Реклама диетических добавок в контексте действующего законодательства

Уже неоднократно на страницах нашего издания освещались вопросы рекламы лекарственных средств в контексте требований, установленных действующим законодательством Украины. В данной публикации также пойдет речь о рекламе, только не лекарственных средств, а диетических добавок. Но прежде напомним, что обращение этой продукции регулируется Законом Украины от 23.12.1997 г. № 771/97-ВР «О безопасности и качестве пищевых продуктов». По данным аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», за 9 мес 2013 г. объем аптечных продаж диетических добавок от общего объема фармацевтического рынка (25, 6 млн грн. за 1 466 млрд упаковок) составил в денежном и натуральном выражении 17,1 и 5,7% соответственно.

Законом Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» среди прочего определены следующие понятия:

  • диетическая добавка — витаминные, витаминно-минеральные или травяные добавки отдельно и/или в сочетании в форме пилюль, таблеток, порошков, которые употребляются внутрь вместе с пищей или добавляются к пище в пределах физиологических норм для дополнительного по сравнению с обычным питанием потребления этих веществ. Диетические добавки также содержат различные вещества или смеси веществ, в том числе протеин, углеводы, аминокислоты, съедобные масла, экстракты растительных и животных материалов, считающиеся необходимыми или полезными для питания и общего здоровья человека;
  • пищевая добавка — любое вещество, которое обычно не считается пищевым продуктом или его частью, но добавляется в пищевой продукт с технологической целью в процессе производства, и которое в итоге становится неотъемлемой частью продукта;
  • функциональный пищевой продукт — пищевой продукт, который содержит как компонент лекарственные средства и/или предлагается для профилактики или смягчения протекания заболевания человека.

Исходя из определений, стоит понимать, что диетическая добавка и лекарственное средство — абсолютно разные вещи. И если первая считается необходимой или полезной для питания и общего здоровья человека, то второе предназначено для лечения или профилактики заболеваний.

В первую очередь такой нюанс необходимо учитывать, рекламируя диетическую добавку. Так, единственные требования конкретно к рекламе пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок установлены ст. 39 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов».

В первую очередь запрещается реклама таковых без предварительного согласования ее текста с центральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Согласно действующему законодательству таким органом является МЗ Украины.

Кроме того, в рекламе пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок запрещается использовать:

  • высказывания о возможном лечебном действии, устранении боли;
  • письма благодарности, признания, советы, если они связаны с лечением или облегчением условий протекания заболеваний, а также ссылки на такую информацию;
  • высказывания, которые вызывают или способствуют возникновению чувства негативного психологического состояния.

Несмотря на прямые запреты, установленные законом, некоторые недобросовестные рекламодатели закрывают на них глаза, указывая на надуманные лечебные свойства той или иной рекламируемой диетической добавки. Отчасти наличию таких фактов способствует и профильное министерство, которое согласовывает тексты соответствующих реклам.

Можно предположить, что такая ситуация сложилась из-за отсутствия на сегодня единой утвержденной процедуры согласования текста рекламы с МЗ Украины, ведь, помимо профильного закона, который содержит общие положения относительно требований к рекламе диетических добавок, в нашей стране отсутствуют соответствующие подзаконные нормативно-правовые акты, регламентирующие сроки осуществления такой процедуры, перечень необходимых документов и формы для подачи на согласование в МЗ Украины текста соответствующей рекламы.

Кстати, на сегодня согласованием текстов рекламы диетических добавок занимается управление общественного здоровья МЗ Украины. В телефонном режиме нам объяснили, что срок согласования текста подобной рекламы может составлять до 1 мес. Вопрос в том, готов ли рекламодатель ждать столько времени?

Законом Украины от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР «О рекламе» установлены общие требования к рекламе, в том числе и диетических добавок. В то же время необходимо понимать, что использование в рекламе диетических добавок высказываний о возможном лечебном действии, устранении боли может рассматриваться как недобросовестная реклама.

Согласно Закону Украины «О рекламе» недобросовестной является такая реклама, которая вводит или может ввести в заблуждение ее потребителей, нанести вред лицам, государству или обществу вследствие неточности, недостоверности, двусмысленности, преувеличения, умалчивания отдельных данных или фактов. При этом ст. 10 данного закона недобросовестная реклама запрещена.

Кроме того, Законом Украины от 07.06.1996 г. № 236/96-ВР «О защите от недобросовестной конкуренции» определено, что распространение информации, вводящей в заблуждение, может рассматриваться как недобросовестная конкуренция. Ст. 15-1 данного закона дает определение распространению такой информации. Так, это сообщение субъектом хозяйствования, непосредственно или через другое лицо, одному, нескольким лицам или неопределенному кругу лиц, в том числе в рекламе, неполных, неточных, ложных сведений, в частности вследствие выбранного способа их изложения, замалчивания отдельных фактов или нечеткости формулировок, которые повлияли или могут повлиять на намерения этих лиц относительно приобретения (заказа) или реализации (продажи, поставки, выполнения, оказания) товаров, работ, услуг этого предприятия.

Обращаем внимание на то, что законодательством Украины не установлены требования относительно согласования текста информации о диетических добавках с МЗ Украины. Поскольку на законодательном уровне признаки отличия между рекламой диетических добавок и информацией о них отсутствуют, укажем на возможные критерии для разграничения. В отличие от рекламы, информация направлена на ограниченную целевую аудиторию (профессионалов) и размещается в специализированных изданиях или предоставляется во время специализированных мероприятий и способствует информированию(в данном случае специалистов здравоохранения).

Учитывая вышесказанное и во избежание введения в заблуждение потребителей рекламы диетических добавок, рекомендуем избегать высказываний, формирующих у потребителей мнение о том, что вещество является лекарственными средством и (или) обладает лечебными свойствами. При этом необходимо указывать, что рекламируемый продукт является диетической или пищевой добавкой и не является лекарственным средством. Добросовестное выполнение установленных требований, в том числе и согласование текста рекламы с профильным министерством, позволит рекламодателям избежать нарушений антиконкурентного законодательства.

Екатерина Горбунова
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті