В ближайшее время в Минздраве будет сформирована новая команда — Александр Квиташвили

Новый министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили продолжает знакомить общественность со своими первыми шагами в новой должности. Так, 12 декабря в МЗ Украины состоялась пресс-конференция, в рамках которой обсуждались вопросы программы деятельности Кабинета Министров Украины, осуществления государственных закупок, перспективы новых кадровых назначений в профильном министерстве и другие.

В ближайшее время в Минздраве будет сформирована новая команда — Александр КвиташвилиАлександр Квиташвили напомнил присутствующим, что 11 декабря во время заседания Парламента Арсением Яценюком была представлена Программа деятельности Кабинета Министров Украины, которая в том числе предусматривает осуществление реформы системы здравоохранения. Верховная Рада Украины поддержала программу и голосами 269 народных депутатов приняла ее. Так, на протяжении 2015–2017 гг. запланированы следующие шаги:

1. Устранение коррупционных схем при тендерных закупках в системе здравоохранения, передача функции государственных закупок от МЗ Украины в том числе международным организациям:

  • закупка вакцин через международные организации системы ООН и другие международные фонды;
  • заключение прямых долгосрочных соглашений с производителями лекарств.

2. Трансформация и модернизация сети больниц и создание единой трехуровневой сис­темы (местные больницы — региональные больницы — национальные референтные центры):

  • принятие закона об учреждениях здравоохранения и медицинском обслуживании;
  • закон о государственно-частном партнерстве.

3. Дерегуляция фармацевтического рынка, существенное сокращение количества лицензий и разрешений:

  • признание регистрации лекарственных препаратов, лицензированных в странах ЕС, США, Канаде, Австралии, Японии с последующим получением принципа взаимности;
  • внесение изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах».

4. Принятие Закона Украины «О медицинс­ком страховании».

«Мы будем строить наши стратегии, исходя из положений программы. Понятно, что очень многое надо сделать по законодательству, поэтому нам нужна поддержка Верховной Рады Украины, чтобы изменения в системе здравоохранения пошли быстро», — отметил министр.

Касательно внедрения в Украине страховой медицины — это вопрос будущего. По мнению А. Квиташвили, необходимо, чтобы была готова сеть больниц, соответствующая потребностям украинцев. По его словам, существует риск, что при нынешнем состоянии больниц и финансировании койко-мест ни одна страховая компания не возьмется с ними работать. Решение относительно модели страховой медицины еще не принято, но, по мнению министра, делать ее государственной нецелесообразно.

Отвечая на вопрос относительно механизма осуществления государственных закупок лекарственных средств в следующем году и в дальнейшем, министр сообщил, что в ближайшее время начнется активный диалог с международными организациями-донорами для закупки препаратов непосредственно через них. По словам А. Квиташвили, такая практика применяется более чем в 100 странах мира. В этом контексте он также упомянул о создании национального агентства по финансированию здравоохранения (точное название еще будет определяться), которое будет отвечать за закупку медицинских услуг, а также выполнять надзорную функцию за проведением закупок лекарственных средств в Украине.

Речь о создании такого агентства идет также в проекте Стратегии реформирования системы здравоохранения Украины на период 2015–2025 гг. (далее — проект Стратегии), разработанной Стратегической совещательной группой по вопросам реформирования системы здравоохранения Украины. В ее состав вошли 12 украинских и международных экспертов, отобранных по результатам открытого конкурса. Координационный совет, основными задачами которого являются обеспечение деятельности (организации, планирования, координации) экспертных групп и принятие подготовленных ними документов, возглавляет А. Квиташвили.

Создать такое агентство планируется для решения вопроса централизованных закупок препаратов (услуг) и проведения связанных с ними переговоров под руководством МЗ Украины.

Наш корреспондент поинтересовался, не целесообразнее ли децентрализовать государственные закупки лекарственных средств. «Пока сис­тема не построена на честных хороших началах, я думаю, что не стоит. Пока надо просто вот это построить, а потом, естественно, давать все права на места. Это будет, наверное, дешевле. Хотя это спорный вопрос, потому что централизованные закупки в объемах очень большие и дискаунты будут еще лучше», — ответил А. Квиташвили.

Журналисты подняли вопрос относительно комплексной проверки Национального института рака, проведенной в июне этого года. Результатом такой проверки стала рекомендация немедленного увольнения Игоря Щепотина, директора Национального института рака. Олег Мусий, экс-министр здравоохранения, не успел этого сделать, поэтому журналистов интересует вопрос, что планирует делать А. Квиташвили в данной ситуации.

«Честно говоря, я не знаю детали этого дела…Сейчас мы активно работаем над изменениями в Бюджетный кодекс Украины, Государственным бюджетом на 2015 г. Поэтому до Национального института рака мы еще не дошли. Однозначно надо избавляться от коррупционных составляющих», — ответил министр.

Относительно того, повлияет ли реформа системы здравоохранения на оклады медицинских работников и их штат, А. Квиташвили сообщил, что их оклады должны варьировать в зависимости от их квалификации, объема работы и количества пациентов. Для этого необходимо менять существующую систему финансирования здравоохранения.

«Сейчас финансирование идет по койкам, штатное расписание также идет по койкам. Это, мягко говоря, нечестная система. Если есть 2 врача, и у одного за месяц 500 пациентов, а у другого — 5, то они не должны получать одну и ту же зарплату. Надо запускать такую систему, чтобы те, кто работал лучше, получали больше, а кто хуже работал — то, соответственно, меньше. Это честная система», — прокомментировал А. Квиташвили. Сокращать медицинских работников МЗ Украины не будет.

У министра также поинтересовались о возможности проведения в ближайшее время рабочей встречи с отечественными фармпроизводителями. В частности, будут ли созданы для них какие-то преференции. Отвечая на вопрос, министр отметил: «Стране нужны деньги. Стране нужно, чтобы бизнес развивался, нанимал больше людей, появились рабочие места и экономика заработала хорошо, а отчисления в бюджет были большими. Так что ни одна реформа, которая будет проводиться здесь, она не против кого-то. Наоборот, это будет помощь отечественным производителям, которые получат шанс работать в нормальных условиях».

«Мы должны работать с успешными местными фармкомпаниями, чтобы они развивались, стали еще сильнее и могли выйти на европейский рынок», — добавил министр.

Упомянутый проект Стратегии предусматривает реформирование МЗ Украины. В частности, речь идет о создании в том числе независимо функционирующего фармацевтического агентства, которое будет отвечать за регистрацию и лицензирование фармацевтической продукции, а также фармаконадзор. В связи с этим возникает вопрос, не будет ли реорганизована Государственная служба Украины по лекарственным средствам, которая является членом Международной системы сотрудничества фармацевтических инспекций (Pharmaceutical Inspection Cooperation Scheme — PIC/S), и, как следствие, не будет ли утрачено такое членство.

А. Квиташвили, комментируя вопрос, отметил, что цель реорганизации — определить функции «чтобы они помогали, а не придумывали разные регуляторные барьеры. Кого-то снять-поставить — не меняет ситуацию. Надо, чтобы структура была другой, система работала слаженно, как одно целое. Поэтому первыми будут законы, новые функции, а уже затем — трансформация всех профильных служб».

Общественность волнует, как на государственном уровне будет проводиться контроль качества препаратов, ввезенных в Украину без прохождения ими государственной регистрации в контексте возможности ввоза незарегистрированных лекарств, лицензированных в странах ЕС, США, Канаде, Австралии, Японии, — странах с жесткими регуляторными органами.

Мы уже обращали внимание на отдельные риски, которые могут возникнуть в случае принятия вышеуказанных изменений.

В частности, такой подход допуска лекарственных средств на рынок Украины противоречит европейским принципам. Так, Директива 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 6 ноября 2001 «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека» запрещает размещать на рынке страны — члена ЕС лекарственное средство, если на него не выдано разрешение на маркетинг (Marketing Authorization — торговая лицензия). Торговая лицензия предоставляется только резиденту ЕС при условии представления в компетентный орган документов, включенных в досье на лекарственное средство, сопровождающее заявление на получение такой лицензии.

Кроме того, отмена регистрации таких лекарств может привести к попаданию на отечес­твенный рынок препаратов, за качество, безопасность и эффективность которых никто не будет нести ответственность. В странах — членах ЕС за обращение лекарственных средств отвечает владелец торговой лицензии. В случае ввоза незарегистрированных лекарственных средств в Украине сложно будет привлечь к юридичес­кой ответственности импортера, который не является производителем, а тем более производителя препаратов, который не является резидентом Украины и не имеет на территории нашей страны уполномоченного лица, ответственного за качество, безопасность и эффективность лекарственного средства.

Таким образом, допуская на отечественный рынок лекарственных средств без проведения их государственной регистрации, государство может поставить под угрозу здоровье пациента и создать условия, которые противоречат европейским требованиям.

А. Квиташвили обратил внимание на то, что речь не идет о ввозе в Украину незарегистрированных препаратов. Речь идет об упрощенном дос­тупе их на отечественный рынок. Лекарственные средства, лицензированные в странах с жесткими регуляторными органами, смогут пройти упрощенную процедуру регистрации в Украине.

На наш взгляд, обязательным условием для допуска препарата на рынок по упрощенной процедуре, как и по обычной процедуре, является предоставление в регуляторный орган досье на лекарственное средство и наличие экспертного заключения по материалам этого досье. Упрощение процедуры может также заключаться в сокращении сроков экспертизы регистрационных материалов, признании сертификатов без дополнительных проверок и тому подобное.

Что касается структуры МЗ Украины, по словам А. Квиташвили, в первую очередь надо определиться с функциональными обязанностями. «Люди, которые придут работать в министерство, будут выбраны по функциям. Это будут те люди, которые смогут хорошо выполнять свои функции», — рассказал министр. В планах профильного министерства в ближайшем будущем — измениться функционально, а также изменить структуру. «Это будет очень быстро — в понедельник, вторник, это будет в ближайшие недели… И уже под функции будет набираться команда. У тех, кто работает, будут шансы остаться, но функции будут меняться», — добавил А. Квиташвили.

В свое время Олег Мусий, экс-министр здравоохранения, также попытался структурировать МЗ Украины. Тогда речь шла о практически 100% замене всех руководителей департаментов и управлений в министерстве. Однако время показало, что передача кресел от одних управленцев другим не всегда помогает побороть коррупцию и сломать старые схемы, к примеру, осуществления государственных закупок лекарственных средств.

Поэтому новый министр здравоохранения должен постараться, чтобы смена менедж­мента в системе управления здравоохранением сопровождалась внедрением прозрачной регуляторной политики, в том числе ликвидации устоявшихся ранее механизмов. Важно при этом не допустить разрушения системы допуска препаратов на рынок Украины, которая признана международными экспертами одной из лучших в странах СНГ.

Екатерина Горбунова,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Кирилл 15.12.2014 8:49
"Поэтому до Национального института рака мы еще не дошли. Однозначно надо избавляться от коррупционных составляющих" Комиссию, проверявшую НИР, тоже неплохо бы проверить на предмет этих самых составляющих. Ну, среди прочего.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті