|
|
— В последние десятилетия на мировом фармацевтическом рынке проводилась активная работа по гармонизации и взаимному признанию нормативных документов и законодательных актов, направленных как на обеспечение качества, безопасности и эффективности лекарственных средств, так и на устранение препятствий в международной торговле. Лекарственные средства, особенно новые, могут появляться на фармацевтическом рынке разных стран в разное время. Один и тот же препарат может продаваться в одной или нескольких странах, в то время как в других странах он может находиться на стадии клинических испытаний. Предоставление информации о клинической безопасности и использование ее для оценки пользы/риска применения препарата следует рассматривать как непрерывный процесс. Поэтому и в пострегистрационном периоде необходима система контроля безопасности лекарственных средств, которая получила название «фармакологический надзор».
Если говорить о юридической основе создания нормативных документов относительно государственной системы фармаконадзора, то необходимо отметить Закон Украины «О лекарственных средствах» (1996); Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственного средства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины № 1422 от 13.09.2000 г.; Инструкцию о проведении клинических испытаний лекарственных средств и экспертизы материалов клинических испытаний, утвержденную приказом МЗ Украины № 281 от 01.11.2000 г. (зарегистрирована в Министерстве юстиции Украины № 830/5051 от 17.11.2000 г.); Руководства Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных средств для человека (ІСН) и директив Совета Европейского Экономического Сообщества по вопросам фармакологического надзора (75/319 ЕЕС с дополнениями, внесенными директивами 83/570/ЕЕС и 93/39/ЕЕС). В декабре 2000 г. приказом МЗ Украины № 347 от 19.12.2000 г. была утверждена Инструкция об осуществлении надзора за побочными реакциями/действиями лекарственных средств (далее — Инструкция), зарегистрированная в Министерстве юстиции Украины № 947/5168 от 26.12.2000 г.
Согласно этой Инструкции, система фармакологического надзора — это государственная система сбора, научной оценки и контроля информации о побочных реакциях/действии лекарственного средства в целях принятия соответствующих решений на этапе клинических испытаний препарата и его медицинского применения в соответствии с действующим законодательством. Инструкция определяла систему контроля за побочными реакциями лекарственных средств и основные требования к сбору данных, необходимых для осуществления контроля за побочными реакциями, которые возникают на этапе клинических испытаний лекарственных средств и при их медицинском применении, а также проведение научной оценки этой информации. Контроль за побочными реакциями лекарственных средств осуществляет Государственный фармакологический центр МЗ Украины (далее — ГФЦ МЗ Украины), который привлекает для его выполнения сотрудников своих региональных отделений.
В последние годы в странах ЕС приняты Директивы Европейского парламента и Совета ЕС 2001/83/ЕС от 6.11.2001 г. «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека» и 2001/20/ЕС от 4.04.2001 г. «О гармонизации законов и подзаконных нормативных актов государств-членов ЕС, относящихся к применению надлежащей клинической практики в ходе проведения клинических исследований медицинских препаратов, предназначенных для применения у человека», в которых уделяется большое внимание контролю безопасности лекарственных средств как на этапе клинических исследований, так и в пострегистрационный период. В этой связи целесообразна гармонизация положений о фармаконадзоре и контроле за побочными реакциями при проведении клинических исследований. Она будет способствовать обеспечению безопасности и качества лекарственных средств в соответствии с международными стандартами. При сравнении с определением, принятым в странах ЕС, установлены некоторые различия в самих задачах системы фармаконадзора, положенных в основу контроля за безопасностью лекарственных препаратов.
Согласно Директиве 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 6.11.2001 г. «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека» (раздел IХ «Фармаконадзор», статьи 101–108) — система фармакологического надзора — это государственная система сбора данных, которая на основании полученной информации о побочных реакциях на лекарственные препараты в условиях их обычного применения обеспечивает принятие соответствующих регуляторных решений относительно лицензированных в Сообществе лекарственных препаратов. Эта система используется для сбора и научной оценки данных, необходимых для осуществления надзора за лекарственными средствами, при особом контроле в отношении побочных реакций у человека. Такая информация должна быть сопоставлена с данными по изучению использования лекарственных препаратов. Система фармаконадзора также обеспечивает изучение всех имеющихся данных о неправильном применении лекарственных средств и случаях злоупотребления ими, что может повлиять на оценку соотношения польза/риск, связанного с приемом лекарственных препаратов.
Система фармаконадзора необходима не только для потребителей, но и для производителей, в том числе и украинских, поскольку является неотъемлемой частью системы сертификации лекарственных средств для международной торговли, разработанной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В странах ЕС ответственность за предоставление данных по фармаконадзору за выпускаемыми лекарственными средствами (качество и безопасность) лежит в первую очередь на производителе — владельце регистрационного свидетельства. В то же время в действующих в Украине нормативно-правовых документах не были предусмотрены формы предоставления периодически обновляемого отчета и информации от производителей — владельцев регистрационного свидетельства, исследователей и спонсоров клинических испытаний о серьезных непредвиденных побочных реакциях лекарственных средств. Кроме того, существует необходимость определить взаимоотношения между врачом, администрацией лечебно-профилактического учреждения и представителями контролирующих органов в случае возникновения серьезных побочных реакций/явлений лекарственных средств, следствием которых стала смерть пациента, и последующие регуляторные действия в отношении подозрительного препарата.
Для того, чтобы получить полную картину клинической безопасности, необходимо строго контролировать лекарственные препараты при клиническом исследовании. В клинические испытания включается ограниченное число пациентов. При этом выявить или подтвердить наличие редких побочных реакций чрезвычайно трудно, а иногда — невозможно. В то же время информация, полученная при проведении клинических испытаний лекарственных средств, является основополагающей для дальнейшей оценки безопасности препаратов при их медицинском применении.
Надзор за препаратами, выпущенными на рынок, — общая обязанность регуляторных органов и владельцев регистрационных свидетельств. Они регистрируют информацию по безопасности лекарственных средств, поступающую из различных источников, и разрабатывают процедуры, обеспечивающие своевременное выявление и взаимный обмен данными о безопасности препаратов. Поскольку невозможно оценить всю поступающую информацию с одинаковой степенью срочности, регуляторные органы определили объем информации, которую необходимо предоставлять срочно; в большинстве стран передача информации осуществляется, как правило, в виде экспресс-отчетности о побочных реакциях, являющихся непредвиденными и серьезными. Поэтому регулярно обновляемые отчеты по безопасности (Periodic safety update reports — PRUS), разработанные с учетом мирового опыта в отношении безопасности применения лекарственного препарата, предоставляются через определенные промежутки времени после выдачи регистрационного свидетельства для того, чтобы сообщить всю новую информацию по безопасности, полученную из надлежащих источников, связать эти данные с воздействием препарата на организм пациента, резюмировать статус лицензирования лекарственного средства в разных странах и любых существенных изменений, относящихся к безопасности, установить необходимость внесения изменений в информацию о препарате с целью оптимизации его использования. Необходимо приложить все усилия к тому, чтобы гармонизировать требования к отчетам по безопасности, которые позволили бы повысить эффективность их составления.
Вопросам безопасности лекарственных средств во всем мире уделяется значительное внимание, что и нашло свое отражение в упомянутых выше Директивах ЕС и других документах. В предыдущем приказе № 347, касающемся вопросов контроля за побочными реакциями и явлениями при клинических испытаниях лекарственных средств и их медицинском применении, не полностью отражены аспекты, которые затрагиваются в указанных Директивах. Это послужило основанием для внесения в него изменений и дополнений с целью приведения в соответствие предоставления информации о побочных реакциях препаратов с международными требованиями. Формирование реального механизма, способного гарантировать функционирование системы фармаконадзора в Украине, будет способствовать развитию этого направления для обеспечения безопасности и качества лекарственных средств в соответствии с международными стандартами. Одним из важных шагов для реализации этого механизма является проект нормативного документа, предлагаемого вниманию читателей «Еженедельника АПТЕКА». n
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим