Андрей Шипко заявил, что введение налога на добавленную стоимость (НДС) на лекарственные средства в Украине является преждевременной мерой. Он напомнил, что с 1 апреля 2014 г. вступил в силу
«Я инициирую отсрочку этой законодательной нормы, поскольку новые нормы налогообложения лекарственных средств могут привести не только к дефициту жизненно важных препаратов, но и к исчезновению многих терапевтических групп», — подчеркнул А. Шипко.
Игорь Крячок обратил внимание на то, что редакция законопроекта, которая была вынесена на голосование Парламента, существенно отличается от закона, опубликованного 31 марта в официальном издании «Голос Украины». При этом новые нормы налогообложения вступили в силу 1 апреля текущего года. «Вследствие такой поспешности лечебные учреждения, в бюджете которых не предусмотрена закупка лекарственных средств с НДС, аптеки, не успевшие перепрограммировать кассовые аппараты, и производители не были готовы за такой короткий срок адаптироваться к новым законодательным требованиям», — заявил он.
Регулирование фармацевтического рынка Украины за последние 23 года подверглось значительным изменениям в сфере обеспечения качества продукции, правил ее обращения и формирования цен. «Законодатели, поспешно приняв закон, не учли, что система лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения в Украине весьма сложная и зарегулированная», — отметил И. Крячок. Он также сообщил, что 2 апреля текущего года поставки лекарственных средств в Украину были остановлены на таможне, которая считает, что налогообложение данной категории товаров при ввозе их на таможенную территорию Украины осуществляется на общих основаниях с уплатой 20% НДС.
В то же время значительная доля препаратов, представленных на украинском рынке, подлежит государственному регулированию цен, которое, среди прочего, предусматривает ограничение оптовой наценки до 10%. И. Крячок подчеркнул, что 20% ставка НДС при ввозе препаратов в Украину в существующей системе регулирования оптово-отпускных и розничных наценок ведет к тому, что импорт регулируемых препаратов становится экономически необоснованным. «В ближайшее время мы можем столкнуться с проблемой физической доступности препаратов. Речь идет о терапевтических классах. Так, 105 терапевтических классов могут полностью исчезнуть с нашего рынка, и среди них — антиретровирусные, антинеопластические препараты, факторы свертывания крови и другие социально важные медикаменты. И эта проблема коснется не только розничного сегмента, но и госпитальных закупок. Более 50% от общего объема госпитальных закупок в денежном выражении находится в зоне риска», — сообщил И. Крячок.
По словам выступающего, для весьма зарегулированной фармацевтической отрасли, где существует система стандартизации, где развитие фармацевтического бизнеса идет по пути гармонизации с европейским законодательством, введение НДС сложно назвать панацеей. И. Крячок считает невозможным введение льготной ставки без согласования новых норм налогообложения с положениями налогового и бюджетного кодексов, без соответствующих разъяснений на уровне Кабинета Министров и отраслевых министерств.
Если НДС на лекарственные средства все же необходим Украине, то реализация такой меры нуждается в достаточном переходном периоде. Поэтому новые нормы налогообложения целесообразно вводить с 1 января 2015 г. «До этой даты при скоординированных действиях профильных министерств, парламентских комитетов, Кабинета Министров Украины механизм ценообразования может быть пересмотрен. Это касается уровней наценок, фиксированных цен, а также перечня лекарственных средств, которые закупаются лечебными учреждениями, в том числе за бюджетные средства. Такую работу нереально провести за одну ночь», — отметил И. Крячок.
Не стоит забывать и о том, что разные ставки НДС при импорте и внутренних поставках нарушают нормы ВТО.
Отвечая на вопрос о возможном удорожании лекарственных средств в аптеках вследствие введения 7% ставки НДС, И. Крячок сообщил, что по сравнению с ценами марта текущего года и с учетом девальвации гривни медикаменты подорожают минимум на 30%.
Дмитрий Алешко поддержал мнение участников пресс-конференции о необходимости отсрочки введения НДС и остановился на некоторых нарушениях юридических норм при принятии закона. «Во-первых, нововведение было принято с грубым нарушением процедуры изменения законов, которая определена ст. 4 Налогового кодекса Украины, согласно которому изменения в ставках налогов должны вступать в силу начиная со следующего бюджетного года, то есть с 1 января 2015 г. Во-вторых, редакция принятого закона существенно отличается от проекта, который был вынесен на голосование Парламента», — отметил юрист.
По мнению Д. Алешко, проблема с трактованием закона таможней возникла именно вследствие несогласованности закона с положениями Налогового кодекса. «Сложившаяся ситуация нуждается в немедленном урегулировании на уровне правительства путем разработки соответствующих изменений в закон и последующего их утверждения Верховной Радой», — отметил юрист.
Еще одна проблема, которая возникла после вступления в силу новых норм, касается изделий медицинского назначения. До 1 апреля текущего года изделия медицинского назначения, включенные в перечень, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2011 г. № 867, освобождались от НДС. После вступления в силу положений закона, по мнению Д. Алешко, ставка НДС на эту группу товаров должна составлять 20%. В то же время некоторые эксперты считают, что для изделий медицинского назначения, которые ранее освобождались от НДС, с 1 апреля 2014 г. должна применяться 7% ставка этого налога. То есть, в настоящее время нет единого понимания правил налогообложения изделий медицинского назначения.
Также, по словам юриста, сложная экономическая ситуация в стране не может быть оправданием для нарушения законодательства при введении новых правил налогообложения.
фото Сергея Бека
Коментарі