Конкурентная среда препаратов ЛОПЕРАМИДА

Данная публикация является продолжением серии статей, направленных на исследование и отображение характерных особенностей конкурентной среды для группы препаратов с одной и той же активной фармацевтической субстанцией. При подготовке материала использованы данные системы исследований рынка «Фармстандарт» ООО «Морион», а также сведения об объемах средств, затраченных на телевизионную рекламу, любезно предоставленные компанией «GfK-USM».

В качестве очередного объекта исследования конкурентной среды препаратов, принадлежащих к одной подгруппе АТС-классификации и имеющих принципиально похожую направленность действия, мы предлагаем вашему вниманию антидиарейные средства, активной фармацевтической субстанцией которых является лоперамид.

Методология определения ценовых ниш соответствует приведенной в «Еженедельнике АПТЕКА» № 21 (442) от 31 мая 2004 г. Все данные по денежным показателям приведены в розничных средневзвешенных ценах. Поскольку анализ конкурентной среды наиболее целесообразно проводить на основе данных за длительный период, в исследовании использованы данные о розничных продажах за 2003 г.

Согласно АТС-классификации (ВОЗ, 2004) препараты лоперамида относятся к группе A07 «Антидиарейные препараты; средства, применяемые для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний кишечника», подгруппе A07D «Средства, угнетающие перистальтику (антиперистальтические)», причем на розничном фармацевтическом рынке Украины подгруппа A07D представлена только препаратами лоперамида.

Объемы аптечных продаж препаратов подгруппы А07D в группе А07 составляют 8,7% или 1806,47 тыс. дол. США в денежном выражении и 7,3% или 2815,43 тыс. упаковок в натуральном выражении.

Методология распределения изучаемого сегмента аналогична описанной в предыдущей публикации, то есть расчеты осуществлялись для DDD (Daily Defined Dose), составляющей для препаратов лоперамида 10 мг. Использование методов регрессивного статистического анализа позволило графически определить зависимость между ценой DDD и объемами продаж.

Так, в результате экспертной оценки ценового распределения для препаратов исследуемой группы предложено их разделение на три ценовых ниши: низко-, средне- и высокостоимостную (табл. 1).

Таблица 1

Ценовые ниши группы препаратов лоперамида

Ниша

Дол. США

Грн.

нижняя граница

верхняя граница

нижняя граница

верхняя граница

Низкостоимостная

0,087

0,310

0,464

1,652

Среднестоимостная

0,320

1,050

1,653

5,597

Высокостоимостная

1,060

1,637

5,598

8,725

Таблица 2

Структура розничных продаж по группе препаратов лоперамида в разрезе ценовых ниш в 2003 г.

Ниша

Препараты зарубежного производства

Препараты отечественного производства

Всего

тыс. дол. США

тыс. упаковок

тыс. дол. США

тыс. упаковок

тыс. дол. США

тыс. упаковок

Низкостоимостная

0,49

1,44

432,56

2122,14

433,04

2123,58

Среднестоимостная

1363,45

688,80

1363,45

688,80

Высокостоимостная

9,98

3,05

9,98

3,05

Всего

1373,91

693,29

432,56

2122,14

1806,47

2815,43

Таблица 3

Удельный вес объемов продаж препаратов лоперамида в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
(в порядке убывания суммарных объемов продаж в денежном выражении)

Наименование

Компания-производитель

Форма выпуска

Ниша

низкостоимостная

среднестоимостная

высокостоимостная

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

1

ИМОДИУМ

Johnson & Johnson

капс. 2 мг

92,02

79,95

2

ЛОПЕРАМИД-КМП

Киевмедпрепарат

табл. 2 мг

58,64

66,50

3

ЛОПЕРАМИД

Концерн Стирол

капс. 2 мг

33,94

30,30

4

ЛОПЕДИУМ

Hexal AG

капс. 2 мг

7,98

20,05

5

ЛОПЕРАМИДА ГИДРОХЛОРИД «ЛХ»

ОЗ ГНЦЛС и Лекхим-Харьков

табл. 2 мг

6,30

2,44

6

ИМОДИУМ ЛИНГВАЛЬНЫЙ

Johnson & Johnson

табл. 2 мг

100,00

100,00

7

ЛОПЕРАМИДА ГИДРОХЛОРИД

Магик

капс. 2 мг

1,01

0,69

8

ЛОПЕРАМИД

Elegant India

табл. 2 мг

0,09

0,06

9

ЛОПЕРАМИД

Варшавский ФЗ

табл. 2 мг

0,02

0,003

Стандартный анализ относительно принадлежности препаратов к отечественным или зарубежным в исследуемом сегменте рынка свидетельствует о том, что для препаратов лоперамида характерно распределение, типичное практически для всего украинского фармрынка. А именно: препараты отечественного производства представлены в низкостоимостной нише, соответственно их удельный вес в натуральном объеме продаж выше, а в денежном — ниже, чем зарубежных препаратов (рис. 1, табл. 2).

Удельный вес препаратов лоперамида отечественного и зарубежного производства в натуральном и денежном выражении в общем объеме розничных продаж в 2003 г.

Рис. 1. Удельный вес препаратов лоперамида отечественного и зарубежного производства в натуральном и денежном выражении в общем объеме розничных продаж в 2003 г.

Удельный вес ценовых ниш группы препаратов лоперамида в натуральном и денежном выражении по объемам продаж в 2003 г.

Рис. 2. Удельный вес ценовых ниш группы препаратов лоперамида в натуральном и денежном выражении по объемам продаж в 2003 г.

Особенностью исследуемой группы препаратов является то, что наибольший удельный вес по объемам продаж в денежном выражении у препаратов, относящихся к среднестоимостной нише, при этом, как следовало ожидать, в натуральном выражении лидерами являются препараты низкостоимостной ниши (рис. 2).

Детализированный анализ конкурентной среды препаратов лоперамида (табл. 3) дал следующие результаты:

1) лидером по общим объемам продаж препаратов лоперамида в денежном выражении в 2003 г. является ИМОДИУМ производства компании «Johnson & Johnson» (рис. 3). Он же лидирует по денежным объемам в своей стоимостной нише (среднестоимостная), где его удельный вес составляет 92%.

Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов лоперамида в денежном выражении за 2003 г.

Рис. 3. Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов лоперамида в денежном выражении за 2003 г.

Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов лоперамида в натуральном выражении за 2003 г.

Рис. 4. Удельный вес топ-5 в общем объеме продаж препаратов лоперамида в натуральном выражении за 2003 г.

При исследовании «натуральных» показателей были получены несколько иные результаты. Данный препарат занимает третье место по общим объемам продаж в натуральном выражении, имея удельный вес меньше приблизительно в 2,5 раза по сравнению с лидером — ЛОПЕРАМИДОМ-КМП (рис. 4). Удельный вес продаж препарата ИМОДИУМ в натуральном выражении в своей нише составляет 80%.

2) ЛОПЕРАМИД-КМП занимает второе место по общим объемам продаж препаратов лоперамида в денежном выражении, при этом его удельный вес почти в 5 раз меньше по сравнению с таковым препарата ИМОДИУМ. Тем не менее, объемы продаж ЛОПЕРАМИДА-КМП в денежном выражении преобладают в низкостоимостной нише и его удельный вес здесь равен 58,6%. Анализ натуральных показателей свидетельствует о том, что удельный вес данного препарата в общем объеме продаж в натуральном выражении составляет более 50%. В своей нише по «натуральному» показателю его удельный вес равен 66,5%.

3) Единственным препаратом лоперамида, представленным в высокостоимостной нише, является ИМОДИУМ ЛИНГВАЛЬНЫЙ компании «Johnson & Johnson». Причем его удельный вес в общем объеме продаж препаратов лоперамида в 2003 г. денежном и натуральном выражении составляет, соответственно, 0,6 и 0,1%.

4) Препараты отечественного производства традиционно представлены в низкостоимостной нише, где они занимают лидирующие позиции. Удельный вес препаратов лоперамида украинского производства в данной нише составляет в денежном и натуральном выражении, соответственно, 99,89 и 99,93%.

5) Обращает на себя внимание тот факт, что капсулированных форм продается более чем в 5 раз больше по сравнению с таблетированными в денежном выражении и приблизительно одинаково в натуральном (рис. 5). Это обусловлено в первую очередь тем, что формой выпуска для лидирующего по денежным объемам продаж препарата являются капсулы.

Структура продаж препаратов лоперамида в разрезе форм выпуска в натуральном и денежном выражении за 2003 г.

Рис. 5. Структура продаж препаратов лоперамида в разрезе форм выпуска в натуральном и денежном выражении за 2003 г.

Преобладающими в исследуемой группе являются препараты производства компании «Johnson & Johnson», объединенные под брэнд-нэймом ИМОДИУМ. Их удельный вес в общем объеме продаж составляет 70 и 19,7% в денежном и натуральном выражении соответственно. Эта торговая марка в Украине промотируется в двух лекарственных формах — таблетки и капсулы, и позиционируется соответственно, в высоко- и среднестоимостной нишах.

Сезонность показателей продаж препаратов лоперамида имеет свою специфику, а именно — увеличение объемов продаж в летний период (рис. 6).

Динамика объемов продаж препаратов группы лоперамида в денежном выражении (тыс. дол. США) в разрезе ценовых ниш в 2003 г.

Рис. 6. Динамика объемов продаж препаратов группы лоперамида в денежном выражении (тыс. дол. США) в разрезе ценовых ниш в 2003 г.

Следует отметить, что единственным рекламируемым на телевидении препаратом лоперамида в 2003 г. является именно ИМОДИУМ компании «Johnson & Johnson» (рис. 7). Причем увеличение объемов продаж в среднестоимостной нише в июле-сентябре 2003 г. согласуется с периодами максимальной рекламной активности.

Динамика затрат на рекламу на украинских телеканалах и денежных объемов продаж препарата ИМОДИУМ компании «Johnson & Johnson» в 2003 г. (в тыс. дол. США)

Рис. 7. Динамика затрат на рекламу на украинских телеканалах и денежных объемов продаж препарата ИМОДИУМ компании «Johnson & Johnson» в 2003 г.
(в тыс. дол. США)

Вышеприведенные результаты экспертного анализа позволяют сделать предположение о том, что лекарственные средства под торговой маркой ИМОДИУМ «Johnson & Johnson» оказывают достаточно серьезное влияние как на отдельно взятую нишу, так и на исследуемый сегмент фармрынка в целом.

Препараты отечественного производства традиционно занимают низкостоимостную нишу. Их потребление в количественном выражении в 3 раза превышает потребление импортных препаратов, а в денежном — наоборот. Можно предположить, что из четырех приобретенных упаковок препаратов лоперамида три из них — украинского производства. Но при этом суммарная стоимость этих трех упаковок будет приблизительно равна стоимости одной упаковки препарата зарубежного производства. Таким образом, ассортиментный ряд количественно на 75% должен быть представлен препаратами отечественного производства и на 25% — импортными.

Для интенсификации привлечения потребительских ресурсов аптечным учреждениям следует включить в свой ассортимент, по крайней мере, по одному препарату лоперамида каждой формы выпуска, принадлежащему к каждой из ценовых ниш. Достаточно полный ассортиментный ряд может состоять из 5 препаратов: 2 препаратов из низкостоимостной ниши отечественного производства в форме таблеток, 1 — в капсулах, 1 импортный препарат в форме капсул, относящийся к среднестоимостной нише и 1 — таблеток из высокостоимостной.

Следует также учитывать промоционную активность производителей, уровень которой оказывает влияние на формирование определенных потребительских предпочтений.

В летний период насыщенность ассортимента как в количественном, так и в качественном отношении должна быть максимальной, что обусловлено спецификой помесячного распределения объемов продаж препаратов лоперамида. n

?

По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращайтесь по тел.: (044) 569-44-70 или по e-mail:?[email protected]

Евгений Кунда, Игорь Хмилевский

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті