Дарница — бессменный лидер


«Фармацевтическая фирма «Дарница» в течение нескольких лет является лидером отечественной фарминдустрии. Здоровые амбиции подкреплены конкретными результатами: фирма занимает первое место по объему производства и продаж готовых лекарственных форм: доля предприятия на украинском рынке составляет около 7%, а объем производства — более 25% всего выпуска отечественной фармацевтической промышленности.

Пожалуй, сегодня трудно найти такую аптеку, в которой не была бы представлена продукция предприятия. Единодушие, с которым работники аптек и сотрудники дистрибьюторских компаний оценили привлекательность работы с «Фармацевтической фирмой «Дарница» в рейтинге «Еженедельника АПТЕКА» (№ 8(279) от 26.02.2001 г.), — еще одно подтверждение того, что предприятие занимает прочные позиции на рынке. Показательно, что «Фармацевтическая фирма «Дарница» стала победителем рейтинга во всех регионах страны, а также в общенациональном рейтинге. Корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» побывал на предприятии и получил возможность узнать о нем, что называется, изнутри.

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ, А ЗАВОД…

Среди неброских промышленных зданий, построенных в 60–70-х годах ХХ века, которых много в Дарницком районе столицы, ухоженный фасад административного корпуса «Фармацевтической фирмы «Дарница» и чистота прилегающей к нему территории производят хорошее впечатление, которое усиливается, когда попадаешь на территорию предприятия. Ровные дорожки, зеленые газоны, окружающие отремонтированные производственные и вспомогательные корпуса, размеренность и порядок, царящие на рабочих площадках, где идет реконструкция. Все это свидетельствует о культуре производства, о стремлении к совершенствованию.

Стать лидером непросто, еще сложнее удержать и укрепить завоеванные позиции. Для этого коллектив «Фармацевтической фирмы «Дарница» приложил большие усилия. В начале 90-х годов предприятие уже не устраивала роль «середнячка». Было решено, что фирма должна стать не просто известной, а занять лидирующие позиции на рынке. Следует отметить, что речь шла не просто об удовлетворении амбиций, а о стратегии развития именно в качестве лидирующей компании, о стратегии, призванной превратить предприятие, обеспечивающее удовлетворение потребности общества в лекарственных средствах, в компанию, активно их формирующую.

В начале 90-х годов главная цель отечественных фармацевтических предприятий сводилась к выживанию. Загрузить производственные мощности и избежать массовых увольнений — таковы были краткосрочные планы руководителей предприятий. Начиная с середины 90-х годов в отрасли начала формироваться группа лидеров, сумевших увеличить свою долю рынка, расширить номенклатуру выпускаемой продукции, заняться активной реконструкцией производственных площадей. На этом этапе развития целью «Фармацевтической фирмы «Дарница» было совершенствование внутрихозяйственного механизма, более четкая специализация, сокращение издержек, модернизация производства и улучшение структуры управления. Концепт реконструкции и технического перевооружения соответствовал требованиям GMP, предприятие начало специализироваться на выпуске лекарственных препаратов в твердых (таблетки, таблетки, покрытые оболочкой, драже, гранулы), инъекционных (растворы в ампулах) и мягких (мази, кремы и гели) лекарственных формах. Спустя несколько лет «Фармацевтическая фирма «Дарница» стала лидером отечественной фармацевтической отрасли по объемам производства таблетированных и ампулированных лекарственных форм. Так, по данным Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения, доля «Фармацевтической фирмы «Дарница» в объеме отечественного производства таблетированных и ампулированных лекарственных форм составляет 30 и 41% соответственно. Но об этом немного позже, а пока наш путь — в ампульный цех.

ПОРЯДОК ВО ВСЕМ

В сознании обывателя обязательным элементом заводских цехов должны быть окрашенные масляной краской стены, поэтому непривычным кажется современный интерьер производственных и вспомогательных помещений ампульного производства, где на каждом участке, в каждом подразделении придерживаются принципа: «Порядок во всем». Работник, привыкший к чистоте и гармонии, будет стараться поддерживать порядок и на рабочем месте, а ведь от культуры производства в конечном счете зависит качество продукции.

Как и в любом другом производственном корпусе, в ампульном цехе есть раздевалки и душевые для персонала. Не будет преувеличением сказать, что эти бытовые помещения ничем не уступают тем, которые можно увидеть в каталогах фирм, рекламирующих сантехнику и отделочные материалы. Здесь просчитано все до мелочей, начиная с планировки «чистой» и «грязной» зон и заканчивая сочетанием оттенков кафеля на стенах и на полу. И невольно вспоминаешь: «Порядок во всем…».

В ампульном цехе производят более 50 лекарственных препаратов, которые относятся к различным фармакотерапевтическим группам. Его производственные мощности рассчитаны на выпуск 500 млн ампул в год. Для того чтобы привести это производство в соответствие с требованиями Надлежащей производственной практики, необходимы не только большие финансовые затраты, но и время. На сегодняшний день производственные мощности ампульного производства модернизированы на 43%, а полностью этот процесс планируется завершить до конца 2001 г.

Недавно, после капитального ремонта и реконструкции, сданы в эксплуатацию участок «Италком» асептического приготовления и розлива лекарственных препаратов и участок изготовления готовых лекарственных средств в ампулах с последующей стерилизацией. Процессы наполнения и запайки ампул осуществляются как на отечественных модернизированных линиях, так и на современном европейском оборудовании шприцевого наполнения, которое удовлетворяет всем требованиям GМР. Все технологические процессы происходят в чистых помещениях с системой подготовки воздуха, которая обеспечивает постоянный контроль параметров воздушной среды по показателям температуры, влажности, давления, допустимого числа частиц и микроорганизмов в воздухе рабочей зоны.

Покидая цех, понимаешь, почему продукция с логотипом «Фармацевтической фирмы «Дарница» не пылится на аптечных полках, а быстро находит своего покупателя. И еще: экскурсии на «Дарницу» следовало бы прописывать для лечения от скепсиса и пессимизма. Заряд положительных эмоций и яркие впечатления надолго избавят от ненужных мыслей.

Ассортимент производимых «Фармацевтической фирмой «Дарница» препаратов, выпускаемых в твердых лекарственных формах, также насчитывает почти 50 наименований. Производственная мощность таблеточного цеха — 200 млн упаковок в год. В ближайшем будущем условия производства здесь будут полностью соответствовать требованиям GМР. В настоящее время в цехе модернизован участок фасовки и упаковки твердых лекарственных форм: автоматические линии (производства Германии) предназначены для формирования блистеров, фасовки таблеток, термосклеивания фольги и пленки, формирования упаковки, укладки инструкций и опечатывания в полиэтиленовую пленку, полным ходом идет реконструкция участков приготовления таблеточных масс и таблетирования.

На площади более 500 кв. м разместился участок по производству мягких лекарственных форм (МЛФ), который спроектирован и создан с учетом стандартов GМР. Поставщиками оборудования для производства МЛФ являются всемирно известные итальянские, швейцарские, немецкие и американские фирмы. Оно также соответствует требованиям GМР. Все это обеспечивает высокий технический уровень производства и качество выпускаемой продукции. Проектная мощность участка МЛФ позволяет выпускать 8,5 млн туб в год. Ассортимент МЛФ на сегодняшний день насчитывает более 20 наименований, в текущем году запланировано освоить выпуск еще 10 препаратов.

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЕВОЗМОЖНО БЕЗ РАЗВИТОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Неотъемлемой частью производственной инфраструктуры является склад готовой продукции, посещение которого стало частью экскурсионной программы. Складское помещение, которое занимает три этажа и имеет площадь более 5000 кв. м, оборудовано по последнему слову техники. Здесь есть механические подъемники, лифты, поддоны специальной конструкции, на участке отгрузки готовой продукции практически полностью исключен физический труд. Благодаря системе контроля микроклимата, наличию холодильной камеры созданы надлежащие условия хранение готовой продукции, обеспечивающие ее сохранность и качество.

Модернизация производственной инфраструктуры была проведена в соответствии с концептом реконструкции и технического перевооружения «Фармацевтической фирмы «Дарница». В минувшем году этот процесс полностью закончен: реконструированы и модернизированы коммуникации энергетических средств, парогенераторная станция, тепловая станция, система получения воды питьевого качества, система подготовки обессоленной воды, полностью модернизирована система очистки сточных вод. Все эти участки соответствуют всем требованиям, предъявляемым к современным фармацевтическим производствам.

Забота о людях, их здоровье — часть социальной политики, проводимой «Фармацевтической фирмой «Дарница». Еще в 1996 г. на предприятии была открыта медико-санитарная часть, которая скорее напоминает современную частную клинику. Диагностический, лечебный, гинекологический, стоматологический, процедурный кабинеты оснащены современной медицинской диагностической и лечебной аппаратурой производства ведущих западных фирм. Имеются и клиническая лаборатория, дневной стационар, кабинет ультразвуковой ингаляции, а также водолечебница, массажный кабинет и сауна. Но как бы хорошо не была оснащена медсанчасть, основной показатель ее работы — уровень заболеваемости. Что касается последнего показателя, то благодаря постоянно проводимым оздоровительным и профилактическим мероприятиям в 2000 г. заболеваемость работников предприятия снизилась на 8% по сравнению с 1999 г.

ПРИОРИТЕТ — УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Истина заключается в том, что одним из важнейших факторов успеха на рынке является качественная продукция. В «Фармацевтической фирме «Дарница» качеству придают особое значение, причем в понятие «качество» вкладывается более глубокий смысл, чем это принято понимать. Выпуск качественной продукции неразрывно связан с качественной работой фирмы в целом. Исходя из этого, на предприятии внедряется система управления качеством. Первые результаты внедрения этой системы уже налицо: ремонт и модернизация производственных корпусов, развитие производственной и социальной инфраструктуры, формирование ассортимента продукции с ориентацией на потребителя и потребности рынка, повышение ее конкурентоспособности.

«Фармацевтическая фирма «Дарница» планирует до 2006 г. полностью завершить переход на стандарты GМР ЕС. Одновременно совершенствуются все элементы системы управления качеством.

Увидев все собственными глазами, понимаешь, что амбиции лидерства подкреплены конкретными результатами, а высокое звание лидера отрасли завоевано ежедневным и упорным трудом.

Николай Черкасский


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*