно нормативам прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия, утвержденным постановлением КМУ от 21.11.2012 г. № 1119, с 1 января 2013 г. бригады «скорой» должны прибывать по экстренным вызовам за 10 мин в городах и за 20 мин — в населенных пунктах за пределами городов с момента поступления телефонного звонка. М. Ионов, осуществив рабочую поездку по отдельным областям Украины, задался вопросом: «Сможет ли бригада «скорой» вообще добраться до пациента, не говоря уже о нормативах ее прибытия?» Ведь на время прибытия бригады экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия влияет несколько факторов. По словам докладчика, в отдельных местах элементарно нет мобильной связи для вызова «скорой». Проблемой также является ресурсное обеспечение бригад. Так, многие кареты скорой помощи находятся в ненадлежащем техническом состоянии и требуют ремонта. От качества дорог, их освещения, а также дорожных обозначений тоже зависит время прибытия бригады «скорой» на место происшествия. Таким образом, проблема доступности экстренной медицинской помощи для населения требует комплексного решения.

По мнению М. Ионова, реализация медицинской реформы надлежащим образом невозможна без учета прав и потребностей медицинских работников. В частности, необходимо обеспечивать надлежащий уровень заработной платы для наличия профессионального кадрового обеспечения системы здравоохранения. «На станции скорой медицинской помощи Киева мы, как ее работники, столкнулись с проблемой фальсификации финансовых документов и систематическим снятием надбавок к окладу сотрудников», — отметил докладчик. Он продемонстрировал подписанный руководством приказ, который предусматривает снятие надбавок за интенсивность работы со 147 сотрудников. Сделано это было на основании проведенной проверки карт выезда бригад скорой помощи за 1 сутки. По словам докладчика, большинство таких приказов издается задним числом. «Нарушения грандиозные: приказ подписан одним числом (11.07.2013 г.), а проверка карт состоялась 14.07.2013 г. Это не ошибка, не опечатка…», — возмутился М. Ионов, высказав намерение обратиться в соответствующие органы.

Зоряна Черненко, доктор права, старший преподаватель Национального университета «Киево-Могилянская академия», рассказала об опыте стран Европы относительно внедрения реформ в медицинской сфере. Она отметила, что реформирование системы здравоохранения является частой практикой во многих странах. Говоря о таковых в Европейском регионе, З. Черненко выделила несколько проблем. Одной из них является старение населения и, как следствие, увеличение количества дорогостоящих медицинских услуг. В большинстве случаев они оплачиваются за счет системы страхования, что влечет за собой расходы для страховых компаний. Такая проблема должна решаться на уровне государственно-частного партнерства. Еще одним вопросом, который сейчас активно обсуждается в некоторых странах центральной Европы, является приватизация учреждений здравоохранения. По мнению докладчика, это может привести к сокращению их количества. Кроме того, актуальной является проблема повышения страховых взносов и сокращения услуг, оплата которых может покрываться за их счет. Таким образом, реформирование системы здравоохранения напрямую связано с финансированием и правильным его распределением, поскольку медицина становится более затратной в силу дорогостоящего медицинской оборудования.

По мнению З. Черненко, процесс реформирования системы здравоохранения, как и любой другой отрасли, невозможен без участия общественности. Но для этого необходимо создать благоприятное информационное поле с целью привлечения общественных организаций и других заинтересованных лиц к конструктивному диалогу. Взяв в качестве примера официальный сайт профильного министерства, докладчик выразила сожаление, что некоторые разделы (в том числе и «Реформа») не обновляются месяцами, а то и годами. Это, в свою очередь, ограничивает право общественности на своевременное получение достоверной информации относительно изменений в порядке предоставления медицинской помощи и, как следствие, участие в формировании государственной политики по вопросам реформирования медицинской сферы.

Виктор Сердюк, президент Всеукраинской благотворительной организации «Совет защиты прав и безопасности пациентов», говоря о минусах указанной реформы, выделил отсутствие коммуникации ее идеологов с врачами и пациентами. Докладчик также акцентировал внимание участников круглого стола на важности рационального финансирования реформы, которое должно на 100% обеспечивать ее эффективное внедрение и реализацию. Общественность не устает повторять, что сегодня система здравоохранения Украины находится в неудовлетворительном состоянии, что объясняется нехваткой средств. Поэтому необходимо изменить приоритеты и выделять больше ресурсов на здравоохранение.

Во время дискуссии была упомянута Европейская социальная хартия, которую Украина ратифицировала 14 сентября 2006 г. и приняла обязательства выполнять ее положения, в том числе ст. 11 «Право на здравоохранение». В ней указано, что в целях обеспечения эффективной реализации права на здравоохранение стороны обязуются непосредственно либо в сотрудничестве с государственными и частными организациями осуществить необходимые меры для того, чтобы: устранять по возможности причины заболеваний граждан, обеспечить деятельность консультативно-образовательных учреждений, которые способствовали бы улучшению здоровья и повышению личной ответственности граждан в вопросах, относящихся к нему; предотвращать по возможности эпидемии, иные заболевания, а также несчастные случаи. Также в Европейской социальной хартии содержится требование к странам, которые ратифицировали ее, ежегодно отчитываться о выполнении положений документа. Так, в январе текущего года Министерство социальной политики Украины подало в Европейский комитет по социальным правам 5-й Национальный отчет о внедрении Европейской социальной хартии, в том числе ст. 11. Одной из функций комитета является вынесение решений о соответствии ситуации в странах положениям Европейской социальной хартии.

Напоследок хотелось бы отметить, что реформирование той или иной отрасли будет восприниматься общественностью позитивно только в том случае, когда разговоры о нем будут воплощаться в реальные действия со стороны компетентных органов при участии профильных экспертов и пациентских организаций. Реформирование системы здравоохранения должно включать реорганизацию инфраструктуры всех уровней медицинской помощи, системы ее финансирования и управления. При этом существует необходимость наличия 100% материальных, кадровых и других ресурсов. Потому, чтобы не было как в анекдоте — «Объявление в больнице: «Нету денег? Будь здоров!» — доступность медицинских услуг для населения должна стабильно повышаться, а это, в свою очередь, требует комплексного решения упомянутых выше проблем.

Екатерина Горбунова,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

наталья 16.08.2013 9:57
Реформа пойдет на пользу обычному гражданину украины, а первые результаты видны уже сецйчас. чего только стоят новые перинатальные центры, улучшение качества предоставления скорой помощи, снижение цен ряд лекарств на государственном уровне.а с переходом к страховой и бесплатной медицине Украина приблизится к европейским стандартам.
Раскольников 16.08.2013 10:46
Реформе противятся те, кто присосались к старой взяточно-бюрократической системе, которая как воз под управлением лебедя, рака и щуки, застряла на одном месте. Реформа изымает этот зверинец и двигает с упорством вола украинскую медицину в сторону Европейского качества. И за последний год МОЗ показали, на что способно упорство.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті