AIPM о проблемах и путях развития российского фармацевтического рынка

См. также:

Современной тенденцией здравоохранения России является усиление механизмов государственного регулирования, направленного на более рациональное использование ограниченных ресурсов. Наметившиеся во второй половине 1999 г. тенденции улучшения ситуации на фармацевтическом рынке сохранились в 2000 и 2001 гг. Объем импорта в 2000 г. возрос на 48% по сравнению с 1999 г. и составил более 1,23 млрд долл. США, а за 9 мес 2001 г. по сравнению с аналогичным периодом 2000 г. — на 36%, составив 1,1 млрд долл. США. Одним из важных факторов динамичного развития фармацевтического рынка России и создания надлежащих условий для инвестирования фармацевтической индустрии страны является либерализация рынка, гармонизация регуляторной политики с международными нормами и правилами, совершенствование таможенного и налогового законодательства. Кажется, что проблем накопилось больше, чем путей их эффективного решения. Ситуация в фармацевтической отрасли Украины в определенной мере напоминает таковую в России. Фармацевтический рынок Украины динамично развивается, однако его субъекты нуждаются в установлении четких ориентиров: куда и как двигаться дальше. Представляется целесообразным ознакомить читателей с анализом путей возможного дальнейшего развития фармацевтического рынка России, который осуществил исполнительный директор AIPM (The Association of International Pharmaceutical Manufacturers — Ассоциация международных фармацевтических производителей) Р. Розен.

Господин Розен считает, что регулирование цен на лекарственные средства должно быть максимально гармонизировано с таковым других стран, входящих в AIPM. Такое регулирование должно касаться только тех лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые напрямую оплачиваются государством, и эта политика должна определяться только на федеральном уровне. Введение с 1 января 2002 г. НДС на зарегистрированные лекарственные средства и изделия медицинского назначения только увеличивает затраты как пациента, так и государства. Свободное рыночное ценообразование и конкурентоспособные цены на фармацевтическую продукцию не только сокращают расходы на здравоохранение, но и обеспечивают более качественные и разнообразные медицинские услуги. К сожалению, государственный аппарат многих стран мира часто ошибочно прибегает к способам прямого контроля за ценами на лекарственные средства и к попытке ограничить увеличение расходов на здравоохранение.

Р. Розен отмечает, что попытки ограничения ввоза и реализации некоторых категорий импортных лекарственных средств вызывают серьезную обеспокоенность представителей фармацевтического рынка. Очевидно, что предлагаемые меры ущемят интересы потребителей, ограничат выбор и доступность качественных лекарственных средств, могут привести к исчезновению из аптек ряда эффективных импортных препаратов. Ограничение импорта лекарственных средств не решит проблему, но приведет к снижению инвестиционной привлекательности российских предприятий для иностранных партнеров.

Таможенные пошлины на лекарственные средства должны быть снижены, поскольку они приводят к их удорожанию. Импорт лекарственных средств, субстанций, исходного сырья, упаковочных материалов и др. должен быть освобожден от уплаты таможенных пошлин, что обеспечит приток инвестиций в Россию. Подорожание лекарственных средств неизбежно приведет к снижению их потребления, сокращению импорта и, как следствие, к уменьшению таможенных поступлений в бюджет.

Основной целью стратегии в области здравоохранения является повышение доступности современных лекарственных средств как воспроизведенных, так и инновационных. В качестве инструмента для принятия решений используются принципы доказательной медицины, поощрение честной конкуренции на рынке.

Лекарственные средства, затраты на которые возмещаются, должны соответствовать современным международным стандартам, основанным на принципах доказательной медицины. Коррекцию перечней лекарственных средств, цены на которые регулируются, и тех, которые можно закупать за бюджетные средства, необходимо проводить, опираясь на клинические и экономические результаты их применения, в том числе и отдаленные. Следует выработать единые стандарты эффективности, качества и безопасности для всех препаратов, включенных в перечни, гармонизировать их с международными стандартами и правилами. Подлинная экономия без ущерба лечебному процессу будет достигнута в том случае, когда снизится приобретение старых, не пользующихся спросом препаратов и тем самым высвободятся средства для приобретения более эффективных, безопасных и качественных лекарственных средств, в том числе и инновационных.

Привлечение инвестиций является важной задачей любого правительства. Но инвестиции в фармацевтическом секторе осуществляются по более сложной схеме, нежели при строительстве фабрик для химического производства. Каким бы важным ни было строительство фабрик, без инвестиций в научно-исследовательскую базу, разработку и продажу новых лекарственных средств фармацевтическая промышленность не может развиваться. Руководство AIPM полагает, что национальная инвестиционная политика должна учитывать важность как строительства заводов и фабрик, так и материальных вложений в исследования и развитие «ноу-хау».

Важным этапом в процессе расширения возможностей для проведения в России международных клинических исследований становится внедрение правил GCP. Однако одной из наиболее существенных проблем, тормозящих проведение клинических исследований в России, что равносильно ежегодным потерям инвестиций в здравоохранение в размере не менее 200–300 млн долл. США, является невозможность быстрого (в течение нескольких дней) таможенного оформления документов и разрешения на получение препарата. Для расширения возможностей проведения в России международных клинических исследований необходима доработка имеющихся нормативно-правовых документов, предусматривающих возможность ускоренного и упрощенного таможенного оформления лекарственных средств и медицинской техники. Кроме того, тем, кто занимается клиническими исследованиями, необходимо дать разрешение на получение оплаты за проведенные исследования.

Выражая официальную точку зрения членов AIPM, господин Р. Розен отметил, что улучшение качества жизни населения России все больше будет зависеть от качества и доступности медицинского обслуживания. Обеспечение надлежащего качества лекарственных средств не только будет способствовать улучшению здоровья населения, но и сократит потери в результате нерационального использования ограниченных финансовых ресурсов в области здравоохранения. Однако решение вопросов по облегчению процедур таможенного оформления препаратов и медицинской техники в рамках клинических исследований вовсе не означает менее суровый контроль за прохождением грузов через границу.

В силу своей специфики фармацевтическая отрасль во всех странах мира находится под усиленным государственным контролем. AIPM с тревогой отмечает стремительное увеличение количества случаев появления фальсифицированных лекарственных средств на фармацевтическом рынке России из числа зарегистрированных. Сегодня фальсификации подвергаются любые лекарственные средства, представляющие коммерческий интерес, независимо от производителя и степени опасности для здоровья, а для их распространения нет никаких преград. Так, в 2000 г. было официально объявлено о 56 поддельных препаратах, появившихся на фармацевтическом рынке, в то время как 2 года назад их было только 5.

Соблюдение этических норм маркетинга фармацевтической продукции — ключевой фактор открытого и справедливого фармацевтического рынка России. Учитывая ответственность компаний и их обязанность предоставлять достоверную информацию о своей продукции, в AIPM считают, что самодисциплина и саморегулирование фармацевтических ассоциаций и ведущих фармацевтических производителей, в большей степени соответствуют общественным интересам, чем чрезмерно строгое правительственное регулирование. AIPM утвердила и руководствуется на практике Кодексом маркетинговой практики, который соответствует международным стандартам маркетинга фармацевтической продукции, установила соответствующие процедуры с тем, чтобы осуществлять контроль и, если необходимо, принимать меры в связи с нарушениями этики маркетинговой практики.

Либерализация и развитие фармацевтического рынка России представляется очень сложным и многогранным процессом. Конечно, производство, маркетинг, дистрибьюция и продажа лекарственных средств требуют более строгого регулирования по сравнению с другими секторами экономики. Вместе с тем, предложения AIPM разработаны с целью ограничить чрезмерную и несбалансированную бюрократизацию, которая является плодородной почвой для злоупотреблений. Достижение поставленных целей позволит приблизить Россию к международным стандартам и полноправному участию во ВТО, а также повысит ее инвестиционную привлекательность.

По материалам «Фармацевтического вестника» (Россия)

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*