Какие лекарственные препараты будут закупаться за бюджетные средства?

17 января в Министерстве здравоохранения Украины прошло совещание, посвященное важным аспектам функционирования отечественного фармацевтического рынка. В частности, речь шла об утверждении перечня лекарственных средств, которые могут закупать учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируемые из бюджетных средств, а также о возможности заключения прямых контрактов между Министерством и производителями. В работе совещания приняли участие министр здравоохранения Юрий Поляченко, заместитель минист­ра Валентин Снисарь, представители Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, ведущие медицинские специалисты, директора отечественных специализированных заводов, главы представительств зарубежных компаний, представители Ассоциации фармацевтических производителей Украины, Комитета по здравоохранению Европейской Бизнес Ассоциации и др.

В начале совещания министр проинформировал участников о том, что специалистами Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения подготовлен проект изменений к приказу Министерства здравоохранения Украины № 169 от 14.04.2003 г., которым был утвержден перечень лекарственных средств для закупок за бюджетные средства. На некоторое время в зале возникло замешательство, поскольку с новым перечнем, который предполагалось утвердить, никто из участников совещания не был ознакомлен. Ю. Поляченко сообщил, что за основу взят проект Национального перечня основных лекарственных средств (первая версия опубликована в «Еженедельнике АПТЕКА» №?50 (521) от 26.12.2005 г.) с изменениями, внесенными экспертами. Предложенный проект, а также комментарии к нему публикуются в этом номере.

По словам представителей министерства, процедура формирования и утверждения национального перечня достаточно сложна, поэтому принятие его приказом № 169 является компромиссом, который позволит проводить тендеры по закупке лекарственных средств в ближайшем будущем. В перечень включены 723 позиции, указаны только международные непатентованные названия. Предполагается, что такой подход позволит всем операторам фармацевтического рынка участвовать в тендерах на равных условиях.

Во время совещания

Во время совещания

У участников совещания возник ряд вопросов. Прежде всего вызвало недоумение то, что произошла «подмена» одного перечня другим, и производителей в данном случае поставили перед фактом, нарушив принципы прозрачности формирования нормативно-правовых документов. Действительно, отсутствие в перечне торговых названий отменяет преференции в отношении тех или иных производителей. Однако остался открытым один из самых важных вопросов: какими критериями будут руководствоваться тендерные комиссии, принимая решение в пользу какого-либо препарата? Если будет приниматься в расчет только ценовой фактор, пойдет ли такой подход во благо пациентам? Вместе с тем установление жестких ограничений может быть квалифицировано как дискриминация отдельных производителей и оспорено в судебном порядке. Представители зарубежных компаний и отечественных заводов признали, что вопрос соотношения цена/качество в закупках за бюджетные средства является достаточно сложным, но решать его необходимо, поскольку от того, какое решение будет принято, зависит здоровье людей.

По сути, приказ № 169 в какой-то мере заменяет формулярную систему, в соответствии с которой осуществляется реимбурсация в европейских странах и которая пока еще не сформирована в Украине. Вместе с тем европейские формуляры содержат не только международные непатентованные, но и торговые названия препаратов, в том числе оригинальных лекарственных средств. Формируя и утверждая формуляр, регуляторные органы берут на себя ответственность за оценку качества рекомендуемой фармацевтической продукции с учетом фармакоэкономики.

Отказавшись от внесения в перечень, утвержденный приказом № 169, торговых названий, Министерство тем самым доверило оценку эффективности и качества препаратов, принятие финального решения самим учреждениям здравоохранения, осуществляющим закупку лекарственных средств. Насколько прогрессивным окажется такой подход и выиграют ли от этого пациенты — покажут результаты тендеров.

После продолжительной дискуссии участники совещания в целом одобрили принятие нового перечня, уточнив, что следующим этапом должна стать разработка четких и прозрачных критериев выбора препаратов на тендерах. Они согласились, что это очень непростой вопрос, поскольку должны учитываться как ценовой фактор, так и качественные характеристики лекарственных средств: их эффективность и безопасность. Было признано необходимым также обратить самое пристальное внимание на условия хранения закупаемых лекарств в учреждениях здравоохранения.

Отдельной темой для обсуждения стало то, что приказ № 169 будет выполнять еще одну серьезную функцию — служить ориентиром для выписки врачами рецептов. Готовы ли украинские специалисты выписывать рецепты в соответствии с международными непатентованными наименованиями, и если нет, то какие шаги следует предпринять в этом направлении?

На совещании также был рассмотрен вопрос о возможности заключения прямых контрактов Министерства с производителями на закупку лекарственных средств. Преимущественно это касается лекарственного обеспечения государственных и национальных программ. Речь идет о том, чтобы в тендерах участвовали не дистрибьюторы, а сами производители. После объявления победителя он сам определяет дистрибьюторов, которые будут осуществлять поставки в рамках тендерного предложения. Некоторые представители зарубежных компаний с сомнением отнеслись к такому предложению. Их опасения связаны с тем, что представительства не имеют права заниматься торговой деятельностью и не имеют опыта в подготовке пакета документов по тендерным предложениям. Их коллеги из других компаний не сочли это достаточно серьезным препятствием, поскольку можно найти механизмы, при помощи которых данная проблема будет решена. Кроме того, существует возможность изменения статуса представительства, с тем чтобы оно могло вести и торговые операции. Однако решение этого вопроса — дело не одного дня и зависит от многих факторов, в том числе от корпоративных правил.

Прямые контракты производителей с Министерством, по сути, представляют собой государственный заказ, в котором, разумеется, очень заинтересованы производители. Гарантия своевременной оплаты позволит им так спланировать производственный процесс и его финансовое обеспечение, чтобы снизить себестоимость продукции, выпускаемой для поставок по прямым контрактам. Однако кто со стороны Министерства будет осуществлять прием, обеспечивать надлежащее хранение и отправку поставленной продукции в лечебные учреждения? Предположительно эту функцию может взять на себя ГАК «Ліки України», однако окончательное решение еще не принято.

В итоге была достигнута договоренность, что перечень лекарственных средств для закупки за бюджетные средства будет представлен для ознакомления на сайте www.drugmed.gov.ua, и в течение нескольких дней операторы могут вносить свои предложения, если у них имеются кардинальные несогласия по каким-либо пунктам. Что касается разработки критериев для тендерных комиссий, возможности заключения прямых контрактов и других вопросов, то они будут дискутироваться в дальнейшем. n

Виктория Матвеева,
фото автора

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті