Уменьшение единого социального взноса: приведет ли правительственная инициатива к детенизации зарплат?

29.12.2014 г. Верховной Радой Украины принят Закон от 28.12.2014 № 77-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» (далее – Закон № 77), которым среди прочего предусмотрено уменьшение единого социального взноса (далее – ЕСВ). Он вступил в силу 01.01.2015 г.

Инициатор соответствующего законопроекта – Арсений Яценюк, Премьер-министр Украины. Исходя из названия документа, цель его принятия – легализация фонда заработной платы. «Государство сделало невероятный шаг – уменьшило ставку единого социального взноса с 41% до 16%. И мы верим нашему бизнесу, что бизнес сделает шаг навстречу не государству, а людям и детенезирует заработные платы» – отметил А. Яценюк, представляя законопроект в парламенте 29 декабря 2014 г.

Однако позволит ли Закон № 77 в нынешней редакции достичь намеченной цели?

На сегодня ставки единого социального взноса установлены частью 5 ст. 8 (от 36,76% до 49,7%) и ст. 10 (от 0,5% до 34,7%) Закона Украины от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование».

В заключительных положениях закона № 77 установлено, что 01.01.2015 г. для плательщиков единого взноса, указанных в абзаце втором и третьем пункта 1 части 1 ст. 4 и ст. 10 Закона Украины от 08.07.2010 № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование», а именно:

  • предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Украины, независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, которые используют труд физических лиц на условиях трудового договора или на других условиях, предусмотренных законодательством, или по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физическим лицом – предпринимателем, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей), в том числе филиалов, представительств, отделений и других обособленных подразделений указанных предприятий, учреждений и организаций, других юридических лиц, имеющих отдельный баланс, и которые самостоятельно ведут расчеты с застрахованными лицами;
  • физических лиц – предпринимателей, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора,
  • лиц, имеющих право на добровольную уплату единого взноса

при начислении заработной платы (доходов) физическим лицам или при начислении вознаграждения по гражданско-правовым договорам применяется ставка единого взноса с коэффициентом 0,4, но только в случае, если плательщиком выполняются одновременно (!) следующие условия:

1) общая база начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам, в 2,5 раза или более превышает общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 г.; или если общая база начисления единого взноса не превышает в 2,5 раза или более общую среднемесячную базу начисления единого взноса плательщика за 2014 год, то плательщик вместо коэффициента 0,4 применяет коэффициент, который рассчитывается путем деления общей среднемесячной базы начисления единого взноса плательщика по 2014 году на общую базу начисления единого взноса за месяц, за который начисляется заработная плата (доход) и/или вознаграждение, по гражданско-правовым договорам (но в любом случае коэффициент не может быть меньше 0,4);

Таким образом, для применения коэффициента 0,4 при расчете суммы ЕСВ плательщик должен увеличить общую базу начисления единого социального взноса в 2,5 раза по сравнению с 2014 г. А база начисления ЕСВ для работодателей и наемных работников – это сумма начисленной заработной платы или сумма вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам.

2) средняя заработная плата по предприятию повысилась минимум на 30% по сравнению со средней заработной платой по 2014 г.;

То есть плательщику ЕСВ среднюю заработную плату по предприятию необходимо повысить на 30%, а общую базу начисления ЕСВ – в 2,5 раза по сравнению с 2014 г.

3) средний платеж на одно застрахованное лицо после применения коэффициента составит не менее 700 грн;

4) средняя заработная плата по предприятию составит не менее 3 минимальных заработных плат (1218 грн).

Предположим, работнику официально выплачивается минимальная заработная плата (по состоянию на 01.01.2015 г. – 1218 грн.). Для применения сниженной ставки ЕСВ с учетом пункта 1 заработную плату необходимо повысить до 3045 грн. Например, ставка ЕСВ для плательщика составляет 39,76%. Рассчитываем сниженную ставку 39,76%*0,4=15,9%. Увеличиваем базу начисления единого взноса в 2,5 раза 1218грн*2,5=3045 грн. В таком случае платеж на застрахованное лицо после применения коэффициента 0,4 составит 484 грн., а необходимо, чтобы он составлял не менее 700 грн. То есть для того чтобы выполнить требование пункта 3 необходимо повысить заработную плату до 4403 грн.

Стоит также учитывать, что при повышении заработной платы сотрудника или ее легализации налоговая нагрузка на бизнес увеличится, поскольку увеличится сумма подоходного налога.

Что касается предприятий, которые не смогут увеличить общую базу начисления единого социального взноса в 2,5 раза по сравнению с 2014 г., например, потому что заработные платы их сотрудников уже значительно выше минимальной, то при расчете ЕСВ в 2015 г. они не смогут использовать понижающий коэффициент 0,4.

И самое интересное заключается в том, что с 01.01.2016 г. ставка ЕСВ будет рассчитываться не с коэффициентом 0,4, а с коэффициентом 0,6 по заработной плате, утвержденной в 2015 г.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Читайте также: Запропоновані правила сплати ЄСВ несприятливі для сумлінних платників податків — ЄБА

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті