Обновленная «Takeda»: глобальное руководство компании об изменениях бизнес-модели и R&D-инновациях

Человек, который почувствовал ветер перемен,
должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен Кинг

TakedaДля прежних эпох экономического развития были характерны продолжительные периоды стабильности, разделяемые революционными всплесками. Сегодня же успешное ведение бизнеса практически невозможно без постоянного следования по пути перемен и нововведений. И как бы ни были дороги нашему сердцу старые порядки и вековые традиции, мы делаем выбор в пользу современных технологий и инновационных подходов, поскольку в столь быстротечном мире даже чтобы остаться на месте, нужно очень быстро бежать, что уж говорить об амбициях попасть в один эшелон с мировыми лидерами. Именно стремлением расширить свои возможности вызвана инициатива по приобретению Nycomed компанией Takeda. Takeda — быстрорастущая компания, широко представленная на развитых рынках Японии, США и ЕС, смогла таким образом расширить свое мировое присутствие, охватив дополнительно все ключевые высокоперспективные развивающиеся рынки. Стремительный рост поставил перед руководством компании новые вызовы, потребовавшие собрать воедино многовековой опыт компании Takeda на ведущих мировых рынках и мобильность Nycomed, занимающей лидирующие позиции на фармацевтических рынках развивающихся стран. Именно успешный синтез двух бизнес-моделей и расширение присутствия позволит Takeda выйти на новый уровень, став одной из ведущих глобальных инновационных фармацевтических компаний в мире.

Takeda

Каким образом в Takeda проходят процессы интеграции Nycomed, какие преимущества это дает для ведения бизнеса, а также о переменах, которые ждут Takeda в Украине, корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» попросил рассказать доктора Фрэнка Мориха, главу по коммерческой деятельности Takeda Pharmaceuticals International Inc.:

— Доктор Морих, известно, что Вы длительное время работали в сегменте R&D-разработок, расскажите, пожалуйста, как этот опыт помог Вам в работе в должности главы по коммерческой деятельности компании «Takeda Pharmaceuticals International Inc.»?

— У меня степень доктора медицинских наук. По окончании университета я занимался лабораторной работой, затем долгое время проводил клинические исследования и руководил направлением R&D в фармацевтической компании Bayer.

Наша отрасль довольна крупная и дорогая, требующая серьезных финансовых вливаний в исследования и разработки. На определенном этапе вы начинаете задумываться о коммерческой подоплеке каждого принятого решения, особенно когда речь заходит о миллиардных инвестициях. В большинстве фармацевтических компаний, во всяком случае, в тех, о которых мне известно, руководитель R&D входит в совет директоров, благодаря чему довольно часто приходится контактировать с менеджментом других подразделений. В результате подобного взаимодействия приходит осознание того, что наша отрасль предполагает обязательное постоянное и тесное взаимодействие коммерческого и исследовательского подразделений. Подобная модель довольно хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних ста с лишним лет.

— Расскажите, пожалуйста, как началось Ваше сотрудничество с компанией Takeda и какие цели ставились перед вами на том этапе?

— Предложение поступило еще в 2009 г., в то время я руководил небольшой биотехнологической компанией. Ясучика Хасегава (главный исполнительный директор Takeda Pharmaceutical Company Limited) поставил цель изменить компанию, сделать так, чтобы с фокусировки на Японии (о чем свидетельствовала многолетняя традиция) она превратилась в по-настоящему глобальную корпорацию. Мое первоначальное участие сводилось к нескольким телеконференциям и однодневным визитам непосредственно в Takeda дважды в год. Необходимо было изучать бизнес-планы и стратегию компании.

Участвовать в телефонных совещаниях было несложно ввиду разницы во времени. Я находился в Германии, а руководство Takeda — в Японии. Когда они звонили мне во второй половине дня, в Германии было еще ранее утро, и я физически не находился у себя в офисе. Иногда меня просили встать еще раньше. Таким образом, меня ничто не отвлекало от основной работы и я мог совмещать эту дополнительную нагрузку. Разумеется, я делал все от меня зависящее, чтобы предоставляемая мною информация была максимально практичной и полезной. Но окончательное решение всегда находилось в ведении менеджмента компании.

— Пользуясь случаем, хотелось бы узнать из первых рук, что послужило основным аргументом в пользу приобретения компании Nycomed и какие преимущества даст ее интеграция в бизнес Takeda?

— Не думаю, что я вправе комментировать этот вопрос. Но могу сказать, что именно послужило самым весомым аргументом в пользу моего решения присоединиться к компании. То, чем мы сейчас занимаемся, уникально для Takeda. Ничего подобного здесь прежде никогда не происходило.

История развития компании, насчитывающая более 230 лет успешной деятельности, позволяет говорить о том, что мы являемся старейшим игроком фармацевтической отрасли. Относительно недавно география присутствия Takeda, в основном, ограничивалась рынками Японии и США, и только благодаря синергии удалось выйти за существующие рамки. К тому же Takeda стала крупнейшей фармкомпанией в Японии. Быть частью команды, которая воплощает в жизнь самые смелые решения, крайне интересно и своего рода является вызовом для меня. Тем более, что ни чем подобным ранее не довелось заниматься. Другими словами, компания идет по новому, неизведанному для себя пути, и нельзя просто взять справочное руководство по менеджменту и сказать: «Так вот чем вам следует заняться…». Нужно найти свой собственный путь.

Как я уже упомянул, Takeda была сильна в Японии и США. Чего не скажешь о позициях Nycomed в этих странах. Объединение двух компаний привело к усилению общих позиций: у Takeda сильные качества — исследовательская база и портфель медицинских препаратов, а у Nycomed — ее региональное присутствие. К примеру, Takeda никогда не работала в Украине. Все, что мы сейчас строим, а также все, что у нас здесь уже имеется, построено Nycomed. Объединение компаний поможет вывести довольно сложные и прогрессивные лекарственные средства Тakeda на рынок Украины уже в ближайшем будущем. И таких примеров много.

— Как проходят интеграционные процессы в Украине? Какие цели ставит руководство компании перед Takeda в Украине? Как эти цели вписываются в глобальную стратегию компании?

— Хочу напомнить о том, что в Украине не происходило активных интеграционных процессов, поскольку из двух компаний здесь была представлена лишь Nycomed, и изменения коснулись только частичного внедрения новых процессов и форм отчетностей, которые требуют новые собственники. В ближайшее время планируется выведение на украинский рынок ряда инновационных препаратов, и для того чтобы ускорить процесс запуска, нам потребуются помощь и знания корпоративного исследовательского центра Takeda.

Вместе с нашим локальным партнером в Украине мы уже организовали производство одного из препаратов Takeda. Конечно, его масштабы не особо велики. Но мы создали 30 новых рабочих мест, что немаловажно.

Помимо прочего, наша компания довольно активно представлена и в сфере корпоративной социальной ответственности. В рамках этого направления мы запустили и внедряем ряд проектов. Самым ярким и продолжительным является «Остановим инсульт вместе», направленный на предупреждение и раннюю диагностику инсульта. По данным ВОЗ, в Украине ежегодно увеличивается количество людей, столкнувшихся с этим заболеванием, и прогнозы, к сожалению, неутешительные. Как крупнейшая фармацевтическая компания в Японии и один из мировых лидеров отрасли Takeda стремится улучшить здоровье пациентов по всему миру путем внедрения инноваций в медицине.

— Какие планы Takeda по выведению новых продуктов в Украине? Расскажите, пожалуйста, на каких основных терапевтических направлениях Takeda фокусирует свое внимание?

— Прежде всего хотелось бы отметить, что Takeda является социально ответственной компанией, которая видит свою миссию в заботе о здоровье пациентов, придерживаясь приоритетных направлений: эффективное и ответственное ведение бизнеса, забота о развитии персонала, поддержка социальных проектов, а также реализация благотворительных инициатив. В этом контексте хочется отдельно выделить наши социальные инициативы, в рамках которых в сентябре 2013 г. мы передали сертификат на лекарственные средства на сумму 4 млн грн. жителям Киева в лице Александра Попова, председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА).

В настоящее время в Украине регистрируются несколько препаратов для лечения редких онкологических заболеваний. Среди них — Адцетрис (брентуксимаб ведотин), применяющийся в терапии рецидивирующей или рефрактерной лимфомы Ходжкина и системной анапластической крупноклеточной лимфомы. Этот продукт представляет собой конъюгат антител с лекарственным средством (монометил ауристатином Е), который доставляет антинеопластический агент в CD30-позитивные опухолевые клетки, что вызывает их гибель. Данный препарат одобрен Управлением по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration — FDA) и его появления в Украине ждут как врачи, так и пациенты.

Совсем недавно зарегистрирован МЕПАКТ (Мepact®, мифамуртид), применяемый для лечения остеосаркомы — тяжелой онкологической патологии, которую выявляют у детей, подростков и лиц молодого возраста. Ежегодно в Украине это заболевание диагностируется приблизительно у 200 человек. На сегодня данный продукт не имеет аналогов, его регистрация в Украине позволит оптимизировать лечение остеосаркомы. Кроме того, на стадии клинических исследований находятся еще 2 онкологических продукта, которые мы планируем подать на регистрацию в ближайшие 3–4 года.

Кардиологический портфель компании пополнится препаратом для лечения артериальной гипертензии — Эдарби (азилсартан). Сегодня этот продукт признан одним из наиболее эффективных препаратов из группы ингибиторов ангиотензина II. В частности, данные об эффективности азилсартана были обнародованы на ежегодном заседании Американского общества гипертензии (ASH).

Перечень новых продуктов представлен в диабетологии. В первую очередь, на украинский рынок будут выведены ингибитор дипептидилпептидазы-4 — алоглиптин, а также его фиксированные комбинации с метформином и пиоглитазоном. В гастроэнтерологии подан на регистрацию препарат декслансопразол (капсулы), который показан для купирования у взрослых изжоги, обусловленной гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью. Кроме того, наши планы на ближайшие 2–3 года предполагают регистрацию нового продукта для лечения болезни Крона и неспецифического язвенного колита.

Takeda

Благотворительная акция Takeda в Киеве

Компания Takeda, будучи социально ориентированной компанией, которая несет ответственность за жизнь и здоровье пациентов, организовала благотворительную акцию в рамках которой передала жителям столицы в лице главы КГГА Александра Попова сертификат на лекарственные средства, предназначенные для лечения ишемического инсульта, заболеваний желудочно-кишечного тракта, острых респираторных вирусных инфекций, а также диагностические препараты для проведения компьютерной томографии.

В нашей стране компания настроена на долгосрочное сотрудничество и выражает готовность осуществлять образовательную и информационную поддержку в сфере здравоохранения, способствовать развитию научно-исследовательской сферы и клинических исследований, а также оказывать благотворительную помощь. Ф. Морих отметил важность частно-государственного партнерства и большой опыт работы Takeda в этой сфере.

А. Попов поблагодарил представителей компании Takeda за такую необходимую и своевременную благотворительную помощь. Он отметил, что хорошо осведомлен об истории компании, ее развитии и успехах на украинском фармацевтическом рынке, а также подчеркнул высокую заинтересованность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве.

Takeda в мире

Сегодня компания Takeda — крупнейший игрок японского фармацевтического рынка, занимающий лидирующие позиции среди мультинациональных компаний на мировой арене. Так, согласно данным «IMS Health», по итогам 2012 г. Takeda входит в топ-15 крупнейших глобальных фармацевтических корпораций по объему продаж в денежном выражении, являясь при этом единственной компанией родом из далекого и загадочного Востока, которой удалось потеснить в этом рейтинге маститые западные компании. Родившись в Японии и обеспечив себе значительный рост благодаря выходу на один из крупнейших мировых фармацевтических рынков — США, Takeda сегодня присутствует в более чем 70 странах, а штат ее сотрудников превышает 30 тыс. человек по всему миру. Компания располагает производственными мощностями не только в стране Восходящего солнца, но и в Южной Америке и Европе, что позволяет сделать качественные лекарственные средства доступными для жителей многих стран.

Компания активно развивается и в 2013 финансовом году прогнозируется, что объем продаж «Takeda Pharmaceutical Company Limited» увеличится до 1,59 трлн иен (16,4 млрд дол. США). Такие достижения станут возможными благодаря упорному труду команды, взявшей все самое лучшее от вековых традиций японского гиганта и мобильности молодой успешной компании Nycomed.

В продуктовом портфеле Takeda насчитывается 149 препаратов, 80 из которых являются оригинальными. Согласно данным доклада «Pharma R&D Annual Review 2012» компании «Citeline», Takeda занимает 7-е место в рейтинге по количеству препаратов, лонч которых планируется провести в ближайшие 5 лет, улучшив тем самым свою позицию на 5 пунктов по сравнению с 2011 г.

Операция «интеграция Nycomed»

Сегодня одной из стратегически важных целей компании является расширение своего присутствия на развивающихся рынках, что обусловлено высокой перспективностью последних и желанием сделать доступными инновационные препараты Takeda как можно для большего количества пациентов.

Мы меняемся, но при этом остаемся верными своим традициям и ценностям

В рамках стратегии по расширению своего присутствия на перспективных развивающихся рынках руководство Takeda приняло решение о приобретении компании Nycomed. Успешная интеграция бизнеса Nycomed позволяет прогнозировать увеличение объема продаж Takeda на развивающихся рынках в 2012–2016 гг., до уровня 16,6%, в то время как данный показатель для Европы и США будет составлять 5 и 5,4% соответственно.

Среди наиболее приоритетных для компании развивающихся рынков можно выделить страны Латинской Америки, Азии, Африки, СНГ, в том числе Россию и Украину. Во многом благодаря интеграции компании Nycomed Takeda планирует укрепить свои позиции на быстрорастущих развивающихся рынках.

Решение компании Takeda о приобретении Nycomed отразилось и на ландшафте украинского фармацевтического рынка, дав новый толчок развитию бизнеса Takeda в нашей стране. Так, в текущем году произошло знаковое для компании событие — 1 марта 2013 г. компания «Никомед Украина» сменила имя на «Такеда Украина». С этого момента она ведет свою деятельность под новым названием, завершив тем самым процесс слияния Takeda и Nycomed на отечественном рынке, который начался в конце 2011 г. При этом дальнейшие интеграционные процессы будут происходить еще в течение нескольких лет. Необходимо обратить внимание на то, что новое название компании будет появляться на упаковках препаратов по мере утверждения регуляторными органами соответствующих изменений. В связи с чем некоторое время в Украине еще будут реализоваться лекарственные средства с логотипом Nycomed, зарегистрированные ранее.

Благодаря интеграции двух компаний украинские пациенты получат доступ к инновационным и доступным лекарственным средствам, разработанным специалистами компании Takeda. Так, уже в ближайшее время планируется вывести на рынок Украины 6 новых лекарственных средств, применяемых в кардиологии, гастроэнтерологии, онкологии, эндокринологии (для лечения сахарного диабета II типа).

Немного истории, или вековые традиции как ключ к успеху

TakedaИстория компании Takeda уходит корнями в те времена, когда о самурайской доблести и кодексе чести знали не понаслышке и насчитывает более 230 лет. В 1781 г. ее основал потомок именитого самурайского рода Чобэй Takeda I (Chobei Takeda). Все началось с небольшого магазина в Осаке, который специализировался на лекарственных средствах, использовавшихся в традиционной японской и китайской медицине. Мир менялся, глобализация набирала обороты, и благодаря либерализации внешнеэкономической политики Японии во второй половине XIX в. бизнес получил мощный стимул для развития. Экономический подъем 1871 года позволил Чобэю Такеде IV организовать и возглавить кооперати­в, занимающийся импортом лекарственных средств, произведенных на Западе. Так, среди прочего компания поставляла в Японию хинин (противомалярийный препарат), а также лекарственные средства, применяе­мые при холере.

На первых порах импорт осуществлялся в сотрудничестве с западными компаниями. Однако совсем скоро были налажены непосредственные связи с производителями лекарственных средств и в 1895 г. начат прямой импорт препаратов из Великобритании, США, Германии и т.д., и всего через несколько лет компании удалось заключить договор об эксклюзивной дистрибуции на всей территории Японии лекарственных средств немецкой компании «Bayer».

На рубеже XIX и ХХ в. мир захватили перемены, все стремительно изменялось, и для достижения успеха необходимо было принимать смелые решения. Именно тогда компания переориентировала свои ключевые бизнес-процессы, поставив во главу угла инновационные технологии и затем смогла успешно наладить и собственное производство, открыв первый завод по производству лекарственных средств, а затем — и научно-исследовательское подразделение, которое разрабатывало седативные препараты, анальгетики, инъекционные формы D-глюкозы. Следующим шагом успеха является начало экспорта лекарственных средств собственного производства на такие крупные рынки, как Китай и США.

Еще одним вызовом для Takeda, с которым она с достоинством справилась, продемонстрировав в полной мере не только умение успешно вести бизнес, несмотря на крайне сложные обстоятельства, но и свою социальную ориентированность, стало восстановление производственных мощностей компании после Второй мировой войны. В 1946 г. Takeda в рамках частно-государственного партнерства на руинах разбомбленного военно-морского арсенала в Хикари построила новый завод по производству вакцин. Победным аккордом в развитии компании, придавшим ей уже знакомое и широко узнаваемое в мире лицо, стал период беспрецедентного по своим темпам рост японской экономики во второй половине ХХ в., который широко известен как «японское экономическое чудо».

Takeda

 

Досье

Фрэнк Морих, к.м.н., д.м.н. руководит работой подразделений по продажам Takeda во всем мире (за исключением подразделений по продажам внутри Японии, а также компании Миллениум), в том числе в США, ЕС и на быстрорастущих развивающихся рынках.

До прихода в компанию Takeda доктор Ф. Морих являлся председателем правления NOXXON Pharma, биофармацевтической компании со штаб-квартирой в Берлине, занимающейся клиническими исследованиями и разработкой инновационных препаратов на основе собственной технологии Spiegelmer®. Кроме того, он был членом консультационного совета Takeda и совместно с другими руководителями фармацевтических компаний предоставлял Takeda рекомендации по различным административным вопросам.

До начала работы в NOXXON доктор Ф. Морих занимал позицию главного исполнительного директора Innogenetics, бельгийской международной биофармацевтической компании, а также АМ Pharma, голландской биотехнологической компании, специализирующейся на инновационных методах лечения, основанных на принципах работы иммунной системы человека.

В 1982 г. доктор Ф. Морих присоединился к компании Bayer, где проработал более 20 лет. В течение этого периода он занимал несколько ответственных позиций в R&D и высшем руководстве подразделений Pharma и Consumer Care. Наивысшей точкой развития его карьеры в компании стало вхождение в правление Bayer AG и Bayer Corp (США), а также назначение на должность председателя совета директоров Bayer HealthCare AG.

Фрэнк Морих возглавлял R&D комитет Немецкой ассоциации научно-исследовательских фармацевтических компаний (VFA) и являлся членом совета директоров Европейской федерации фармацевтической промышленности и ассоциаций (EFPIA). Не так давно завершился его второй срок в совете Фраунгоферовского общества по содействию прикладным исследованиям. Он также являлся членом Научно-консультативного совета ABN AMRO Capital Life Sciences (в настоящее время — Forbion Capital Partners) и стратегическим советником других групп предприятий.

Фрэнк Морих получил степень кандидата медицинских наук и доктора медицинских наук в Марбургском университете (Марбург, Германия). Он служил военным врачом, а также в течение 2 лет занимался постдокторовскими исследованиями в области иммунологии и клеточной биологии.

Takeda

Takeda является социально ответственной компанией, которая гордится уровнем своей корпоративной культуры. Она традиционно уделяет много внимания созданию корпоративного духа. Основные ценности компании:

  • многообразие — Takeda с уважением относится и прислушивается к мнениям других людей;
  • командная работа — Takeda уделяет большое внимание формированию мощных рабочих групп, руководствуясь принципом справедливости и устанавливая общие цели;
  • вовлеченность — Takeda постоянно прилагает значительные усилия, чтобы выполнять свои обязательства перед всеми заинтересованными лицами;
  • прозрачность — Takeda стремится должным образом раскрывать информацию о своей деятельности и всегда готова к конструктивному диалогу с любыми заинтересованными лицами, что позволяет укреплять доверие к компании;
  • энтузиазм — движущими силами компании Takeda являются упорство в труде, а также горячее желание улучшить жизнь и здоровье пациентов;
  • новаторство — Takeda не боится принимать нестандартные решения в своей деятельности.

Takeda

Евгения Лукьянчук,
фото Сергея Бека

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*