С 1 марта 2015 г. лечебные учреждения не смогут закупать большинство препаратов из номенклатуры 2014 г. в связи с отсутствием задекларированных оптово-отпускных цен

Как известно, в 2014 г.в Украине сложилась тяжелая ситуация в сфере государственных закупок лекарственных средств.По мнению правительства, одной из основных причин блокирования государственных закупок является необоснованное повышение фармкомпаниями цен на лекарственные средства. Поэтому с целью снижения и стабилизации цен в сегменте госзакупок было принято постановление КМУ от 02.07.2014 г. № 240 «О референтном ценообразовании на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за средства государственного и местных бюджетов», согласно которому с 1 августа 2014 г. производители обязаны задекларировать изменения оптово-отпускной цены на препараты, включенные в перечень, утвержденный постановлением КМУ от 05.09.2006 г. № 1071.При этом изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (ИМН), внесенные в реестр оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения до вступления в силу этого постановления, подлежат декларированию в соответствии с этим постановлением до 1 марта 2015 г. Таким образом, с 1 марта 2015 г. лечебные учреждения не смогут закупать лекарственные средства и ИМН, на которые не задекларировано изменение оптово-отпускной цены в соответствии с требованиями данного постановления. В данной публикации мы проанализировали, как осуществляется процесс декларирования изменения оптово-отпускной цены и как это может повлиять на государственные закупки в 2015 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также база данных «Лекарственные средства» компании «Софтинформ».

В 2014 г. номенклатура государственных закупок насчитывала 1225 международных непатентованных наименований (МНН), включающих порядка 8 тыс. торговых наименований (под торговым наименованием будем понимать одну товарную позицию с учетом формы выпуска, дозировки, производителя и № в упаковке) лекарственных средств (рис. 1 и 2). По состоянию на 27 февраля 2015 г. изменение оптово-отпускной цены в соответствии с требованиями постановления КМУ № 240 задекларировано для 474 МНН, включающих 1870 торговых наименований. Стоит отметить, что среди препаратов, для которых задекларировано изменение оптово-отпускной цены, включенных в номенклатуру закупок 2014 г., входило 467 МНН и 1419 торговых наименований препаратов.

Рис. 1
 Количество МНН лекарственных средств в номенклатуре госзакупок 2014 г. и количество МНН, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
Количество МНН лекарственных средств в номенклатуре госзакупок 2014 г. и количество МНН, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
Рис. 2
 Количество торговых наименований лекарственных средств в номенклатуре госзакупок 2014 г. и количество торговых наименований, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
Количество торговых наименований лекарственных средств в номенклатуре госзакупок 2014 г. и количество торговых наименований, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.

Если в 2014 г. в номенклатуре государственных закупок долевое соотношение количества зарубежных и отечественных препаратов составляло примерно 50:50%, то аналогичное соотношение количества препаратов, для которых задекларировано изменение оптово-отпускной цены, в период с 1 августа 2014 по 25 февраля 2015 г. составляет 26,7 и 73,3% соответственно (рис. 3).

Рис. 3
 Долевое соотношение количества зарубежных и отечественных препаратов в номенклатуре госзакупок 2014 г. и аналогичное соотношение количества препаратов, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
Долевое соотношение количества зарубежных и отечественных препаратов в номенклатуре госзакупок 2014 г. и аналогичное соотношение количества препаратов, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.

Низкую активность декларирования изменений оптово-отпускной цены зарубежными фармкомпаниями можно объяснить нестабильным курсом гривни по отношению к мировым валютам. Поскольку согласно порядку расчета, утвержденного совместным приказом МЗ Украины и Министерства экономического развития и торговли Украины от 20.08.2014 г. № 584/1011, граничная оптово-отпускная цена импортных препаратов напрямую зависит от курса валют. Однако, как показывает анализ, отечественные производители также не очень активно декларируют изменение оптово-отпускной цены на лекарственные средства.

В то же время в сегменте ИМН декларирование цен происходит более активно. Так, в 2014 г. номенклатура государственных закупок ИМН включала 4877 наименований, по состоянию на 27 февраля 2015 г. задекларировано изменение оптово-отпускной практически на такое же количество наименований (рис. 4). При этом долевое соотношение количества наименований ИМН зарубежного и отечественного производства изменилось незначительно по сравнению с лекарственными средствами (рис. 5).

Рис. 4
 Количество наименований ИМН в номенклатуре госзакупок 2014 г. и количество наименований, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
Количество наименований ИМН в номенклатуре госзакупок 2014 г. и количество наименований, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
Рис. 5
 Долевое соотношение количества наименований зарубежных и отечественных ИМН в номенклатуре госзакупок 2014 г. и аналогичное соотношение ИМН, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
Долевое соотношение количества наименований зарубежных и отечественных ИМН в номенклатуре госзакупок 2014 г. и аналогичное соотношение ИМН, на которые задекларировано изменение оптово-отпускной цены согласно постановлению КМУ № 240, которые могут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.

Такая существенная разница в эффективности процедур декларирования оптово-отпускных цен на лекарственные средства и ИМН объясняется тем, что для декларирования оптово-отпускной цены на лекарственные средства согласно постановлению КМУ от 02.07.2014 г. № 240, Министерство здравоохранения Украины должно получить заключение Государственной инспекции по контролю за ценами (Госценинспекция) об экономическом обосновании оптово-отпускной цены на основании документов, подаваемых заявителем (п. 9 Порядка декларирования цен, утвержденного постановлением КМУ № 240). А для декларирования оптово-отпускной цены на медицинские изделия заключения Госценинспекции не требуется.

Наличие в постановлении КМУ № 240 нормы о необходимости получения заключения Госценинспекции об экономическом обосновании оптово-отпускной цены несет в себе существенные коррупционные риски, а также значительно увеличивает срок рассмотрения заявки.

Таким образом, к 1 марта 2015 г. государство сможет закупить менее 25% номенклатуры 2014 г. При этом в лечебные учреждения не будут поставлены препараты более чем 700 МНН, среди которых ряд жизненно-важных препаратов (таблица).

Таблица Перечень групп АТС-классифика­ции 3-го уровня, препараты которых не смогут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
ATC-группа 3-го уровня
A02A Антациды
A03E Спазмолитические и антихолинергические средства в комбинации с другими препаратами
A07B Энтеросорбенты
A07C Препараты электролитов с углеводами
A07F Антидиарейные микробные препараты
A07X Прочие антидиарейные средства
A08A Средства, применяемые при ожирении (кроме диетических продуктов)
A10X Прочие препараты, применяемые для лечения сахарного диабета
A11A Поливитамины с добавками
A11B Поливитаминные комплексы без добавок
A11E Комплексы витаминов группы В, включая комбинации
A11J Прочие комбинированные витаминные препараты
A14A Анаболические стероиды
B05D Средства для перитонеального диализа
B06A Прочие гематологические средства
C02L Комбинации гипотензивных и диуретических средств
C02N Комбинации гипотензивных препаратов в группе C02
C03A Мочегонные препараты с умеренно выраженной активностью, группа тиазидов
C03E Комбинации диуретиков, включающие калийсберегающие препараты
C07C Блокаторы бета-адренорецепторов в комбинации с прочими диуретиками
C07F Блокаторы бета-адренорецепторов в комбинации с прочими гипотензивными препаратами
C08G Антагонисты кальция в комбинации с диуретиками
C09C Простые препараты антагонистов ангиотензина II
C10B Гиполипидемические средства, комбинации
D03B Ферменты
D05A Антипсориатические средства для местного применения
D05B Антипсориатические средства для системного применения
D06C Антибиотики в комбинации с химиотерапевтическими средствами
D07B Кортикостероиды в комбинации с антисептиками
D10B Препараты для системного лечения акне
G02A Средства, повышающие сократительную активность матки
G02B Контрацептивы для местного применения
G02C Прочие средства, применяемые в гинекологии
G03B Андрогены
G03D Гестагены
G03F Комбинированные препараты, содержащие гестагены и эстрогены
G03G Гонадотропины и прочие стимуляторы овуляции
G03X Прочие половые гормоны и средства, влияющие на половую сферу
G04B Средства, применяемые в урологии
H01A Гормоны передней доли гипофиза и их аналоги
H04A Гликогенолитические гормоны
H05B Антипаратиреоидные средства
J01R Комбинированные антибактериальные средства
J06A Лечебные сыворотки
J07A Бактериальные вакцины
J07B Вирусные вакцины
J07C Комбинированные бактериальные и вирусные вакцины
M01C Специфические противоревматические средства
M04A Средства, применяемые при подагре
M09A Прочие средства, применяемые при патологии опорно-двигательного аппарата
N04A Антихолинергические средства
N05B Анксиолитики
P01B Противомалярийные препараты
P02B Средства, применяемые при трематодозах
R01B Системно действующие противоотечные средства, применяемые при патологии полости носа
R05D Противокашлевые средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих экспекторанты
R05F Комбинированные препараты, содержащие противокашлевые средства и экспекторанты
S01G Противоотечные и антиаллергические средства
S01H Местные анестетики
S01K Средства, используемые в хирургии глаза
S01L Средства, применяемые при сосудистых заболеваниях глаз
S02C Комбинированные препараты, содержащие кортикостероиды и противомикробные средства
S03C Комбинированные препараты, содержащие кортикостероиды и противомикробные средства
V04C Прочие диагностические средства
V08B Рентгеноконтрастные средства, не содержащие йод
V09F Средства для исследования щитовидной железы

Помимо проблемы, связанной с декларированием цен, существует также проблема недостаточного финансирования. В 2014 г. объем госпитальных закупок составил 5,4 млрд грн. за 132,2 млн упаковок. При этом задекларированные в соответствии с постановлением КМУ № 240 изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства в среднем на 24% выше средних цен, по которым производилась закупка аналогичных препаратов в 2014 г. Таким образом, при условии декларирования оптово-отпускных цен на все препараты из номенклатуры закупок 2014 г. объем затрат на их закупку в том же объеме составит минимум 6,7 млрд грн. (рис. 6).

Рис. 6
 Объем госпитальных закупок в 2014 г. в натуральном и денежном выражении, а также средства, необходимые для закупки препаратов из номенклатуры 2014 г. в том же объеме
Объем госпитальных закупок в 2014 г. в натуральном и денежном выражении, а также средства, необходимые для закупки препаратов из номенклатуры 2014 г. в том же объеме

ВЫВОДЫ

Сегодня в Украине сложилась крайне тяжелая экономическая ситуация, продолжающаяся девальвация гривни оказывает значительное влияние на стоимость лекарственных средств. В связи с этим производители, особенно зарубежные, не очень активно декларируют оптово-отпускные цены. Помимо этого, постановлением КМУ от 02.07.2014 г. № 240 создаются административные барьеры для декларирования цен.

В сложившейся ситуации правительству необходимо срочно внести изменения в постановление КМУ от 02.07.2014 г. № 240, а именно исключить участие Госценинспекции из процесса декларирования оптово-отпускных цен на лекарственные средства, а также изменить или отменить срок декларирования оптово-отпускных цен, установленный постановлением до 1 марта 2015 г.

Если в кратчайшие сроки не внести таких изменений, лечебные учреждения Украины не смогут закупить все необходимые препараты. В результате многие пациенты не смогут получить свое­временную терапию.

В перспективе правительству необходимо принять закон о ценообразовании в соответствии с Директивой о прозрачности ценообразования 089/105/EEC, а также создать единый перечень препаратов, на которые распространяется ценовое регулирование и которые будут закупаться за бюджетные средства.

*Препараты которые смогут закупать за бюджетные средства с 1 марта 2015 г.
Денис Кирсанов
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті