Группа санофи-авентис в Украине: сила в единстве

Группа санофи-авентис в УкраинеКак мы уже сообщали, начало весны ознаменовалось важным событием для Группы компаний санофи-авентис в Украине — открытием нового просторного офиса. С этого момента команда объединенных компаний будет работать под одной крышей, что наверняка позволит им достичь больших успехов в своей деятельности. Уже сегодня эти результаты весьма впечатляющие: в сегменте импорта с учетом компании санофи-пастер Группа санофи-авентис является № 1 в Украине. Редакция «Еженедельника АПТЕКА» поздравила компанию в лице регионального директора Группы компаний санофи-авентис и «Зентива» в Украине Жана-Поля Шоера с новосельем, и воспользовавшись случаем, мы поговорили с ним о видении украинского рынка и перспектив его развития с позиции крупного международного игрока.

— Каким видится сегодняшний фармрынок Украины с позиции крупной западной компании, что отличает его от других стран, где санофи-авентис ведет свою активность 

Каждая страна имеет свои особенности. В первую очередь различаются законодательные нормы, что является одним из ключевых факторов, влияющих на уровень развития фармацевтического рынка, отличаются системы организации медицинской помощи населению, потребности населения в лечении, источники его финансирования и т.д.

Сложно сравнивать уровень развития фармацевтического рынка Украины и любой другой страны — нужно учитывать много различных параметров.

Так, если посчитать объем рынка, который приходится на каждого человека, то он оказывае­тся ощутимо меньше в сравнении с Польшей, Румынией, Чехией и другими восточноевропейскими странами. В то же время потребности в терапии растут. Например, кардиологические заболевания — одна из наиболее распространенных причин смертности в Украине. Ежегодно диагностируется около 100 тыс. новых случаев заболевания сахарным диабетом. Онкология — критически важная сфера, где необходимо обеспечивать высокое качество лечения, сегодня нуждается в существенно большем финансировании, так как смертность при онкологических заболеваниях в Украине одна из самых высоких в Европе.

Такая дельта между потребностями пациен­тов и реальной ситуацией делает украинский рынок многообещающим и очень перспективным. Он имеет высокий потенциал, поэтому на нем и хотят развиваться такие компании, как санофи-авентис.

Еще одно ключевое отличие, которое тормозит развитие рынка в Украине, связано с системой здравоохранения. Сегодня требуются большие реформы для повышения доступности лечения для пациентов, в том числе доступности высококачественных инновационных фармацевтических препаратов. Важным шагом улучшения доступа к адекватному современному лечению может стать внедрение программ возмещения стоимости лекарств. Такие перемены могли бы изменить к лучшему как жизнь пациентов с различными заболеваниями, так и государство в целом, поскольку здоровая нация — это залог процветания страны.

Мы верим, что реформы здравоохранения произойдут, и готовы сотрудничать с органами власти для ускорения этого процесса.

Если говорить с фармакоэкономической точки зрения, то украинский рынок существенно отличается по структуре от других западноевропейских рынков. Например, большой сегмент рынка занимают низкостоимостные продукты, в том числе генерики. Инновационные препараты в то же время занимают достаточно небольшой сегмент.

Это связано в первую очередь с покупательной способностью населения, так как финансирование лечения осуществляется преимущественно за личный счет. В такой ситуации инновационные препараты, которые ощутимо дороже генериков, могут применяться не во всех ситуациях, когда они необходимы.

Но нельзя забывать, что стоимость инновационных продуктов связана с тем, что они зачастую являются наиболее современным и эффективным лечением, нередко позволяющим спасти жизнь пациентам. Для разработки каждого такого продукта требуется 10–15 лет исследований и инвестиции порядка 1–2 млн евро. При этом каждый год затраты увеличиваются, поскольку возрастает стоимость клинических исследований. Очевидно, что нужно искать механизмы для обеспечения людей подобными препаратами и пути финансирования для повышения их доступности.

— Как опыт транснациональной компании помогает в работе на украинском рынке 

У компании нет общей транснациональной стратегии или стратегии, которая бы применялась во всех европейских странах, или даже в странах определенного региона. Как я уже сказал, каждая страна уникальна и требует соответствующего подхода.

Стратегия для любой фармацевтической компании — это, прежде всего, ее портфель продукции. От его правильного составления во многом зависит успешность в той или иной стране. Например, в Украине сегодня все еще остро стоит вопрос надлежащего контроля уровня артериального давления у пациентов с артериальной гипертензией, а во Франции такие пациенты получают современное адекватное лечение, снижающее риск смертности и различных осложнений. Еще пример — в Украине эпидемия туберкулеза и лечение этого заболевания имеет важное социальное значение, в то время как во Франции случаи заболевания туберкулезом крайне редки. Очевидно, что портфель представленной продукции в этих странах должен существенно отличаться в соответствии с различными потребностями.

Стратегии коммуникаций с потребителями и специалистами также существенно разнятся в различных странах, что диктует разные решения вопросов продвижения препаратов и маркетинговой активности.

Мы стараемся извлечь уроки из опыта, полученного в других странах. Особенно это касае­тся похожих рынков — ситуация в Украине сегодня очень схожа с таковой в Польше, Румынии и Чехии в начале 1990-х годов, когда проходило реформирование систем здравоохранения в этих странах. В то же время, этот опыт нельзя полноценно экстраполировать на сегодняшние украинские реалии, так как отличаются не только страны, но и сама компания. В настоящее время мы можем предложить гораздо более широкий портфель препаратов, чем это было 15–20 лет назад.

Очень схожим является российский рынок, и работа на нем во многом помогает нам принимать правильные решения здесь. Мы активно обмениваемся информацией между представительствами в разных странах, и этот опыт очень полезен.

Но если говорить об опыте, то наша компания считает очень важным вопрос того, что мы можем предложить стране, какие инновации и новые решения привнести.

Так, в Украине санофи-авентис готова поддерживать государство во внедрении реформ здравоохранения, или способствовать развитию программ корпоративной социальной ответственности. Мы уже внедряем программы, которые позволяют тяжелобольным детям получать доступ к инновационному лечению, и планируем их дальнейшее расширение.

Такая дельта между потребностями пациентов и реальной ситуацией делает украинский рынок многообещающим и очень перспективным. Он имеет высокий потенциал, поэтому на нем и хотят развиваться такие компании, как санофи-авентис

— Как распространяются усилия внутри Группы компаний санофи-авентис, какова сфера ответственности и полномочия у подразделений 

Структура компании достаточно прозрачна. Различные активности реализованы в различных подразделениях, которые отвечают и за их продвижение: инновационные продукты, продукты для потребителей, генерические препараты и вакцины. Эти подразделения работают как автономные структуры и адресуют свои усилия определенному сегменту рынка, что позволяет им более гибко и эффективно вести бизнес.

— Какие изменения принесла в работу недавняя интеграция компании «Зентива» («Zentiva») в Группу санофи-авентис 

Интеграция компании «Зентива» — это очень перспективное событие для развития группы. В Центральной и Восточной Европе мы не были представлены в сфере генерических препаратов, что изменилось с учетом богатого генерического портфеля компании «Зентива». К тому же, это очень известная компания с положительной репутацией на рынке.

Такая стратегия осуществляется не только в Европе. В Бразилии и Мексике мы также осуществляли целенаправленные приобретения, которые позволяют нам более гибко адаптироваться к потребностям региональных рынков и восполнять те ниши, которые не занимала наша компания.

Еще один подход, которого придерживается санофи-авентис — это партнерство, в частности в разработке и исследовании новых препаратов. В 2009 г. мы заключили партнерские соглашения с 33 компаниями и на этом не планируем останавливаться.

Положительным мы считаем тот факт, что при таком подходе нет необходимости увольнять людей, сокращать штат, менять режим их привычной работы — компании продолжают свое развитие, в то же время получая новые возможности работы в большой группе. У людей есть чувство принадлежности к единой команде, при этом все имеют свои стратегии и свой подход к осуществлению работы.

С точки зрения практической деятельности мы имеем больше возможностей для коммуникаций с профессионалами и потребителями, более обширный портфель препаратов и больше возможности удовлетворять потребности людей в продуктах хорошего качества с доказанной эффективностью и безопасностью.

При этом мы является одним из лучших работодателей в сфере фармации, и планируем сохранять такую репутацию.

Если говорить об опыте, то наша компания считает очень важным вопрос того, что мы можем предложить стране, какие инновации и новые решения привнести

— Не планирует ли компания какие-либо целевые приобретения в Украине 

Такие планы сегодня не стоят перед компанией, но если возникнут интересные предложения, мы будем их рассматривать.

Мы осознаем, что если компания хочет, чтобы пациенты, врачи и органы власти воспринимали ее как надежного партнера, — нужно быть ближе к ним, в том числе территориально. По этой причине мы открыли юридическое лицо в Украине и собственный склад. В наших планах развивать партнерство, чтобы производить некоторые препараты здесь и улучшать их доступность. Мы уже имеем подобный опыт местного производства препаратов Пиносол и Эссенциале для внутривенного использования.

— Какие новые технологии использует санофи-авентис для осуществления бизнеса в Украине? Каковы перспективы новых ІТ-технологий в промоции, менеджменте и других сферах деятельности 

Информационные технологии — это очень перспективная сфера, однако для ее полноценного использования нужна развитая инфраструктура. Украина в этом вопросе находится еще на начальном уровне развития.

В медицинской сфере в большей мере эти технологии сегодня используются в аптечном бизнесе. Это связано с тем, что у аптек больше оборудования для проведения расчетных операций, которое может быть использовано для внедрения новых программных решений. Мы хотим углублять сотрудничество с аптеками в этом направлении. В то же время в больницах уровень компьютеризации оставляет желать лучшего.

Если говорить о западном опыте, то ІТ в медицине и фармации дает много возможностей. Например, использование мобильного телефона открывает большие перспективы не только в работе с профессионалами, но и потребителями. Так, люди с телефонами в ближайшем будущем смогут измерять уровень глюкозы в крови с помощью специального приспособления, которое подключается к ним, и даже отправлять эту информацию лечащему врачу.

В некоторых европейских странах уже сегодня реализована услуга предоставлении информации о калорийности тех или иных блюд. Например, человек идет в ресторан и не знает, сколько калорий он съест. Он может отослать sms-сообщение с описанием меню и получить ответ о содержании нутриентов и калорийности такого приема пищи. Для людей с диабетом это очень полезная функция, которая может помогать контролировать заболевание.

Пока мы не предлагаем такие услуги, но в этом году уже запланировали несколько проектов, пусть они будут приятным сюрпризом для наших партнеров и пациентов.

При этом развитие таких программ — это работа на перспективу. В обозримом будущем мы не сможем заменить медицинских представителей, которые являются наиболее эффективным способом донесения информации врачам и фармацевтам. В этом процессе все еще играют важную роль профессиональные издания, которые контролируют качество информации.

В то же время не следует забывать, что развитие информационных технологий существенно меняет и отношение пациентов к своему здоровью и лечению различных заболеваний.

Уровень потребителей существенно вырос. Меняется роль пациента. 10 лет назад пациенты в большинстве своем пассивно относились к здоровью — они шли к врачу и соблюдали его назначения. Сегодня пациенты принимают активное участие в лечении, интересуются информацией о препаратах. Об этом свидетельствует и то, какое количество журналов, ТВ-программ, страничек в интернете, посвященных здоровью, появляется каждый год. Благодаря этому пациенты получают массу информации, часто приходят к врачу или фармацевту подготовленными и с вопросами о возможностях лечения. Такая тенденция отмечается во всем мире.

— С учетом таких изменений каково отношение компании к промоции препаратов, направленной на потребителя 

Мы не направляем промоционную активность на потребителей по продуктам Rх-группы. Несмотря на активные дискуссии по этому вопросу во всем мире, мое мнение состоит в том, что никто лучше врача не сможет выписать препарат рецептурной группы. В данном вопросе важнее не маркетинг, а правильное лечение и благополучие пациентов.

Другой вопрос — степень детализации информации. Нам следует информировать о препарате, о побочных действиях, инструкции должны быть максимально подробными и предоставлять всю необходимую информацию.

У нас есть опыт проведения различных потребительских программ, в Украине мы только начинаем такую активность. Так, есть планы по разработке специализированных сайтов для предоставления информации пациентам. Второе направление — предлагать услуги: например в сотрудничестве с диабетической федерацией мы хотим предоставлять больше информации для пациентов. При этом мы напрямую не указываем названия препаратов, цель в информационной поддержке наших пациентов, обеспечении их корректной информацией.

— Какие изменения в портфеле компании, представленном в Украине, ожидаются в ближайшие годы 

Есть сегменты потребительских препаратов, где мы недостаточно представлены, и мы планируем предложить широкий спектр продукции традиционно высокого качества. Наша цель — стать одним из лидеров потребительских препаратов в Украине.

Мы будем концентрироваться на отношениях с аптеками, высоко ценим значение фармацевтов в работе с пациентами, их способность порекомендовать необходимое лечение, от чего напрямую зависит его эффективность. Я могу отметить высокий уровень подготовки фармацевтов в Украине, что является хорошей базой для дальнейшего развития фармацевтического рынка.

Со своей стороны мы стараемся предлагать аптекам надежное партнерство и оказывать помощь там, где она необходима. Например, мы имеем богатый опыт в мерчандайзинге и неоднократно консультировали аптеки в этом вопросе, что позволяет им более эффективно вести свой бизнес. Мы делаем большую ставку на развитие такого сотрудничества и уверены, что фармацевтический рынок Украины ждут глобальные положительные изменения.

Олег Терновенко,
фото предоставлено
компанией санофи-авентис
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті