Информационные технологии в здравоохранении: перспективы развития

29 Травня 2015 2:56 Поділитися
Современные информационные технологии (ИТ) занимают все более важное место во всех сферах человеческой деятельности, и здравоохранение — не исключение. Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависят качество медицинской помощи, уровень жизни населения, развития страны. Перспективы развития новейших информационных технологий в украинской медицине были рассмотрены 26 мая в ходе круглого стола, организованного общественной организацией «IT Альянс» при поддержке Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения (Комитет).

Информационные технологии в здравоохранении: перспективы развитияВ обсуждении этой актуальной темы приняли участие более 60 человек, среди которых — члены профильного комитета, представители МЗ Украины, Национальной академии медицинских наук Украины, Киевской городской государственной администрации, Посольства США в Украине, Всемирного банка, руководители американских и европейских компаний — разработчиков и поставщиков медицинских информационных систем, руководители областных департаментов здравоохранения, юристы и другие специалисты.

Участников круглого стола поприветствовал Андрей Бирюков, президент «ІТ Альянс», отметив, что цель мероприятия — обозначить основные направления и идеи, в которых бы ІТ-отрасль могла быть полезна медицине.

Концепцию создания национальной информационной системы здравоохранения (НИСЗ) на примере Словакии представила Нина Шараевская, заместитель директора компании IQusion. НИСЗ — это информационно-коммуникационное централизованное решение электронного здравоохранения, предназначенное для поддержки работы системы здравоохранения, автоматизации ее процессов, обеспечения взаимодействия и обмена клиническими данными пациентов между учреждениями здравоохранения и другими участниками системы. НИСЗ построена по принципу облачной архитектуры и управляет централизованными приложениями и хранилищами данных; интегрирует существующие медицинские информационные системы, обеспечивая централизованное хранение данных о пациентах и доступ к ним. Кроме того, в ее основе пациенториентированный подход, который позволяет пациенту получить доступ к персональному электронному паспорту здоровья, а также регулировать доступ к персональным клиническим данным.

Докладчик представила концептуальную архитектуру НИСЗ Словакии, а также были рассмотрены особенности данных, собранных в системе. Так, клинические данные, касающиеся предоставления медицинских услуг, создаются и хранятся в базе данных медицинских информационных систем учреждений здравоохранения. Параллельно НИСЗ содержит в облачном централизованном электронном хранилище медицинских данных необходимую информацию о назначениях, лечении, медицинских заключениях, результатах лабораторных исследований, вакцинации, выписках, личных данных пациентов. Клинические и персональные данные хранятся отдельно и связаны между собой уникальным кодом с целью обеспечения требуемого уровня безопасности. Для ведения статистики и построения базы данных используются обезличенные клинические данные, которые хранятся в централизованном хранилище совместно с персональными данными.

В Словакии сохранены все медицинские информационные системы, ранее внедренные в учреждениях здравоохранения, и для их интеграции с НИСЗ была введена сертификация с целью обеспечения безопасности и достоверности данных. Интеграция с централизованными приложениями и централизованным хранилищем данных выполняется поставщиками приложений посредством web-сервисов при использовании защищенных каналов связи. С целью аккумуляции всех необходимых данных в централизованном хранилище НИСЗ требует интеграции всех медицинских информационных систем учреждений здравоохранения: первичной медико-санитарной помощи, больниц, аптек, лабораторий. Все они могут просматривать клинические данные пациента, хранящиеся централизованно при наличии соответствующих прав и доступа. Согласно законодательству только пациент и его семейный врач имеют доступ к его электронному паспорту здоровья, пациент также управляет доступом к нему.

Централизованные приложения включают:

  • национальный портал здравоохранения;
  • электронный паспорт здоровья;
  • электронный реестр пациентов (создание, управление, выписка рецептов врачами и доступ к ним фармацевтов);
  • управление пациентами.

Ключевыми пользователями национального портала здравоохранения являются граждане страны, иностранцы и медицинские работники. Для первых портал содержит информацию о выборе индивидуальных медицинских услуг, справку о необходимых действиях в экстренных ситуациях, информацию о медицинском образовании, базу знаний о здоровье, заболеваниях, препаратах, организме человека, а также доступ к электронному паспорту здоровья. Медики получают данные о законодательстве, административную и организационную информацию, базу данных исследований, сведения о возможностях образования и дистанционного обучения. Для иностранных граждан доступна основная информация о медицинском обслуживании на различных языках, возможности оказания помощи в экстренных ситуациях.

Электронный паспорт здоровья содержит общую и жизненно важную информацию о пациенте, медицинские записи, данные о вакцинации, лечении и предписаниях врача, информацию о страховых случаях, личные отметки пациентов. Что касается электронного реестра пациентов, эта система позволяет контролировать взаимодействие выписываемых и принимаемых лекарств, противопоказания по приему назначенных препаратов с учетом диагноза пациента, противопоказания с учетом аллергии, возможную передозировку, возможность подбора оригинальных лекарств или генериков на основании международных непатентованных наименований (МНН). Система также содержит нотификацию о наличии других ограничений при приеме лекарств. Безопасность системы достигается благодаря многоуровневой защите. Для входа в медицинскую информационную систему и НИСЗ лечащему врачу необходимы логин и пароль, а также eCard, с помощью которой клинические данные хранятся и передаются в зашифрованном виде. Для доступа к персональному электронному паспорту здоровья и предоставления прав доступа другим лицам пациентам необходимы eID, логин и пароль.

Завершая доклад, Н. Шараевская перечислила следующие преимущества системы электронного здравоохранения для государства, самой системы здравоохранения и в частности медицинского страхования:

  • содействие достижению целей здравоохранения;
  • улучшение результатов медицинского обслуживания за счет информационно-коммуникационной поддержки;
  • возможность повторного использования данных о пациенте;
  • снижение административной нагрузки на врача;
  • снижение стоимости медицинского обслуживания;
  • внедрение современных медицинских технологий;
  • принятие нового законодательства, которое поддерживает электронное здравоохранение.

С чего стоит начинать внедрение НИСЗ в Украине? По мнению докладчика, необходим переход от модели здравоохранения Семашко к пациенториентированному подходу; внедрение адаптированных для Украины европейских терминологических словарей; введение тарификатора себестоимости медицинских услуг и референтных цен на лекарственные средства; утверждение перечня гарантированных бесплатных услуг для всех видов медицинской помощи; переход к страховой медицине; акцентирование внимания на телемедицине; получение удаленных консультаций из дома и при проведении операций, непрерывное измерение жизненно важных функций.

Леонид Чернявский, юрист практики здравоохранения и фармацевтики Адвокатского объединения Arzinger, представил доклад «Когда программное обеспечение становится медицинским изделием: последствия для разработчиков и учреждений здравоохранения». Сегодня индустрия программного обеспечения в сфере здравоохранения охватывает множество продуктов. Это базы данных пациентов, назначение на прием, управление протезами, справочная информация, мониторинг дыхания, сердцебиения, движения, диагностика заболеваний по фотографии, по введенным симптомам, программное обеспечение как часть медицинского изделия, экспресс-тесты, телемедицина и т.д.

Как отмечено в Техническом регламенте относительно медицинских изделий, который вступает в действие с 1 июля сего года, медицинское изделие — это любой инструмент, прибор, аппарат, устройство, программное обеспечение, материал или другое изделие, применяемое как отдельно, так и в комбинации. Таким образом, в некоторых случаях программа может быть определена как медицинское изделие с обязательным проведением оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов. Выбор модуля оценки соответствия зависит от класса потенциального риска применения. Для продукции І класса производителю достаточно обеспечить внутренний контроль производства, составить декларацию о соответствии такого медицинского изделия Техническому регламенту, проинформировать Государственную службу Украины по лекарственным средствам (Гослекслужба), после чего производитель имеет право выпускать медицинское изделие на рынок. Для медицинских изделий других классов проводится оценка соответствия с привлечением назначенного органа.

Для продукции класса безопасности ІІа, ІІб, ІІІ обязательно проведение процедуры оценки соответствия с привлечением соответствующего органа. Перед выпуском на рынок производители медицинских изделий будут обязаны нанести национальный знак соответствия и будут подпадать под рыночный контроль со стороны Гослекслужбы. За нарушения законодательства в сфере оборота медицинских изделий предусматривается как административная, так и уголовная ответственность их производителей и распространителей. При этом уплата штрафов не освобождает от ответственности за вред, причиненный потребителю. Остается нерешенным вопрос, какую ответственность будет нести медицинское учреждение в случае использования медицинского изделия, не прошедшего процедуру оценки соответствия. Скорее всего, будут инициированы соответствующие изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Завершая доклад, Л. Чернявский отметил, что для дальнейшего развития сферы программного обеспечения в здравоохранении необходимы профессиональные кадры, подготовка и внедрение разъяснений или адаптация разъяснений, существующих в ЕС, США, разработка стратегии рыночного надзора (в первую очередь мониторинг опыта других стран), поощрение внедрения информационных технологий в систему здравоохранения (создание реестра пациентов, применение клинических протоколов и т.д.).

Возможные практические шаги относительно внедрения информатизации здравоохранения рассмотрел Андрей Ганул, директор медицинского департамента «ЗДОРОВ-ИНФО». Информационная система здравоохранения должна быть разделена на 2 составляющие: базы данных и программы управления ними. Среди обязательных докладчик назвал базы данных пациентов, медицинских работников, лекарственных средств, медицинских изделий, медицинской информации, операторов услуг на медицинском рынке, донорских органов, крови и препаратов из них. Необходимы следующие программы:

  • медицинская (диагностика, лечение, реабилитация);
  • аптечная (рецепты, пациенты, аптеки, врачи);
  • хозяйственная (расходные материалы, медикаменты, оборудование);
  • учебно-информационная (стандарты лечения, образование, повышение квалификации);
  • медицинская статистика (заболеваемость, инвалидность).

Для внедрения этих предложений необходимы изменения на законодательном уровне, в том числе появление идеологии, что в центре здравоохранения должен находиться пациент, а не лечебное учреждение. Введение информатизации является неотъемлемой частью реформы всей системы здравоохранения Украины. Программное обеспечение должно работать на существующем оборудовании и быть совместимым с аналогичными программами в странах ЕС. По мнению выступающего, развитие информационной системы и предоставление программного обеспечения должно осуществляться за счет профессиональных посредников.

Андрей Мележик, директор по работе с клиентами компании «Приоком», рассмотрел инфраструктурные составляющие IТ-проектов здравоохранения. Реализация масштабных прикладных задач требует тщательного подхода к развитию IТ-инфраструктуры. Консолидация, виртуализация и IaaS (Infrastructure-as-a-Service — инфраструктура как услуга) — общемировые принципы создания эффективной инфраструктуры, и в Украине уже существуют ресурсы и опытные специалисты, которые могут реализовать такие проекты национального масштаба.

Присутствующие ознакомились с опытом разработки и внедрения современных медицинских систем, которым поделился Всеволод Качмар, директор по продажам и маркетингу медицинской информационной системы «Доктор Элекс».

Использование ресурсов виртуальной организации «МедГрид» для консультаций врача функциональной диагностики рассмотрел Виталий Вишневский, ведущий научный сотрудник отдела обработки и отображения визуальной информации Института проблем математических машин и систем НАН Украины.

Докладчики отмечали важность создания единой базы данных всех граждан страны, так как ни одна из используемых сегодня не соответствует требованиям времени. Однако, учитывая современные реалии, мысль о единой информационной базе выглядит фантастикой, поскольку медики вросли в тотальный документооборот и ценность цифровых данных пока не осознают, а документация на бумаге давно уже требует перехода на цифровой формат.

А. Бирюков предложил объединить ресурсы и усилия представителей IТ-бизнеса и практикующих медиков, и тогда будет ясно, как именно необходимо действовать. Начинать следует с создания IТ-стратегии, которая задекларирует, в каком направлении будет двигаться Украина. Ее элементы должны быть интегрированы и в стратегию реформирования здравоохранения. Необходимо подготовить нормативную базу, а также разработать и внедрить стандарты в области информатизации. Было отмечено, что представители IТ-отрасли готовы к решению задач любой сложности, однако таких заказов со стороны системы здравоохранения пока что не поступает.

Профессор Олег Майоров, заведующий кафедрой клинической информатики и информационных технологий в управлении здравоохранением Харьковской медицинской академии последип­ломного образования, отметил, что не следует полагать, что в Украине информатизацию медицинской отрасли надо начинать с нуля. С 1992 г. функционирует Украинская ассоциация «Компьютерная медицина» (УАКМ) — независимая неправительственная некоммерчес­кая организация, объединяющая научно-исследовательские институты, университеты, научные общества, лечебные учреждения, производителей медицинского программного обеспечения, провайдеров сети Интернет, страховые компании. Членами ассоциации являются более 1600 специалистов. В 1994 г. УАКМ стала национальным членом Европейской федерации медицинской информатики, в 2007 г. — национальным членом Европейской ассоциации менеджеров IТ-технологий в здравоохранении.

Несмотря на то что многие говорили о сложностях в вопросе информатизации здравоохранения Украины, общий настрой был оптимистичным. Необходимо внедрять информатизацию здравоохранения, и то, что общественная организация, объединяющая IТ-специалистов Украины, взялась за организацию этой работы, — это новый положительный импульс. Итогом встречи стало решение создать инициативную группу, в которую пригласили присоединиться всех неравнодушных и начать работу по решению стратегических задач и реализации проектов по информатизации здравоохранения Украины в национальном масштабе.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті