?
|
«ФармЭксперт–2004»
Следуя традиции каждый год привносить в рейтинг новизну, в этом году организаторы рейтинга внесли коррективы в подходы к методологии его проведения — к отбору опрашиваемых лиц, структурированию опросных баз данных и опросных карт, системе подведения итогов. Изменилась и форма представления рейтинга: для удобного использования данных в отдельных блоках представлены рейтинги по производителям лекарственных средств, производителям изделий медицинского назначения (с. 12). С рейтингами дистрибьюторов, составленными по оценкам работников аптек, специалистов центров закупок и сотрудников компаний-производителей, а также «Программой партнерства» вы сможете ознакомиться в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».
При подготовке проекта усилия организаторов были направлены на то, чтобы рейтинг в максимальной степени соответствовал статусу экспертного.
Напомним, что «ФармЭксперт» объединяет три рейтинга:
«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»,
«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»,
«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».
Ранее «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» служил в большей степени средством коммуникации и отражал мнение наиболее активной аудитории украинских провизоров и фармацевтов, оставаясь при этом социологическим (читатели «Еженедельника АПТЕКА» самостоятельно заполняли опубликованные анкеты и присылали их в редакцию). С этого года, как уже сказано выше, «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» становится экспертным рейтингом: для опроса на основании четких критериев были отобраны специалисты — провизоры и фармацевты первого стола, — которые по уровню квалификации и осведомленности могут быть экспертами в исследуемом сегменте рынка. Несмотря на изменения в методологии проведения рейтинга, его название — «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ» — остается прежним, поскольку наиболее полно отражает его суть.
В свою очередь, «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» включает рейтинги, позволяющие оценить деятельность производителей с точки зрения экспертов:
– работников аптек (центров закупок), отвечающих за закупку медикаментов для розничной реализации;
– сотрудников дистрибьюторских компаний, которые связаны с формированием ассортимента.
«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА» — оценка деятельности дистрибьюторов по данным, которые они предоставляют самостоятельно (ведущей в рейтинге является биллинговая часть — данные об объемах реализации за год).
Сегодня мы представляем рейтинги производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения по итогам 2004 г.
ЭКСПЕРТЫ РЕЙТИНГА
Мы благодарны всем читателям, откликнувшимся на опубликованную в «Еженедельнике АПТЕКА» в начале 2005 г. анкету-заявку для участия в рейтинге и, таким образом, принявших непосредственное участие в формировании команды экспертов, предложив кандидатуру коллеги или себя. Ваши рекомендации стали основой для привлечения специалистов к участию в рейтинге: были составлены первичные списки экспертов, на основании которых организаторы проводили скрининг (процедура отбора экспертов) — проверяли соответствие профессионального уровня респондента полученной рекомендации.
Выборку формировали согласно географическому распределению (см. таблицу). Для каждого региона проводили кластеризацию выборки с учетом размера аптечных сетей. Распределение экспертов внутри регионов учитывало количество аптек, пунктов, киосков, что позволило сбалансировать «значимость» мнения экспертов от крупных сетей и отдельных аптек. Опрос первостольников и специалистов центров закупок проводили по телефону сотрудники маркетинговой компании ~ing]DIVISION, дистрибьюторов и производителей, принимавших участие в рейтинге, — сотрудники службы рекламы и маркетинга издательства «Морион».
Таблица
Географическое распределение выборки
Регион | Области |
Западный | Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая |
Центральный | Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская |
Восточный | Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская |
Южный | АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская |
Киев | ? |
По оценкам экспертов по закупкам ? В анкетах 157 респондентов упоминались 75 компаний |
Вес критериев ?
|
|
По оценкам экспертов дистрибьюторов
В анкетах 38 респондентов упоминались 105 компаний |
Вес критериев
|
«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»
Эксперты-первостольники выразили мнение по поводу факторов, непосредственно влияющих на объем продаж в аптечных учреждениях. Так же респонденты определяли лучшие компании — производителей лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения согласно таким критериям:
- качество;
- ценовая привлекательность;
- широта и обновляемость ассортимента;
- популярность продукции у медицинских специалистов;
- рекламная поддержка;
- популярность продукции у конечных потребителей.
О выборе лучших среди компаний-дистрибьюторов подробнее будет рассказано в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».
При анализе анкет данные о компаниях, входящих в одну корпорацию, были объединены (например, упомянутые в анкетах компании Novartis Consumer Health, Novartis Рharma и Lek — в корпорацию Novartis.
Рейтинговую позицию компаний определяли по произведению суммы заработанных условных баллов (за первое место — 10 баллов, за второе — 9 баллов и т.д.) и частоты упоминания этих компаний в анкетах. На окончательном этапе обработки данных система подсчета условных баллов сохранена, однако все показатели рейтинга приведены к цифре 100. Это означает, что компании, набравшей максимальное число условных баллов, присваивается рейтинг 100. Рейтинги других компаний будут меньше 100 в соответствии с пропорционально набранными баллами.
«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»
Методология опроса экспертов по закупкам для аптек в целом совпадала с таковой опроса первостольников. Анкета включала общие вопросы, которые позволили бы квалифицировать эксперта, розничное предприятие (центр закупки) и получить представление о том, как они работают, с какими оборотными средствами имеют дело. Собственно рейтинговая часть анкеты касалась оценки производителей по критериям, которые характеризуют его деятельность на рынке. Но, — эксперты по закупкам определяли значимость (вес) каждого критерия в работе с производителем лекарственных средств и изделий медицинского назначения (обобщенный профиль веса критериев указан на графиках).
В рамках «Экспертного профиля» рейтинговые позиции производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения оценивали также и сотрудники дистрибьюторских компаний. Компетентное мнение тех, кто непосредственно курирует вопросы закупок и общается с руководством или сотрудниками отделов продаж производителей, объективно отражает реальное положение производителей на фармацевтическом рынке. Как и работники центров закупок, сотрудники дистрибьюторских компаний самостоятельно определяли значимость (вес) критериев, которые были указаны в анкетах и использовались при подведении итогов рейтинга:
- качество продукции
- широта и обновляемость ассортимента
- качество управления и квалификация персонала
- гибкость ценовой политики
- маркетинговый анализ и рекламная поддержка
- качество сервиса производителя в отношении дистрибьютора.
Затем по каждому критерию эксперты определяли лучших производителей. После обработки данных каждая компания, вошедшая в рейтинг, получила не только интегральную оценку, но и оценки в разрезе предложенных в анкетах критериев — экспертный профиль, что отражает и название рейтинга.
«ФАРМСТАНДАРТ»
Данные системы исследования рынка «ФармСтандарт» компании «Морион» использованы при подготовке рейтинга по объемам реализации. Этот рейтинг дополняет картину взаимодействия операторов рынка. Сопоставление качественных и количественных характеристик позволяет получить еще более полное представление не только о том, «кто» и «почему», но и — «сколько успел сделать в 2004 г.». Логическое продолжение — объемы розничной реализации продукции — см. «РОЗНИЧНЫЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ РЫНОК УКРАИНЫ. ИТОГИ 2004 г. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ РЫНКА ОБРАЗЦА 2005 г.»
|
|
Краткая статистика
С 10 января 2005 г., когда был дан старт рейтингу, читатели начали присылать заявки на участие в нем в качестве экспертов. С 25 января сотрудники маркетинговой компании ~ing]DIVISION начали телефонный опрос экспертов согласно установленным квотам. В итоге они собрали 257 анкет, заполненных первостольниками, и 157 анкет от экспертов по закупкам. Опрос экспертов компаний-дистрибьюторов и производителей был обеспечен благодаря активности сотрудников службы рекламы и маркетинга издательства «МОРИОН»: их старания вылились в 38 анкет от сотрудников дистрибьюторских компаний и 77 — от сотрудников компаний — производителей лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Таким образом, всего было опрошено 529 экспертов.
Благодаря вашей поддержке и активному участию, дорогие коллеги, рейтинг «ФармЭксперт» в этом году вышел на новый уровень прозрачности. В № 10 «Еженедельника АПТЕКА» будет опубликован состав «коллегии арбитров аптечной палаты» — экспертов по закупкам и экспертов-первостольников, давших согласие на публикацию.
В знак благодарности за участие в рейтинге каждый эксперт получит справочник «КОМПЕНДИУМ–2004 — лекарственные препараты».
|
Киев |
|||||
|
|
||||
Центральный регион |
|||||
|
|
||||
Восточный регион |
|||||
|
|
||||
Западный регион |
|||||
|
|
||||
Южный регион |
|||||
|
|
?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
?
|
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим