На златом крыльце сидели… Аптечные продажи в Украине: апрель 2006 г.

Апрель 2006 г. — еще одна страница в истории развития розничного фармацевтического рынка Украины. О чем так ненавязчиво пытается сказать конечный потребитель? Какова реакция на это операторов рынка? И где же находятся грани взаимопонимания между всеми сторонами процесса? В представленной публикации мы постараемся ответить на эти вопросы. При подготовке материала использовались данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Объем розничного фармацевтического рынка в апреле 2006 г. составил 762,2 млн грн. в денежном и 156,8 млн упаковок в натуральном выражении, что превысило показатели аналогичного периода 2005 г. на 39,0 и 25,7% соответственно (табл. 1). При этом объемы аптечных продаж основной составляющей «аптечной корзины» — лекарственных средств (ЛС) — составили 660,1 млн грн. в денежном и 104,4 млн упаковок в натуральном выражении. Показатели прироста по этой категории товаров относительно апреля 2005 г. оказались несколько ниже таковых в целом по рынку и достигли отметки 38,6 и 25,3% соответственно, что привело к уменьшению их удельного веса в структуре реализации фармацевтической продукции на 0,2% как в денежном, так и в натуральном выражении. Такие изменения во многом связаны с превалированием показателей прироста объемов продаж других категорий товаров. Так, объем реализации ИМН в апреле 2006 г. превысил показатели аналогичного периода прошлого года на 40,3% в денежном и 25,5% в натуральном выражении и составил 61,5 млн грн. и 47,1 млн упаковок соответственно. Удельный вес этой категории изменился незначительно: в денежном выражении увеличился на 0,1% и составил 8,1%, а в натуральном уменьшился на 0,1% и составил 30,0%.

Объемы реализации косметики на протяжении первых 3 мес 2006 г. демонстрировали практически двукратное увеличение относительно аналогичного периода 2005 г. Однако уже в апреле 2006 г. показатели прироста здесь несколько снизились и составили всего 43,1% в денежном и 46,5% в натуральном выражении, что, впрочем, оказалось существенно выше таковых в среднем по рынку. Причем показатель прироста объемов продаж в натуральном выражении стал максимальным среди всех категорий товаров в исследуемый период. В результате доля косметики в структуре аптечных продаж в денежном выражении увеличилась на 0,1%, а в натуральном — на 0,3%. Отметим также, что наибольший прирост объемов реализации в денежном выражении был зафиксирован по БАД (44,1%), хотя на изменении удельного веса этой категории товаров в денежном выражении такой факт никак не отразился.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в апреле 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Апрель Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2004 388,7 86,7 80,4 69,1
2005 476,4 86,8 22,5 83,3 66,8 3,6
2006 660,1 86,6 38,6 104,4 66,6 25,3
ИМН
2004 39,4 8,8 33,2 28,6
2005 43,8 8,0 11,4 37,5 30,1 12,9
2006 61,5 8,1 40,3 47,1 30,0 25,5
Косметика
2004 10,8 2,4 1,6 1,3
2005 15,4 2,8 42,5 1,8 1,4 13,1
2006 22,0 2,9 43,1 2,6 1,7 46,5
БАД
2004 9,5 2,1 1,1 1,0
2005 12,9 2,4 36,1 2,1 1,7 88,8
2006 18,6 2,4 44,1 2,7 1,8 28,8
Всего
2004 448,4 116,4
2005 548,5 22,3 124,7 7,2
2006 762,2 39,0 156,8 25,7

В апреле 2006 г. по всем категориям товаров «аптечной корзины», кроме косметики, отмечается превалирование показателей прироста в денежном выражении над таковыми в натуральном относительно аналогичного периода 2005 г. Соответствующим образом это отразилось на изменениях показателей средневзвешенной стоимости 1 упаковки исследуемых категорий товаров. Так, по итогам апреля 2006 г. в категории ЛС она составила 6 грн. 32 коп., превысив показатели аналогичного периода 2005 г. на 10,6% (рис. 1). Обращает на себя внимание существенное повышение в исследуемый период средневзвешенной стоимости 1 упаковки БАД и снижение — косметики. Так, по итогам I квартала 2006 г. в первом случае отмечалось повышение этого показателя всего на 1,8%, а во втором — на 5,0% (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 22 (543) от 5 июня 2006 г.). Однако уже в апреле 2006 г. максимальный прирост средневзвешенной стоимости среди категорий товаров «аптечной корзины» был зафиксирован именно по БАД — 11,9%. В данном случае она повысилась на 72 коп. и составила 6 грн. 78 коп. Вместе с этим средневзвешенная стоимость 1 упаковки косметики снизилась в исследуемый период на 2,4% и составила 8 грн. 51 коп. Отметим также, что не менее существенный прирост этого показателя зафиксирован относительно ИМН — 11,8%. Однако в данном случае это привело к повышению средневзвешенной стоимости всего на 14 коп., что в итоге составило 1 грн. 31 коп.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в апреле 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» в апреле 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Анализ структуры продаж различных категорий товаров отечественного и зарубежного производства свидетельствует о сохранении тенденций, намеченных ранее в этом году. Так, зарубежные производители продолжают наращивать объемы аптечных продаж различных категорий товаров в рамках уже сложившейся структуры ассортиментного ряда, а отечественные — за счет ее модификации. При этом превалирование показателя средневзвешенной стоимости товаров зарубежного производства над таковыми отечественного является для первых своего рода запасом прочности в условиях повышения спроса на более дорогостоящую продукцию. С другой стороны, потребность сохранить за собой долю рынка и обеспечить долгосрочную рентабельность производства требует от отечественных производителей стратегической гибкости. В некоторой степени ее проявление подтверждают итоги исследуемого периода. Так, прирост объемов аптечных продаж товаров зарубежного и отечественного производства в денежном выражении составил 39,9 и 36,5% соответственно, а в натуральном — 37,8 и 19,2% (табл. 2, 3).

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в апреле 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Апрель Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D,% Млн грн. Удельный вес категории, % D,%
ЛС
2004 280,7 72,2 108,0 27,8
2005 344,8 72,4 22,8 131,6 27,6 21,8
2006 480,8 72,8 39,5 179,2 27,2 36,2
ИМН
2004 25,7 65,4 13,6 34,6
2005 28,9 65,8 12,2 15,0 34,2 9,9
2006 42,4 68,9 46,7 19,1 31,1 27,8
Косметика
2004 7,6 70,5 3,2 29,5
2005 11,3 73,6 48,8 4,1 26,4 27,4
2006 15,4 69,8 35,7 6,6 30,2 63,7
БАД
2004 4,9 51,5 4,6 48,5
2005 6,7 52,1 37,6 6,2 47,9 34,4
2006 9,5 51,3 41,7 9,1 48,7 46,7
Всего
2004 318,9 71,1 129,5 28,9
2005 391,7 71,4 22,8 156,8 28,6 21,1
2006 548,1 71,9 39,9 214,1 28,1 36,5

При этом доля зарубежных производителей увеличилась по сравнению с апрелем 2005 г. на 0,5% в денежном и 3,4% в натуральном выражении, что, в свою очередь, связано с превалированием показателей прироста объемов продаж зарубежных ЛС и ИМН над таковыми отечественного. Зато в таких категориях, как косметика и БАД, по показателям прироста продолжают лидировать отечественные производители, заметно опережая увеличение объемов продаж зарубежных БАД в денежном и натуральном выражении и косметики — в денежном. Следует отметить также, что отечественные производители продолжают удерживать за собой максимальную долю розничного рынка в натуральном выражении в таких категориях товаров, как ЛС, косметика и БАД.

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в апреле 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Апрель Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D,% Млн упаковок Удельный вес категории, % D,%
ЛС
2004 21,4 26,6 59,1 73,4
2005 24,1 28,9 12,6 59,2 71,1 0,3
2006 33,3 31,9 38,2 71,1 68,1 20,1
ИМН
2004 18,0 54,1 15,3 45,9
2005 18,4 49,0 2,3 19,1 51,0 25,4
2006 25,2 53,6 37,3 21,8 46,4 14,1
Косметика
2004 0,7 43,6 0,9 56,4
2005 0,7 41,4 7,3 1,0 58,6 17,6
2006 1,1 42,9 52,1 1,5 57,1 42,6
БАД
2004 0,3 24,5 0,9 75,5
2005 0,6 28,8 121,5 1,5 71,2 78,2
2006 0,7 26,4 18,4 2,0 73,6 33,0
Всего
2004 40,3 34,6 76,1 65,4
2005 43,8 35,1 8,7 80,9 64,9 6,4
2006 60,4 38,5 37,8 96,5 61,5 19,2

В наших предыдущих публикациях уже шла речь о том, что основные тенденции стремительного роста розничного фармацевтического рынка в Украине обозначились с начала лета 2005 г. Очевидно, предположение, что к концу II квартала 2006 г. следует ожидать некоторого снижения темпов увеличения объемов аптечных продаж, будет подтверждено результатами дальнейших исследований. Ведь уже по итогам апреля 2006 г. прирост объемов реализации ЛС как в денежном, так и натуральном выражении оказался одним из самых низких с начала текущего года (рис. 2, 3).

Объем розничных продаж ЛС в денежном выражении по итогам января–апреля 2004–2006 гг. <br>с указанием процента прироста/убыли по сравнению<br> с предыдущим годом

Рис. 2. Объем розничных продаж ЛС в денежном выражении по итогам января–апреля 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Объем розничных продаж ЛС в натуральном выражении по итогам января–апреля 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Объем розничных продаж ЛС в натуральном выражении по итогам января–апреля 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Естественно, что такое развитие рынка отражается и на долевом распределении выручки от реализации ЛС, относящихся к различным ценовым нишам. Так, по итогам исследуемого периода первенство по объемам продаж в денежном выражении сохранили за собой среднестоимостные препараты, а в натуральном — низкостоимостные (табл. 4). При этом удельный вес этих ниш сократился в первом случае на 0,5%, а во втором — на 3,8% относительно аналогичного периода прошлого года. Отметим, что в натуральном выражении доля среднестоимостной ниши, напротив, увеличилась (на 2,6%), что указывает на снижение средневзвешенной стоимости таких товаров. При этом максимальный прирост объемов продаж был зафиксирован по высокостоимостной нише — 45,0% в денежном и 61,9% в натуральном выражении, что привело к увеличению удельного веса этой ценовой ниши на 1,7% и 1,1% соответственно.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в апреле 2004–2006 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Апрель Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
2004 81,3 20,9 61,4 76,3
2005 89,5 18,8 10,1 61,1 73,3 -0,6
2006 116,4 17,6 30,0 72,6 69,5 18,9
Среднестоимостная
2004 170,5 43,9 16,1 20,1
2005 216,3 45,4 26,8 19,0 22,8 17,8
2006 296,4 44,9 37,1 26,6 25,4 39,6
Высокостоимостная
2004 136,9 35,2 2,9 3,6
2005 170,6 35,8 24,6 3,2 3,9 11,7
2006 247,2 37,5 45,0 5,3 5,0 61,9
Всего
2004 388,7 80,4
2005 476,4 22,5 83,3 3,6
2006 660,1 38,6 104,4 25,3

Соответствующим образом изменилась и средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш. Превалирование показателей прироста объемов продаж в апреле 2006 г. в натуральном выражении над таковыми в денежном по средне- и высокостоимостной нише отразилось на снижении средневзвешенной стоимости таких препаратов, которое составило 1,8 и 10,5% соответственно (рис. 4). И только по низкостоимостной нише было зафиксировано повышение этого показателя (на 9,3%).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам апреля 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам апреля 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

В полной мере такая динамика показателей средневзвешенной стоимости препаратов в разрезе различных ценовых ниш перекликается с изменениями объемов продаж ЛС зарубежного и отечественного производства. Так, в апреле 2006 г. прирост объемов аптечных продаж как зарубежных, так и отечественных ЛС относительно апреля 2005 г. в натуральном выражении превысил таковой в денежном (рис. 5, 6). Важно, что еще до недавнего времени средневзвешенная стоимость 1 упаковки отечественных высокостоимостных препаратов была значительно выше таковой зарубежных. Однако уже по итогам апреля 2006 г. приведенные данные свидетельствуют о значительном снижении этого показателя по отечественным высокостоимостным препаратам, что, по-видимому, связано с выведением на рынок более дешевого товара в рамках этой ценовой ниши. И действительно, по итогам исследуемого периода средневзвешенная стоимость 1 упаковки высокостоимостных ЛС снизилась на 25,1% относительно апреля 2005 г.! Естественно, это оказало немалое влияние на увеличение объемов продаж таких ЛС, которое в исследуемый период стало максимальным и составило 75,1% в денежном и 133,8% в натуральном выражении. Отметим, что прирост объемов продаж отечественных ЛС в исследуемый период относительно аналогичного периода прошлого года превзошел таковой зарубежных и в низкостоимостной нише. Причем именно в результате такого увеличения объемов аптечных продаж отечественных низкостоимостных ЛС повысилась средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов, относящихся к этой ценовой нише, в целом по рынку. При этом в рамках среднестоимостной ниши было зафиксировано снижение средневзвешенной стоимости по зарубежным препаратам (на 6,8%) и повышение по отечественным (на 7,8%), что привело к сокращению разрыва между этими показателями и, очевидно, указывает на приближение структуры предложения к реальным потребностям конечных потребителей.

Прирост объемов продаж зарубежных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш <br>в апреле 2004–2006 гг.

Рис. 5. Прирост объемов продаж зарубежных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в апреле 2004–2006 гг.

Прирост объемов продаж отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в апреле 2004–2006 гг.

Рис. 6. Прирост объемов продаж отечественных ЛС в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в апреле 2004–2006 гг.

Конечно же, рынок не стоит на месте, и постоянные трансформации спроса оказывают влияние на формирование продуктового портфеля компаний-производителей, а значит, и ассортиментного ряда в рамках прайс-листов оптовых операторов рынка. Повышение спроса, в том числе и на относительно дорогостоящие препараты, повлекло за собой увеличение количества препаратов в рамках предложения оптовых операторов рынка. С их помощью в апреле 2006 г. были выведены на рынок более 100 новых препаратов, порядка 70% из которых относятся к средне- и высокостоимостной нишам. Однако только 1/3 из них — отечественного производства. При этом более 60% таких ЛС относятся к низкостоимостной нише.

Общая структура количества торговых наименований препаратов, реализованных в апреле 2006 г., выглядит следующим образом: порядка 32% наименований — препараты, относящиеся к низкостоимостной нише, 39% — среднестоимостной и 29% — высокостоимостной (рис. 7). При этом наибольшее увеличение количества торговых наименований препаратов, продажи которых были зафиксированы в исследуемый период, отмечается по высокостоимостной нише (16,6% при среднерыночном показателе — 8,7%). Зато низкостоимостная пополнилась всего лишь на 1,4% новых ЛС. На фоне общих изменений количества торговых наименований реализованных препаратов их доля сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 2,0%. По среднестоимостной нише этот показатель практически не изменился. Зато доля количества наименований препаратов, относящихся к высокостоимостной нише, значительно возросла.

Удельный вес количества проданных наименований препаратов в разрезе ценовых ниш в апреле 2004–2006 гг.

Рис. 7. Удельный вес количества проданных наименований препаратов в разрезе ценовых ниш в апреле 2004–2006 гг.

В рамках фармакотерапевтической структуры рынка аптечных продаж наибольшие объемы реализации ЛС в апреле 2006 г. были зафиксированы по группе NO2B «Прочие анальгетики и антипиретики» — 32,7 млн грн., что превысило показатели аналогичного периода прошлого года на 48,3% (табл. 5). При этом наибольшее увеличение объемов продаж среди групп АТС-классификации третьего уровня — лидеров по объемам реализации в который раз отмечается по группе NO6B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства» — 80,1%, что позволило ей переместиться с 14-й позиции в апрельском рейтинге 2005 г. на 7-ю в исследуемый период. Незначительно уступила ей по показателям прироста группа M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства», продемонстрировавшая в исследуемый период прирост объемов продаж на 71,7% относительно апреля 2005 г. Кроме того, увеличение объемов продаж препаратов отмечается практически по всем группам АТС-классификации третьего уровня.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в апреле 2004–2006 гг.с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2004 2005 D, % 2006 D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 15,6 22,0 41,4 32,7 48,3
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 13,3 16,3 22,7 28,1 71,7
3 C01E Прочие кардиологические препараты 10,0 14,0 39,7 19,9 41,8
4 A11A Поливитамины с добавками 12,3 14,3 15,8 18,6 30,6
5 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболические процессы 10,6 13,0 22,7 17,5 35,5
6 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 10,4 13,0 25,4 17,3 33,1
7 N06B Психостимуляторы, средства применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (ADHD), и ноотропные средства 6,8 9,1 33,1 16,3 80,1
8 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 8,0 10,8 35,9 15,7 44,6
9 J01D Прочие бета-лактамные антибиотики 7,9 11,7 47,7 15,1 29,5
10 N05C Снотворные и седативные препараты 9,8 10,4 6,7 14,7 41,2
Прочие 284,1 341,8 20,3 464,2 35,8
Всего 388,7 476,4 22,5 660,1 38,6

Однако такие изменения привели к незначительному перераспределению удельного веса групп АТС-классификации первого уровня. Так, например, в составе топ-5 групп препаратов по объемам аптечных продаж доля групп А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», R «Средства, действующие на респираторную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения» в исследуемый период сократилась на 0,5, 0,2 и 0,5% соответственно относительно аналогичного периода прошлого года (рис. 8). А удельный вес групп C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Средства, действующие на нервную систему» увеличился на 0,2 и 0,4%. К тому же, на 0,6% увеличилась доля групп препаратов, не вошедших в топ-5.

Удельный вес групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в апреле 2004–2006 гг.

Рис. 8. Удельный вес групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в апреле 2004–2006 гг.

В апреле 2006 г. 1-е место по объемам продаж в денежном выражении среди брэндов ЛС занял ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 6). При этом продажи ФЕЗАМА несколько снизились по сравнению с мартом 2006 г., что позволило ЦЕФТРИАКСОНУ и АКТОВЕГИНУ занять 2-ю и 3-ю позиции.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в апреле 2006 г.

№ п/п Наименование
1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 ЦЕФТРИАКСОН
3 АКТОВЕГИН
4 ФЕЗАМ
5 МИЛДРОНАТ
6 ПРЕДУКТАЛ
7 МЕЗИМ
8 ВИТРУМ
9 ПРОСТАМОЛ УНО
10 НО-ШПА
11 НАТРИЯ ХЛОРИД
12 ЭНАП
13 КСЕНИКАЛ
14 ТЕРАФЛЕКС
15 ЛАЗОЛВАН
16 КЕТАНОВ
17 КАПТОПРЕС
18 ФЕСТАЛ
19 ФЕРВЕКС
20 ДИКЛОБЕРЛ
21 ЦЕФАЗОЛИН
22 АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА
23 КОЛДРЕКС
24 РАНИТИДИН
25 ВИАГРА
26 ЛИНЕКС
27 ФАСТУМ
28 ТРАУМЕЛЬ С
29 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
30 ГЕПАБЕНЕ
31 ЦИТРАМОН
32 КАЛЬЦЕМИН
33 ФЛУКОНАЗОЛ
34 АМБРОКСОЛ
35 СТРЕПСИЛС
36 МОВАЛИС
37 ЭНТЕРОСГЕЛЬ
38 ТИОТРИАЗОЛИН
39 НИМЕСИЛ
40 КАРСИЛ
41 ВИГОР
42 КАВИНТОН
43 ОМЕЗ
44 ДИП РИЛИФ
45 МУЛЬТИ-ТАБС
46 СПАЗМАЛГОН
47 АНАЛГИН
48 ДОЛАРЕН
49 ТРОКСЕВАЗИН
50 МАКРОПЕН

Рейтинг корпораций по объему аптечных продаж в апреле 2006 г., как и месяцем ранее, возглавила «Menarini Group» (табл. 7). В целом состав его участников продемонстрировал достаточно высокий уровень стабильности, отличившись появлением всего 5 компаний, не заявленных в рейтинге апреля прошлого года.

Таблица 7

Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в апреле 2005 и 2006 г.

Корпорация № п/п
2006 г. 2005 г.
Menarini Group (Италия) 1 2
Sanofi-Aventis (Франция) 2 1
Дарница (Украина) 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 4 4
Novartis (Швейцария)* 5 6
KRKA (Словения) 6 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 7 7
Фармак (Украина) 8 8
Здоровье (Украина) 9 9
GlaxoSmithKline (Великобритания) 10 10
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11
Servier (Франция) 12 17
Actavis (Исландия) 13 15
Heel (Германия) 14 12
Sagmel (США) 15 13
Boehringer Ingelheim (Германия) 16 14
ratiopharm (Германия) 17 16
Nycomed (Норвегия) 18 20
Pfizer Inc. (США) 19 19
Genom Biotech (Индия) 20 18
Ranbaxy (Индия) 21 22
Bittner (Австрия) 22 21
Киевский витаминный завод (Украина) 23 23
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 24 25
Bayer (Германия) 25 86
Egis (Венгрия) 26 26
Schering (Германия) 27 24
BMS (США) 28 28
Pliva (Хорватия) 29 29
Naturwaren (Германия) 30 35
Стада-Нижфарм (Германия–Россия) 31
Материа Медика (Россия) 32 51
Dr. Reddy’s (Индия) 33 37
Unipharm (США) 34 34
Grindeks (Латвия) 35 27
Mili Healthcare (Великобритания) 36 48
Концерн Стирол (Украина) 37 33
Bionorica (Германия) 38 38
Sopharma (Болгария) 39 30
Johnson&Johnson (США) 40 32
Zentiva (Чешская Республика) 41 39
Биофарма (Украина) 42 36
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 43 42
Schering-Plough Corp. (США) 44 43
Сперко Украина (Украина) 45 40
Roche (Швейцария) 46 31
IVAX (США) 47 44
Pharmascience (Канада) 48 57
Олайнфарм (Латвия) 49 46
Ferrosan (Дания) 50 41

*С 01.2006 г. данные по компании «Hexal AG» (Германия) включены в итоговые корпорации «Novartis» (Швейцария).

Обращает на себя внимание тот факт, что в топ-50 вошло немногим более 10% общего количества корпораций, представленных на рынке. При этом в их руках по итогам исследуемого периода оказалось сосредоточено 72,1% всего розничного фармацевтического рынка Украины, что незначительно отличается от показателей аналогичных периодов 2004 и 2005 г.

Более детальный анализ позволил установить, что количество корпораций, представленных на украинском рынке, по сравнению с апрелем прошлого года увеличилось. Впрочем, на фоне стремительного развития розничного фармрынка этот процесс представляется вполне естественным. Очевидно также, что общее количество корпораций, представленных на отечественном фармрынке, со временем еще будет увеличиваться. А максимальная доля объемов аптечных продаж ЛС (порядка 70%), по-видимому, так и останется закрепленной за 50 ведущими корпорациями.

В рейтинге владельцев лицензий по объему аптечных продаж в апреле 2006 г. 1-е место заняла компания «Berlin-Chemie» (табл. 8), а в целом расположение компаний значительно изменилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако отметим, что половина лидирующих позиций осталась закреплена за украинскими предприятиями. В то же время, благодаря существенному увеличению объемов продаж препаратов компании «Servier» удалось подняться с 13-й позиции в апреле 2005 г. на 8-ю в исследуемый период.

Таблица 8

Топ-лист владельцев лицензий
по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в апреле 2005 и 2006 г.

Владелец лицензии № п/п
2006 г. 2005 г.
Berlin-Chemie (Германия) 1 2
Дарница (Украина) 2 1
KRKA (Словения) 3 3
Фармак (Украина) 4 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 4
Здоровье (Украина) 6 6
Киевмедпрепарат (Украина) 7 7
Servier (Франция) 8 13
Gedeon Richter (Венгрия) 9 8
Heel (Германия) 10 9

Итак, спрос на различные товары «аптечной корзины» по-прежнему стремительно растет. При этом темпы его повышения на «вспомогательные» товары уже не первый месяц значительно превышают таковые на ЛС, даже несмотря на то, что прирост объемов продаж косметики в апреле 2006 г. оказался практически в 2 раза ниже, чем за первые 3 мес 2006 г. Интересно также, что в исследуемый период было отмечено существенное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки БАД и снижение этого показателя по косметике, что связано со значительной активностью производителей в этих сегментах.

Конечно же, сохраняется тенденция к увеличению объемов продаж относительно дорогостоящей продукции. Кроме этого, по итогам исследуемого периода прирост объемов реализации препаратов, относящихся к высокостоимостной нише, оказался максимальным в разрезе всех ценовых ниш. Заслуживает внимания также превалирующее увеличение объемов продаж отечественных высокостоимостных препаратов над таковыми зарубежного производства относительно аналогичного периода прошлого года. Определенное влияние на это оказали изменения в продуктовом портфеле отечественных производителей, которые сопровождались снижением средневзвешенной стоимости таких ЛС. Важно также, что увеличение удельного веса количества торговых наименований препаратов отечественного производства, реализованных в апреле 2006 г., относительно апреля 2005 г. отмечается абсолютно во всех ценовых нишах.

В целом же не удивительно, что благоприятная почва для роста на просторах украинского фармацевтического рынка вызывает большой ажиотаж среди участников фармбизнеса. Об этом достаточно убедительно свидетельствует количество желающих выйти на украинский рынок с одной стороны и нежелание уже работающих здесь операторов принимать новичков в свой круг — с другой. Однако такая ситуация в Украине пока что является лишь тенью реалий фармрынков многих развитых стран. Поэтому его еще можно считать тем самым «златым крыльцом», на котором могут сидеть рядом — … n

ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ

Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–26-ю неделю 2006 г.

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–26-ю неделю 2006 г.

В последнюю неделю июня – первую неделю июля 2006 г. показатель индекса активности аптечных продаж составил 1,30, снизившись на 12 пунктов по сравнению с предыдущей неделей. В целом за июнь этот показатель варьировал в пределах от 1,30 (26-я неделя) до 1,53 (23-я неделя), что указывает на незначительное увеличение темпов роста рынка аптечных продаж по сравнению с маем 2006 г. и в целом характеризуется сезонным спадом потребительской активности.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж». В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети. Если вы хотите оценить успешность вашей компании — звоните по тел.: (044) 569-44-60 или пишите по e-mail: [email protected]

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Екатерина Кармалита, Оксана Сергиенко

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті