НДС на лекарственные средства: хронология недели

Один дурак бросит в пропасть камень,
потом 100 умных не знают, как его оттуда достать.

31 марта 2014 г. Закон Украины от 27.03.2014 г. № 1166-VII «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине»  опубликован в официальном издании «Голос Украины». При этом норма по введению 7% ставки НДС на операции по поставкам лекарственных средств и изделий медицинского назначения вступила в силу 1 апреля текущего года. Введение этой нормы всколыхнуло фармацевтическую отрасль. У субъектов рынка возникает много вопросов относительно дальнейшей работы, при этом компетентные органы пока не предоставили никаких официальных разъяснений, как работать в новых условиях. Ответим на некоторые острые вопросы.

27 марта 2014 г. Верховной Радой Украина принят Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине», а 31 марта 2014 г. текст закона опубликован в официальном издании «Голос Украины». Обращаем внимание, что норма по НДС на лекарства и изделия медицинского назначения вступила в силу 1 апреля текущего года и изложена в следующей редакции:

«7 процентов на операции по поставке лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными учреждениями ), а также по поставке изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины.».

То есть, НДС начисляется на всей цепочке поставок.

Допустим, цена производителя на лекарственное средство составляет X грн., к которой он добавляет 7% ставки НДС — это та сумма налога, которую производитель добавляет к цене товара. В момент, когда дистрибьютор приобретает лекарственное средство, у производителя возникает налоговое обязательство (в сумме 7% НДС, заложенных в цену препарата).

Дистрибьютор при установлении наценки берет за основу цену производителя в размере Х (без учета НДС), добавляет наценку в размере n. К установленной таким образом базовой цене дистрибьютор добавляет 7% НДС. В момент реализации лекарственного средства аптечному учреждению у дистрибьютора также возникает налоговое обязательство.

Аптечное учреждение устанавливает розничную наценку на лекарственное средство на основе базовой цены дистрибьютора (Х + n). К цене, сформировавшейся таким образом, он добавляет 7% НДС в момент реализации товара.

Обращаем внимание, что введение этого налога не повлияет на рентабельность аптечного бизнеса, ведь НДС платит конечный потребитель!

В условиях срочного введения НДС, когда механизм возврата товарных остатков поставщику является экономически необоснованным и физически невозможным, каждому субъекту на всей цепочке поставок, включая аптечное учреждение, необходимо начислить НДС в момент события (оплаты или поставки) и отнести этот 7% НДС в налоговое обязательство.

Введение НДС на лекарственные средства и изделия медицинского назначения спровоцировало незамедлительную реакцию юридических компаний и профессиональных ассоциаций.

Так, 1 апреля 2014 г. Всеукраинская общественная организация «Аптечная профессиональная ассоциация Украины» обратилась к Премьер-министру Украины с просьбой срочно организовать совещание в Кабинете Министров Украины в связи с принятием Верховной Радой Украины 27.03.2014 г. и подписанием исполняющим обязанности Президента Украины 31.03.2014 г. Закона Украины «О предот­вращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине». В тексте обращения представлен ряд острых вопросов относительно переоценки товарных остатков, установления переходного периода для технического переоснащения, выполнения поставок по тендерным закупкам и др.

2 апреля 2014 г. свое видение высказала юридическая фирма «Marchenko Danevych», заявив, что Верховная Рада Украины с 01.04.2014 г. отменила освобождение от уплаты НДС на импорт и поставку лекарственных средств, а также изделий медицинского назначения, включенных в перечень, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2011 г. № 867. В результате таких действий с 1 апреля 2014 г. импорт лекарственных средств и изделий медицинского назначения облагается в Украине НДС в размере 20%.

3 апреля 2014 г. ассоциация международных фармацевтических производителей АIРМ Ukraine также обратилась к и. о. Президента, Премьер-Министру и первому заместителю министра доходов и сборов с просьбой обратить внимание на тот факт, что введение НДС повлечет значительный рост цен на импортируемые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, так как бремя уплаты НДС в конце концов ляжет на плечи потребителей. Также напоминается, что введение НДС дестабилизирует поставки лекарственных средств, которое при полном самоустранении государства от обеспечения населения лекарственными средствами несет угрозу жизни и здоровью многих граждан Украины. Для пациента такие налоговые манипуляции могут закончиться трагически, ведь многие импортируемые лекарства не имеют отечественных аналогов и являются жизненно необходимыми.

С подобными обращениями выступили и другие профессиональные ассоциации, такие как Киевская областная ассоциация аптечных работников, Американская торговая палата в Украине и Ассоциация производителей инновационных лекарств «АПРАД».

Множество вопросов относительно дальнейшей работы возникает и у субъектов рынка. Правительство пока не дало никаких официальных разъяснений, как работать в новых условиях. Поэтому постараемся ответить на некоторые наиболее острые вопросы.

1. Что делать с товарными остатками и как на них насчитывать НДС?

Возможны 2 варианта:

  •  начислить НДС на весь объем товарных остатков и оплатить его. Например, если у предприятия общий объем товарных остатков составляет 100 тыс. грн., то он начисляет 7% НДС и оплачивает в бюджет 7 тыс. грн.;
  •  начислять НДС на объем фактически реализованной продукции из товарных остатков по итогам месяца. Так как обязательства по оплате НДС возникают по первому событию при отпуске (отгрузке) или оплате товара. Например, если у предприятия общий объем товарных остатков составляет 100 тыс. грн., а по итогам отчетного месяца реализовано товаров на 50 тыс. грн., то он начисляет 7% НДС на объем фактически реализованной продукции и оплачивает в бюджет 3,5 тыс. грн.

Первый вариант актуален для предприятий, которые рассчитывают реализовать все товарные остатки за отчетный месяц. Второй вариант могут рассмотреть предприятия, которые уверены в том, что далеко не весь товарный остаток будет реализован в этот отчетный период.

2. Как начислять НДС на препараты, включенные в постановление КМУ от 25.03.2009 г. № 333 и приказ МЗ Украины от 29.12.2011 г. № 1000.

На примере продемонстрируем начисление НДС всеми участниками товаропроводящей цепи:

Предположим, задекларированная цена производителя составляет 100 грн. На эту цену он начисляет 7% НДС:

100+7% НДС=107 грн.

Дистрибьютор получает товар по цене 107 грн. (в том числе входящий НДС 7 грн.). К цене без НДС он добавляет оптовую наценку, которая, например, составляет 10%, и на полученную сумму начисляет 7% НДС:

100+10%=110 грн.+7% НДС=117,7 грн.

В государственный бюджет дистрибьютор оплачивает разницу между исходящим и входящим НДС:

7,7–7=0,7 грн.

Аптека получает товар на сумму 117,7 грн. (в том числе входящий НДС 7,7 грн.). К базовой цене без НДС она добавляет розничную наценку, которая составляет, например, 25%, и на полученную сумму начисляет 7% НДС:

110+25%=137,5 грн.+7%НДС=147,13 грн. (в том числе НДС 9,63 грн.).

В государственный бюджет аптека оплачивает разницу между исходящим и входящим НДС:

9,63–7,7=1,93 грн.

3. Как рассчитывать НДС для ИМН?

Для ИМН, которые облагаются НДС в размере 20%, ставка не изменяется. А для ИМН, которые включены в перечень ИМН, операции по поставке которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, утвержденный постановление КМУ от 08.08.2011 г. № 867, и облагались льготной ставкой 0%, с 01.04.2014 г. устанавливается ставка НДС в размере 7% (как минимум), хотя по мнению ряда операторов и экспертов до появления нового перечня ИМН, утвержденного новым постановлением КМУ, безопаснее (по крайней мере до соответствующих налоговых разъяснений) платить 20% НДС на все ИМН.

Также у операторов рынка возникает вопрос относительно формирования цен на препараты, включенные в Пилотный проект по гипертензии, ведь там максимальная цена зафиксирована. Ответ на этот вопрос мы постараемся дать в ближайшее время.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Александр 05.04.2014 9:57
Черт знает что! В лучшем случае (7%) суммарное с курсом повышение 56%!!! Что это за власть!За это Майдане загибались! Готов протестовать!!!
Любовь 06.04.2014 5:32
А как быть единщикам что не есть платильщиками НДС? Если на те Л/с что получены до 01.04. на момент продажи добавить НДС, то куда и как его оплатить. И правильно ли если при получении л/с с 01.04. наценка будет делаться на цену поставщика в которой уже заложен НДС?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті