Нестандартные подходы к ценообразованию на препараты зарубежного производства в условиях кризиса

Редакция «Еженедельника АПТЕКА» пристально следит за изменением стоимости лекарственных средств в розничной сети и продолжает регулярно информировать читателей о тенденциях, которые имеют место на украинском фармацевтическом рынке (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 12 (983) от 30.03.2015 г.). При подготовке очередной публикации, посвященной вопросу изменения стоимости лекарственных средств, наше внимание привлекла нестандартная политика ценообразования, которую несколько месяцев назад начала проводить одна из зарубежных компаний, длительное время присутствующих на украинском фармацевтическом рынке. Так, компания «Astellas Pharma Europe» за последние несколько месяцев значительно снизила цены на большинство своих продуктов, и это на фоне значительной девальвации национальной валюты, что, как известно, и является ключевой причиной роста цен на лекарства, отмечающегося в прошедшем и текущем году. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Прошедший год принес нашей стране немало потрясений — социально-экономический кризис привел к резкой девальвации национальной валюты, а за ней — и к повышению цен на товары, в том числе и лекарства. Одним из ключевых факторов, определяющих уровень повышения цены тех или иных препаратов в гривне, является удельный вес валютной составляющей при формировании их стоимости.

Таким образом, логично предположить, что стоимость лекарственных средств отечественного производства с января 2014 г. повышалась не так стремительно, как для зарубежных препаратов. Это подтверждают и аналитические данные (рис. 1). Так, по итогам марта 2015 г. среднее повышение розничной стоимости препаратов отечественного производства по сравнению с январем 2014 г. составило 53,7%, тот же показатель для лекарственных средств, закупаемых за валюту непосредственно у производителя, повысился на 153,7%, а в среднем по рынку — на 88,6% (см. рис. 1).

При этом повышение стоимости лекарственных средств компании «Astellas» по итогам марта 2015 г. по сравнению с январем 2014 г. составило лишь 31,9%! Это не только меньше, чем в среднем по рынку, но и ниже такого показателя для препаратов отечественного производства более чем на 20%!

При этом стоит отметить, что практически весь 2014 г. политика ценообразования компании «Astellas» велась в одном ключе с другими зарубежными фармацевтическими компаниями, приобретающими лекарственные средства за валюту. Однако уже с начала 2015 г., несмотря на очередную волну резкой девальвации национальной валюты в феврале текущего года, была отмечена тенденция к снижению стоимости лекарственных средств компании «Astellas». В результате, достигнув пикового значения повышения стоимости препаратов — 79,5%, в декабре 2014 г. компания сумела снизить свои цены в марте текущего года до уровня даже ниже, чем в марте 2014 г.

Рис. 1
 Повышение розничных цен на лекарственные средства отечественного, зарубежного производства, закупаемые за валюту или за гривню, а также таковые компании «Astellas» за период февраль 2014 — март 2015 г. по сравнению с январем 2014 г.
Повышение розничных цен на лекарственные средства отечественного, зарубежного производства, закупаемые за валюту или за гривню, а также таковые компании «Astellas» за период февраль 2014 — март 2015 г. по сравнению с январем 2014 г.

Каким образом компании «Astellas» удалось добиться таких результатов? В чем заключается стратегия ценообразования «Astellas»?

Стремясь найти ответы на эти вопросы, редакция «Еженедельника АПТЕКА» попросила прокомментировать такое неожиданное изменение стратегии ценообразования компании главу представительства «Astellas» в Украине — Кшиштофа Седлецки.

— Прежде всего хотел бы отметить, что «Astellas», которая была образована путем слияния компаний «Яманучи» и «Фуджисава», является одной из ведущих японских фармацевтических компаний. Компания «Astellas» специализируется на разработке и производстве препаратов, применяющихся в трансплантологии, урологии, дерматологии, при инфекциях и терапии боли. Кроме того, «Astellas» разрабатывает портфель лекарственных средств для лечения онкологических заболеваний.

Сегодня Украина переживает непростые времена. Из-за стремительной девальвации нацио­нальной валюты покупательная способность населения резко снизилась, а стоимость многих товаров значительно возросла, среди них и лекарственные средства. В этих условиях украинским пациентам приходится все сложнее и сложнее — стоимость курса лечения нередко повышается в разы. Поэтому компания приняла решение поддержать украинских пациентов в эти нелегкие времена и пересмотрела политику ценообразования на большинство препаратов, представленных на украинском фармацевтическом рынке, с целью сделать их более доступными для пациентов, нуждающихся в длительном лечении.

В Украине присутствует 20 брэндов лекарственных средств компании «Astellas», на 14 из которых по итогам 16-й недели 2015 г. компания снизила цены. Результатом реализации производителем этой политики стало снижение цен на препараты в розничной сети. Снижение стоимости лекарственных средств в ценах поставщика было достаточно существенным и варьировало в пределах 9–90% среди ключевых брэндов компании. (рис. 2).

Рис. 2
 Ключевые брэнды компании «Astellas» по показателю снижения цены закупки для аптек по итогам 16-й недели по сравнению с 1-й неделей 2015 г.
Ключевые брэнды компании «Astellas» по показателю снижения цены закупки для аптек по итогам 16-й недели по сравнению с 1-й неделей 2015 г.
Рис. 3
 Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ОМНИК® в январе–апреле 2015 г.
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ОМНИК® в январе–апреле 2015 г.

Начав снижать цены на лекарственные средства и получив положительный отклик от пациентов и врачей, мы решили пойти дальше и продолжить снижать цены. Так, в апреле компания снизила цену на препарат ОМНИК® — в результате его цена закупки для аптек уменьшилась с 277 грн. (по состоянию на 02.03.2015 г.) до 93 грн. (по состоянию на 02.04.2015 г.; рис. 3). Это практически в 2 раза меньше по сравнению с ценой закупки для аптек этого препарата по итогам 2013 г.!

Вы спросите, почему мы выбрали именно этот препарат для такого значительного снижения цены? Дело в том, что ОМНИК® показан для применения при доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Этой социально значимой проблеме, на мой взгляд, в украинском обществе уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, гиперплазию предстательной железы отмечают у значительного количества мужчин в возрасте старше 45 лет. С другой стороны, для лечения гиперплазии предстательной железы часто требуется длительное применение препаратов.

Таким образом, мы решили помочь пациентам с этой патологией получить доступ к качественной эффективной терапии по более доступной цене. При этом экономия при приеме препарата ОМНИК® на протяжении 1 мес составит около 165 грн.*, а при длительном применении (12 мес) — до 2000 грн.

Также в апреле нами были снижены цены на антибиотик ФЛЕМОКЛАВ СОЛЮТАБ®. Дистрибьюторская цена препаратов брэнда ФЛЕМОКЛАВ СОЛЮТАБ® по состоянию на 18 апреля 2015 г. снизилась примерно в 2 раза по сравнению с началом года (03.01.2015 г.; рис. 4). Данное лекарственное средство, среди прочего, применяется при инфекциях нижних и верхних дыхательных путей, ЛОР-органов и поэтому будет актуально весной.

Рис. 4
 Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ФЛЕМОКЛАВ СОЛЮТАБ® в январе–апреле 2015 г.
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ФЛЕМОКЛАВ СОЛЮТАБ® в январе–апреле 2015 г.

Кроме того, компанией были снижены цены на препараты брэнда ДЕ-НОЛ®, показанные при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрите. Его цена закупки для аптек по состоянию на 14 апреля 2015 г. снизилась примерно в 2 раза, по сравнению с началом года (02.01.2015; рис. 5).

Рис. 5
 Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ДЕ-НОЛ® в январе–апреле 2015 г.
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ДЕ-НОЛ® в январе–апреле 2015 г.

Решение о снижении цен также было принято в отношении препаратов ФОСФАЛЮГЕЛЬ и ЛОКОИД®. В результате дистрибьюторская цена по состоянию на 15.04.2015 г. препарата ФОСФАЛЮГЕЛЬ снизилась почти на 40%, а ЛОКОИД® — на 30% по сравнению с первыми числами января 2015 г. (рис. 6, 7).

Рис. 6
 Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ФОСФАЛЮГЕЛЬ в январе–апреле 2015 г.
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ФОСФАЛЮГЕЛЬ в январе–апреле 2015 г.
Рис. 7
 Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ЛОКОИД® в январе–апреле 2015 г.
Подневная динамика изменения средневзвешенной цены закупки для аптек на препарат ЛОКОИД® в январе–апреле 2015 г.

Необходимо подчеркнуть, что лекарственные средства компании «Astellas» выпускаются на современных производственных площадках. Компания уделяет большое внимание вопросам обеспечения качества на всех этапах производства и транспортировки своих препаратов.

Также я хотел бы поблагодарить дружную команду компании «Astellas» в Украине, благодаря упорному ежедневному труду которой, сегодня для украинцев доступны современные качественные препараты зарубежного производства.

Справка

Компания «Astellas» входит в топ-20 фармацевтических компаний по объему продаж рецептурных препаратов в мире по итогам 2013 г.** В компании работает около 15 тыс. сотрудников.

Основные усилия компании «Astellas» сосредоточены на следующих областях медицины: трансплантология, урология, дерматология, инфекции и терапия боли. Особенно привлекает внимание деятельность компании «Astellas» в сфере трансплантологии. Так, компания «Astellas» наряду с производством современных иммуносупрессивных препаратов в течение 1 мес после трансплантации предоставляет их украинским пациентам на бесплатной основе.

Евгения Лукьянчук,
фото Сергея Бека
*Разница розничной цены по состоянию на 18.04.2015 г. и 18.03.2015 г.
**По данным отчета «World Preview 2014, Outlook to 2020» аналитической компании «EvaluatePharma».
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті