Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»

ЧАСТЬ 1. 19 сентября 2013 г. в отеле «Русь» состоялась VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014». Генеральным спонсором мероприятия выступила компания «Софарма Фармасьютикалс», организаторами — компании «МОРИОН»­, «Proxima Research», «Team Soft» и «UkrComEXPO». Мероприятие собрало признанных экспертов из разных стран в сфере фармацевтического бизнеса, экономики, аналитики, рекламы и юриспруденции. В ходе первой сессии участники конференции прояснили перспективы развития фармрынка Украины, рассмотрев все возможные сценарии развития событий на основании прогнозируемой экономической ситуации в нашей стране и мире.

ЧТО ГОТОВИТ ЗАКОНОДАТЕЛЬ?

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»Бюджетный процесс в каждой компании в первую очередь основывается на бюджетном процессе страны. О том, какие законодательные факторы будут оказывать ключевое влияние на динамику развития фармацевтического рынка Украины в грядущем году, рассказал Владимир Дудка, народный депутат Украины, глава подкомитета по вопросам законодательного обеспечения внедрения обязательного медицинского страхования Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения.

Свое выступление докладчик начал с наиболее серьезного вопроса, который в случае его реализации может оказать существенное влияние на фармацевтический рынок, — это вопрос введения налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства в размере 7%. Итак, чего же стоит ожидать в случае введения этого налога?

Во-первых, введение НДС и оплата его на границе извлечет из оборотных средств производителей и дистрибьюторов сотни миллионов гривень. Во-вторых, НДС, по расчетам Министерства финансов Украины, позволит аккумулировать в бюджет порядка 3 млрд грн. дополнительных доходов, из которых почти половина будет направлена на возмещение НДС отечественным производителям. Соответственно, оставшиеся средства в размере около 1,5 млрд грн., по мнению докладчика, должны быть направлены обратно в фармацевтическую отрасль в виде программ компенсации стоимости лекарственных средств (реимбурсации). И в-третьих, введение НДС обязательно приведет к пропорциональному повышению цен на лекарственные средства. Повышение коснется как минимум импортной продукции. Относительно украинских производителей, которые, по словам докладчика, активно лоббировали введение НДС, правильной позицией было бы, в случае введения НДС, компенсировать его за счет собственной прибыли, а не за счет повышения цен.

Вторым фактором, который будет оказывать влияние на развитие фармрынка, является расширение программ реимбурсации. В. Дудка напомнил что в 2012 г. на программы реимбурсации было выделено 40 млн грн., из которых было освоено порядка 4 млн грн., в 2013 г. — 191 млн грн., из которых, по состоянию на сегодня, освоено 36,6 млн грн., на 2014 г. планируется выделить 320 млн грн. По мнению докладчика, введение реимбурсации является наиболее значимым изменением в системе здравоохранения за последние годы и должно развиваться активнее. На данный момент программа возмещения стоимости лекарственных средств в рамках Пилотного проекта развивается с определенными недостатками, также многие аптеки с большой неохотой принимают участие в этой программе, но когда количество препаратов, подпадающих под действие программ реимбурсации, и сумма средств, выделяемая государством на эти программы, достигнут критической отметки, тогда для аптек будет конкурентно выгодно принимать участие в них. Тогда захотят участвовать все аптеки, и рост будет иметь скачкообразный характер.

Еще один фактор — это макроэкономические показатели, запланированные бюджетом. В частности, инфляция, которая заложена в бюджете на 2014 г. в размере 8,3%. Докладчик отметил, что, вероятнее всего, ситуация, сложившаяся в 2012 и 2013 г., когда прогнозируемый уровень инфляции составлял порядка 10%, а фактическая инфляция была близка к 0, не повторится в 2014 г., и фактическая инфляция будет на уровне прогнозируемой, а может быть и выше.

Отвечая на вопрос, что следует ввести раньше — государственное медицинское страхование или НДС, докладчик ответил, что эти два процесса могут быть абсолютно автономными.

ВРЕМЯ ДУМАТЬ…
… ДЕНЬГИ БУДУТ?

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»При планировании бюджета на следующий год компаниям также необходимо учитывать влияние внешних факторов как на локальном, так и на глобальном уровне. О ключевых макроэкономических показателях экономики Украины и о том, какие тренды намечаются в мировой экономике, рассказал Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор Института кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины.

Европейская комиссия прогнозирует довольно радужные перспективы на 2014 г.: рост ВВП в США на 2,6%, в Еврозоне на 1,2%, Китае на 8,1% и в Японии на 1,6%. Но есть еще один фактор, способный оказать существенное влияние на мировую экономику в следующем году, — это намечающаяся военная операция в Сирии, на которой настаивает США. Европейская комиссия также отслеживает индикатор экономических настроений и показывает увеличение этого показателя в 2013 г., что свидетельствует об ожидаемых улучшениях экономической ситуации в Еврозоне.

Также отмечено, что до начала военной операции в Сирии существенного изменения цен на нефть не произойдет, несмотря на опубликованные в конце 2012 г. прогнозы Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, которые предполагали такой рост.

Обзор экономической ситуации в Украине докладчик начал с позитивного факта — сокращения государственного долга Украины. В то же время были продемонстрированы данные Национального банка Украины о соотношении государственного долга к золотовалютным резервам (ЗВР), которые выглядят не так радужно. Так, на 1 января 2010 г. обеспеченность госдолга составляла 99,9%, на 1 января 2012 г. — 84,8%, а на 1 августа 2013 г. — всего лишь 61,6%, что в первую очередь связано с уменьшением ЗВР.

Также отмечается рост номинального ВВП в долларах США на душу населения, но немаловажную роль в повышении этого показателя играет сокращение численности населения.

Чтобы отразить картину роста доходов населения, украинский «Forbes» совместно с компанией ЕY провели анализ изменения доходов среднего класса за последние 6 лет. Исследование показало, что доходы среднего класса в целом по Украине превысили показатели 2007 г. только в 2012 г.

Относительно уровня инфляции в Украине докладчик отметил, что Государственный комитет статистики, показывающий снижение ее уровня, не отражает фактической ситуации в стране.

Что касается курса гривни по отношению к доллару, то на 2013 г. в бюджет заложен среднегодовой курс 8,5 грн./дол. Хотя эксперты и прогнозируют повышение курса доллара, однако на конец года большинство отечественных аналитиков не ожидает существенного его роста. Вновь вернувшись к вопросу ВВП в Украине, докладчик продемонстрировал консенсус-прогноз Министерства экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) на 2013 г., где прогнозируется реальный ВВП на 2013 г. на уровне 0,1%. В то же время прогноз реального ВВП на 2014 г. составил 2,3%. Индекс потребительских цен (ИПЦ), по прогнозам на 2013 г., составит 1,8%, а на 2014 г. он прогнозируется на уровне 5,1%, такой же уровень прироста прогнозируется и для реально располагаемого дохода населения.

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»

Перейдя непосредственно к рынку лекарственных средств, Л. Гуляницкий отметил, что в предыдущие годы наблюдалась четкая корреляция динамики рынка лекарственных средств и номинального ВВП в долларовом эквиваленте, но с 2012 г. эта тенденция нарушилась, так как наметился тренд замедления темпов роста рынка лекарственных средств в долларовом эквиваленте.

В завершение презентации Л. Гуляницкий представил прогноз развития рынка лекарственных средств на 2013–2014 гг. в долларовом эквиваленте. В основу макроэкономических параметров сценариев прогноза были положены прогнозные величины МЭРТ, озвученные в ходе презентации, а также данные компании «Proxima Research». Итак, в текущем году ожидается, что темпы прироста украинского рынка лекарственных средств в долларовом эквиваленте составят 11,5% согласно умеренному сценарию развития экономики. В 2014 г. ожидается снижение этого показателя до 8,4/6,1% согласно умеренному и пессимистическому сценарию развития соответственно.

Докладчик также озвучил основные положительные и отрицательные факторы, которые могут повлиять на развитие экономики нашей страны в следующем году. К положительным отнесены: оживление мировой экономики (США и ЕС), доходы от экспорта зерновых, достижение соглашения с МВФ, снижение цен на энергоносители, снижение учетной ставки НБУ и возможное увеличение доходов домохозяйств в 2014 г. Среди негативных факторов были отмечены низкие цены на металлургическую, химическую и сельскохозяйственную продукцию, развитие конфликта с РФ, стоимость внешних кредитов для Украины, повышение цен на энергоносители, сокращение резервов НБУ ниже 20 млрд. дол., дефицит торгового и платежного баланса и, конечно же, развитие конфликта в Сирии.

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»Такие животрепещущие вопросы, как НДС и ликвидность, осветил Игорь Хмилевский, руководитель проекта «ФармКонсалтинг». В своем докладе он смоделировал ситуацию в Украине при введении НДС на лекарственные средства в размере 7% на примере РФ, где НДС на лекарственные средства введен в 2001 г.

В начале доклада был представлен ряд точек зрения представителей российских производителей, высказанных через год после введения НДС, которые ясно показывают все негативные последствия для фармкомпаний, связанные с введением этого налога. К ним относятся: вымывание оборотных средств, связанное с уплатой НДС на таможне; снижение спроса на отечественную продукцию (по данным докладчика, доля отечественной продукции на российском фармрынке снизилась с 58% в 1999 г. до 20% в 2002 г.), обусловленное увеличением закупок импортных препаратов дистрибьюторами накануне ввода НДС; снижение закупок лекарственных препаратов лечебно-профилактическими учреждениями, связанное с выделением на обеспечение каждого лечебного учреждения фиксированной суммы, не зависящей от рыночных цен; оплата НДС легла на плечи конечного потребителя, так как фармкомпании не станут компенсировать налог за счет своей прибыли, а заложат его в цену на продукцию.

Итак, что же произойдет с введением НДС:

  • повысится цена на лекарственные средства;
  • произойдет перераспределение потребления. Потребители будут покупать меньше лекарственных средств, а также перейдут на более дешевые препараты;
  • увеличится потребность всех операторов фармрынка в оборотных средствах, весомым конкурентным преимуществом станет стоимость привлечения капитала;
  • увеличится закупка дистрибьюторами товара накануне ввода налога;
  • возрастут управленческие затраты аптечных сетей, связанные со сложностями переходного периода и изменением подходов к налоговому и финансовому учету.

Вернувшись к вопросу повышения цены на препараты, докладчик отметил, что рост цены в долларовом эквиваленте будет состоять из природного роста — 4–6%, роста на величину НДС — 7% и роста на компенсацию затрат по привлечению капитала, который составит 2–3% по оптимистическим и 5–6% по пессимистическим прогнозам.

Далее докладчик затронул тему ликвидности банковской системы и ее возможностей для кредитования бизнеса. Наблюдается четкая корреляция между остатками средств на корреспондентских счетах банков и ставкой кредитования на межбанковском рынке, чем больше сумма остатков, тем ниже процентная ставка. Так, в 2013 г. фиксируется увеличение количества средств в банковской системе и снижение ставки кредитования на межбанковском рынке до 5%, что свидетельствует о том, что средства для кредитования бизнеса все-таки будут. Но для того чтобы понять, по какой ставке будет кредитоваться бизнес, к этой ставке необходимо добавить как минимум 10–15%.

В заключение докладчик представил прогноз роста рынка лекарственных средств в долларовом выражении. Без введения НДС прирост составит 8,4%, с введением НДС в размере 7% этот показатель может повыситься до 11,7% с учетом повышения цены и снижения потребления лекарственных средств. Но после того, как государству будет оплачен этот налог, прирост рынка составит всего 4,3%.

БУДУЩАЯ ФАРМИСТОРИЯ УКРАИНЫ

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»Сложившиеся тенденции на украинском фармрынке и прогноз развития рынка на 2014 г. представил в своем докладе Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research».

Оценивая сложившуюся ситуацию на рынке розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении, отмечается существенное снижение темпов прироста во II и III кв. 2013 г. В натуральном выражении картина выглядит еще пессимистичнее: с мая 2013 г. фиксируется убыль потребления лекарственных средств.

В целом по итогам 2013 г. прогнозируется суммарный объем аптечных продаж в размере 36 млрд грн., в том числе лекарственных средств — 32 млрд грн., изделий медицинского назначения (ИМН) — 2,8 млрд грн., косметики — 1,4 млрд грн. и диетических добавок — 1,0 млрд грн. Темпы прироста составят +13% для сегмента лекарственных средств, +11% — для ИМН и косметики, и 16% — для сегмента диетических добавок.

В долларовом эквиваленте суммарный объем аптечного рынка в 2013 г. ожидается на уровне 4,4 млрд дол. Темпы прироста объема продаж в долларовом эквиваленте близко коррелируют с таковыми в национальной валюте ввиду относительно стабильного курса гривни по отношению к доллару США.

В натуральном выражении суммарный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» к концу 2013 г. достигнет 2 млрд упаковок, в их числе лекарственные средства — 1281 млн, ИМН — 628 млн, косметика — 59 млн и диетические добавки — 44 млн упаковок. Темпы прироста составят +1,1% для лекарственных средств, +4,8% для ИМН, +5,6% для косметики и +4,6% для диетических добавок.

К основным причинам снижения темпов роста рынка докладчик отнес отсутствие значимого увеличения доходов населения, с чем довольно четко коррелируют темпы прироста розничной реализации лекарственных средств. Также на развитие рынка повлияло увеличившееся в этом году регуляторное давление, а также ряд других причин, которые повлекли за собой уход с рынка некоторых препаратов и даже компаний, но замещение освободившихся ниш потребует некоторого времени. Итак, за счет чего обеспечивается прирост рынка? По сравнению с 2012 г., когда прирост происходил преимущественно за счет индекса замещения (перераспределение потребления и прирост потребления в упаковках), то по состоянию на август 2013 г. этот показатель существенно снизился и на первый план вышел инфляционный индекс (прирост цены), а с мая текущего года индекс замещения демонстрирует отрицательные значения и прирост происходит исключительно за счет повышения цены. Данная тенденция с большой долей вероятности продолжится и в 2014 г.

Что же будут делать в 2014 г. операторы фармрынка в условиях столь невысоких темпов роста? Производители, в зависимости от продуктового портфеля, будут выбирать между маркетинговой и ценовой стратегией продвижения продуктов. Маркетинговая стратегия включает расширение маркетинговых взаимодействий с аптечными сетями, удержание цены на уровне общерыночной инфляции, активное освоение и применение новых интернет-видов промоции, расширение программ лояльности для конечного потребителя. Ценовая же стратегия подразумевает наращивание финансовых стимулов в работе с аптечными сетями и дистрибьюторами, проявление высокой гибкости в ценообразовании, отстаивание концепции назначений по международным непатентованным наименованиям, вытеснение прямых конкурентов всеми силами и средствами.

Сегмент дистрибьюции в Украине является наиболее консолидированным и сформированным сегментом фармрынка Украины. По состоянию на август 2013 г., суммарная доля топ-5 дистрибьюторов лекарственных средств в общем объеме поставок в аптечные учреждения достигла 92%. В условиях замедления темпов развития рынка операторы оптового рынка лекарственных средств будут оптимизировать внутреннюю логистику и управление издержками для обеспечения рентабельности или диверсифицировать бизнес, развивая собственные аптечные сети, промокампании и т.п. Будут расширять спектр дополнительных сервисов для производителей, борясь за эксклюзивные условия контрактов. Также будут глубже интегрироваться в аптечные сети, обеспечивая себе гарантированные и управляемые каналы сбыта. Дальнейшее развитие IT-технологий позволит дистрибьюторам управлять товарными запасами аптечной полки, тем самым они смогут перетянуть на себя функцию управления дефектурой.

Розничная сеть на сегодня — наименее консолидированный сегмент рынка лекарственных средств, носит региональный характер — рыночная доля крупнейшей аптечной сети не превышает 3,5%. В этом контексте в 2013 г. будут усиливаться процессы консолидации, которые на сегодня происходят довольно медленно, для увеличения рыночной доли с целью повышения своего влияния на производителя. Будут активно применяться категорийный менеджмент и рыночные подходы к ценообразованию. Для формирования прозрачной открытой отчетности для производителя/дистрибьютора аптечные сети будут активно развивать IT-технологии. Также для повышения рентабельности аптечным сетям необходимо максимально участвовать в акциях и программах лояльности производителя, привлекая тем самым к себе его маркетинговые бюджеты. Также необходимо развивать сервисы, направленные на конечного потребителя, стремясь сформировать лояльность к торговой марке и обеспечить постоянство спроса и его рост.

В завершение своего доклада С. Ищенко озвучил свой прогноз развития рынка розничной реализации препаратов на 2014 г. Базируясь на основных макроэкономических показателях, описанных выше, ожидаемый рост в долларовом выражении по оптимистическим прогнозам составит 8,4 и 6,1% — по пессимистическим, в нацио­нальной валюте прирост составит 13,0/10,7% по оптимистическим и пессимистическим прогнозам соответственно. Также отмечено, что в 2014 г. увеличится вклад инфляционной составляющей в структуре прироста рынка по сравнению с 2013 г.

РАЗВИТИЕ ФАРМРЫНКА В СВЕТЕ МЕНЯЮЩЕГОСЯ ОТРАСЛЕВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ДАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»О влиянии государственной регуляции и внешнеэкономических факторов на динамику фармрынка рассказал Виктор Пушкарев, региональный директор «Orion» в странах СНГ, президент ассоциации международных фармацевтических производителей AIPM Ukraine.

Докладчик отметил, что по состоянию на начало текущего года прогноз динамики развития рынков лекарственных средств стран СНГ выглядел позитивно на фоне стран Евросоюза, где ситуация с развитием фармацевтической отрасли и экономики в целом остается сложной. Несмотря на общие истоки и общие тренды, рынки лекарственных средств стран СНГ рознятся, что особенно заметно при анализе потребления лекарственных средств на душу населения. Лидирующие позиции занимает Россия, а Украина находится в средней группе с потреблением около 55 дол. Эти показатели важны, так как существует четкая взаимо­связь между показателями потребления и эффективности системы здравоохранения. На примере стран Евросоюза докладчик продемонстрировал зависимость этих показателей — чем ниже уровень потреб­ления лекарственных средств на душу населения и, соответственно, уровень эффективности здравоохранения, тем ниже показатели ожидаемой продолжительности жизни, отсюда вывод — фармацевтическая отрасль дает импульс для нормальной социальной обстановки в обществе.

Что касается государственного регулирования в фармацевтической отрасли Украины, то в конце прошлого и начале этого года внимание операторов фармрынка было сконцентрировано на вопросах регулирования в сфере регистрации и допуска продукции при импорте. Эти нормативные акты имели основную цель — добиться некой санации фармрынка. Но в то же время нагромождение этих регуляторных актов сделало Украину «экзотическим» европейским рынком. Например, сегодня иностранная индустрия в Украине должна работать посредством двух типов операционных моделей: ей необходимо совмещать деятельность представительства и локальной компании. Но Украина является относительно небольшим европейским рынком, по­этому быть «экзотическим» довольно рискованно, так как индустрия функционирует по своим стандартным методам и технологиям и предпочитает страны с предсказуемыми, основанными на коммерческой логике и принятыми в странах с сильным регуляторным полем правилами игры.

Относительно регуляторных изменений в Украине, касающихся допуска препаратов на рынок, и их гармонизации с регулированием в ЕС, к которому стремится Украина, отмечено, что избирательная имплементация европейской практики приводит к существенным отличиям в регулировании Украины и ЕС, особенно в части одобрения вариаций (изменений в регистрационном свидетельстве) и до сих пор существующей практики перерегистрации препаратов, которая отсутствует в ЕС. Такие предложения, как внесение в регистрационное свидетельство перечня импортеров, и ряд других инициатив, направленных на усложнение уже существующей громоздкой и затратной процедуры допуска иностранных препаратов, в том числе дублирование процедур контроля качества при импорте продукции, осложняют работу отрасли, делают процесс прихода препаратов к потребителю более затратным и дезориентируют операторов рынка.

Несомненно, регуляторным органам следует предпринять шаги к упрощению системы допуска продукции, в частности, использовать данные экспертиз препаратов ЕС, зарегистрированных там по централизованной и MRP/DCP-процедурам. Важно общее понимание необходимости снижения затрат на допуск продукции, которые в конечном итоге должны привести к минимизации затрат пациентов.

Затрагивая вопрос регулирования цен и рационального финансирования фармацевтического потребления, В. Пушкарев отметил, что в Украине сформировался четкий тренд к ограничению возможности производителей позиционировать качество продукции среди врачей и пациентов. Отсутствует регламентация в части взаимозаменяемости лекарственных средств, не соответствует европейской практике система ограничения оборота зарегистрированных лекарственных средств, цена на которые по тем или иным причинам не одобрена властями.

Также была затронута практика внешнего референтного ценообразования в ЕС, при использовании которого в Украине важно понимать влияние объема потребления на стоимость продукции и гарантии потребления через системы его финансирования.

Для всех участников рынка важно сохранить его привлекательность, для иностранных производителей критериями привлекательности являются:

  • неудовлетворенные медицинские нужды пациентов/заболеваемость;
  • мотивация для притока инноваций;
  • простота доступа на рынок/параллельная торговля;
  • увеличение финансирования госпитального сегмента и платежеспособного спроса населения;
  • рентабельность ведения фармацевтического бизнеса;
  • предсказуемая экономическая и регуляторная среда.

На сегодня все приведенные факторы в той или иной мере далеки от совершенства, за исключением неудовлетворенности медицинских нужд.

Какие же шаги необходимо сделать Украине для осмысления регуляторной ситуации?

Во-первых, оценить уровень потерь, которые несет отрасль ввиду квалификации продукции как субстандартной, простоя в карантине и чрезмерных контрольных анализов, и представить эти данные для публичного обсуждения с целью понимания, о каких суммах идет речь и как они отражаются на цене для пациента. Во-вторых, проанализировать результаты борьбы с фальсификатной продукцией путем раскрытия информации о структуре отбракованной продукции и понимания реального уровня фальсификата. В-третьих, провести системный анализ отличий сегодняшнего регулирования в Украине от ЕС с целью предот­вращения дальнейшего несистемного использования практики ЕС и разработки нового закона о лекарствах, отвечающего динамике развития отрасли. И в-четвертых, согласовать адекватную модель использования ключевых элементов Директивы ЕС 2001/83 в Украине посредством локального признания релиза иностранным производителем лекарственных средств, которые импортированы на основе лицензии и соответствуют украинским стандартам GMP. Устранение дублирования лабораторного контроля качества продукции, регламентированного постановлением КМУ от 14.09.2005 г. № 902, в результате чего локальная и зарубежная продукция окажется в равных условиях.

Сравнивая совокупность регуляторных факторов, подходов к ценообразованию и макро­экономическую ситуацию в Украине с другими странами СНГ, напрашивается неутешительный вывод, что Украина находится в довольно критическом положении с точки зрения перспективы развития и свободы ведения фармацевтического бизнеса.

В завершение своего выступления докладчик представил ряд тезисов, которые отражают ожидаемые изменения на фармрынке в 2014 г.:

  • украинский фармацевтический сектор входит в нисходящий тренд, непривлекательный для компаний, ориентированных на мак­рофакторы, но открывает дополнительные возможности для тех, кто фокусируется на рынках СНГ;
  • регуляторные барьеры ведут к изменению ассортиментного ряда, что откроет новые возможности для замещения освободившихся ниш вследствие ухода с рынка некоторых препаратов и даже компаний;
  • закрепление процедуры лицензирования импорта, компании должны быть готовы к требованиям в части выполнения локального релиза;
  • локализация производства так или иначе будет активом и преимуществом как минимум в госпитальном сегменте и реимбурсации;
  • внешнее референтное ценообразование станет реальностью, что важно для компаний, которые ведут брэндинг в сегменте генерических рецептурных препаратов, ведь если их стоимость в Украине будет выше, чем в референтных странах, то это будут чрезвычайно рискованные инвестиции.

ГОСУДАРСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»О том, какой должна быть роль государства в управлении здравоохранением и как должно развиваться здравоохранение в целом и фармрынок в частности, с точки зрения участия в нем государственных институтов, в своем докладе рассказал Юрий Крестинский, директор Института развития общественного здравоохранения РФ.

Все мы рассматриваем государство с разных позиций — и в качестве гаранта выполнения социальных функций, и в качестве собственника и управленца, и как центр контроля качества товаров и услуг, и как потребителя товаров и услуг, и, конечно же, как регулятора процесса. Но мало кто рассматривает государство как инвестора в области здравоохранения — инвестора в человеческий капитал. Хотя, по мнению докладчика, это должно быть важнейшей функцией.

Зачастую одним из ключевых показателей участия государства в расходах на здравоохранение является доля совокупных расходов на здравоохранение от ВВП, которая в Украине и России остается на довольно низком уровне — порядка 6%. Кроме этого показателя, есть еще абсолютные значения расходов на здравоохранение. Поэтому 6% расходов на здравоохранение в Великобритании в пересчете на сумму расходов на душу населения будут гораздо выше, чем в России и Украине с теми же 6% ВВП.

Относительно доли государства в совокупных расходах на лекарственные средства отмечено, что в 2012 г. в России этот показатель составил 33,8%, в Украине — 17,6%. В тоже время средний показатель по странам ЕС — 85%. Это свидетельствует о том, что фармацевтические рынки России и Украины являются потребительскими. И усиление роли государства в формировании подходов к фармакотерапии возможно лишь при создании программ возмещения.

Также стоит отметить, что фармрынки Украины и России в условиях сохранения стабильности все еще имеют потенциал роста в ближайшие 5–7 лет на уровне 10% в год.

Анализ показателей расходов на здравоохранение на душу населения в различных странах со средней продолжительностью жизни населения свидетельствует о крайне слабой корреляции. Продолжительность жизни в большей степени зависит от культурных особенностей популяций, их ответственности, жизненных и поведенческих принципов, в том числе касательно профилактики заболеваемости.

Остановившись более подробно на участии государства в расходах на здравоохранение на душу населения в Украине, докладчик отметил, что в 2011 г. эти расходы в долларовом эквиваленте оставались на уровне 2007 г. 

Эксперты

В завершение первой сессии конференции слово было предоставлено экспертам.

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»Александр Дитятковский, директор компании «БаДМ», отметил, что в Украине практически нет программ по возмещению, а освоение выделенных на реализацию существующих программ средств находится на достаточно низком уровне. Также он акцентировал внимание на том, что в сложившейся ситуации операторам рынка необходимо заранее задумываться о возможных изменениях и выбирать правильную стратегию развития и оптимизации своих расходов.

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»Свое видение сценариев развития фармрынкапредставил Евгений Заика, директор компании «Такеда Украина». Прежде всего, он заявил, что на протяжении последних 5 лет прогнозы развития рынка, озвученные представителями компании «МОРИОН», являются наиболее правильными. Но если в этот сценарий одновременно вмешается введение НДС и лицензирования импорта, то это вызовет трудности для ряда компаний, которые будут вынуждены искать пути привлечения капитала, а также подготавливать штат в соответствии с условиями, которые необходимо будет соблюсти.

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»Вопросы регуляторной политики на фармрынке прокомментировал Владимир Митин, регио­нальный директор компании «Актавис» в странах СНГ. С его точки зрения, введение НДС в размере 7% не станет катастрофой для операторов рынка. В качестве основных недостатков регуляторной политики на украинском фармрынке он назвал непрозрачность и непредсказуемость. В заключение он отметил, что хотя фармрынок и не является наиболее прибыльным сегментом, но он один из самых стабильных в аспекте динамики развития.

Тренды развития фармрынка Украины VII Специализированная конференция-практикум «Фармбюджет—2014»Точку зрения отечественных производителей и перспективы развития отечественного сегмента рынка осветил Юрий Комаров, начальник отдела стратегического маркетинга компании «Фармак». Он заявил, что с введением регуляторных ограничений отечественные производители на сегодня пока не выиграли ровным счетом ничего, доля реализации отечественных лекарственных средств в августе 2013 г. увеличилась на 1% как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с августом 2012 г. Рост продаж в некоторых сегментах компенсировали потери в продукции in bulk. Также он заявил, что для того, чтобы отечественный производитель что-то выиграл, необходимо развивать инфраструктуру, позволяющую разрабатывать продукты и вести научную деятельность, которая впоследствии даст возможность выведения украинской продукции на рынки других государств.

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Денис Кирсанов,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи