Закупки лекарственных средств через международные организации — как это работает?

Закупки лекарственных средств через международные организации — как это работает? В последнее время достаточно часто звучат заявления Правительства о том, что Украина рассматривает возможность проведения закупок лекарственных средств с помощью структур Организации Объединенных Наций (ООН). Эта концепция была отображена и в Коалиционном соглашении, согласно которому 2015 г. должен стать транзитным для реформы закупок вакцин и лекарственных средств за бюджетные средства с проведением таких закупок через международные агентства Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН — United Nations Children’s Fund) и с привлечением специалистов Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development — USAID).

Закупки лекарственных средств через международные организации — как это работает?Подобный подход к проведению государственных закупок является новым для Украины, хотя в мире используется достаточно давно и апробирован многими странами. Рассмотрим на примере ЮНИСЕФ, в чем он заключается.

Механизм закупочных услуг ЮНИСЕФ обычно является частью программы сотрудничества со страной и детально описан на сайте организации. Варианты привлечения ЮНИСЕФ для оказания таких услуг могут быть различными. В случае их максимального использования государство фактически получает возможность передать функцию закупки определенной продукции специальным подразделениям ЮНИСЕФ, открывая, таким образом, доступ к значительному опыту и ресурсам организации в этой сфере.

ЮНИСЕФ также предоставляет поддержку в планировании потребностей для закупок, организации и мониторинга дальнейшего использования и распределения продукции внутри страны. Предполагается, что этот механизм применяется правительствами в качестве транзитного инструмента до формирования национальной системы, которая позволит эффективно проводить закупки своими силами.

ЮНИСЕФ предоставляет закупочные услуги в том числе относительно определенной стандартной номенклатуры вакцин, лекарственных средств и медицинского оборудования. По дополнительному согласованию с ЮНИСЕФ также возможны закупки продукции, которая не входит в стандартную номенклатуру. С точки зрения договорного оформления, процесс является достаточно простым — он предусматривает заключение между ЮНИСЕФ и национальным правительством меморандума о взаимопонимании, который определяет рамочные условия для последующих поставок. Индивидуальные операции оформляются в виде заказов на предоставление конкретных услуг по закупке и уведомлений ЮНИСЕФ об их акцепте.

Правительство осуществляет авансовый платеж в полном объеме в соответствии с согласованной предварительной сметой. Эти средства используются ЮНИСЕФ для закупки от имени правительства необходимой продукции у поставщиков, покрытия операционной комиссии ЮНИСЕФ, расходов на страхование, перевозку и др. Финальный расчет, исходя из фактически понесенных ЮНИСЕФ расходов, производится после поставки продукции получателю.

Закупки заказанной продукции проводятся ЮНИСЕФ самостоятельно на основании установленных правил и процедур организации. Поставщики отбираются конкурентным способом, включая методы предварительной квалификации с оценкой, среди прочего, системы качества, финансовой стабильности, производственных мощностей и приверженности этическим стандартам.

Учитывая статус ЮНИСЕФ и значительные объемы проводимых ними закупок, организация имеет возможность заключать долгосрочные контракты с поставщиками, обеспечивая эффективное планирование, высокие стандарты качества и конкурентные цены. Таким образом, правительство страны как заказчик и получатель продукции фактически не участвует в принятии решения о выборе конкретного поставщика и условий сотрудничества с ним, что позволяет минимизировать в том числе и коррупционные риски, которые зачастую связаны с проведением тендерных процедур.

Учитывая коррупционную «славу» государственных закупок лекарственных средств в Украине, а также крайне сложный опыт их проведения в 2014 г., вполне объяснимо, что Кабинет Министров Украины рассматривает вариант привлечения к этому процессу международных организаций, по крайней мере до проведения в секторе необходимых реформ. С юридической точки зрения, частичная или полная передача государственных закупок лекарственных средств международным организациям требует внесения изменений в целый ряд нормативных актов, включая не только приказы самого Министерства здравоохранения, но и, как минимум, в закон о государственных закупках, который сейчас предусматривает обязательное проведение для таких закупок тендерных процедур.

Для обеспечения прозрачности и комплексного регулирования нового механизма целесо­образным может быть также принятие отдельного закона, который установит специальные правила для закупок через международные организации, в том числе относительно их бюджетирования, налогообложения, таможенного оформления и др. Подобный подход уже был ранее применен к закупкам за средства грантов Глобального фонда борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, особенности которых регулируются отдельным законом, принятым в 2012 г.

В этом отношении, безусловно, одним из ключевых является вопрос временных рамок для создания необходимой нормативной базы, поскольку, как ярко продемонстрировал опыт прошлого года, график проведения государственных закупок является не менее важным, чем их процедура.

Виктория Подворчанская,
руководитель практики
фармацевтического права
и здравоохранения юридического бюро
«Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Украина
Статья подготовлена с использованием данных www.unicef.org

Читайте также: Государственные закупки через международные агентства: анализ концепции

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

виталий 07.02.2015 7:27
Вопрос Виктории: Подскажите, с учетом практики закупок через международные организации, имеют ли шанс отечественные фармпроизводители принимать участие в таких закупках? Если да то какие требования к ним предоставляются? Вопрос не голословный, так как, к услугам международных организаций прибегают в основном государства, что не имеют собственной фармпромышленности. И я предполагаю, что наши производители,имеющие собственное "лобби" в парламенте, не позволят, что бы их оставили за "бортом". И это, с моей точки зрения, справедливо. Если государство не доверяет собственным чиновникам, то производители не должны быть "крайними". И поэтому скорее всего необходимые изменения к нормативно-правовым актом никто не примет.
Провізор-аналітик 09.02.2015 4:34
а чиновникам ЮНИСЕФ можно доверять? Они не получают "откаты" за продвижение препаратов той или иной компании? Пока эти вопросы решаются, больные могут опять остаться без лекарств.
Виктория 09.02.2015 6:35
Виталий, спасибо за вопрос. Процедуры отбора поставщиков (включая преквалификацию для дальнейшего участия в тендерах) ЮНИСЕФ прозрачны и описаны в том числе на сайте организации. Участие возможно и для отечественных производителей. Провізор – аналітик: думаю, в данном случае нужно оперировать фактами. ЮНИСЕФ и другие международные организации занимаются подобными закупками не первый год, их деятельность публична. В организациях внедрены строгие этические и антикоррупционные стандарты. У меня нет информации о зафиксированных фактах коррупции в рамках таких закупок. Если даже такие единичные случаи исторически и были выявлены, то их нужно соотносить с уровнем коррупции внутри страны. Относительно сроков – полностью с вами согласна, уверена, что Министерство также понимает важность этого фактора.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті