Исследование АМКУ фармрынка Украины: признаки нарушений в схемах дистрибуции

На сегодня представители фармацевтической отрасли не понаслышке знают, что собой представляет Антимонопольный комитет Украины (далее — АМКУ), какие полномочия он имеет и какие штрафные санкции может накладывать за нарушения законодательства об экономической конкуренции. Такая осведомленность обусловлена тем, что уже почти 2 года фармрынок находится под пристальным вниманием АМКУ. В данной публикации Виктория Пташник — адвокат, управляющий партнер DROIT LAW FIRM — ознакомит наших читателей с результатами исследования фармрынка органами АМКУ, а также даст практические советы, как не попасть в его поле зрения.

Виктория Пташник — адвокат, управляющий партнер DROIT LAW FIRMИсследование фармацевтического рынка началось фактически еще в октябре 2011 г., когда самые крупные дистрибьюторы получили достаточно объемные запросы по предоставлению информации. Спустя некоторое время (а именно — в январе 2012 г.) не менее подробная информация была запрошена у крупных зарубежных производителей лекарственных средств.

Представители фармрынка по-разному отреагировали на такое исследование АМКУ. Некоторые подали запрашиваемую информацию в полном объеме, некоторые — выборочно, а кто-то вообще проигнорировал вполне законные требования АМКУ, подвергая себя риску начала дел о непредоставлении информации и штрафу в размере до 1% дохода (выручки) от реализации товаров за последний отчетный год, предшествующий году наложения штрафа.

Исследование фармрынка АМКУ разделил на 2 этапа: исследование регионального рынка, на котором осуществляют деятельность мелкие дистрибьюторы и аптечные сети, и исследование общегосударственного рынка, охватывающего производителей лекарственных средств и крупных дистрибьюторов. Так, изучение регионального рынка уже завершилось, по его результатам АМКУ установил, что на 110 региональных рынках (из 138 исследуемых) присутствуют субъекты хозяйствования с признаками индивидуальной или коллективной монополии. А это означает, что данным субъектам следует соблюдать особую осторожность в вопросах ценообразования на лекарственные средства и других условий осуществления их реализации.

По результатам исследования регионального рынка АМКУ также возбудил 57 дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции (среди которых злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке розничной торговли препаратами, антиконкурентные действия органов власти, антиконкурентные согласованные действия субъектов хозяйствования, а также нарушения в виде непредоставления и предоставления информации в неполном объеме). Кроме того, АМКУ пришел к выводу, что решающее влияние на розничные цены лекарственных средств оказывают оптовые закупочные цены.

По итогам направления запросов зарубежным производителям и крупным дистрибьюторам АМКУ получил достаточно подробную информацию обо всех цепочках сбыта ими лекарственных средств, условиях сотрудничества с дистрибьюторами, о наличии системы скидок, бонусов, предоставлении кредит-нот и т.д. Несмотря на то что исследование общегосударственного рынка еще не закончено, АМКУ уже сделал первые выводы.

Проанализировав полученную информацию, он пришел к выводу, что существующие схемы сотрудничества между производителями и дистрибьюторами содержат признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции.

Так, по мнению АМКУ, действующие схемы дистрибуции способствуют ограничению конкуренции на рынках лекарственных средств, что в конечном итоге приводит к завышенным ценам. Страдают от этого либо государство, закупая соответствующие лекарственные средства через тендерные процедуры, либо конечные потребители, приобретая их в аптеках.

Под пристальным вниманием АМКУ оказались условия договоров, содержащие положения о запрете экспорта и/или перепродаж лекарственных средств другим дистрибьюторам, «непрозрачные» скидки и/или бонусы, предусматривающие обязательства дистрибьюторов предоставлять отчеты о продажах и т.д.

На сегодня АМКУ уже возбудил дела в отношении некоторых зарубежных производителей и их дистрибьюторов об антиконкурентных согласованных действиях в виде установления контроля над определенными рынками лекарственных средств.

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» (далее — Закон) антиконкурентными согласованными действиями являются такие, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции. При этом следует отметить, что перечень действий, указанный в ч. 2 ст. 6 данного Закона, является неисключительным, что означает потенциальную возможность АМКУ признать антиконкурентными любые другие действия, прямо не указанные в ч. 2 ст. 6, но подпадающие под общее определение таких действий.

Ч. 4 статьи 6 Закона содержит абсолютный запрет на совершение антиконкурентных согласованных действий.

В то же время законодательство Украины предусматривает исключения из указанного запрета. Таким исключением, в частности, является ст. 8 Закона, предусматривающая возможность осуществления согласованных действий относительно поставки или использования товаров, если участник согласованных действий по отношению к другому участнику согласованных действий устанавливает ограничения на: 1) использование поставленных им товаров или товаров других поставщиков; 2) приобретение у других субъектов хозяйствования или продажу другим субъектам хозяйствования или потребителям других товаров; 3) приобретение товаров, которые по своей природе или в соответствии с торговыми или другими честными обычаями в предпринимательской деятельности не относятся к предмету соглашения; 4) формирование цен или других условий договора о продаже поставленного товара другим субъектам хозяйствования или потребителям. При этом данные действия не должны приводить к существенному ограничению конкуренции, в том числе монополизации соответствующих рынков, ограничивать доступ на рынок других субъектов, приводить к экономически необос­нованному повышению цен или дефициту товаров.

Удастся ли АМКУ установить, что в действиях зарубежных производителей и их дистрибьюторов действительно имели место антиконкурентные согласованные действия, пока неизвестно. Но если АМКУ придет к выводу, что подобные нарушения все-таки присутствуют, субъектам хозяйствования может грозить штраф в размере до 10% дохода (выручки) от реализации товаров за последний отчетный год, предшествующий году наложения штрафа.

Следует отметить, что АМКУ не ограничился лишь уже возбужденными делами. Некоторым представителям фармацевтического рынка он уже дал рекомендации относительно прекращения действий, содержащих признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, а также рекомендовал не допускать применения необоснованных цен во время реализации в Украине определенных препаратов. Такой механизм предусмотрен ст. 46 Закона и дает возможность не привлекать к ответственности субъектов хозяйствования в случаях, когда их действия хоть и содержат признаки нарушения, но не причиняют существенного вреда состоянию конкуренции на соответствующем рынке. Конечно же, АМКУ использует такой механизм лишь в случаях свое­временного прекращения нарушения субъектами хозяйствования, устранения последствий такого нарушения (в случае их наличия) и недопущения его в будущем.

Очевидно, что в случае невыполнения рекомендаций и, соответственно, непрекращения нарушения АМКУ обязан открыть производство в деле о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Таким образом, возбудив дела об антиконкурентных согласованных действиях против одних субъектов хозяйствования и дав рекомендации другим, АМКУ преследует цель заставить представителей фармрынка снизить цены на лекарственные средства, которые, по его мнению, являются завышенными и устанавливать которые в соответствующих размерах позволяют лишь определенные схемы реализации препаратов, действующие между зарубежными производителями и их дистрибьюторами.

Учитывая то, что любые негативные риски для участников рынка проще предупредить, нежели потом бороться с последствиями их наступления, рекомендуем производителям лекарственных средств еще раз проанализировать свои дистрибьюторские контракты на наличие рисков нарушения конкурентного законодательства, внести необходимые изменения и внедрить прозрачную и обос­нованную схему предоставления скидок и/или бонусов дистрибьюторам.

О тактике ведения дел о нарушениях законодательства об экономической конкуренции в АМКУ читайте на сайте www.apteka.ua , а также в следующих выпусках «Еженедельника АПТЕКА».

Виктория Пташник,
адвокат, управляющий партнер DROIT LAW FIRM
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Олег 26.09.2013 3:47
Шкода що в Україні АМКУ може налякати лише аптеку, вимагаючи звіти про ціни в таких обємах, що, щоб заповнити їх, фармацевти повинні сидіти ночами і вишукувати коли, що і по якій ціні відпускали. А так званим "національні дистрибюторам" наплювати. Залишився якийсь препарат лише на Альбі - підняли ціну на 50%. БАДМ взагалі понаймав сотні курєрів, які розвозять в кишенях ліки для кінцевого споживача, в обхід аптек, плюючи на законодавство, міністерство і АМКУ разом взятих.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті