Олег Мусий: медицинская реформа будет пересмотрена и продолжена

27 февраля 2014 г. Верховная Рада Украины под оживленные аплодисменты и при единодушной поддержке всех депутатских фракций назначила Олега Мусия на должность министра здравоохранения. За день до официального назначения его кандидатуру единогласно утвердил Майдан. 28 февраля текущего года министр озвучил концепцию развития отечественного здравоохранения на внеочередном заседании парламентского комитета по вопросам здравоохранения.

Олег Мусий Олег Мусий — общественный деятель с 20 летним стажем работы в украинских и международных медицинских сообществах, президент Всеукраинского врачебного сообщества, председатель Общественного совета при Министерстве здравоохранения Украины. Он принимал активное участие в координации работы медицинской службы Штаба национального сопротивления. О. Мусий закончил Национальный медицинский университет им А.А. Богомольца по специальности анестезиология и реаниматология, после чего продолжил обучение в Польше, США, Австрии, Финляндии и Германии. Разработчик 6 проектов законов Украины в сфере здравоохранения, инициатор и автор принятия Этического кодекса врача Украины, автор 4 и редактор 7 медицинских изданий, 40 научных и научно-популярных статей и докладчик более 20 всеукраинских и международных медицинских съездов, конгрессов и конференций.

О. Мусий неоднократно критиковал Министерство здравоохранения за монополию в сфере предоставления медицинских услуг и ратовал за введение страховой модели здравоохранения на основе общеобязательного медицинского страхования.

В настоящее время среди первоочередных задач в системе здравоохранения, которые определил Парламент Украины, — установление моратория на закрытие медицинских учреждений, что, как известно, противоречило Конституции Украины, концептуальный пересмотр реформы и ее продолжение.

Выступая на заседании профильного комитета Верховной Рады Украины, О. Мусий отметил: «Здравоохранение Украины, мягко говоря, оставляет желать лучшего, и поэтому перед Министерством здравоохранения Украины стоит много текущих задач, которые требуют незамедлительного решения. Главная наша цель — сохранение и обеспечение здоровья украинской нации. Сегодня необходимо провести ряд организационных мероприятий, для того чтобы в дальнейшем министерство работало эффективно».

Также министр подчеркнул: «Реформа здравоохранения, несмотря на заявления некоторых политиков, не остановится. В ее идеологии есть рациональное зерно, поэтому реформа будет пересмотрена и продолжена после внутреннего и международного аудита. В дальнейшем совместно с ведущими международными экспертами мы определим дорожную карту медицинской реформы, проанализировав механизмы ее внедрения, использованные ранее. Мы намерены выяснить, чем сегодня недовольны медицинские работники и население».

О. Мусий заверил, что Министерство будет работать на обеспечение потребности населения и реагировать на его запросы. «Я сторонник медицинской реформы, но системной и последовательной, с опережающей информационно-просветительской работой в СМИ, — сообщил министр. — Отсутствие такой работы в предыду­щий период послужило причиной непонимания и отсутствия поддержки реформы на местах».

По словам О. Мусия, обязательное условие реформы — уменьшение влияния государства на управление системой здравоохранения. «Сегодня мы имеем дело фактически с монопольным управлением системой здравоохранения профильным министерством без привлечения профессиональных медицинских ассоциаций и сообществ, — отметил министр. — Поэтому, в первую очередь, Министерство здравоохранения будет работать над внедрением врачебного само­управления и саморегуляции рынка медицинских услуг, то есть, часть его функций будет передана медицинской общественности, вплоть до визирования важных документов. В большинстве развитых стран здравоохранение выглядит как партнерство государства и профессиональных врачебных ассоциаций. Специалисты-практики сами устанавливают отраслевые стандарты. Профессиональные организации оказывают большое влияние на систему здравоохранения, и это тот баланс, который необходим и нашему государству. Я уверен, что в условиях монополии любая система работает неэффективно».

В контексте экономической составляющей системы здравоохранения, по мнению О. Мусия, один из самых актуальных вопросов для Украины — внедрение обязательного медицинского страхования. «Долгие годы в Украине декларируется необходимость внедрения обязательного медицинского страхования, — напомнил министр. — Ни для кого не секрет, что его внедрению препятствовали затяжные дискуссии на уровне заинтересованных органов власти по поводу управления страховым фондом. Мне импонирует модель, которая работает в Словении, где в единую систему объединены государственный и частные страховые фонды, а также учреждения здравоохранения всех форм собственности. Львиная доля пациентов в этой стране, помимо обязательного государственного страхования, дополнительно застрахованы по программам добровольного медицинского страхования. Словении удалось достичь паритета между государственным и частным медицинским страхованием, и мы сможем это сделать. На примере Польши можно увидеть эффективную организацию предоставления первичной медицинской помощи, которая создана совместными усилиями профессиональных врачебных ассоциаций и профильного министерства».

Министр отметил, что украинские врачи должны получить право продавать свои услуги. Между управлениями здравоохранения и лечебными учреждениями будут заключаться контракты, а лечебные учреждения в лице главврачей будут заключать контракты с врачами, то есть от бюджетных отношений система здравоохранения перейдет к контрактным. Учреждения здравоохранения будут аккредитоваться, а лицензию будут получать непосредственно врачи.

Среди проблем, которые на сегодня существуют в системе здравоохранения, О. Мусий также выделил неэффективное использование коечного фонда (30–40% больничных коек пустует) и пробелы в системе подготовки семейных врачей. Министр согласился с репликами депутатов о необходимости сохранения квалифицированных кадров в педиатрии. Ведь до недавнего времени педиатров ускоренно «перековывали» в семейных врачей. По словам О. Мусия, пересмотр системы подготовки кадров — немаловажная составляющая реформирования системы здравоохранения.

Министр сообщил, что возглавляемое им ведомство намерено уделять значительное внимание развитию профилактической медицины, поскольку предотвратить заболевание легче и дешевле, чем лечить. Речь идет о возобновлении профилактических осмотров, усилении роли института семейного врача. В этом контексте важная задача, стоящая перед отечественным здравоохранением, — достаточный охват профилактическими прививками, полное обеспечение вакцинами всех регионов, соблюдение календаря прививок.

Относительно кадрового обеспечения Министерства здравоохранения Украины О. Мусий сообщил, что его руководство, начиная от высшего звена и заканчивая средним звеном, будет подвергнуто «народной люстрации». В настоящее время Кабинет Министров Украины разрабатывает механизм данной процедуры. Руководители высшего и среднего звена профильного министерства будут уволены. Возможно, после люстрации некоторые из них вновь будут приняты на работу.

Кандидатуры заместителей министра выдвигаются непосредственно парламентской коалицией. «Пока есть кредит доверия населения необходимо в короткие сроки завершить кадровые изменения и реорганизацию министерских подразделений, — отметил О. Мусий. — Я надеюсь, что комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения не останется в стороне и даст свои рекомендации. Что касается уровня зарплат медицинским работникам, то это — прерогатива Парламента, а не Минздрава».

О. Мусий также заверил, что с порочной практикой отказа министра от участия в ключевых заседаниях профильного парламентского комитета будет покончено. Он выразил готовность принимать участие в заседаниях комитета для быстрого принятия важных законов.

Министр обратился к депутатам не апеллировать к нему с лоббистскими вопросами, поскольку лоббирование интересов отдельных финансово-экономических групп на уровне Министерства здравоохранения закончилось. О. Мусий обратил внимание на то, что вверенное ему ведомство — Министерство здравоохранения, а не Министерство государственных закупок. Прозрачность тендеров, проводимых ранее этим ведомством, вызывает большие сомнения. Отныне тендеры станут открытыми, а вся ответственность за принятые решения ляжет на плечи министра.

О. Мусий подчеркнул, что экспертные учреждения, которые работают в составе Министерства здравоохранения Украины и задействованы в системе допуска препаратов на рынок, Государственная служба Украины по лекарственным средствам, занимающаяся выдачей разрешительных документов, должны немедленно прекратить порочную практику вымогательств. Кроме того, пора поставить точку в проблеме фальсификации индикаторов системы здравоохранения, которая практиковалась ранее в погоне за «удобными» статистическими показателями.

Говоря о лекарственном обеспечении населения, министр отметил, что на повестке дня стоит вопрос усовершенствования процессов ценообразования на лекарственные средства. Возможно, для лекарственных средств, закупаемых за бюджетные средства в рамках государственных программ, следует пойти по пути прямых закупок у производителя, исключив посредников. Кроме того, существующая сегодня система декларирования оптово-отпускных цен производителя неэффективна и нуждается в существенном пересмотре.

Касательно проблем в сфере регистрации лекарственных средств, О. Мусий сообщил, что в настоящее время украинский рынок не защищен от препаратов сомнительной эффективности. «Украина четко провозгласила курс на евроинтеграцию, поэтому мы намерены максимально гармонизировать украинское законодательство в сфере допуска лекарственных средств на рынок и их обращения с нормами ЕС, чтобы к моменту принятия решения о вступлении Украины в ЕС оно полностью соответствовало европейскому законодательству». О. Мусий также подчеркнул роль отечественной фармацевтической промышленности в становлении адекватного лекарственного обеспечения населения.

Министр обратился к народным депутатам с просьбой активизировать законотворческий процесс в сфере здравоохранения. На сегодня истек срок действия ряда государственных программ, в том числе «Сахарный диабет», «Детская онкология» и других. Эти важные программы необходимо срочно продлить.

В завершение выступления О. Мусий отметил, что министр здравоохранения должен заниматься политикой в сфере здравоохранения, а выполнением текущей работы должны заниматься профессионалы — заместители министра и руководители подразделений. Новая политика Министерства здравоохранения Украины будет прозрачной, честной и профессиональной. Отныне двери в Министерство и кабинет министра будут всегда открыты.

Сергей Гордиенко
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Аса 07.03.2014 12:41
"Государственная служба Украины по лекарственным средствам, занимающаяся выдачей разрешительных документов, должны немедленно прекратить порочную практику вымогательств. "А вымогатели должны ответить по закону !!!Слава Украине!!!!!!
Лилия 28.06.2014 4:51
Заступник Міністра охорони здоров'я України Лісневська Наталія Олександрівна не зовсім здорового глузду людина! Почитайте її відповідь нашому підприємству і переконайтеся, наскількі бувають посадовці безглуздими, неадекватними та злочинними - http://www.moyray.com/811.html Це саме стосується і Мусія Олега Степановича, який всупереч статті 7 Закону України «Про звернення громадян» та статті 364-2 КПК України (невжиття посадовою особою заходів по припиненню злочинного діяння (злочинної бездіяльності) підлеглого або підконтрольної службової особи) навмисно приховує злочини багатьох підрозділів МОЗ щодо перевищення службових повноважень, службового підроблення, службової недбалості, приховування злочину, переслідування фізичної і юридичної особи, корупції, шахрайства, викрадання державних коштів, незаконного молекулярно-генетичного дослідження (ДНК-експертиза) по встановленню материнства, батьківства та підміні дітей http://www.moyray.com/813.html Наші колективні звернення в усі інстанції уряду України: в Генпрокуратуру, до Кабінету Міністрів (до Яценюка), у Верховну Раду (до Турчинова та до Чумака), Президента України, в Комітет Держпідприємництва тощо закінчувалися тим, що ці самі інстанції скидали наші заяви про злочини МОЗ - до того ж самого МОЗ. І це всупереч статті 7 Закону України «Про звернення громадян». Хіба такої країни ми хотіли? На це запитання знає відповідь тільки Яценюк і Турчинов, які дають виконавчу владу в руки тільки божевільним та бандитам!

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті