Лекарственные средства и современные информационные технологии

Особенностями современного этапа развития науки, промышленности и рынка являются компьютеризация и повсеместное внедрение информационных технологий. Все более широко применяют информационные технологии, основанные на анализе данных с использованием современных статистических методов. В настоящее время невозможно представить процесс разработки лекарственных средств, проведение их доклинических и клинических испытаний, производство, маркетинг, дистрибьюцию и розничную продажу без применения современных статистических методов анализа данных, что позволяет сэкономить значительные средства на всех этапах пути лекарственного препарата — от разработчика к потребителю, а также обеспечить принятие научно обоснованных решений.

Известно, что разработка лекарственного средства является достаточно дорогостоящей. На создание лекарственного препарата и его внедрение на фармацевтический рынок необходимо вложить около 1 млрд долларов США (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 49 (320)). Уже на ранних этапах разработки новой молекулы необходимо достоверно оценить ее фармакологические свойства. Ученые, проводя доклинические исследования, ожидают получить убедительные данные относительно специфической активности, токсических, тератогенных, эмбриотоксических и других свойств изучаемого лекарственного средства. Цель клинических испытаний — изучить на репрезентативной (представительной) выборке клиническую эффективность и безопасность лекарственного средства в сопоставлении с плацебо или препаратом сравнения. Даже в случае получения убедительных доказательств того, что исследуемое лекарственное средство является эффективным и безопасным, проблематичным остается вопрос — займет ли оно предполагаемую нишу на фармацевтическом рынке.

Нередко случается, что в аптечном учреждении отсутствуют необходимые лекарственные средства, пользующиеся спросом у потребителей. Что и как необходимо сделать, чтобы оптимально расширить ассортимент лекарственных препаратов в аптеках, который бы максимально удовлетворял потребности покупателей?

Мировая практика убедительно свидетельствует о том, что активное использование в работе ученых и специалистов по маркетингу лекарственных средств в сфере их производства, дистрибьюции, розничной продажи и т.д. методов статистического анализа данных помогает операторам фармацевтического рынка более эффективно осуществлять свою экономическую деятельность. При использовании адекватных математико-статистических методов тщательно взвешенная стратегия маркетинга лекарственных средств способствует экономическому процветанию фармацевтических компаний.

Необходимо откровенно сказать, что отечественные операторы фармацевтического рынка в недостаточной степени используют возможности статистического анализа данных. Поэтому они оказываются в проигрыше по сравнению с западными компаниями, которые активно применяют методы статистического анализа, в частности, в маркетинге лекарственных средств. Поэтому приобретение необходимых знаний и навыков в сфере статистического анализа является приоритетной задачей отечественной фармации.

Авторитетные украинские специалисты в области медицинской статистики — Анатолий Чубенко — ведущий научный сотрудник ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины, заведующий отделом Института фармакологии и токсикологии АМН Украины, кандидат медицинских наук; Павел Бабич — инженер-системотехник, автор ряда работ по практическому применению экспериментально-статистических методов и разработчик оригинального программного обеспечения по анализу данных и Сергей Лапач — преподаватель Национального технического университета «Киевский политехнический институт», разработчик оригинальных алгоритмов анализа данных — рассказывают об актуальных проблемах и перспективах внедрения современных информационных технологий в повседневную практику отечественной фармации.

ТОКСИЧНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

— Фармакология и токсикология — это область медицины, где методы количественной оценки эффекта действия биологически активных веществ имеют огромное, а порой решающее значение. Без их использования фармакология как самостоятельная дисциплина не могла бы существовать. Благодаря внедрению методов статистического анализа данных в повседневную практику стало возможным изучать количественную зависимость «доза — эффект» лекарственных средств, а также надлежащим образом оценивать их токсичность. Парацельс в свое время заметил, что каждое лекарство в высокой дозе — яд, и соответственно яд в низкой дозе — лекарство.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Анатолий Чубенко, ведущий научный сотрудник ГП «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины, заведующий отделом Института фармакологии и токсикологии АМН Украины, кандидат медицинских наук

— Земские врачи в России использовали в клинической практике приблизительно 100–200 лекарственных средств. В настоящее время в Украине зарегистрировано более 7 тыс. лекарственных препаратов. Как правило, врач рекомендует пациенту как минимум 2–3 лекарственных средства. При назначении двух препаратов врач должен учитывать, что они могут проявлять аддитивный эффект (1+1 = 2), быть антагонистами (1 +1 < 2) или потенцировать действие друг друга (1 + 1 > 2 и более). В тех случаях, когда пациенту назначают два лекарственных препарата, можно с высокой степенью точности прогнозировать, как они повлияют на фармакокинетику и фармакодинамику друг друга. Когда больному назначают три препарата, необходимо применять современные математические методы, чтобы получить представление о комбинированном действии лекарственных средств. Вместе с тем, в клинической практике нередки случаи, когда в схему лечения пациента включают 5–6 и более лекарственных препаратов.

Опытные земские врачи обычно не выписывали в одном рецепте более трех лекарственных препаратов, поскольку они очень осторожно подходили к вопросу их комбинированного действия. Но в то время они не располагали необходимыми научными данными о фармакодинамике и фармакокинетике лекарственных препаратов. На сегодняшний день существует большое количество научной информации относительно молекулярных механизмов действия лекарственных средств и их взаимодействия. Кроме того, разработаны компьютерные программы, в которых реализованы современные методы математического моделирования и статистического анализа данных, с помощью которых можно с заданной степенью надежности оценить, а в определенных случаях и смоделировать комбинированное действие лекарственных препаратов.

ЗНАЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В СВЕТЕ GLP, GCP, GMP, GDP, GPP

— Необходимо отметить, что в настоящее время в нашей стране идет подготовка к переходу отечественной фармацевтической промышленности на функционирование в соответствии с требованиями GMP. В новом проекте закона «О лекарственных средствах», принятом Верховной Радой в первом чтении, записано требование проводить доклинические и клинические исследования лекарственных средств согласно стандартам GLP и GCP. В связи с этим существенно возрастает значение надлежащего применения методов статистического анализа данных, без чего невозможно получить надежные и сопоставимые результаты, а также делать выводы о клинической эффективности лекарственных средств.

Ученые, проводящие клиническое испытание и обрабатывающие его результаты, должны четко описать его дизайн и применяемую методологию, а также детально изложить методы статистической обработки результатов для того, чтобы данное исследование могло быть воспроизведено в любом другом медицинском научно-исследовательском учреждении мира.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СПОСОБСТВУЕТ ЭКОНОМИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

— Применение методов математического моделирования в научных исследованиях позволяет вывести их на качественно более высокий уровень. Эти методы широко используют при проведении эпидемиологических, доклинических и клинических исследований. Фактически не существует такой отрасли медицины и фармации, в которой бы не использовали методы математического моделирования.

В настоящее время в нашей стране существует острый дефицит денежных средств для инвестиций в проведение необходимых исследований с целью создания лекарственных препаратов. Следует отметить, что в распоряжении ученых имеются хорошо зарекомендовавшие себя в международной научной практике методы планирования эксперимента, которые позволяют существенно сэкономить средства за счет сокращения объема исследований, количества экспериментальных животных. Таким образом, применяя современные методы планирования эксперимента, можно существенно снизить затраты на его проведение, одновременно повысив эффективность получения необходимой информации.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

— В фармакологии активно используют методы экстраполяции данных, полученных в экспериментах на животных, так как не все исследования, особенно токсикологического профиля, можно проводить с участием человека. Методы, которые позволяют экстраполировать на человека результаты, полученные в ходе проведения опытов на животных, значительно облегчают работу врачей, участвующих в клинических испытаниях.

ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

p_342_21_270502_BABICH.jpg (7061 bytes)

Павел Бабич, инженер-системотехник, автор ряда работ по  практическому применению экспериментально-статистических методов и  разработчик оригинального программного обеспечения по анализу данных

— В современных медико-биологических и маркетинговых исследованиях применение статистических методов стало традиционным. В связи с повышением вычислительной мощности современных компьютеров появилась возможность использовать статистические методы анализа данных, требующие интенсивных вычислений. Эти методы позволяют более комплексно анализировать имеющиеся в распоряжении исследователя данные, однако в некоторых случаях их применение сдерживают субъективные и объективные факторы. Субъективным фактором является определенная инертность в освоении новых методов, а объективным — недостаточное количество информации об этих методах и возможностях их применения.

Однако никакой, даже самый мощный компьютер, не может уберечь от ошибок. Часто публикации в медицинской научной литературе содержат досадные ошибки в применении статистических методов. Очень редко делаются попытки проверить предположения, на которых основано применение того или иного статистического метода, что ставит под сомнение корректность полученных результатов. Вряд ли в отечественных публикациях ситуация лучше. Это связано с целым рядом объективных причин. Например, в Интернете существуют кунсткамеры (в частности, такая кунсткамера размещена на сайте http://www.doktor.ru/doctor/biometr/), куда внесены отрывки из научных статей и диссертаций, содержащих ошибки в применении статистических методов.

Следует отметить, что в последнее время начали появляться книги, в которых изложены принципы и основные подходы к применению статистических методов в медико-биологических исследованиях. Однако такой литературы еще недостаточно. Кроме того, следует помнить, что врач и провизор, кроме овладения самими методами, должны освоить и какое-то программное средство (иногда несколько), поскольку любой метод требует достаточно большого объема вычислений.

Очень важно на начальном этапе планирования какого-либо исследования правильно сформулировать задачу и определить статистические методы анализа данных, которые будут использованы для анализа результатов. Иногда бывают случаи, когда эксперименты уже проведены, данные получены и уважаемые исследователи обращаются к специалисту по статистическим методам с просьбой обработать полученные результаты. Правильнее было бы обратиться к нему за консультацией перед сбором данных или проведением экспериментального исследования. Тогда и результаты были бы более качественными, и выводы научно обоснованными, и денег потратили бы меньше… Однако это следует отнести к влиянию такого фактора, как культура проведения экспериментальных исследований.

А должно все выглядеть следующим образом. Чтобы избежать ошибок, исследователь, перед тем как начать исследование, в ходе которого ожидает получить ответ на сформулированный вопрос, должен четко представлять, какими методами статистического анализа следует пользоваться с целью корректной обработки данных. Например, при проведении клинических испытаний от него требуется оценить общую численность всех потенциальных потребителей исследуемого лекарственного препарата, вычислить размер выборки и грамотно сформировать ее, стремясь, чтобы в этой выборке были максимально отражены структура и остальные особенности всей совокупности. Это крайне важно с точки зрения принципов доказательной медицины. Отдельного обсуждения требует проблема достоверности результатов ограниченных клинических испытаний, которые все еще проводятся в нашей стране, а также биоэквивалентности генериков.

Таким образом, при осуществлении статистической обработки результатов клинических исследований, оценки биоэквивалентности и терапевтической эквивалентности генерика по отношению к препарату сравнения может возникнуть ряд вопросов, касающихся корректности проведения исследований. В связи с этим существует необходимость более широкого информирования заинтересованных лиц о принципах, подходах и современных методах статистического анализа данных.

Выход из сложившийся ситуации с применением статистических методов анализа данных лежит в двух плоскостях: с одной стороны, это повышение уровня освоения статистических методов исследователями и учеными, а с другой — привлечение к исследованиям в качестве консультантов специалистов, специализирующихся на применении методов статистического анализа данных и имеющих соответствующие знания и опыт.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В МАРКЕТИНГЕ

— Еще до недавнего времени мы жили в условиях общего дефицита. Поэтому не было необходимости в проведении маркетинговых исследований: потребитель покупал все, что ему предлагал производитель. Сейчас ситуация кардинально изменилась. В Украине существует уже достаточно насыщенный рынок, на котором ведется острая конкурентная борьба.

В этой борьбе выживает тот, кто может правильно оценить, какие лекарственные средства и среди какой категории населения будут пользоваться спросом. Цена ошибки для отечественных производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов может быть очень высокой. В связи с этим существенно повышается роль маркетинговых исследований фармацевтического рынка.

p_342_21_270502_LAPACH.jpg (7380 bytes)

Сергей Лапач, преподаватель Национального технического университета «Киевский политехнический институт»

Западные компании это поняли уже давно. В последнее время в экономически развитых странах мира наблюдается определенный спад инновационной активности фармацевтических фирм. На протяжении двух десятилетий в странах Европейского Союза доля новых лекарственных средств, созданных европейскими компаниями, уменьшилась как в абсолютных, так и в относительных показателях, несмотря на тот факт, что на протяжении 1990–1998 гг. средства, выделенные на научные исследования и разработку новых препаратов, в США увеличились на 350%, в Европе — на 200%. Поэтому в последние годы ведущие инновационные фармацевтические компании особое внимание уделяют вопросам совершенствования методологии маркетинга оригинальных лекарственных средств. Их цель — запустить на мировой фармацевтический рынок препарат-блокбастер, годовой объем продаж которого превысит 1 млрд долларов США, а по истечении срока патентной защиты удерживать объем его продаж на максимальном уровне.

Следует иметь в виду, что результаты маркетингового исследования будут корректными лишь в случае надлежащего использования соответствующих методов статистического анализа. А от этого, безусловно, будет зависеть судьба лекарственного средства, которое планируется промотировать на фармацевтическом рынке.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

На IX Российском национальном конгрессе «Человек и лекарство» треть докладов прямо или косвенно была связана с применением статистических методов. Бум информационных технологий начался с появлением персонального компьютера, который стал рабочим инструментом у исследователей. Использование соответствующих компьютерных статистических программ помогает надлежащим образом оценивать параметры различных физиологических, биохимических, электрокардиографических, электроэнцефалографических и других данных. К сожалению, в нашей стране компьютеры в большей степени используют для престижа или в качестве печатной машинки, в то время как возможности его применения в научных исследованиях, клинике и маркетинге значительно шире.

Рассмотреть все аспекты применения методов статистического анализа в сфере фармации в одной публикации невозможно. Поэтому ведущие украинские ученые коснулись только некоторых важнейших проблем, касающихся использования информационных технологий в научных исследованиях и маркетинге лекарственных средств. Подробную информацию о методах статистического анализа, используемых при статистической обработке результатов экспериментальных исследований, клинических испытаний и для проведения анализа фармацевтического рынка, можно найти в книге: С.Н. Лапач, А.В. Чубенко, П.Н. Бабич «Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel» (Киев, 2001, «Морион»). Бесспорным преимуществом данного пособия по медицинской статистике является тот факт, что для удобства пользователей к нему прилагается дискета, содержащая готовые программы для статистического анализа. Описание каждого метода иллюстрируется примером, который содержится как в книге, так и на дискете. Поэтому пользователь, выбрав нужную программу для статистического анализа, может ввести в соответствующие поля Excel цифровые данные и сразу получить готовый результат. Следует отметить, что книга пользуется значительным спросом у специалистов преимущественно в России. Ее первое издание быстро разошлось. В настоящее время в продаже имеется дополненное и исправленное второе издание данной книги.

Вопросы, рассматриваемые в данной публикации, требуют более детального освещения. В связи с этим «Еженедельник АПТЕКА» планирует опубликовать серию статей, посвященных использованию и внедрению современных информационных технологий в медицине и фармации.

Виктор Маргитич
Фото Евгения Кривши

Уважаемые читатели!

Учитывая особую актуальность проблемы внедрения и надлежащего использования методов статистического анализа в повседневной практике операторов фармацевтического рынка, редакция «Еженедельника АПТЕКА» открывает новую рубрику «Информационные технологии — вопросы читателей», в которой будут публиковаться ответы ведущих украинских специалистов в области медицинской статистики на вопросы читателей. Вопросы можно задавать по телефону, присылать по  факсу или электронной почтой.

Тел./факс: (044) 238-68-60 (многоканальный)

E-mail: [email protected].иа

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті