Фармацевтический рынок Украины в 1995–1999 гг. глазами компании «Ferrosan a/s»

Компания «Ferrosan A/S» начала деятельность в Украине в 1995 году. Динамичный рост отечественного фармацевтического рынка в тот период обусловил быстрое распространение ее продукции, как и продукции других компаний, практически во всех регионах страны. А невысокая активность рекламодателей и низкие цены на рекламу в то время обеспечили иностранным фармацевтическим компаниям покупательский спрос на новые для рынка медикаменты безрецептурной группы.


Интенсивное развитие фирм-дистрибьюторов лекарственных средств способствовало формированию крупных товарных и финансовых потоков, и зарубежные производители наполнили рынок своими препаратами.

К середине 1997 — началу 1998 года уже существовала устойчивая практика товарного кредитования производителями оптовых компаний на срок от 90 до 180 дней. Дистрибьюторские фирмы в свою очередь предоставляли аптекам отсрочки платежей длительностью до 60 дней. Товарный запас многих оптовых компаний в 3–5 и более раз превышал их максимальный ежемесячный оборот. Запасы неликвидного товара в аптеках составляли до 40% общей стоимости препаратов, находящихся в резерве на складах.

Летом 1998 года товарооборот в аптечных учреждениях еще более замедлился, а возникшая в августе-сентябре экономическая нестабильность привела к серьезному кризису поставок и платежей в фармацевтической отрасли. В начале осени 1998 г. движение товаров, а вместе с ним и движение финансовых ресурсов на всех уровнях практически замерло.

Наличие излишков товара и «неликвидов» в аптеках и на складах позволило розничной торговле «продержаться» без новых поставок некоторое время. Однако в декабре 1998 г. возник ощутимый дефицит товара в аптечных учреждениях, кризис неплатежей оптовых фирм компаниям-производителям достиг своего пика.

Те производители, объем продаж которых в обороте оптовых компаний (а следовательно, и аптек) значителен, в основном получили деньги за поставленный товар, выплаты остальным поставщикам были отсрочены. Последние прекратили поставки до погашения задолженности. Многие из иностранных фармацевтических фирм так и не дождались этого момента и были вынуждены либо уйти с рынка, либо значительно сократить активность, сохранив только номинальное присутствие.

Компании «Ferrosan A/S» удалось избежать сложостей, обусловленных кризисом. Высокое качество продукции, продуманная маркетинговая стратегия, ценовая политика обеспечили стойкий интерес конечных потребителей, аптечных учреждений, дистрибьюторских фирм к продукции компании.

Начиная с 1996 года лекарственные препараты МУЛЬТИ-ТАБС являются одними из самых продаваемых в аптеках Украины. Анализ товарооборота свидетельствует, что в течение осенне-весеннего сезона препараты МУЛЬТИ-ТАБС прочно удерживают первое место по объемам реализации в аптеках в расчете на одну торговую марку. По данным проведенных фирмой «Ferrosan A/S» маркетинговых исследований, на рынке витаминов с минералами доля МУЛЬТИ-ТАБС в течение последних трех лет стабильно соcтавляет 50–55%. В отличие от аналогичных препаратов конкурирующих компаний уровень продаж МУЛЬТИ-ТАБС в летний период остается достаточно высоким за счет использования этих препаратов в комплексном лечении различных заболеваний.

Объем украинского рынка комплексных витаминных препаратов и витаминов с минералами в ценах производителей составлял, по данным компании «Ferrosan A/S», в 1996 году около 15 млн долларов США, в 1997 году — около 17 млн долларов США. По прогнозам в 1998 году этот показатель должен был составить около 20 млн долларов США (в том числе витаминов с минералами около 8 млн долларов США). Однако прогнозам не суждено было сбыться — реальные показатели составили соответственно около 14 и 7 млн долларов США. В представительстве компании «Ferrosan A/S» обеспокоены тем, что 30–40% общего объема реализации составляют продажи витаминов, завезенных в Украину полулегальным путем («серый импорт»). Это является достаточно серьезным препятствием при продвижении на рынок поливитаминных препаратов (в том числе производства компании «Ferrosan A/S»), которые ввозятся в Украину в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Объем рынка витаминов и их комплексов в 1999 году еще более сократится в основном за счет низкой покупательной способности населения и составит не более 9 млн долларов США, в том числе витаминов с минералами не более 4 млн долларов США. Вероятно, будут предприняты усилия по продвижению на рынок некоторых других поливитаминных препаратов, таких, как ВИТРУМ, ЦЕНТРУМ, ГЕРИАТРИК. Однако сегодня не самое удачное время для внедрения на рынок новых продуктов и существенного передела рынка не произойдет. Реальный рост рынка можно ожидать к 2001 году, когда он достигнет уровня 1996 года.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті