Ученые на пороге нового открытия в онкологии?

23 Грудня 2013 5:40 Поділитися

Ученые из Манчестерского центра по исследованиям в сфере онкологии (Манчестерский университет), сообщают, что они выявили новый возможный способ повысить эффективность химиотерапии у пациентов с раком поджелудочной железы.

Рак поджелудочной железы — заболевание, характеризующиеся неблагоприятными прогнозами, ограниченными опциями лечения, а также высоким уровнем резистентности к химио- и лучевой терапии. Результаты исследования, опубликованные в издании «Биологическая химия» (декабрь 2013 г.), свидетельствуют о возможном открытии эффективной стратегии уничтожения опухолевых клеток поджелудочной железы. В частности, новый подход является селективным, то есть относительно безопасным для здоровых клеток.

Джейсон Брюс (Jason Bruce), участник исследовательской группы физиологических систем и заболеваний, отметил: «Рак поджелудочной железы — один из наиболее агрессивных видов онкологической патологии. У большинства пациентов симптомы заболевания проявляются уже на этапе метастазирования опухоли во многие органы. Кроме того, данная патология характеризуется высокой резистентностью к химио- и лучевой терапии. Вследствие этого существует острая потребность в разработке и внедрении новых терапевтических подходов для повышения эффективности лечения. Мы хотели выяснить, каким образом изменение в энергетическом обеспечении клеток способно повлиять на их выживаемость».

Ученые исследовали энергетические пути в норме и при онкологической патологии поджелудочной железы, а также их влияние на транспорт кальция. В настоящее время известно, что в нормальных клетках существует 2 основных механизма получения энергии (молекул аденозинтрифосфорной кислоты — АТФ) — путем гликолиза и с помощью митохондрий. Главной энергетической станцией клеток являются именно митохондрии. Однако при многих видах онкологической патологии в этих клеточных процессах происходят нарушения. При онкологических заболеваниях (например при раке поджелудочной железы) большая часть энергии вырабатывается с помощью гликолиза.

В то же время известно, что определенная внутриклеточная концентрация ионов кальция необходима для поддержания жизнедеятельности клеток. Поскольку она обеспечивается кальциевыми насосами, работающими с использованием энергетических молекул (АТФ), это представляет интересную мишень для селективного воздействия на опухолевые клетки.

В проведенном исследовании изучалось влияние блокировки гликолиза и митохондрий на опухолевые клетки. Было продемонстрировано, что при блокировке митохондрий не возникало существенного влияния на состояние клеток, а при блокировке гликолиза отмечалось снижение уровня АТФ в клетках, вследствие чего повышалась внутриклеточная концентрация кальция, что приводило к гибели опухолевых клеток.

Таким образом, результаты проведенного исследования могут быть использованы с целью поиска эффективных стратегий для селективного уничтожения опухолевых клеток.

По материалам http://www.sciencedaily.com