Аптечный рынок Украины по итогам 2013 г. Helicopter View

Сегодня отечественный фармрынок переступил порог 2014 г. Оглядываясь назад, интересно проанализировать основные тенденции его развития в 2013 г. В этой публикации речь пойдет о том, каких успехов добились операторы отечественного фармрынка на поприще аптечных продаж. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

МЕТОДОЛОГИЯ

Исследование базируется на данных, отражающих объем поставок фармпродукции, которые осуществляют дистрибьюторы в аптечные учреждения в оптовых ценах (Sale In), и данных, отражающих объем реализации в ценах выхода из аптечных учреждений (Sale Out). Для анализа использовались данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research» по итогам 2008–2013 гг.

Для того чтобы получить максимально структурированный анализ, в рамках данного исследования предусмотрено распределение объема продаж в денежном и натуральном выражении по различным параметрам в зависимости от:

  • категории товаров «аптечной корзины»: лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН; в общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации), косметика, диетические добавки;
  • страны производства (по стране владельца лицензии): зарубежное, украинское;
  • статуса препаратов: Rx, OTC;
  • ценовых ниш: низкостоимостная — до 8,9 грн. за упаковку, среднестоимостная — 8,9–51,2 грн. за упаковку, высокостоимостная — более 51,2 грн. за упаковку;
  • групп АТС-классификации;
  • брэндов;
  • маркетирующих организаций;
  • дистрибьюторов.

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», а именно лекарственных средств, ИМН, косметики и диетических добавок, по итогам 2013 г. составил 35,85 млрд грн., превысив показатель предыдущего года на 12,7%. Объем рынка в денежном выражении продолжает увеличиваться, однако темпы его прироста замедляются, и минувший год продемонстрировал самую низкую динамику данного показателя за последние 6 лет. В натуральном выражении объем рынка составил 1,99 млрд упаковок, что на 1,6% больше по сравнению с 2012 г. В долларовом эквиваленте общий объем аптечных продаж составил 4,39 млрд дол. США (по курсу Reuters), продемонстрировав прирост в размере 11,7% (рис. 1).

Рис. 1
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам 2008–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам 2008–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам 2013 г. все без исключения товары «аптечной корзины» продемонстрировали положительную динамику роста как в натуральном, так и в денежном выражении. Львиную долю рынка занимают лекарственные средства, в 2013 г. их удельный вес в «аптечной корзине» составил 85% в денежном и почти 64% в натуральном выражении.

ИМН аккумулируют 7,8% рынка в денежном и 30,7% в натуральном выражении, что составляет 2,8 млрд грн. и 612 млн упаковок соответственно. По итогам 2013 г. темпы прироста данной категории в денежном выражении снизились и составили 10,8%, в то время как в 2012 г. они зафиксированы на уровне 13,3%.

В исследуемый период наилучшую динамику аптечных продаж продемонстрировала категория диетических добавок, в денежном выражении темпы прироста их продаж составили 23,8%, а в натуральном – 9,7% (табл. 1).

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 2011–2013 гг.
Год Лекарственные средства ИМН Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение
2011 23 038 84,7 2 240 8,2 1 155 4,2 758 2,8 27 190
2012 27 057 17,4 85,1 2 538 13,3 8,0 1 298 12,4 4,1 899 18,7 2,8 31 793 16,9
2013 30 465 12,6 85,0 2 813 10,8 7,8 1 454 12,1 4,1 1 113 23,8 3,1 35 846 12,7
Натуральное выражение
2011 1 201 64,0 584 31,2 54,1 2,9 35,9 1,9 1 875
2012 1 267 5,5 64,6 595 1,8 30,3 56,0 3,5 2,9 42,5 18,3 2,2 1 960 4,5
2013 1 274 0,6 63,9 612 2,9 30,7 59,5 6,2 3,0 46,7 9,7 2,3 1 993 1,6

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» в целом по рынку по итогам 2013 г. составила 18 грн., увеличившись почти на 11% по сравнению с предыдущим годом. В исследуемый период отмечен прирост данного показателя для всех товаров «аптечной корзины». Самой дорогостоящей категорией «аптечной корзины» является косметика, для которой этот показатель составляет 24,5 грн. за упаковку. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств — 23,9 грн., диетических добавок  — 23,9 грн., ИМН — 4,6 грн. Максимальный прирост средневзвешенной стоимости отмечен в категории диетических добавок и составляет 12,8% (рис. 2).

Рис. 2
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

На отечественном фармрынке в общем объе­ме аптечных продаж в денежном выражении по всем категориям «аптечной корзины» превалируют товары зарубежного производства, а в натуральных величинах — напротив, продукция украинских производителей (кроме ИМН; рис. 3). В общем объеме аптечных продаж лекарственных средств доля препаратов отечественного производства в денежном выражении составила 33,5%, а в натуральных величинах — 66,8%. Максимальный удельный вес продукции отечественного производства в общем объеме аптечных продаж в 2013 г. отмечают для диетических добавок — 47,6% в денежном и 74,0% в натуральном выражении. В сегменте ИМН товары украинского производства аккумулируют минимальную долю среди всех категорий товаров «аптечной корзины» — 24,7% в денежном выражении.

Рис. 3
Структура розничных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и украинского производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2013 г.
Структура розничных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и украинского производства в денежном и натуральном выражении по итогам 2013 г.

Рынок ЛЕКАРСТВЕННЫх СРЕДСТВ

Лекарственные средства являются наиболее весомой категорией в «аптечной корзине», следовательно — и драйвером роста аптечного рынка в целом. Именно данная категория в большинстве своем задает общерыночные тенденции, поэтому требует более детального анализа.

По итогам 2013 г. объем продаж лекарственных средств продолжает увеличиваться как в денежном, так и в натуральном выражении, однако темпы роста замедляются. Общий объем аптечных продаж лекарственных средств составил 30,5 млрд грн. за 1,27 млрд упаковок, превысив показатель прошлого года на 12,6% в денежном и 0,6% в натуральном выражении (рис. 4).

Рис. 4
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, по итогам 2008–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, по итогам 2008–2013 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В анализируемый период сегмент лекарственных средств демонстрировал прирост в основном за счет инфляционной составляющей. Существенное влияние также оказали смещение потребления в сторону дорогостоящих препаратов и инновационная составляющая. В то время как в 2012 г. основное влияние на данный сегмент рынка оказало именно смещение потреб­ления в сторону дорогостоящих препаратов, о чем свидетельствует значительное превалирование индекса замещения (рис. 5).

Рис. 5
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Если рассматривать рынок лекарственных средств в разрезе его Rx-/OTC-сегментов, то их соотношение практически не изменилось. Однако темпы роста рынка в целом и отдельных его сегментов в частности замедлились. По итогам 2013 г. темпы прироста рецептурных препаратов в денежном выражении составляют 13,0%, в то время как в 2012 г. данный показатель был на уровне 19,2% (рис. 6).

Рис. 6
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В 2013 г. тренд к опережающему росту объе­ма аптечных продаж препаратов украинского производства прослеживается как в денежном, так и в натуральном выражении и составляет 17,9 и 2,5% соответственно. У лекарственных средств зарубежного производства иная ситуация: в денежном выражении они демонстрируют прирост аптечных продаж в размере 10%, а в натуральных величинах объем их продаж сократился на 3% (рис. 7).

Рис. 7
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации по итогам 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рассмотрим индикаторы роста более подробно. Инфляционный индекс равен 7 для лекарственных средств как отечественного, так и зарубежного производства. Индекс замещения составляет 7 для лекарственных средств украинского и 3 – для зарубежного производства. Это свидетельствует о том, что потребитель лекарственных средств украинского производства активнее переключается на более дорогостоящие препараты. Инновационный индекс в сегменте отечественных препаратов значительно выше таковых для зарубежных и составляет 4 и 1 соответственно (см. рис. 5). Один из факторов, обусловливающих это, — локализация производства некоторых лекарственных средств. Как следствие — развитие сегмента препаратов украинского производства сопровождается более высоким приростом средневзвешенной стоимости 1 упаковки (рис. 8).

Рис. 8
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства по итогам 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В последние годы прослеживается тенденция к увеличению потребления лекарственных средств высокостоимостной ниши. Для препаратов этой ниши характерны более высокие темпы прироста потребления по сравнению с таковыми средне- и низкостоимостной ниши. Занимая всего 13% в общей структуре объема продаж в натуральном выражении, высокостоимостные препараты аккумулируют 53,3% аптечной выручки. А вот в сегменте низкостоимостных препаратов ситуация противоположная. В натуральном выражении они составляют почти половину объема продаж, обеспечивая при этом лишь 8% выручки (рис. 9).

Рис. 9
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении, а также  темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении, а также  темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам 2013 г. в разрезе групп АТС-классификации по объему продаж в денежном выражении лидирует группа А «Средства, влия­ющие на пищеварительную систему и метаболизм». Следом за ней идут группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и R «Средства, влияющие на респираторную систему». В анализируемый период двузначный прирост объема продаж продемонстрировали почти все группы АТС-классификации (рис. 10).

Рис. 10
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ

Топ-лист брэндов лекарственных средств в денежном выражении вот уже 3 года возглавляет АКТОВЕГИН. В общем, пятерка лидеров рейтинга осталась неизменной по сравнению с 2012 г., претерпев лишь структурные изменения. ЭССЕНЦИАЛЕ, замыкавший в 2012 г. тройку лидеров, в 2013 г. опустился на 5-е место, пропустив вперед КАРДИОМАГНИЛ и НО-ШПУ.

Новичками топ-листа стали ГРОПРИНОЗИН, НУРОФЕН, МЕТАМАКС, ТЕРАФЛЮ, ДЕКСАЛГИН, НАЛБУФИН и ТИВОРТИН. Наиболее стремительный рост продемонстрировал НАЛБУФИН, занимающий 28-е место в рейтинге, хотя по итогам 2011 г. он занимал 431-ю позицию (табл. 2).

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за 2013 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Брэнд № п/п, год
2013 2012 2011
АКТОВЕГИН 1 1 1
КОДТЕРПИН 2 2 2
КАРДИОМАГНИЛ 3 4 5
НО-ШПА 4 5 4
ЭССЕНЦИАЛЕ 5 3 3
ЦИТРАМОН 6 7 25
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 6 7
ЛИНЕКС 8 12 12
СПАЗМАЛГОН 9 15 18
НИМЕСИЛ 10 20 24
ЦЕРАКСОН 11 9 10
ГРОПРИНОЗИН 12 34 63
ТИОТРИАЗОЛИН 13 11 17
КАРСИЛ 14 19 27
НУРОФЕН 15 35 30
ПРЕДУКТАЛ 16 10 8
МЕТАМАКС 17 39 61
ФАРМАЦИТРОН 18 28 28
КЕТАНОВ 19 16 22
АУГМЕНТИН 20 13 9
СТРЕПСИЛС 21 21 35
МЕЗИМ 22 25 20
КАНЕФРОН 23 18 11
КРЕОН 24 23 46
РЕОСОРБИЛАКТ 25 27 29
ТЕРАФЛЮ 26 45 41
ДЕКСАЛГИН 27 48 51
НАЛБУФИН 28 79 431
ЛАЗОЛВАН 29 17 13
ТИВОРТИН 30 63 96

В рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении на протяжении нескольких лет лидирует компания «Фармак». Аналогичную стабильность демонстрирует компания «Berlin-Chemie/Menarini Group», занимающая 2-е место. Замыкает тройку лидеров компания «Takeda» (табл. 3). Данный рейтинг почти на треть состоит из отечественных компаний, причем 4 из них стабильно входят в топ-10.

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении за 2013 г. с указанием из позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2013 2012 2011
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 2
Takeda (Япония) 3 3 4
Дарница (Украина) 4 5 6
Sanofi (Франция) 5 4 3
Teva (Израиль) 6 6 5
Артериум Корпорация (Украина) 7 7 7
Здоровье Группа компаний (Украина) 8 8 8
Gedeon Richter (Венгрия) 9 9 11
Servier (Франция) 10 10 9
KRKA (Словения) 11 11 10
Sandoz (Швейцария) 12 12 12
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 13 14
Actavis Group (Исландия) 14 14 15
Борщаговский ХФЗ (Украина) 15 17 16
Киевский витаминный завод (Украина) 16 20 23
Bayer Consumer Care (Швейцария) 17 22 18
Abbott Products GmbH (Германия) 18 19 21
ИнтерХим (Украина) 19 15 17
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 20 21 22
Юрия-Фарм (Украина,) 21 25 28
Дельта Медикел (Украина) 22 18 19
Kusum Healthcare (Индия) 23 33 34
Alpen Pharma AG (Швейцария) 24 24 24
Novartis Consumer Health
(Швейцария)
25 29 32
Merck & Co (США) 26 30 31
Boehringer Ingelheim (Германия) 27 27 26
Omega Pharma (Бельгия) 28 26 25
Astellas Pharma (Япония) 29 34 37
Sopharma (Болгария) 30 32 36

Рейтинг маркетирующих организаций по итогам 2013 г. обновился благодаря компаниям «Kusum Healthcare», «Astellas Pharma» и «Sopharma».

Топ-5 маркетирующих организаций аккумулируют почти 20% объема аптечных продаж лекарственных средств, а в целом топ-30 обеспечивает чуть более 60% объема рынка в денежном выражении (рис. 11).

Рис. 11
Долевое распределение маркетирующих организаций в соответствии с занимаемыми ими позициями в рейтинге по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг.
Долевое распределение маркетирующих организаций в соответствии с занимаемыми ими позициями в рейтинге по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2011–2013 гг.

Для того чтобы оценить развитие той или иной компании, мы воспользовались таким показателем, как индекс эволюции (Evolution Index). При расчете данного показателя за основу взяты аптечные продажи лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций.

Лидером рейтинга маркетирующих организаций по Evolution Index является компания «Kusum Healthcare» (табл. 4). Лидерство этой компании можно объяснить ее высокой маркетинговой активностью, ведь за 2013 г. она поднялась 33-го на 23-е место.

Таблица 4 Топ-15 маркетирующих организаций по Evolution index (нормированный к 100) по итогам 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
Маркетирующая организация Еі
Kusum Healthcare (Индия) 133,88
Merck & Co (США) 116,76
Юрия-Фарм (Украина) 115,93
Astellas Pharma (Япония) 114,52
Novartis Consumer Health (Швейцария) 114,50
Bayer Consumer Care (Швейцария) 112,01
Киевский витаминный завод (Украина) 110,86
Sopharma (Болгария) 109,43
Дарница (Украина) 109,30
Abbott Products GmbH (Германия) 107,16
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 107,11
Борщаговский ХФЗ (Украина) 107,03
Sandoz (Швейцария) 106,20
Alpen Pharma AG (Швейцария) 105,39
Артериум Корпорация (Украина) 104,58

СЕГМЕНТ ДИСТРИБуЦИИ

Общий объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам 2013 г. составил 25 млрд грн. в оптовых ценах за 1,3 млрд упаковок, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 14,8% в денежном и 0,5%в натуральном выражении.

Пятерка крупнейших дистрибьюторов в последние годы также остается неизменной, ее формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина», «Вента.ЛТД» и «Фра-М» (табл. 5). Уровень консолидации сегмента дистрибуции традиционно остается самым высоким по сравнению с другими сегментами рынка и имеет тенденцию к дальнейшему усилению. По итогам 2013 г. топ-5 дистрибьюторов суммарно аккумулируют 92% объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении, топ-10 — 96% (рис. 12). В топ-10 дистрибьюторов по объему продаж лекарственных средств также вошли «Фармпланета», «Фито-Лек», «Фармако», «Центр медицинский Медцентр М.Т.К.», «Дельта Медикел».

Таблица 5 Топ-10 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Дистрибьютор 2013 2012 2011
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Альба Украина (Борисполь) 3 3 3
Вента.ЛТД (Днепропетровск) 4 4 5
Фра-М (Донецк) 5 5 4
Фармпланета (Киев) 6 6 12
Фито-Лек (Харьков) 7 7 6
Фармако (Киев) 8 8 9
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) 9 9 10
Дельта Медикел (Вишневое) 10 11 18
Рис. 12
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января 2012 – декабря 2013 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов в объеме поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января 2012 – декабря 2013 г.

ИТОГИ

В 2013 г. суммарный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 35,85 млрд грн. за 1,99 млрд упаковок, превысив показатель прошлого года на 12,7% в денежном и 1,6% в натуральном выражении. Рост рынка в этот период в денежном выражении практически в равной степени стимулировался развитием всех сегментов. В натуральных величинах максимальные темпы прироста объема продаж отмечены для диетических добавок.

Рынок лекарственных средств по итогам 2013 г. достиг объема продаж в размере 30,5 млрд грн. за 1,27 млрд упаковок. По сравнению с 2012 г. объем продаж в относительных величинах увеличился на 12,6% в денежном и 0,6% в натуральном выражении. Влияние на рост рынка в денежном выражении оказала инфляционная составляющая, не последнюю роль сыграло смещение потребления в сторону дорогостоящих препаратов.

В сегменте маркетирующих организаций уровень консолидации остается невысоким, изменение их позиций в рейтинге приводит лишь к перераспределению рыночного влияния между ними. А вот сегмент дистрибуции, наоборот, имеет высокий уровень консолидации.

Уже сейчас, оглядываясь на развитие фармрынка в 2013 г., его операторы могут оценить достигнутые ими результаты и планировать будущие.

Юлия Кордубайло
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті