Россия – три квартала 2003 г. Розничный рынок ЛС

Предлагаемый вашему вниманию материал предоставлен российской компанией RMBC, специализирующейся на  маркетинговых исследованиях и  бизнес-консультировании. Представлен аналитический обзор розничных продаж на  российском фармацевтическом рынке за первые три квартала 2003 г., основанный на данных проекта RMBC «Розничный аудит лекарственных средств в РФ»TM .

По данным проекта RMBC «Розничный аудит лекарственных средств в РФ», объем аптечного рынка за первые 9 мес 2003 г. составил 2,4 млрд долл. США в ценах конечного потребления, что на 15% выше по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Средняя торговая надбавка за первые три квартала 2003 г. составила 27%, что на 1 процентный пункт (п.п.) выше, чем за такой же период 2002 г.

Структура аптечного рынка по компаниям — производителям лекарственных средств (ЛС) представлена в табл. 1. Суммарная доля двадцати крупнейших компаний по объемам продаж за первые три квартала 2002 г. возросла с 672,6 млн дол. до 785,3 млн дол. за аналогичный период 2003 г.

Таблица 1

Топ-20 компаний-производителей, лидирующих по объему аптечных продаж в России

Место в  рейтинге

Компания-производитель

Объем продаж, млн дол. (в ценах закупки аптек)

Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

1-е

1-е

Aventis

72,8

71,3

3,9

4,3

2-е

2-е

Gedeon Richter

58,5

51,6

3,1

3,1

3-е

4-е

Berlin-Chemie/Menarini Group

55,3

40,1

2,9

2,4

4-е

3-е

KRKA

49,0

42,0

2,6

2,6

5-е

5-е

Sanofi-Synthelabo

46,9

40,1

2,5

2,4

6-е

9-е

Pfizer*

46,9

35,9

2,5

2,2

7-е

7-е

Novartis

45,1

36,6

2,4

2,2

8-е

10-е

Servier Pharmaceuticals

41,4

34,5

2,2

2,1

9-е

8-е

GlaxoSmithKline

41,3

36,1

2,2

2,2

10-е

6-е

ICN Pharmaceuticals (российские заводы)

39,1

38,7

2,1

2,4

11-е

12-е

Nycomed

38,3

28,7

2,0

1,8

12-е

14-е

Lek

34,2

26,7

1,8

1,6

13-е

11-е

Pliva

33,4

30,8

1,8

1,9

14-е

17-е

Egis Pharmaceuticals

29,6

22,5

1,6

1,4

15-е

13-е

Bristol-Myers Squibb

28,8

27,1

1,5

1,7

16-е

15-е

Dr. Reddy’s Labjratories

27,8

24,9

1,5

1,5

17-е

21-е

F. Hoffmann-La Roche

24,9

19,4

1,3

1,2

18-е

22-е

Boehringer Ingelheim

24,3

18,7

1,3

1,1

19-е

16-е

Janssen Pharmaceutica

23,9

23,3

1,3

1,4

20-е

29-е

Solvay Pharmaceuticals

23,8

14,2

1,3

0,9

Итого

785,3

663,2

41,8

40,4

Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.

* Включая Pharmacia N.V./S.A.

Компания Aventis по-прежнему возглавляет «двадцатку» производителей; объемы аптечных продаж этой компании за анализируемый период увеличились на 2%, однако ее доля в общем объеме аптечных продаж уменьшилась на 0,4 п.п. На протяжении первых трех кварталов 2003 г. в «двадцатке» появились новые игроки: F. Hoffmann-La Roche, Boehringer Ingelheim и Solvay Pharmaceuticals. Последняя значительно (на 68%) увеличила объемы аптечных продаж, а также долю в общем объеме — на 44%. В то же время «Акрихин», Schering Plough и Balkanpharma, занимавшие соответственно 18, 19-е и 20-е места, по итогам первых трех кварталов 2002 г., покинули «двадцатку».

По итогам первых трех кварталов 2003 г., объемы аптечных продаж двадцати ведущих торговых марок составляют 12% от общего объема аптечных продаж (табл. 2). В структуре «двадцатки» произошли существенные изменения. Отмечено наибольшее увеличение объема аптечных продаж препаратов ТераФлю от гриппа и простуды, а также Виагра. За первые три квартала 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. объем продаж ТераФлю возрос почти в 3 раза, а его доля в общем объеме аптечных продаж увеличилась вдвое, в то же время Эссенциале Н потерял 18% своей доли, а такие препараты, как Низорал, Бисептол, Корвалол и Темпалгин, занимавшие соответственно 11, 15, 18-е и 19-е места по итогам первых трех кварталов 2002 г., вышли из «двадцатки» год спустя.

Таблица 2

Топ 20 торговых марок, лидирующих по объему аптечных продаж в России

Место в  рейтинге

Торговая марка

Объем продаж, млн дол. (в ценах закупки аптек)

Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

1-е

1-е

Но-шпа

18,3

16,2

1,0

1,0

2-е

3-е

Энап

16,9

14,8

0,9

0,9

3-е

5-е

Боярышника настойка

16,3

12,7

0,9

0,8

4-е

4-е

Кавинтон

16,0

14,3

0,9

0,9

5-е

7-е

Виагра

15,5

11,5

0,8

0,7

6-е

2-е

Эссенциале Н

14,1

15,0

0,8

0,9

7-е

6-е

Мезим форте

14,1

11,5

0,7

0,7

8-е

8-е

Актовегин

13,3

10,1

0,7

0,6

9-е

10-е

Эналаприл

11,7

9,5

0,6

0,6

10-е

12-е

Капотен

9,6

9,0

0,5

0,5

11-е

13-е

Арифон

9,6

8,5

0,5

0,5

12-е

9-е

Фестал

9,6

9,8

0,5

0,6

13-е

14-е

Супрастин

8,7

8,2

0,5

0,5

14-е

17-е

Церебролизин

8,3

7,4

0,4

0,5

15-е

21-е

Аскорбиновая кислота (витамин С)

8,3

7,0

0,4

0,4

16-е

16-е

Пенталгин-ICN

8,2

8,0

0,4

0,5

17-е

20-е

Диклофенак

8,1

7,1

0,4

0,4

18-е

22-е

Ламизил

7,6

6,8

0,4

0,4

19-е

73-е

ТераФлю – средство от простуды и гриппа

7,6

2,6

0,4

0,2

20-е

32-е

Фервекс

7,5

6,1

0,4

0,4

Итого

229,3

196,1

12,1

12,0

Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.

По результатам первых 9 мес 2003 г. кумулятивная доля двадцати ведущих международных непатентованных наименований (МНН) ЛС по объемам аптечных продаж составила 19% (табл. 3). Первые 4 МНН по объемам аптечных продаж те же, что и за первые три квартала 2002 г. Однако в остальном структура «двадцатки» претерпела существенные изменения: по итогам анализируемого периода амброксол, флуконазол и амоксициллин вошли в топ 20, и их продажи возросли на 83, 61 и 41% соответственно. В то же время МНН ципрофлоксацин и пирацетам снизились на 6 мест каждое. А такие комбинации, как панкреатин + компоненты желчи + гемицеллюлаза, метамизол натрия + питофенон + фенпивериния бромид и МНН ко-тримоксазол, занимавшие соответственно 14, 16-е и 20-е места по объемам аптечных продаж за первые три квартала 2002 г., выбыли из «двадцатки» в аналогичный период 2003 г.

Таблица 3

Топ-20 МНН (или общепринятых) ЛС, лидирующих по объемам аптечных продаж в России

Место в  рейтинге

МНН (или общепринятые) ЛС

Объем продаж, млн дол. (в ценах закупки аптек)

Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

1-е

1-е

Поливитамины+минералы

43,4

38,7

2,3

2,4

2-е

2-е

Эналаприл

42,8

38,6

2,3

2,4

3-е

3-е

Дротаверин

22,4

20,5

1,2

1,2

4-е

4-е

Винпоцетин

20,7

18,8

1,1

1,1

5-е

7-е

Панкреатин

20,6

16,3

1,1

1,0

6-е

5-е

Поливитамины

20,0

17,1

1,1

1,0

7-е

6-е

Диклофенак

18,5

17,0

1,0

1,0

8-е

10-е

Боярышника плоды

16,4

12,7

0,9

0,8

9-е

12-е

Силденафил

15,5

11,5

0,8

0,7

10-е

8-е

Кофеин+кодеин+парацетамол+ метамизол натрий+фенобарбитал

15,1

13,9

0,8

0,8

11-е

15-е

Индапамид

13,5

10,8

0,7

0,7

12-е

19-е

Этинилэстрадиол+дезогестрел

13,2

9,9

0,7

0,6

13-е

18-е

Ксилометазолин

12,8

10,5

0,7

0,6

14-е

28-е

Флуконазол

12,7

7,9

0,7

0,5

15-е

9-е

Ципрофлоксацин

12,7

12,9

0,7

0,8

16-е

17-е

Аскорбиновая кислота (витамин С)

12,5

10,5

0,7

0,6

17-е

11-е

Пирацетам

12,1

12,6

0,6

0,8

18-е

13-е

Каптоприл

11,3

11,1

0,6

0,7

19-е

49-е

Амброксол

10,9

6,0

0,6

0,4

20-е

30-е

Амоксициллин

10,7

7,6

0,6

0,5

Итого

357,8

304,9

19,2

18,6

Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.

Суммарный объем аптечных продаж двадцати ведущих групп препаратов согласно классификационной системе АТС за первые три квартала 2003 г. составили 60,5% от общего объема аптечного рынка. Антибактериальные препараты для системного использования все также лидируют, однако их доля в общем объеме сократилась на 8%. В I–III кварталах 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. объемы аптечных продаж препаратов группы «Средства, применяемые при кашле и простудных заболеваниях» увеличились на 45%. Новая группа в «двадцатке» — это «Препараты, применяемые при заболеваниях горла», объемы аптечных продаж которой возросли на 29%, благодаря чему в I–III кварталах 2003 г. она заняла 20-е место. В то же время препараты для лечения заболеваний глаз, занимавшие в I–III кварталах 2002 г. 17-ю позицию, выбыли из «двадцатки» год спустя (табл. 4).

Таблица 4

Топ 20 фармакотерапевтических групп (согласно классификационной системе АТС),
лидирующих по объему аптечных продаж

Место в  рейтинге

Код и  название группы ЛС согласно системе АТС

Объем продаж, млн дол. (в ценах закупки аптек)

Доля в общем объеме аптечных продаж, %

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

1-е

1-е

J01

Антибактериальные средства для системного применения

128,3

122,0

6,8

7,4

2-е

2-е

N02

Анальгетики

119,5

105,1

6,3

6,4

3-е

3-е

A11

Витамины

94,9

81,5

5,0

5,0

4-е

4-е

C09

Средства, действующие на  ренинангиотензиновую систему

76,2

64,1

4,0

3,9

5-е

5-е

N06

Психоаналептики

69,8

61,0

3,7

3,7

6-е

8-е

R05

Средства, применяемые при кашле и простудных заболеваниях

60,5

41,8

3,2

2,5

7-е

9-е

G03

Гормоны половых желез и  препараты, применяемые при патологии половой сферы

55,8

41,4

3,0

2,5

8-е

12-е

M01

Противовоспалительные и  противоревматические препараты

51,3

39,1

2,7

2,4

9-е

7-е

C01

Кардиологические препараты

51,2

46,5

2,7

2,8

10-е

6-е

N05

Психолептические средства

48,2

48,5

2,6

3,0

11-е

11-е

A07

Антидиарейные препараты; средства, применяемые для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний кишечника

47,3

39,6

2,5

2,4

12-е

10-е

A02

Антацидные, противоязвенные и ветрогонные средства

45,3

41,3

2,4

2,5

13-е

13-е

A05

Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей

41,3

37,6

2,2

2,3

14-е

20-е

L03

Иммуностимуляторы

40,9

30,0

2,2

1,8

15-е

15-е

A10

Антидиабетические препараты

39,9

34,2

2,1

2,1

16-е

14-е

R03

Противоастматические средства

39,1

37,1

2,1

2,3

17-е

19-е

R01

Средства, применяемые при заболеваниях полости носа

38,0

30,2

2,0

1,8

18-е

16-е

A03

Спазмолитики, антихолинергические препараты и средства, стимулирующие перистальтику

36,1

33,3

1,9

2,0

19-е

18-е

R06

Антигистаминные средства для системного применения

35,2

31,1

1,9

1,9

20-е

25-е

R02

Препараты, применяемые при заболеваниях горла

34,9

27,0

1,8

1,6

Итого

1153,4

992,4

61,2

60,5

Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.

Объемы аптечных продаж 21 анализируемого региона за первые три квартала 2003 г. составляют 51,7% от объемов аптечного рынка всей России (табл. 5). Москва, Санкт-Петербург и Московская область аккумулируют наибольшие объемы продаж, их суммарная доля составляет более 25% от общего объема аптечного сегмента. Самая низкая торговая надбавка за анализируемый период зафиксирована в Челябинске, а самая высокая — в Тюмени. Наибольшее потребление ЛС в среднем на душу населения отмечено в Москве и Тюмени. В I–III кварталах 2003 г. в России потребление лекарств на душу населения составило 16,5 дол. США против 14,4 дол. год назад.

Таблица 5

Объем аптечных продаж по регионам России в I-III квартале 2003 г.

Регион

Объем продаж в  розничных ценах, млн дол. США

Доля в розничных ценах, %

Средняя розничная наценка, %

Потребление на душу населения в розничных ценах, дол. США

Москва

409,6

17,1

28,0

39,5

Санкт-Петербург

99,7

4,2

26,1

21,3

Московская обл.

99,2

4,1

31,9

15,0

Свердловская обл. (Екатеринбург)

67,4

2,8

21,5

15,0

Самарская обл.

59,2

2,5

31,3

18,3

Краснодарский край

56,5

2,4

22,3

11,0

Красноярский край

50,5

2,1

20,2

17,0

Республика Татарстан (Казань)

49,6

2,1

24,6

13,1

Нижегородская обл.

45,4

1,9

27,9

12,9

Новосибирская обл.

43,1

1,8

26,5

16,0

Республика Башкортостан (Уфа)

42,4

1,8

35,1

10,3

Ростовская обл.

37,7

1,6

23,5

8,6

Воронежская обл.

27,7

1,2

27,9

11,7

Омская обл.

26,3

1,1

26,3

12,6

Пермь

22,0

0,9

28,9

21,5

Тюмень

21,7

0,9

36,3

39,4

Челябинск

19,1

0,8

18,6

17,6

Саратов

16,9

0,7

28,4

19,5

Владивосток

16,4

0,7

32,2

25,9

Иркутск

15,0

0,6

29,4

25,3

Хабаровск

10,7

0,4

27,0

17,3

Остальные регионы России

1157

48,3

26,6

14,6

Вся Россия

2393

100

26,9

16,5

Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.

УКРАИНСКИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ НА РОССИЙСКОМ АПТЕЧНОМ РЫНКЕ В I–III КВАРТАЛАХ 2003 г.

По данным «Розничного аудита лекарственных средств в РФ»TM, объем аптечных продаж ГЛС украинских производителей в РФ за первые 9 мес 2003 г. составил 9,9 млн дол. США в ценах конечного потребления; средняя торговая надбавка — 29%.

Структура аптечного рынка по украинским компаниям — производителям ЛС представлена в табл. 6. Объем продаж ЛС ведущей компании «Фармак» за первые три квартала 2003 г. уменьшился на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. Также уменьшились (на 42%) объемы аптечных продаж фармацевтической фирмы «Здоровье». В то же время объемы продаж препаратов компании «Стома» увеличились на 31%, а ее доля в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ — на 14%.

Таблица 6

Топ-10 украинских компаний-производителей, лидирующих по объему аптечных продаж

Компания

Объем продаж, тыс. дол. США (в ценах закупки аптек)

Место в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ

Доля в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ украинских производителей, %

Доля в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ, %

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

Фармак

1285

1642

158-е

131-е

16,8

18,4

0,07

0,10

Фармацевтическая компания «Здоровье»

847

1450

184-е

142-е

11,1

16,3

0,04

0,09

Биостимулятор

831

751

186-е

192-е

10,9

8,4

0,04

0,05

Стома

693

531

202-е

220-е

9,1

6,0

0,04

0,03

Киевский витаминный завод

639

738

210-е

193-е

8,3

8,3

0,03

0,04

Галичфарм

638

871

211-е

179-е

8,3

9,8

0,03

0,05

ОЗ ГНЦЛС

530

565

226-е

211-е

6,9

6,3

0,03

0,03

Луганский ХФЗ

422

440

243-е

243-е

5,5

4,9

0,02

0,03

Лубныфарм

297

294

276-е

270-е

3,9

3,3

0,02

0,02

Фармацевтическая фирма «Дарница»

291

233

279-е

301-е

3,8

2,6

0,02

0,01

Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.

В сегменте аптечного рынка РФ в структуре торговых наименований ЛС украинских производителей произошли более заметные изменения, чем у российских производителей (табл. 7). Из «десятки» ведущих торговых марок в I–III кварталах 2003 г. наибольшего прироста объема аптечных продаж по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. достиг Пиридоксина гидрохлорид производства компании «Биостимулятор». Объемы его аптечных продаж в России увеличились почти в 3 раза, а доля на российском рынке — в 2,5 раза. Также значительно (на 137%) возросли объемы аптечных продаж Аскорбиновой кислоты производства Киевского витаминного завода.

Таблица 7

Топ-10 торговых марок украинских производителей, лидирующих по объемам аптечных продаж в России

Торговое наименование ЛС

Производитель

Объем продаж, тыс. дол. США (в ценах закупки аптек)

Доля в общем объеме аптечных продаж украинских производителей в РФ, %

Доля в общем объеме аптечных продаж ГЛС в РФ, %

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

I-III квартал 2003 г.

I-III квартал 2002 г.

Диазолин

Фармак

846

770

11,0

8,6

0,04

0,05

Ингалипт

Стома

563

429

7,4

4,8

0,03

0,03

Аскорбиновая кислота (витамин С)

Киевский витаминный завод

263

111

3,4

1,2

0,01

0,01

Аспаркам

Луганский ХФЗ

255

228

3,3

2,6

0,01

0,01

Ампициллин

Киевский витаминный завод

211

469

2,8

5,3

0,01

0,03

Хлорофиллипт

ОЗ ГНЦЛС

203

238

2,6

2,7

0,01

0,01

Пиридоксина гидрохлорид (витамин В6)

Биостимулятор

186

65

2,4

0,7

0,01

0,004

Простатилен

Лекхим – Харьков

177

2,3

0,01

Мезатон

ОЗ ГНЦЛС

174

193

2,3

2,2

0,01

0,01

Плантаглюцид

Фармацевтическая компания «Здоровье»

146

194

1,9

2,2

0,01

0,01

Источник: Розничный аудит лекарственных средств в РФ, RMBC.

ВЫВОДЫ

По итогам первых трех кварталов 2003 г. российский аптечный сектор увеличился на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. По объемам продаж продолжают доминировать зарубежные производители ЛС. Наиболее заметные изменения произошли в структуре торговых наименований. ТераФлю от гриппа и простуды по объемам аптечных продаж поднялся с 73-го на 19-е место, в то время как Низорал потерял 13 пунктов и выбыл из «двадцатки». Анализ результатов объемов аптечных продаж в региональном разрезе свидетельствует о существенной разнице между регионами, особенно между Москвой и остальными регионами России.

Сегмент украинских производителей в аптечных продажах ГЛС в России за первые три квартала 2003 г. составил 0,4% от общего объема аптечного сектора. Среди украинских производителей так же, как и в I–III кварталах 2002 г., в аналогичном периоде 2003 г. лидирует компания «Фармак», а среди украинских торговых марок — препарат производства этой же компании — Диазолин. n

Мария Денисова

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті