На вопросы читателей отвечают квалифицированные юристы — Сотрудники фирм «Паритет» и «Проксен»

?

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

— Фирма, владеющая аптекой, желает открыть в лечебном учреждении аптечный пункт. С этой целью уже заключен договор на аренду помещения, получены разрешения от контролирующих органов. При оформлении Паспорта аптечного пункта был получен отказ в его выдаче, который мотивирован тем, что в данном лечебном учреждении уже открыт аптечный пункт другой фирмы. Правомочен ли отказ в выдаче паспорта аптечного пункта?

— Согласно Правилам розничной реализации лекарственных средств, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 г. № 447, деятельность структурного подразделения аптеки должна осуществляться, в частности, при наличии Паспорта структурного подразделения аптеки.

Основной целью выдачи Паспорта является подтверждение соответствия помещения, которое занимает структурное подразделение аптеки, санитарно-гигиеническим и санитарно-техническим требованиям относительно его эксплуатации, а также подтверждение создания соответствующих условий для хранения лекарственных средств с учетом их физико-химических свойств и температурного режима. В самом Паспорте такое подтверждение оформляется заключением санитарно-эпидемиологической станции.

Ни Правила, ни какой-либо другой нормативный акт прямо не устанавливают оснований для отказа в выдаче Паспорта. Но, исходя из содержания этого документа и цели его выдачи, можно определить следующие возможные основания для отказа в его выдаче:

1. Помещение, которое занимает структурное подразделение аптеки, не соответствует санитарно-гигиеническим и санитарно-техническим требованиям относительно его эксплуатации.

2. Не создано соответствующие условия для хранения лекарственных средств с учетом их физико-химических свойств и температурного режима.

Наличие или отсутствие в лечебном учреждении другого структурного подразделения аптеки не должно служить основанием для отказа в выдаче Паспорта. Поэтому отказ в оформлении Паспорта — неправомочен.

Для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц действует принцип: «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законодательством». Другими словами, пока в законодательстве нет нормы, прямо предусматривающей, что наличие действующего аптечного пункта в лечебном учреждении является основанием для отказа в выдаче Паспорта другому аптечному пункту, можно утверждать, что отказ в выдаче Паспорта на таком основании — неправомочен.

Сергей Ефимов,
адвокатская фирма «Паритет»

— В чьем территориальном подчинении находятся поселки городского типа (сельской или городской местности)?

— Система административно-территориального устройства Украины определена в статье 133 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. В соответствии с положениями этой статьи систему административно-территориального устройства Украины составляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.

На сегодняшний день Закон об административно-территориальном устройстве Украины не принят. Поэтому вопрос деления населенных пунктов Украины на городские и сельские регламентируется Положением о порядке разрешения вопросов административно-территориального деления Украинской ССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета УССР от 12 марта 1981 г. В соответствии с указанным Положением населенные пункты, расположенные на территории Украинской ССР, делятся на городские и сельские.

К городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного, районного подчинения и поселки городского типа, к сельским — села и поселки независимо от их административной подчиненности.

Следовательно, поселки городского типа относятся к городским населенным пунктам.

Ольга Дерепа,
адвокатская фирма «Паритет»

— Нужно ли компании платить НДС со сделок по реализации изделий медицинского назначения, совершенных в 1995–1996 гг.?

— До введения в действие закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» вопросы начисления, уплаты и предоставления льгот по данному налогу регулировались Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.92 № 14-92 «О налоге на добавленную стоимость». В соответствии с положениями п. «т» ст. 5 указанного Декрета от налога на добавленную стоимость освобождались лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые реализуются через аптечные учреждения.

В соответствии с законом Украины от 03.04.97 № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (ст. 11, п. 11.1) настоящий Закон введен в действие с 1 октября 1997 года.

Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что в соответствии с п. 5.7.1 Закона освобождаются от налогообложения операции по продажам лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в порядке, установленном действующим законодательством, включая и предоставление услуг по таким продажам аптечными учреждениями.

Существование налоговых льгот у юридических и физических лиц подтверждают нормативные акты, устанавливающие соответствующие льготы относительно налогообложения.

Причем Закон не делает исключения в данном случае для каких-либо предприятий в зависимости от их формы собственности.

Продается аптека, принадлежащая частному предпринимателю. Ее покупателем является другой частный предприниматель. Надо ли ему оформлять новую лицензию на право розничной торговли медикаментами или достаточно внести изменения в устав предприятия и заверить изменения в местных органах власти?

— Пунктом 7 постановления Кабинета Министров Украины от 03.07.98 № 1020 «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности» предусмотрено, что передача лицензий другим юридическим и физическим лицам запрещается. Но вопрос сформулирован таким образом, что непонятно, кому принадлежит лицензия на право розничной торговли лекарственными средствами — юридическому или физическому лицу.

Если лицензия принадлежит физическому лицу, продающему аптеку, то новому собственнику аптечного учреждения следует обязательно получить новую лицензию на право розничной торговли лекарственными средствами. В случае выдачи лицензии юридическому лицу при изменении учредителя нет необходимости в получении новой лицензии, а следует только внести изменения в учредительные документы юридического лица.

Налоговая служба города в приказном порядке (устно) заставляет руководителей аптечных учреждений и оптовых компаний, реализующих медикаменты, поднять среднюю заработную плату сотрудникам этих учреждений до 500 гривень в месяц для увеличения налоговых отчислений. Насколько это законно?

— Согласно ст. 4 закона «Об оплате труда» (далее Закон) источником средств на оплату труда работников хозрасчетных предприятий является часть дохода и другие средства, полученные от их хозяйственной деятельности.

Статьей 8 Закона закреплена норма о том, что государство регулирует оплату труда работников предприятий всех форм собственности путем установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий.

Статья 35 Закона предусматривает перечень органов, которые осуществляют надзор за соблюдением законодательства об оплате труда. Такими полномочиями, в частности, обладает Государственная налоговая администрация Украины и ее органы.

В соответствии с законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» органы Государственной налоговой администрации не наделены полномочиями устанавливать как минимальный, так и максимальный размер заработной платы.

В статье 94 Кодекса законов о труде Украины предусмотрено, что размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда, а также хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации и максимальным размером не ограничивается.

Размер заработной платы не может быть ниже установленного размера минимальной заработной платы, который в соответствии с законом Украины «Об установлении размера минимальной заработной платы на 2000 год» составляет 118 гривень в месяц.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что налоговая инспекция города превышает предоставленные ей действующим законодательством полномочия и поэтому приказы, устанавливающие размер средней заработной платы сотрудников аптечных учреждений, являются незаконными.

— Может ли сотрудник коммерческой аптеки уйти на пенсию по выслуге лет?

— Законом Украины «О пенсионном обеспечении» (ст. 52, п. «е») определено, что работники здравоохранения имеют право на пенсию по выслуге лет независимо от возраста в порядке, утвержденном Кабинетом Министров Украины.

В соответствии с постановлением КМУ от 4.11.93 № 909 «О перечне заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на получение пенсии по выслуге лет» провизоры, фармацевты (независимо от наименования должностей) и лаборанты аптек, аптечных киосков, аптечных магазинов, а также контрольно-аналитических лабораторий имеют право выйти на пенсию по выслуге лет. Причем такое право имеют работники перечисленных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.

Таким образом, сотрудник коммерческой аптеки имеет полное право уйти на пенсию по выслуге лет.

Олег Каниковский,
юридическая фирма «Проксен»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті