|
Не секрет, что вокруг тендеров в последние несколько лет царит оживление, которое нельзя назвать здоровым. С одной стороны, представителей государственных учреждений, организаторов тендеров, обвиняют в протекционизме по отношению к тем или иным компаниям. С другой, — инициаторы обвинений могут преследовать собственные интересы. С третьей стороны оказываются пациенты, которым необходимы эффективные и безопасные лекарственные средства. А с четвертой — весьма ограниченное государственное финансирование. Идеалом стало бы создание такой системы, которая обеспечивала бы максимум гарантий пациентам при существующих объемах бюджетного финансирования. Как этого достичь? На этот счет существуют различные мнения.
В рамках пресс-конференции была изложена позиция Министерства здравоохранения Украины.
Валентин Снисарь в своем выступлении отметил, что в 2004–2005 гг. действительно имели место негативные явления в сфере государственных закупок. В частности, ряд препаратов закупался по искусственно завышенной цене, существенно превышавшей не только другие тендерные предложения, но и среднерыночную стоимость аналогичных лекарственных средств. По словам председателя тендерного комитета, ситуация изменилась с приходом новой команды в Министерство здравоохранения. Препараты, закупленные в конце 2005 г., стоили намного дешевле, чем те, что приобретались ранее. Благодаря увеличению финансирования и приобретению лекарственных средств по более низкой цене, количество пациентов, получающих антиретровирусную терапию за бюджетные средства, возросло с 86 в 2004 г. до 185 — в 2005 г. и 360 — в I квартале текущего года. Предполагается, что к концу 2006 г. количество людей с ВИЧ/СПИДом, которым оказывают медикаментозную помощь за бюджетные средства, достигнет 2200.
|
В. Снисарь обратил внимание на позитивную роль приказа МЗ Украины от 27.02.2006 г. № 86, которым утвержден новый перечень лекарственных средств, которые разрешено закупать за бюджетные деньги. В отличие от предыдущего, включавшего торговые названия препаратов, новый составлен по международным непатентованным наименованиям. Таким образом, по словам заместителя министра, ликвидируется почва для дискриминации в отношении тех или иных производителей.
Виктор Мирошниченко представил вниманию участников пресс-конференции сравнительную таблицу закупочных цен по итогам торгов на протяжении 2005 г., также включающую информацию о тендерах, проводимых в мае (тендерные предложения уже раскрыты). Для сравнения были отобраны лекарственные средства одного и того же производителя и прослежена динамика снижения цен. В некоторых случаях цифры просто шокируют. Например, согласно информации выступающего, препарат «Невирапин» в форме суспензии в начале 2005 г. был закуплен по цене 198 грн. за флакон. В мае 2006 г. то же самое лекарственное средство, выпускаемое той же фирмой, стоило уже 13 грн. за флакон. Существенное снижение цен отмечено и по другим наименованиям препаратов для антиретровирусной терапии.
Александр Федько, анализируя ситуацию в сфере государственных закупок, назвал две причины негативных явлений: злоупотребления со стороны тех, кто проводил тендеры, и принципы формирования перечня препаратов, в который включались отдельные торговые наименования.
Отвечая на вопросы, связанные с приостановкой финансирования программы по борьбе с ВИЧ/СПИДом со стороны Всемирного банка, А. Федько отметил, что на самом деле не был разработан эффективный алгоритм освоения кредита, в чем виноваты как сотрудники Министерства здравоохранения, так и группа, занимающаяся внедрением проекта. Он сообщил, что положительное или отрицательное решение о возобновлении кредитования этих программ должно быть вынесено после того, как правительство Украины представит четкую программу действий, которая устроит кредиторов. n
Виктория Матвеева, фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим