Оголяем облик — открываем глаза: «Аптеки Мира — 2014»

Оголяем облик — открываем глаза: «Аптеки Мира — 2014»

В Одессе 27–28 мая 2014 г. состоялся III Международный фармацевтический форум «Аптеки мира — 2014», ставший площадкой для обсуждения острейших проблем фармацевтического рынка Украины. Реалии глубокого кризиса создали условия для откровенного диалога — операторы без масок, прямо, без условностей и стеснения, наверное, впервые в Украине говорили и слышали. Фармацевтическое сообщество достигло новой ступени эволюции: в нас укоренилась мысль — мы все в одной лодке, хоть и выполняем разные функции. В ходе дискуссий открыто обсуждались самые острые вопросы украинской фармации. Кто и зачем сегодня дискредитирует фармотрасль в глазах общественности, почему повысились цены, насколько все плохо и есть ли надежда? Во время проведения форума принято решение довести до сведения всех сотрудников украинских аптек, аптечных сетей, дистрибьюторов и производителей лекарственных средств сформированные соображения. Организатором мероприятия выступила компания «МОРИОН», генеральный спонсор — ООО «Байер», специальный партнер — компания «ИнтерХим».

С приветственным письмом к участникам Форума обратился Александр Сыч, вице-премьер-министр Украины, выразив благодарность за то, что, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию в государстве, они отыскали время и возможность для проведения международного мероприятия, по результатам которого, по его мнению, фармацевтическое сообщество выработает совместное и взвешенное мнение относительно решения насущных проблем фармацевтического рынка Украины. Со стороны правительства выражена готовность к открытому и конструктивному диалогу, в рамках которого совместно с операторами фармацевтического рынка будет разработан эффективный механизм его функционирования. Только при активной позиции операторов и их участии в формировании государственной регуляторной политики в фармацевтическом секторе будут созданы комфортные условия для его развития.

Первая сессия международного фармацевтического форума — «Аптечный рынок Украины в прицеле регуляторов», модератором которой выступил Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», включала всестороннее рассмот­рение существующих сегодня вызовов на отечественном фармрынке. Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», выступил с докладом «Аптечный рынок Украины — 2014. Назад в прошлое», в котором подробно рассмотрел существующие проблемы отечественного фармрынка, в частности кризисные показатели розничного рынка лекарственных средств, реакцию потребителя на рост цен, изменение структуры рынка и др. Сергей Гончаров, директор «Аптеки медицинской академии», представил доклад, посвященный неотложным и перспективным задачам по лекарственному обеспечению в Украине.

Алла Немченко, заведующая кафедрой организации и экономики фармации Национального фармацевтического университета (НФаУ), представила доклад «Приоритетные направления развития отечественной фармации в условиях кризиса». Среди них она выделила демократизацию системы управления и регулирования фармацевтической отрасли, повышение роли профессиональных ассоциаций, повышение эффективности подготовки и использования фармацевтических кадров, внедрение надлежащей практики назначений и отпуска рецептурных лекарственных средств, повышение доступности препаратов, а также внедрение оценки технологий здравоохранения и фармации (НТА). В рамках первой сессии Александр Кропивный, директор Департамента государственного регулирования оптовой и розничной торговли лекарственными средствами Государственной службы Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба), осветил актуальные вопросы регулирования украинского аптечного рынка. А с докладом, посвященным государственному регулированию рынка медицинских изделий в Украине, выступил Павел Харчик, президент Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», директор компании «Калина компания развития бизнеса».

Оживленную дискуссию открыла Инна Демченко, первый заместитель председателя Гослекслужбы Украины. Она остановилась на актуальных вопросах, касающихся реорганизации регуляторных органов в контексте евроинтеграционного развития Украины. Также в обсуждении существующих проблем приняли участие Владислав Страшный, главный внештатный специалист МЗ Украины по специальности «Общая фармация», Светлана Бунина, исполнительный директор Объединения организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, Татьяна Котляр, председатель Общественного совета при Гослекслужбе Украины, Тамара Литвиненкова, глава правления Днепропетровской фармацевтической ассоциации, и Анатолий Редер, директор компании «ИнтерХим».

Оголяем облик — открываем глаза: «Аптеки Мира — 2014»

Лейтмотивом второй сессии — «Производитель — дистрибьютор — аптека–2014», стало осознание того, что для того, чтобы остаться на плаву в состоянии глубочайшего кризиса, операторам рынка необходимо говорить и слышать друг друга. Первый доклад сессии «Трое в лодке на украинском аптечном рынке» был представлен Еленой Зубко, руководителем подразделения безрецептурных препаратов ООО «Байер». Один из ключевых месседжей выступления — необходимость изменения облика отрасли, коим является розничный сегмент, и принимать участие в этом следует всем операторам рынка. В рамках данной сессии Лана Лурье, заместитель директора компании «MDM», представила доклад «Явные результаты Тайного покупателя». Александр Суходольский, директор по развитию ООО «БаДМ», выступил с докладом «Антикризисная дистрибуция». Во время дискуссии, состоявшейся после сессии, операторы и эксперты фармацевтического рынка, в частности, Максим Буртовой, директор компании «Виталюкс», Игорь Скиба, генеральный директор ФНПК «Атек», АР Крым, Виталий Березницкий, директор ООО «ФарТоп», Инна Овсинникова, коммерческий директор ООО «Фармастор», обсуждали вопросы взаимодействия сегментов отрасли во время кризиса. На конференции также присутствовали в немногочисленном составе представители кризисных регионов. Александр Гуторов, директор компании «Галеника» (Славянск, Донецкая область), ознакомил участников конференции со сложностями работы в регионе, где представители фарминдустрии в условиях угрозы для собственной жизни продолжают выполнять свою социальную функцию. Также о ситуации в Донецке и Луганске рассказал Михаил Воловиченко, директор компании «Здравица ДФК».

Фармацевтический форум стал площадкой для обсуждения вопросов подготовки высококвалифицированных специалистов фармации и инструментов повышения эффективности работы персонала. Эти темы были освещены в рамках специальной фокус-сессии «Фармобразование и аптечные кадры», докладчиками выступили Владимир Анисимов, декан фармацевтического факультета Одесского государственного медицинского университета, и Федор Лаптев, руководитель проекта «Сеть аптек «Витамин». После ее завершения состоялась дискуссия.

Вследствие изменений украинского внешнеполитического курса особый интерес аудитории, который перерос в оживленную дискуссию, вызвала сессия «Аптечное дело. Международная практика». Первый доклад — «Польская Аптечная палата — вопросы обустройства аптечного дела» представил Гжегож Орновски, директор ООО «Мибе Украина». Развитие сферы саморегулирования в розничном сегменте Украины является актуальным как никогда. Одним из многочисленных отличий украинской и польской модели на сегодня является лицензирование деятельности: в нашей стране сегодня лицензию получают учреждения здравоохранения (аптеки), в то время как у наших соседей — фармацевты. Участники форума сошлись на том, что этот аспект требует изменений, поскольку создает многочисленные сложности в работе. В целом было отмечено, что в Украине необходимо создать условия для развития сферы саморегулирования в фармации. Пример попытки формирования другого типа системы саморегулирования в фармацевтической рознице представила Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей (Россия). Елена Лагутина, руководитель направления базы данных по странам СНГ компании «Proxima Research», представила доклад, посвященный фармацевтическим рынкам стран СНГ и Украины. Данная сессия завершилась активной дискуссией участников конференции.

Самая продолжительная сессия — «Экономика аптек и аптечных маркетинг в вопросах и ответах» состоялась во второй день работы форума. Модератором и первым докладчиком выступил эксперт фармацевтического рынка Сергей Орлик. В его докладе «Бремя больших ожиданий» затронуты проблемы, существующие в плоскости структуры потребления лекарственных средств. Виталий Березницкий с докладом «На передовой» остановился на проблемах современной фармацевтической розницы: сформированный в обществе негативный имидж аптек, недальновидные действия государства в контексте ценового регулирования розничных наценок, возникновение дефектуры, ответственность за которую лежит не только на розничном сегменте, но и на производителях и дистрибьюторах. Именно высокопрофессиональное взаимодействие между субъектами способно привести к гармоничному развитию рынка, поскольку только через розничный сегмент производитель коммуницирует с пациентом. О мерах выживания в кризисный период рассказал Константин Сыч, региональный директор ООО «Долфи Украина». Его доклад «Как не потерять аптечную розницу в кризис» содержал прямые советы фармацевтическому ритейлу, в частности внедрение программ дополнительной мотивации для первостольников, привлечение для управления финансовыми потоками антикризисного менеджера и другие.

Тему слияний и поглощений осветил в докладе «Держи деньги» Игорь Хмилевский, руководитель проекта «Фармконсалтинг». Он рассказал об инвестиционной привлекательности украинской розницы, о потенциальном изменении ландшафта (в сторону консолидации) в случае выхода на сцену стратегического (иностранного) инвестора. Юридические аспекты капитализации и инвестиционной привлекательности аптечного бизнеса осветил Николай Орлов, партнер Юридической фирмы «ОМП». Юлия Клименюк, директор по маркетингу ООО «Гамма-55», представила фильм, посвященный отношению пациентов к проблеме роста цен на препараты. Эта работа стала причиной возникновения активнейшей дискуссии.

Реализации программ лояльности был посвящен доклад бизнес-тренера, консультанта Виты Дубчак — «Аптечный маркетинг: почему ваша программа лояльности не работает на максимум?». Александр Цымбалистый, директор по стратегическому развитию представительства «Johnson&Johnson Medical» в Украине, член Правления Ассоциации «Операторы рынка медицинских изделий», выступил с докладом «Аптека и медицина высоких технологий», в котором рассмотрел проблему доступности таких изделий для украинского населения.

Одни из возможных путей развития аптечного сегмента в условиях сложившегося кризиса — использование новых технологий и улучшение сервиса. Сергей Ищенко сообщил участникам форума о новом интернет-сервисе «Гео АПТЕКА», который дает возможность пользователю получить актуальную информацию о наличии, стоимости, местах продажи и условиях покупки фармацевтических товаров и услуг в непосредственной близости от местоположения самого пользователя. По завершении сессии состоялась дискуссия, в которой приняли участие Роман Маткивский, заместитель директора по продажам ПАО «Киевский витаминный завод», Елена Зубко, Мирослава Павловская, директор ООО «Стикс Украина», и Юрий Козий, руководитель департамента продвижения представительства «STADA CIS» в Украине.

Прим. ред.: по итогам форума можно отметить следующее: сегодня, несмотря на тяжелую политическую и экономическую ситуацию в стране, происходит дискредитация фармацевтической отрасли в глазах общества. В публичных выступ­лениях на злобу дня чиновниками поддерживается миф о том, что резкое повышение цен на медикаменты, произошедшее в последние недели (по итогам 20-й недели 2014 г. средний показатель по Украине составил 29%) — результат сговора «подлокорыстных» производителей, дистрибьюторов и аптечной розницы. При этом забывают осудить «подлокорыстие» хорошо организованных продавцов столь же резко подорожавших автомобильного топлива (рост цен на уровне 43%), сегмента FMCG (диапазон колебаний цен до 40–50% и т.д.). Так, по данным Всемирного банка, повышение цен на продовольственные товары с начала текущего года в Украине стало самым высоким в мире. Заправщику и продавцу в магазине не нужно «демпфировать» скрытую и явную агрессию шокированных украинцев.

Работники фарминдустрии, особенно сотрудники аптек — это профессия, связанная с персональным доверием, с нами люди вынуждены делиться самыми интимными сведениями, самыми первыми и естественными эмоциями. Как поднялся бы и без того высокий градус противостояния в обществе, если бы каждый провизор говорил полную правду на вопрос «Почему так подорожали лекарства?», а не находил в меру своего мастерства и человечности «миротворческие» слова, не принимал удар, не ему предназначенный, на себя!

Элементарный, а тем более квалифицированный расчет составляющих свершившегося подорожания лекарственных средств показывает, что львиная доля в этом подорожании принадлежит резкому скачку валютного курса (по итогам 20-й недели 2014 г. показатель составил 47%), а еще один виток, составивший не менее 7% роста средневзвешенной розничной цены связан с введением с 1 апреля НДС, при этом розничные наценки снизились, что поставило всю отрасль на грань выживания.

Ждать поддержки от формирующейся новой власти не приходится — она сама нуждается в поддержке — зарубежных инвесторов, украинцев, умеющих зарабатывать честные деньги, всего общества наконец. И эта поддержка сильно зависит от инициатив, в основном правовых и регуляторных, которые от нашей власти сегодня исходят.

Стратегические инвесторы, активно проявляющие интерес к украинской фармации, одной из немногих отраслей украинской экономики, организованной по-европейски и до последних дней демонстрировавшей реальный рост, сейчас буквально отшатнулись от некоторых заявлений и действий «регуляторов». Какие консультанты выложили на стол руководителям нашего государства тезис о том, что введение 7% НДС приведет к снижению конечной цены лекарственных препаратов для потребителя?!

У всех нас очень мало времени на маневры, да и какие маневры во время войны! Не надо отыгрываться на том, кто играет. Пока фарминдустрия с огромным трудом удерживает момент наступления катастрофы в здравоохранении, нужно делать именно в нем — в здравоохранении — РЕФОРМЫ. Фармацевты Украины готовы поделиться своим более чем 20-летним успешным опытом построения бизнес-процессов в реальной рыночной среде, обучения и управления сотрудниками. Реформы — профилактика революции.

По итогам Международного форума готовится резолюция. Подробно о работе Форума читайте в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА», с докладами можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www. morion.ua.

Галина Галковская,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті