|
2003 ГОД: ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Операторы мировой фармацевтической индустрии в 2003 г. представлены как несомненными компаниями-лидерами, так и теми, которым пришлось уступить свои позиции. Согласно журналу «Pharmaceutical Executive» кардинальные передвижения в топ-50 по объему мировых продаж в 2003 г. по сравнению с 2002 г. удалось совершить таким компаниям: Amgen, переместившейся с 20 на 15 место, Teva?— с 30 на 25, Forest Labs — с 38 на 32, Serono — с 39 на 35, Schwarz Pharma — с 48 на 38, Genzyme — с 50 на 41. Для некоторых компаний прошедший год cложился не очень успешно. Так, компания Sсhering-Plough заняла в рейтинге более низкую позицию — 17 вместо 14 из-за уменьшения объема своих продаж почти на 25%. Перемещение Akzo Nobel с 22 на 27 место объясняется разукрупнением и реструктуризацией компании. Причиной более низких позиций нескольких японских компаний является, по их утверждениям, уменьшение объемов возмещения правительством стоимости их продукции.
Ослабление позиций американского доллара в 2003 г. опять сыграло немаловажную роль в распределении позиций компаний в рейтинге. Несколько европейских компаний (Aventis, Bayer, Boehringer Ingelheim, Shering AG) интенсифицировали деятельность по сбыту выпускаемой продукции. Но ввиду того, что в среднем 60% их продаж осуществляется в США, отчетные данные о продажах в анализируемом 2003 г. оказались ниже, чем в 2002 г. «Pharmaceutical Executive» при построении топ-50 использовал предоставленные компаниями данные годовых отчетов по продажам лекарственных средств, выраженных в национальной валюте. Для адекватного распределения компаний в рейтинге был выполнен пересчет объема реализации фармакотерапевтических средств в доллары США с учетом изменений курса доллара в течение 2003 г.
Следует отметить, что распределение компаний в рейтинге не отображает совокупный доход или прибыль компании, а представляет только объемы продаж ее рецептурных препаратов, не учитывая прибыль от реализации диагностических препаратов, средств медицинского назначения и препаратов для использования в ветеринарии. Кроме того, данные по объемам продаж отдельных продуктов некоторых компаний не были предоставлены. Поэтому не все данные, указанные в рейтинге, могут быть полными.
Для многих компаний 2003 г. был особенно плодотворным: продажи препарата Nexium (эзомепразол) компании AstraZeneca увеличились на 62%, препарата Yasmin (дроспиренон) компании Shering AG — на 50%, Advair (флутиказон) компании GlaxoSmithKline — на 39%, Copaxone (глатизамера ацетат) компании Teva — на 34%.
Если раньше можно было достаточно точно предугадать десятку лидеров, то сейчас, учитывая интеграцию компаний Aventis и Sanofi-Synthelabo, сложно делать долговременные прогнозы. Кроме того, ожидаемое объединение компаний Yamanouchi и Fujisawa может существенно изменить позиции в рейтинге будущей корпорации.
ИТАК, ПЕРВАЯ ДЕСЯТКА УЧАСТНИКОВ РЕЙТИНГА ТОП-50 2003 г.
По сравнению с 2002 г., в 2003 г. состав и позиции трех ведущих компаний в рейтинге остался прежним: Pfizer, GlaxoSmithCline, Merck. Компания Johnson&Johnson переместилась с 6 места на 4, потеснив компании Aventis и AstraZeneca. Компания Pfizer снова возглавляет рейтинг и является его бесспорным и бессменным лидером на протяжении последних 3 лет. Осуществив слияние с компанией Pharmacia и увеличив в 2003 г. объем продаж на 40%, Pfizer опережает ближайшего конкурента — компанию GlaxoSmithKline — на сумму около 10 млрд дол. США. Кроме того, компании Pfizer принадлежит наиболее успешно продаваемый в мире препарат Lipitor (аторвастатин), объем реализации которого в 2003 г. составил 9,23 млрд дол. Объем продаж каждой компании, вошедшей в топ-10, превысил 12,5 млрд дол., а суммарные их продажи составили 205,32 млрд дол. На мировой фармацевтический рынок в 2003 г. десятка лидеров вывела 47 продуктов. Вплотную приблизились к первой десятке компании Abott Labs и Roche, продажи каждой из которых составили более 12 млрд дол. (см. табл. 1)
Таблица 1
Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по объемам продаж рецептурных препаратов
Место в рейтинге |
Компания |
Страна |
Общий объем продаж, млрд дол. США |
Динамика, % |
Инвестиции в научные исследования и разработку лекарственных средств (R&D), млрд дол. США |
Препараты-бестселлеры и объемы их продаж в мире (млрд дол. США) |
|
2003 г. |
2002 г. |
||||||
1 |
1 |
Pfizer |
США |
39, 631 |
40% |
7,13 |
Lipitor (9,23) Norvasc (4,33) Zoloft (3,11) |
2 |
2 |
GlaxoSmithKline |
Великобритания |
29,817 |
5% |
4,54 |
Advair (3,63) Paxil (3,07) Avandia (1,52) |
3 |
3 |
Merck |
США |
22,485 |
5% |
3,17 |
Zocor (5,0) Fosamax (2,70) Vioxx (2,50) |
4 |
6 |
Johnson&Johnson |
США |
19,500 |
13,8% |
4,68 |
Procrit (3,98) Risperdal (2,51) Remicade (1,72) |
5 |
5 |
Aventis |
Франция |
18,990 |
-4,5% |
3,23 |
Allegra (1,96) Lovenox (1,87) Taxotere (1,54) |
6 |
4 |
AstraZeneca |
Великобритания |
18,849 |
5% |
3,45 |
Nexium (3,3) Prilosec (2,56) Seroquel (1,48) |
7 |
7 |
Novartis |
Швейцария |
16,020 |
18% |
3,07 |
Diovan (2,42) Gleevec (1,12) Neoral (1,02) |
8 |
8 |
Bristol-Myers Squibb |
США |
14,925 |
1% |
2,27 |
Pravachol (2,82) |
9 |
10 |
Wyeth |
США |
12,622 |
7,5% |
2,09 |
Effexor (2,71) Protonix (1,49) Premarin (1,27) |
10 |
11 |
Eli Lilly |
США |
12,582 |
13,5% |
2,35 |
Zyprexa (4,28) Humulin (1,06) Humulog (1,02) |
Компания Pfizer вложила почти 18% своего дохода от реализации рецептурных препаратов (т. е. 7,13 млрд дол.) в научные исследования и разработку новых лекарственных средств. Суммарные инвестиции всех 10 лидеров в эту сферу составили 35,98 млрд дол.
…И ДРУГИЕ
Остальные позиции в рейтинге распределились следующим образом:
11. Abbott Labs (США)
12. Roche (Швейцария)
13. Sanofi-Synthelabo (Франция)
14. Boehringer Ingelheim (Германия)
15. Amgen (США)
16. Takeda (Япония)
17. Schering-Plough (США)
18. Schering AG (Германия)
19. Bayer (Германия)
20. Sankyo (Япония)
21. Eisai (Япония)
22. Yamanouchi (Япония)
23. Novo Nordisk (Дания)
24. Merck KGaA (Германия)
25. Teva (Израиль)
26. Baxter (США)
27. Akzo Nobel (Нидерланды)
28. Fujisawa (Япония)
29. Daiichi (Япония)
30. Genentech (США)
31. Shionogi (Япония)
32. Forest Labs (США)
33. Purdue Pharma (США)
34. Solvay (Бельгия)
35. Serono (Швейцария)
36. Altana (Германия)
37. Allergan (США)
38. Schwarz Pharma (Германия)
39. King (США)
40. Otsuka (Япония)
41. Genzyme (США)
42. Watson (США)
43. Tanabe Seiyaku (Япония)
44. Biogen Idec (США)
45. Alcon Labs (Швецария)
46. Mylan Labs (США)
47. Shire (Великобритания)
48. Kyowa (Япония)
49. Chiron (США)
50. Ono (Япония)
ИНТЕРЕСНО…
При анализе динамики увеличения объемов продаж ведущих фармацевтических компаний мира было отмечено, что в десятку лидеров по этому показателю вошла единственная компания из топ-10 по объему продаж рецептурных препаратов — Pfizer (40%). В то же время ведущая компания по динамике увеличения объемов продаж Amgen (57%) в этом рейтинге занимает 15-е место (см. табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по динамике увеличения объемов продаж в 2002-2003 гг.
Место в рейтинге |
Компания |
Динамика, % |
1 |
Amgen |
57% |
2 |
Schwarz Pharma |
55% |
3 |
Chiron |
45% |
4 |
Pfizer |
40% |
5 |
Forest Labs |
40% |
6 |
King |
38% |
7 |
Genzyme |
32% |
8 |
Serono |
31% |
9 |
Teva |
30% |
10 |
Allergan |
26% |
НАИБОЛЕЕ УСПЕШНО ПРОДАВАЕМЫЕ ПРЕПАРАТЫ В МИРЕ
Открывают рейтинг бестселлеров представители гиполипидемических средств: Lipitor компании Pfizer (США) и Zocor компании Merck (США): объем реализации бесспорного лидера — препарата Lipitor — составил 9,23 млрд дол. США. В десятку вошли и два противоязвенных препарата: Prevacid и Nexium (см. табл. 3)
Таблица 3
Десятка препаратов-бестселлеров 2003 г.
Место в рейтинге |
Препарат |
Компания-производитель |
Объем продаж в 2003 г., млрд дол. США |
1 |
Lipitor |
Pfizer |
9,23 |
2 |
Zocor |
Merck |
5,00 |
3 |
Norvasc |
Pfizer |
4,33 |
4 |
Zyprexa |
Lilly |
4,28 |
5 |
Procrit |
Johnson&Johnson |
3,98 |
6 |
Advair |
GSK |
3,63 |
7 |
Nexium |
AstraZeneca |
3,30 |
8 |
Prevacid |
Takeda/Abbott (TAP) |
3,19 |
9 |
Zoloft |
Pfizer |
3,11 |
10 |
Paxil |
GSK |
3,07 |
Однако прослеживается определенная разница между вышеуказанными данными (43,32 млрд дол. США) и данными, предоставленными компанией IMS Health в IMS World Review.
Эта разница отчасти объясняется тем, что IMS учитывает не только данные по рецептурным продажам, но и некоторые данные по продажам безрецептурных препаратов. Согласно этому объем продаж 10 ведущих препаратов в 2003 г. увеличился на 14% по сравнению с 2002 г. и составил 48, 3 млрд дол. Среди 10 лидирующих препаратов наиболее быстрые темпы прироста объемов продаж продемонстрировал впервые появившийся и занявший 7-е место в рейтинге Nexium (62%), применяющийся в лечении пептической язвы и гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Lipitor и Zocor и здесь удерживают передовые позиции. Согласно IMS, Health Zyprexa и Norvasс поменялись местами, заняв 3-ю и 4-ю позицию соответственно. В рейтинге также представлены препараты Erypo, Plavix, Seretide, которые не вошли в список журнала «Pharmaceutical Executive».
Результаты анализа распределения фармакотерапевтических продаж на ключевых мировых рынках свидетельствуют о том, что на фармацевтическом рынке Северной Америки объемы общих продаж лекарственных препаратов (рецептурных и некоторых безрецептурных) увеличились на 11% до 229,5 млрд дол. и составили почти половину общих продаж на мировом рынке. На рынке стран Европейского Союза они составили четверть мировых продаж препаратов (до 115,4 млрд дол.). В целом, по данным компании IMS Health, мировой фармацевтический рынок в 2003 г. продемонстрировал увеличение общих продаж лекарственных средств на 9%, а объем продаж рецептурных и некоторых безрецептурных препаратов составил 466 млрд дол. (см. табл. 4)
Таблица 4
Общие фармацевтические продажи лекарственных средств на ключевых мировых рынках за 2003 г. (IMS World Review, 2004)*
Мировые рынки |
Объем продаж в 2003 г., млрд дол. США |
% от общих продаж |
Динамика роста, % (по сравнению с 2002 г.) |
Северная Америка |
229,5 |
49% |
+11% |
Европейский Союз |
115,4 |
25 |
+8 |
Другие европейские страны |
14,3 |
3 |
+14 |
Япония |
52,4 |
11 |
+3 |
Азия (исключая Японию), Африка и Австралия |
37,3 |
8 |
+12 |
Латинская Америка |
17,4 |
4 |
+6 |
Всего |
466,6 |
100% |
+9 |
Объем реализации продукции 10 ведущих фармакотерапевтических групп в 2003 г. составил 30% от общих продаж лекарственных средств. Впервые за последние 14 лет гиполипидемические средства потеснили средства для лечения язвенной болезни и заняли лидирующую позицию в топ-10. Объем их продаж увеличился на 14% и составил 26,1 млрд дол. При этом продажи препарата Lipitor —лидирующего бестселлера достигли 10,3 млрд дол. (см. рис. 1)
|
Таким образом, объем продаж 10 ведущих фармакотерапевтических групп составил 142 млрд дол. (30% от общих продаж) в 2003 г.
Какие сюрпризы ожидают в будущем корабли-компании, бороздящие непредсказуемые просторы мирового фармацевтического океана? Кто в этот раз докажет свою конкурентоспособность, а кому придется уступить свои позиции – покажет год 2004.?n
*Продажи включают прямые и непрямые фармацевтические каналы закупки лекарственных средств в дол. США от оптовых фармацевтических компаний и их компаний-производителей. Приведенные цифры включают данные по рецептурным и некоторым безрецептурным препаратам и представляют цены производителей.
Татьяна Власюк (с использованием материалов
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим