?
В условиях значительного сокращения рынка, а следовательно, и расходных статей в бюджете компаний-поставщиков на продвижение препаратов, особое значение приобретает качество работы медицинских и торговых представителей.
Если ранее необходимый уровень продаж (конечный показатель эффективности работы по продвижению продукции) можно было обеспечить за счет содержания большого количества работников или реализации высокозатратных маркетинговых проектов, то сегодня — исключительно за счет рационального использования резервов.
Как никогда актуальным стал «менеджмент качества» работы службы представителей. Многие руководители стали задумываться: окупается ли содержание каждого из сотрудников, всегда ли нужный человек находится в нужном месте, полностью ли используются профессиональные возможности каждого работника?
Для ответа на эти вопросы у руководителей зарубежной или отечественной фармацевтической компании не всегда имеется достаточно информации, а порой не хватает опыта. Оказать помощь в сборе информации и оценке эффективности работы службы медицинских или торговых представителей могут специализированные консалтинговые фирмы. Несмотря на то, что потребность в подобного рода услугах возникла относительно недавно, в процессе формирования в Украине свободного рынка медикаментов, в нашей стране уже есть компании, специализирующиеся на «менеджменте качества». Одна из них — ООО «Marketing Innovation Group» (Маркетинговая инновационная группа, далее ООО «МИГ») — ведет отсчет своей деятельности с 1999 г. За это время ее клиентами стали несколько иностранных фармацевтических компаний — операторов украинского рынка.
|
«И «сильный», и «слабый» представитель «стoят» работодателю почти одинаково, — говорит директор ООО «МИГ» Оксана Деревянкина. — Однако признав это, работодатель неизбежно сталкивается с необходимостью объективно и точно определить, кто есть кто в коллективе».
Действующие в Украине фармацевтические компании используют с этой целью самые разные подходы. В основном прибегают к комбинации трех основных методов: анализ составляемых представителями отчетов, проведение совместных («двойных») и контрольных визитов, учет продаж. Однако на практике использование этих методов сопряжено с рядом проблем. Например, невозможно определить, какая часть товара, поставленного в определенный регион по прямым контрактам, была реализована благодаря деятельности местного представителя.
Использование более объективных, как принято считать, методов отслеживания продаж препаратов компании в отдельных аптеках и совместных визитов ограничено, поскольку требует дополнительных ресурсов и значительных затрат времени.
Опыт показывает, что самостоятельное использование фармацевтическими компаниями комбинации методов в большинстве случаев не позволяет с математической точностью выявить достоверные различия в качестве работы представителей. Однако это вовсе не означает, что эффективных и объективных методов контроля не существует. Разработаны многочисленные методики,
опробованные в разных странах, в основу которых положены законы статистики и социологии. Они позволяют получать надежную информацию для оценки работы персонала. Приведем пример статистической оценки эффективности работы медицинских представителей (таблица).
Таблица
Эффективность работы медицинских представителей в зависимости от уровня их подготовки
Критерий оценки работы |
Уровень подготовки медицинского представителя |
||
медицинского представителя |
“Средний” |
“Сильный” |
“Слабый” |
Количество успешных визитов, в среднем, % |
10 |
20 |
5 |
Цель визита: назначение курса лечения препаратом, количество назначений в год |
20 |
20 |
20 |
Средняя стоимость курса лечения, долларов США |
20 |
20 |
20 |
Количество визитов в год (230 рабочих дней) |
2300 |
2300 |
2300 |
Ошибки и приписки в отчетах, % |
20 |
10 |
30 |
ИНИЦИИРОВАННЫЕ ПРОДАЖИ ЗА ГОД, долларов США |
73 600 |
165 600 |
32 200 |
Предположим, медицинский представитель информирует врачей об импортном лекарственном средстве, стоимость курса лечения которым составляет 20 долларов США. Планом предусмотрены 10 визитов к врачам в течение дня, что в пересчете на рабочие дни в году, за вычетом праздников и отпуска, составляет 2300 визитов.
Визит считается успешным, если врач назначает пациентам продвигаемый препарат. Предположим также, что убежденный медицинским представителем врач будет назначать курс лечения данным препаратом в среднем 2 раза в месяц, или около 20 раз в год.
Как известно, результативность визитов зависит от уровня подготовки медпредставителя. Слабоподготовленный медрэп добьется назначения препарата не более чем одним из 20 врачей (5%), «средний» — каждым 10-м врачом (10%), а наиболее успешный — каждым 5-м (20%).
Кроме того, в работе представителя могут быть допущены ошибки (неправильная категоризация врачей, неточный выбор приоритетов в ходе презентации и т.п.), в отчетах — приписки, которых тем меньше, чем качественнее работает человек. Вероятность таких ошибок в работе «слабого» медицинского представителя в нашем примере составляет около 30%, «среднего» — 20%, «сильного» — 10%. Учитывая все переменные, получим существенную разницу в годовом объеме продаж: добросовестный сотрудник способен добиться такого результата, который в 5 раз превышает полученный его менее ответственным коллегой!
Конечно же, приведенный пример не претендует на точность расчетов, он лишь позволяет оценить значение внутренних резервов и важность «менеджмента качества» в достижении наивысшего результата с наименьшими затратами.
По материалам, предоставленным
ООО «Marketing Innovation Group»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим