Электронные торги в сфере государственных закупок — способ борьбы с коррупцией

19 августа 2014 г. состоялся круглый стол на тему «Внедрение электронных тендеров как способ преодоления коррупции в сфере государственных закупок: современное состояние, перспективы, опыт грузинских реформ». В мероприятии взяли участие представители Верховной Рады Украи­ны, Администрации Президента Украины, Кабинета Министров Украины, грузинс­кие эксперты-консультанты, осуществлявшие аналогичное реформирование в Грузии, эксперты и представители общественных организаций. Во время мероприятия обсуждались проблемы коррупции в сфере государственных закупок, внедрения в данную сферу системы электронных закупок и др.

Открыла мероприятие Ксения Ляпина, народный депутат Украины, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам экономической политики. Она обратила внимание, что принятый парламентом Закон Украины от 10.04.2014 г. № 1197-VII «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон № 1197) имеет много положений, которые делают государственные закупки более прозрачными, — это и обнародования на сайте уполномоченного органа информации о внесении изменений в договор о закупке, и возможность представителей средств массовой информации и общественных объединений фиксировать с помощью технических средств проведение процедуры раскрытия предложений конкурсных торгов и т.д. Но помимо этого необходимо и увеличивать эффективность данной системы для того, чтобы привлечь больше потенциальных участников торгов и тем самым уменьшить стоимость предмета закупки, что, в свою очередь, будет способствовать  экономии бюджетных средств.

Поэтому 14.08.2014 г. К. Ляпиной в парламенте был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок»» (далее — законопроект), которым предлагается внедрить в сферу государственных закупок систему электронных закупок, за основу создания которой взята грузинская модель таковой.

В частности, законопроектом предлагается наделить значительными полномочиями в сфере государственных закупок Кабинет Министров Украины (КМУ): порядок и сроки проведения электронного реверсивного аукциона, порядок осуществления расчетов будут устанавливаться КМУ.

К. Ляпина отметила, что предоставление значительных полномочий КМУ даст возможность более динамично проводить реформу в сфере государственных закупок в связи с тем, что, возможно, в дальнейшем необходимо будет вносить изменения в процедуру электронных закупок, а это намного легче сделать, если многие нюансы определены постановлениями КМУ, чем если они были бы прописаны в законе.

Заместитель Главы Администрации Президента Украины, директор Исполнительного комитета реформ Дмитрий Шимкив в ходе своего выступления отметил, что в странах, которые используют электронные закупки, электронные площадки для проведения государственных закупок обслуживают коммерчес­кие компании и предоставляют их государству на платной или безоплатной основе. То есть в таком случае нет финансовых нагрузок на содержание электронных площадок.

Также Д. Шимкив обратил внимание, что воп­рос организации и проведения государственных закупок важен и тем, что он прописан отдельным пунктом в Соглашении об ассоциации Украины с Европейским Союзом, а также указан в Копенгагенских критериях Европейского Союза (критерии вступления стран в Европейский союз). То есть для того чтобы стать полноправным членом ЕС, Украи­не обязательно необходимо провести реформу в сфере государственных закупок.

Джаба Эбаноидзе, в прошлом заместитель министра юстиции Грузии, руководитель Национального исполнительного бюро, руководитель Службы доходов Грузии, рассказал о реформе в сфере государственных закупок, которая была успешно осуществлена в Грузии. Он обратил внимание, что в Грузии сфера государственных закупок была очень коррумпирована и попытки каких-либо преобразований в данной сфере при условии сохранения бумажного документооборота положительных результатов не давали. Из-за этого было принято решение использовать только электронную процедуру закупки. И за первый год работы после внедрения этой системы Грузии удалось сэкономить около 250 млн лари (около 1.7 млрд грн.) от общего бюджета государственных закупок страны.

В Грузии был сделан главный акцент на то, чтобы создать такую систему государственных закупок, согласно которой можно будет выбрать победителя, предложившего самую низкую цену. Поначалу такой принцип вызвал много споров из-за того, что приоритетной была стоимость, а не качество товара. Это было связано с тем, что на момент реформы в Грузии не было профессиональных кадров, из-за чего поначалу нечетко формулировался предмет закупки, что в конечном итоге приводило к закупке менее качественной продукции. Но в дальнейшем менеджеры по закупкам прошли специальное обучение, в результате чего более детально стали описывать предмет закупки, и, как следствие, приобретать более качественный товар.

Кроме того, в новой системе государственных закупок Грузии предусмотрено, что документацию по закупке предоставляет только победитель торгов, а не все участники, как это, например, происходит в Украине. В случае если продукция не соответствует требованиям к предмету закупки, то комитет по конкурсным торгам рассматривает предложение участника, который занял второе место.

Большое значение в вопросе эффективности электронных закупок имеет их прозрачность. Сис­тема государственных закупок в Грузии построена таким образом, что тендерная документация, процесс проведения закупки, решения, принятые по тендерам, отрыты для общества. С помощью такой публичности, с одной стороны, участники аукциона могут контролировать друг друга, тем самым исключая любые коррупционные риски, а с другой — данный процесс находится под контролем гражданского общес­тва и государственных органов. Система государственных закупок Грузии открыта для всех, в ней не используются электронные подписи и могут участвовать, в том числе и зарубежные компании. Таким образом, к участию привлекается большее количество предложений, повышается конкуренция и, соответственно, снижается цена на предмет закупки.

Д. Эбаноидзе обратил внимание, что в Грузии существует только государственная электронная платформа для проведения государс­твенных торгов, а в связи с тем, что в Украине развит бизнес-сектор, то систему государственных закупок необходимо построить таким образом, чтобы в дальнейшем возможно было создать несколько электронных платформ, в том числе и частных.

Экс-председатель Агентства конкуренции и государственных закупок Грузии Тото Урджумелашвили в ходе своего выступления обратил внимание, что, по его подсчетам, Украина ежедневно теряет на государственных закупках около 100 млн грн. Опыт стран, которые используют электронные закупки, показывает, что минимум 10% от бюджета государственных закупок удается сэкономить только за счет введения электронной системы и усовершенствования процедуры закупок. Поэтому Украине нужно как можно скорее реформировать эту сферу, ее главными принципами должны стать открытость и доступность информации обо всех этапах закупки, а также переход на электронную платформу.

В Грузии уже несколько лет все государственные закупки осуществляются с помощью электронной системы, при этом 60% торгов выигрывают представители малого и среднего бизнеса. Это связано с тем, что суммы в данных тендерах составляют менее 10 тыс. дол. США, поэтому крупные компании не заинтересованны в участии в них.

Т. Урджумелашвили обратил внимание, что система электронных закупок не является панацей в борьбе с коррупцией в данной сфере. Поскольку она связана и с другими областями функционирования государства, если участнику торгов необходимо будет давать взятки на таможне, в налоговой и т.д., то бороться с коррупцией в сфере государственных закупок не имеет смысла, нужно бороться с коррупцией в целом.

В ходе дискуссии выступила Наталия Шимко, начальник отдела анализа государственных закупок и государственного заказа Департамента государственных закупок и государственного заказа Министерства экономического развития и торговли Украи­ны (далее — Минэкономразвития). Она отметила, что несмотря на то что некоторые страны уже предлагали свои модели системы проведения электронных закупок (Южная Корея, Грузия), Украина должна построить собственную, которая, с одной стороны, будет учитывать особенности украинского законодательства, а с другой — не будет противоречить европейскому законодательству.

Валентин Деревянкин, руководитель проекта ЕС «Гармонизация системы государственных закупок в Украине со стандартами ЕС», поднял вопрос международных обязательств Украины в сфере гармонизации системы государственных закупок. Он отметил, что электронные торги — это не вся система государственных закупок, а лишь способ организации торговой площадки. Для ее внедрения необязательно вносить изменения в закон № 1197, достаточно будет на основании решения КМУ создать централизованную закупочную организацию, которая будет работать исключительно в электронной форме, и обязать некоторые государственные органы осуществлять закупки только через эту организацию. А реформировать закон № 1197 необходимо параллельно этому процессу и в соответствии с планом, разработанным в рамках Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Потому что при его разработке были выявлены несоответствия Конституции Украины некоторым европейским подходам и до их ликвидации не имеет смысла вносить какие-либо изменения в данный закон.

Таким образом, проведенный круглый стол послужил площадкой для совместного поиска вариантов для искоренения коррупции в сфере государственных закупок. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что внедрение такой же системы электронных закупок, как в Грузии, может положительно сказаться на данной сфере. В связи с тем, что будут уменьшены расходы бюджета, государственные закупки станут более прозрачными, но при разработке такой системы нужно учитывать как особенности украинского законодательства, так и европейского.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті