«ГлаксоСмитКляйн»: революционные инновации во имя и на благо пациента

День ото дня совершенствующиеся электронные средства коммуникаций позволяют «Еженедельнику АПТЕКА» по свежим следам знакомить своего читателя с наиболее яркими и значимыми для здравоохранения событиями в мире разработки новых лекарственных средств. Но совершенно другой коленкор, когда узнаешь об этом, что называется, из первых уст. Особенно — когда общаешься с полномочным представителем в нашей стране британского международного научно-производственного гиганта, который (гигант) уже целый ряд лет входит в число бесспорных глобальных лидеров как по масштабам разработки инновационных лекарственных препаратов, так и по объе­мам их серийного выпуска и реализации на международном рынке. Гигантом может называться что-то весьма большое по размерам или значению. Это понятие выделяет из привычного, обыденного что-то резко отличное, впечатляюще-ошеломляющее. Скажем, на земном шаре в различных горных системах существуют многие тысячи вершин. Все они по-своему величественны и интересны, но среди них лишь единицы превышают по высоте 8 км. Эти гиганты отличаются друг от друга и от прочих своих собратьев не только высотой — каждому из них присущи свои отличительные черты, каждого окружают определенные хребты и вершины, с каждого стекают неповторимые по форме и характеру ледники. Есть и другие особенности, четко определяющие индивидуальность гиганта. При этом следует помнить, что далеко не все эти массивы имеют по одной-единственной вершине такой высоты: у многих по две и более подобных вершин, конгломерат которых покоится на общем монументальном цоколе. Всего насчитывается 14 восьмитысячников, выявить их можно лишь в двух горных системах Земли: в Гималаях — 10 и в Каракоруме — 4 (Рототаев П.С., 1975). Если прибегнуть к табели о рангах мировых горных вершин, экстраполировав ее на современный этап развития мировой фармацевтической индустрии (начало третьего тысячелетия нашей эры), то GSK — это, очевидно, заоблачная и величественная Чогори — вторая по высоте вершина мира. Венчая собой грандиозный горный хребет с тем же названием и будучи главной вершиной всей колоссальной геологической мегасистемы Каракорум, что к северо-западу от Гималаев через долину реки Инд, она возвышается на 8611 м над уровнем мирового океана, несколько уступая самой высокой точке Главного Гималайского хребта и крыше мира Джомолунгме или Эвересту (8848 м). Впрочем, геологи утверждают, что горы способны расти. Сегодня наш собеседник — глава представительства «ГлаксоСмитКляйн» в Украине Дэвид Притчард.

— Первый кирпич был заложен в фундамент «ГлаксоСмитКляйн» еще (вдумайтесь!) в начале восемнадцатого века, когда в 1715 г. в Лондоне было основано фармацевтическое предприятие «Plough Court pharmacy» — «стволовая клетка» современного гиганта. А возраст двух основных слагаемых нынешней компании (John K Smith & Co и Beecham, основанные в 1830 и 1842 гг. соответственно) значительно превышает полтора столетия. Шли годы, складываясь в десятилетия и столетия. Как шарики ртути стремятся слиться между собой в более крупный, так объединялись все новые и новые научно-исследовательские и производственно-технологические предприятия во всем мире, время от времени меняя названия материнских компаний. И когда в 2001 г. произошло объединение британских «Glaxo Wellcome» и «SmithKline Beecham», образовалась фармацевтическая научно-производственная компания поистине глобального масштаба, располагающая:

Дэвид Притчард

Дэвид Притчард

  • 100 тыс. сотрудников в 116 странах,
  • обширным портфолио лекарственных препаратов, широко представленных на рынках и используемых в системах здравоохранения во всем мире;
  • мощной линией новых лекарственных молекул на всех стадиях разработки и  исследований;
  • четвертью всех выпускаемых в мире вакцин (так, в 2005 г. «GSK Bio» поставила 1,2 млрд доз вакцин в 165 как развивающихся, так и развитых стран мира — в среднем это составляет 3 млн доз в день) и 25 вакцинами на стадии клинической разработки;
  • производственными мощностями, выпускающими ежегодно почти 4 млрд упаковок лекарственных средств и продуктов для здоровья;
  • высокой репутацией в сфере этической промоции лекарственных средств;
  • авторитетом и значительными возможностями для поддержания прочных взаимоотношений с конечными потребителями.

За такой значительный исторический период не просто формируется, но успевает хорошо «выстояться» прочная корпоративная культура и философия. На нынешнем этапе они находят отображение в девизе компании «ГлаксоСмитКляйн» — Do more. Feel better. Live longer. Здесь же заложена и миссия компании в сфере мирового здравоохранения — создавать препараты, улучшающие качество жизни людей и позволяющие им сделать больше, чувствовать себя лучше и жить дольше. Важно отметить, что избранные клинические векторы разработки новых лекарственных средств компании нацелены на заболевания, наиболее актуальные для мирового здравоохранения. «ГлаксоСмитКляйн» — единственная инновационная компания, сосредоточившая свою научную деятельность (и связанные с ней огромные инвестиции) на борьбе с тремя заболеваниями, определенными Всемирной организацией здравоохранения в качестве приоритетных: ВИЧ/СПИД, туберкулез и малярия.

Монументальные плацдармы «ГлаксоСмитКляйн» по обе руки Атлантики (© 2001–2006 GlaxoSmithKline)

Монументальные плацдармы «ГлаксоСмитКляйн» по обе руки Атлантики (© 2001–2006 GlaxoSmithKline)

Мощная магистраль научных исследований и разработок «ГлаксоСмитКляйн» имеет гибкую организацию, что позволяет соответствовать вызовам и задачам, которые возникают перед мировым здравоохранением и фармацевтической индустрией на заре третьего тысячелетия и усугубляются прогрессирующим старением популяции, проблемами финансового, ценового, регуляторного характера. Сегодня исследовательский потенциал «ГлаксоСмитКляйн» воплощается в жизнь талантом 15 тысяч специалистов, работающих в 22 научных учреждений во всем мире, — ежегодно в ходе поиска новых лекарственных средств их усилиями проводится скрининг 65 млн молекул.

На нынешнем этапе развития глобального рынка все крупные мировые фармацевтические компании, деятельность которых базируется на научных исследованиях, подвергаются придирчивой оценке со стороны потребителей, акционеров, потенциальных сотрудников именно по этому фундаментальному критерию — умению создавать новые лекарственные средства, способные принести реальную пользу пациентам. Если сегодня заглянуть на несколько лет вперед, то становится очевидным: «ГлаксоСмитКляйн» располагает одной из самых блестящих в мировой фармацевтической индустрии линией разрабатываемых лекарственных средств. В этом ряду стоят просто фантастические препараты, ошеломляющие своим высокоточным этиопатогенетическим механизмом действия и новизной технологий разработки, — их можно смело назвать прорывом в лечении соответствующих онкологических заболеваний. Эти препараты еще не выведены на рынок, однако, вне всяких сомнений, с клинической точки зрения они уже состоялись, о чем свидетельствуют и данные самых свежих исследований. Итак, в 2006 г. свои главные вершины «ГлаксоСмитКляйн» намерена покорить в области онкологии — клиническом направлении, в котором ею взято немало, в том числе первооткрывательских, высот:

· Cervarix — высокоиммунногенная и безопасная вакцина для предупреждения развития рака шейки матки, вызванного штаммами вирусов папилломы человека (ВПЧ), содержащая инновационный адъювант AS04, предназначенный для обеспечения выраженного и стойкого иммунного ответа. Комбинированный анализ результатов мультицентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования и последующего наблюдения, опубликованный 6 апреля 2006 г. в журнале «The Lancet», свидетельствует о 100% эффективности вакцины в отношении цервикальной интраэпителиальной неоплазии, связанной со штаммами ВПЧ 16 и 18 (в мире штаммы ВПЧ 16, 18, 45 и 31 совокупно ответственны за 80% случаев развитя рака шейки матки — Munoz N et all., 2004). Выявлена существенная иммуногенная эффективность вакцины по всем конечным точкам: развития инфекции — 96,9%, персистирования спустя 6 мес — 94,3% и 12 мес — 100%). Эти исследования проводились у женщин в возрасте 15–25 лет, а буквально на днях, 5 июня в Атланте на ежегодном заседании Американского общества клинической онкологии (American Society of Clinical Oncology; ASCO, 2006) были представлены данные, продемонстрировавшие 100% индукцию высокого уровня защиты против ВПЧ штаммов 16 и 18 и связанных с ними случаев развития рака шейки матки у женщин в возрасте 25–65 лет. Таким образом, на сегодняшний день Cervarix — это, вне зависимости от возраста, наиболее надежный способ предотвращения рака шейки матки — грозного заболевания, для которого группу риска составляют фактически все женщины. В марте заявка о получении разрешения на маркетинг Cervarix была подана в ЕМЕА, а к концу текущего года будет подана в FDA.

· Tykerb (лапатиниб дитосилат) — ингибитор тирозинкиназы рецепторов ErbB1 и ErbB2, стимуляция которых связана с клеточной пролиферацией, прогрессированием, метастазированием и инвазией опухоли, неблагоприятным прогнозом и снижением общей выживаемости. Tykerb разработан нашими учеными в форме для перорального применения для лечения больных с раком молочной железы (РМЖ) и другими солидными опухолями. Несколько недель назад, в соответствии с единогласным решением Независимого комитета по мониторингу данных (Independent Data Monitoring Committee), наша компания прекратила включение пациентов в клиническое исследование III фазы по оценке применения комбинации Tykerb + Xeloda® (капецитабин) по сравнению с монотерапией Xeloda® у больных с РМЖ в поздних стадиях, резистентным к лечению с подтвержденной повышенной экспрессией рецепторов опухоли ErbB2 (HER2), у которых заболевание прогрессировало после лечения препаратом Herceptin (трастузумаб) и другими химиотерапевтическими средствами. Аргумент: эффективность комбинированного лечения значительно превысила таковую монотерапии по критерию скорости прогрессирования заболевания! Те из женщин — участниц исследования, кто получал монотерапию препаратом Xeloda®, будут принимать Xeloda® + Tykerb, и клиническое наблюдение за ними продолжится.

Предполагается, что после недавнего приобретения нашей компанией портфеля опухоль-специфических антигенов, разработанного Людвиговским институтом исследования рака (Ludwig Institute for Cancer Research), возможности поиска наших ученых в области иммунотерапии злокачественных новообразований («терапевтической вакцинации») расширятся еще больше. Революционность этих препаратов в борьбе с главным убийцей современности — раком — очевидна, поскольку в данном случае мы впервые можем повлиять не на выживаемость при онкологической патологии, а на заболеваемость ею. Постепенно мы приобретаем умение не только лечить рак, но и предотвращать его, — значит, когда-нибудь мы его обуздаем.

Еще одно приоритетное направление деятельности компании — разработка и производство вакцин против различных инфекционных заболеваний. «ГлаксоСмитКляйн» — традиционный лидер в этой области. Тревожная обстановка вокруг птичьего гриппа, возможных трансформаций вируса обычного гриппа, опасения очередной его пандемии, множество других факторов, обостряющих эпидемиологическую обстановку на планете, — все эти неблагополучные обстоятельства не позволяют нашим ученым сидеть сложа руки.

— Остается лишь надеяться, что эти препараты попадут и к украинским пациентам…

— Можете не сомневаться, что после получения разрешения на маркетинг этих препаратов в ЕС, они без промедления (насколько это зависит от компании) будут представлены украинским специалистам здравоохранения. Безусловно, стоимость этих новейших препаратов будет немалой (излишне говорить, насколько дорогостоящим является и сколько инвестиций требует процесс изобретения новых лекарств), но представительство будет делать все возможное для повышения их экономической доступности. Имея в своем портфеле такие препараты, в будущем «ГлаксоСмитКляйн» сможет генерировать еще большую ценность для пациентов и систем здравоохранения во всем мире, в том числе и в Украине.

— А как работает украинское представительство, что в нем нового?

— Интенсивно и продуктивно. «ГлаксоСмитКляйн» растет и расширяется во всем мире — не является исключением и Украина. Сейчас представительством дан старт новому кадровому проекту, который предусматривает набор определенного дополнительного количества медицинских представителей, не имеющих специального медицинского образования. Для Украины это пока непривычно, хотя для стран Европы — обычная практика: во многих случаях коммуникативные навыки, позволяющие медицинскому представителю эффективно контактировать с работником здравоохранения, оказываются не менее важны, чем фундаментальные медицинские знания.

Не скрою, мы довольны результатами, достигнутыми в Украине за последние три года. Впрочем, достаточно уже того, что недавно рейтинг «Еженедельника АПТЕКА» «ФармЭксперт–2005» впервые причислил компанию «ГлаксоСмитКляйн» (по критерию годового объема продаж в розничных ценах) к десятке лидеров украинского фармацевтического рынка. o

Филипп Снегирёв, фото Игоря Кривинского

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті