|
В качестве очередного объекта исследования конкурентной среды препаратов, принадлежащих к одной подгруппе АТС-классификации и имеющих принципиально похожую направленность действия, мы предлагаем вашему вниманию антидиарейные средства, активной фармацевтической субстанцией которых является лоперамид.
Методология определения ценовых ниш соответствует приведенной в «Еженедельнике АПТЕКА» № 21 (442) от 31 мая 2004 г. Все данные по денежным показателям приведены в розничных средневзвешенных ценах. Поскольку анализ конкурентной среды наиболее целесообразно проводить на основе данных за длительный период, в исследовании использованы данные о розничных продажах за 2003 г.
Согласно АТС-классификации (ВОЗ, 2004) препараты лоперамида относятся к группе A07 «Антидиарейные препараты; средства, применяемые для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний кишечника», подгруппе A07D «Средства, угнетающие перистальтику (антиперистальтические)», причем на розничном фармацевтическом рынке Украины подгруппа A07D представлена только препаратами лоперамида.
Объемы аптечных продаж препаратов подгруппы А07D в группе А07 составляют 8,7% или 1806,47 тыс. дол. США в денежном выражении и 7,3% или 2815,43 тыс. упаковок в натуральном выражении.
Методология распределения изучаемого сегмента аналогична описанной в предыдущей публикации, то есть расчеты осуществлялись для DDD (Daily Defined Dose), составляющей для препаратов лоперамида 10 мг. Использование методов регрессивного статистического анализа позволило графически определить зависимость между ценой DDD и объемами продаж.
Так, в результате экспертной оценки ценового распределения для препаратов исследуемой группы предложено их разделение на три ценовых ниши: низко-, средне- и высокостоимостную (табл. 1).
Таблица 1
Ценовые ниши группы препаратов лоперамида
Ниша |
Дол. США |
Грн. |
||
нижняя граница |
верхняя граница |
нижняя граница |
верхняя граница |
|
Низкостоимостная |
0,087 |
0,310 |
0,464 |
1,652 |
Среднестоимостная |
0,320 |
1,050 |
1,653 |
5,597 |
Высокостоимостная |
1,060 |
1,637 |
5,598 |
8,725 |
Таблица 2
Структура розничных продаж по группе препаратов лоперамида в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
Ниша |
Препараты зарубежного производства |
Препараты отечественного производства |
Всего |
|||
тыс. дол. США |
тыс. упаковок |
тыс. дол. США |
тыс. упаковок |
тыс. дол. США |
тыс. упаковок |
|
Низкостоимостная |
0,49 |
1,44 |
432,56 |
2122,14 |
433,04 |
2123,58 |
Среднестоимостная |
1363,45 |
688,80 |
— |
— |
1363,45 |
688,80 |
Высокостоимостная |
9,98 |
3,05 |
— |
— |
9,98 |
3,05 |
Всего |
1373,91 |
693,29 |
432,56 |
2122,14 |
1806,47 |
2815,43 |
Таблица 3
Удельный вес объемов продаж препаратов лоперамида в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
(в порядке убывания суммарных объемов продаж в денежном выражении)
№ |
Наименование |
Компания-производитель |
Форма выпуска |
Ниша |
|||||
низкостоимостная |
среднестоимостная |
высокостоимостная |
|||||||
в денежном выражении |
в натуральном выражении |
в денежном выражении |
в натуральном выражении |
в денежном выражении |
в натуральном выражении |
||||
1 |
ИМОДИУМ |
Johnson & Johnson |
капс. 2 мг |
— |
— |
92,02 |
79,95 |
— |
— |
2 |
ЛОПЕРАМИД-КМП |
Киевмедпрепарат |
табл. 2 мг |
58,64 |
66,50 |
— |
— |
— |
— |
3 |
ЛОПЕРАМИД |
Концерн Стирол |
капс. 2 мг |
33,94 |
30,30 |
— |
— |
— |
— |
4 |
ЛОПЕДИУМ |
Hexal AG |
капс. 2 мг |
— |
— |
7,98 |
20,05 |
— |
— |
5 |
ЛОПЕРАМИДА ГИДРОХЛОРИД «ЛХ» |
ОЗ ГНЦЛС и Лекхим-Харьков |
табл. 2 мг |
6,30 |
2,44 |
— |
— |
— |
— |
6 |
ИМОДИУМ ЛИНГВАЛЬНЫЙ |
Johnson & Johnson |
табл. 2 мг |
— |
— |
— |
— |
100,00 |
100,00 |
7 |
ЛОПЕРАМИДА ГИДРОХЛОРИД |
Магик |
капс. 2 мг |
1,01 |
0,69 |
— |
— |
— |
— |
8 |
ЛОПЕРАМИД |
Elegant India |
табл. 2 мг |
0,09 |
0,06 |
— |
— |
— |
— |
9 |
ЛОПЕРАМИД |
Варшавский ФЗ |
табл. 2 мг |
0,02 |
0,003 |
— |
— |
— |
— |
Стандартный анализ относительно принадлежности препаратов к отечественным или зарубежным в исследуемом сегменте рынка свидетельствует о том, что для препаратов лоперамида характерно распределение, типичное практически для всего украинского фармрынка. А именно: препараты отечественного производства представлены в низкостоимостной нише, соответственно их удельный вес в натуральном объеме продаж выше, а в денежном — ниже, чем зарубежных препаратов (рис. 1, табл. 2).
|
|
Особенностью исследуемой группы препаратов является то, что наибольший удельный вес по объемам продаж в денежном выражении у препаратов, относящихся к среднестоимостной нише, при этом, как следовало ожидать, в натуральном выражении лидерами являются препараты низкостоимостной ниши (рис. 2).
Детализированный анализ конкурентной среды препаратов лоперамида (табл. 3) дал следующие результаты:
1) лидером по общим объемам продаж препаратов лоперамида в денежном выражении в 2003 г. является ИМОДИУМ производства компании «Johnson & Johnson» (рис. 3). Он же лидирует по денежным объемам в своей стоимостной нише (среднестоимостная), где его удельный вес составляет 92%.
|
|
При исследовании «натуральных» показателей были получены несколько иные результаты. Данный препарат занимает третье место по общим объемам продаж в натуральном выражении, имея удельный вес меньше приблизительно в 2,5 раза по сравнению с лидером — ЛОПЕРАМИДОМ-КМП (рис. 4). Удельный вес продаж препарата ИМОДИУМ в натуральном выражении в своей нише составляет 80%.
2) ЛОПЕРАМИД-КМП занимает второе место по общим объемам продаж препаратов лоперамида в денежном выражении, при этом его удельный вес почти в 5 раз меньше по сравнению с таковым препарата ИМОДИУМ. Тем не менее, объемы продаж ЛОПЕРАМИДА-КМП в денежном выражении преобладают в низкостоимостной нише и его удельный вес здесь равен 58,6%. Анализ натуральных показателей свидетельствует о том, что удельный вес данного препарата в общем объеме продаж в натуральном выражении составляет более 50%. В своей нише по «натуральному» показателю его удельный вес равен 66,5%.
3) Единственным препаратом лоперамида, представленным в высокостоимостной нише, является ИМОДИУМ ЛИНГВАЛЬНЫЙ компании «Johnson & Johnson». Причем его удельный вес в общем объеме продаж препаратов лоперамида в 2003 г. денежном и натуральном выражении составляет, соответственно, 0,6 и 0,1%.
4) Препараты отечественного производства традиционно представлены в низкостоимостной нише, где они занимают лидирующие позиции. Удельный вес препаратов лоперамида украинского производства в данной нише составляет в денежном и натуральном выражении, соответственно, 99,89 и 99,93%.
5) Обращает на себя внимание тот факт, что капсулированных форм продается более чем в 5 раз больше по сравнению с таблетированными в денежном выражении и приблизительно одинаково в натуральном (рис. 5). Это обусловлено в первую очередь тем, что формой выпуска для лидирующего по денежным объемам продаж препарата являются капсулы.
|
Преобладающими в исследуемой группе являются препараты производства компании «Johnson & Johnson», объединенные под брэнд-нэймом ИМОДИУМ. Их удельный вес в общем объеме продаж составляет 70 и 19,7% в денежном и натуральном выражении соответственно. Эта торговая марка в Украине промотируется в двух лекарственных формах — таблетки и капсулы, и позиционируется соответственно, в высоко- и среднестоимостной нишах.
Сезонность показателей продаж препаратов лоперамида имеет свою специфику, а именно — увеличение объемов продаж в летний период (рис. 6).
|
Следует отметить, что единственным рекламируемым на телевидении препаратом лоперамида в 2003 г. является именно ИМОДИУМ компании «Johnson & Johnson» (рис. 7). Причем увеличение объемов продаж в среднестоимостной нише в июле-сентябре 2003 г. согласуется с периодами максимальной рекламной активности.
|
Вышеприведенные результаты экспертного анализа позволяют сделать предположение о том, что лекарственные средства под торговой маркой ИМОДИУМ «Johnson & Johnson» оказывают достаточно серьезное влияние как на отдельно взятую нишу, так и на исследуемый сегмент фармрынка в целом.
|
|
Евгений Кунда, Игорь Хмилевский
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим