БЛОКБАСТЕРЫ И БИОТЕХНОЛОГИИ: КТО БОЛЕЕ ИСТОРИИ ЦЕНЕН?
В 2004 г. препарты-блокбастеры (чей годовой уровень продаж превышает 1 млрд дол. США) появлялись на мировом рынке как грибы после дождя: их насчитывалось 82, что на 17 больше, чем в предыдущем году. Количество блокбастеров, перешагнувших рубеж объема продаж в 2 млрд дол. США, выросло с 25 в 2003 г. до 34 в 2004 г. (для сравнения: в 1999 г. таких продуктов насчитывалось лишь 7).
Совокупный объем продаж десяти крупнейших блокбастеров (судьба которых на рынке складывалась по-разному) продемонстрировал менее выраженный рост по сравнению с предыдущим годом, что не помешало этим препаратам значительно увеличить свою суммарную долю в общем объеме мирового рынка, составившую свыше 10%, и достигнуть уровня продаж 53,6 млрд дол. США (табл. 1).
Таблица 1
Топ-10 препаратов-блокбастеров по объемам продаж в 2004 г. (источник IMS MIDAS® МAT,
декабрь 2004 г.)
Топ-брэнды |
Объем продаж в 2004 г. (млрд дол. США) | Доля в мировых продажах (%) | Разница с предыдущим годом при постоянном обменном курсе валют (%) | |
1. | Lipitor/Liprimar | 12,0 | 2,3 | 13,8 |
2. | Zocor | 5,9 | 1,1 | -6,4 |
3. | Plavix | 5,0 | 1,0 | 31,4 |
4. | Nexium | 4,8 | 0,9 | 25,3 |
5. | Zyprexa | 4,8 | 0,9 | -3,5 |
6. | Norvasc | 4,8 | 0,9 | 1,2 |
7. | Seretide/Advair | 4,7 | 0,9 | 22,5 |
8. | Erypo | 4,0 | 0,8 | -4,1 |
9. | Ogastro | 3,8 | 0,7 | -3,5 |
10. | Effexor | 3,7 | 0,7 | 20,1 |
Итого* | 53,6 | 10,3 | 8,6 |
*Продажи охватывают прямые и непрямые поставки фармацевтической продукции оптовыми поставщиками и производителями в дол. США. Учитываются рецептурные и некоторые безрецептурные лекарственные средства в ценах производителей. Итоговые данные могут не совпадать с усредненными.
Гиполипидемическое средство Lipitor/Liprimar (аторвастатин) от крупнейшей на планете фармацевтической компании Pfizer (США) вновь вдвое опережает по уровню продаж в годовом исчислении (12 млрд дол. США) своего ближайшего конкурента, коллегу по классу и земляка — статин Zocor от компании Merck Sharp & Dohme Idea (объем продаж в мире — около 6 млрд дол. США). В свете уже рассмотренных моментов, связанных с истечением срока патентной защиты последнего, позиции Lipitor/Liprimar представляются недосягаемыми. Но ничто не вечно под луной, поэтому оговоримся: недосягаемыми в ближайшее время — ведь конкуренты не дремлют, и за 2004 г. существенно набрало обороты продаж еще одно гиполипидемическое средство — Zetia (эзетимиб; совместная разработка американских инновационных китов Merck Sharp & Dohme и Schering-Plough).
Но все же наиболее впечатляющий успех в «великолепной десятке» продемонстрировал совместный продукт (sanofi-aventis и Bristol-Myers Squibb) — антиагрегант Plavix (клопидогрел): в течение 2004 г. он перемахнул с восьмой на третью (!) позицию Топ–10 наиболее продаваемых в мире брэндов, чему в немалой степени способствовали блестящие результаты его клинических испытаний. Единственным лекарственным средством, впервые покорившим Олимп мировых продаж в 2004 г., стал новый антидепрессант Effexor (венлафаксина гидрохлорид) от компании Wyeth (США), вытеснивший с почетного 10-го места конкурентный препарат Zoloft (сертралин) от компании Pfizer.
Все больше блокбастеров среди препаратов для специализированной фармакотерапии (в частности предназначенных для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями; см. предыдущую публикацию), а также среди продуктов биотехнологического происхождения. Характерно, что 11 препаратов из 82 «миллиардников» выпущены биотехнологическими компаниями. В целом, в 2004 г. продукты биотехнологий заняли около 27% мировой инновационной линейки (находящихся на разных стадиях научных исследований и разработки) и составили около 10% совокупного объема продаж лекарственных средств в мире. На ближайшие 5 лет IMS предрекает инновационным препаратам биотехнологического происхождения дальнейший рост объемов продаж, измеряемый двухзначным числом в процентах, и увеличение их доли в мировом фармацевтическом пироге (несмотря на близящийся выход на рынок первого в истории человечества «биогенерика»).
Любопытный факт: 35 из 82 мировых блокбастеров до сих пор не выведены на второй в мире по величине фармрынок — японский: возможно, именно здесь кроется причина (или одна из основных причин) столь вялой динамики последнего в минувшем году?
ШТРИХИ К НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ МИРОВОГО ЛИДЕРСТВА
В апреле 2003 г., сразу по завершении воссоединения двух больших «P» — американских фармацевтических гигантов Pfizer и Pharmacia — компания Pfizer закрепила за собой и без того несомненные позиции мирового лидера по объемам продаж лекарственных средств (табл. 2).
Таблица 2
Топ-20 фармацевтических компаний, лидирующих по объемам продаж рецептурных лекарственных средств
в мире в 2002-03 гг. (источник Scrip Magazine, февраль 2005 г.).
Позиция в Топ-20, 2003/02 г. |
Компания |
Объем продаж (млрд дол. США) | Прирост (%) | Доля лекарственных средств в общем объеме продаж | |
1 | (1) | Pfizer (США)1 | 39,631 | 401 | 87,7 |
2 | (2) | GlaxoSmithKline (Великобритания) | 29,736 | 9,9 | 84,8 |
3 | (3) | Merck & Co (США)2 | 22,486 | 4,8 | 100,0 |
4 | (5) | Johnson&Johnson (США)3 | 19,517 | 13,8 | 46,6 |
5 | (4) | AstraZeneca (Швеция/Великобритания) | 18,318 | 5,6 | 97,2 |
6 | (6) | Aventis (Франция/Германия)4 | 17,196 | 13,4 | 67,7 |
7 | (8) | Novartis (Switzerland)5 | 16,020 | 18,4 | 64,4 |
8 | (7) | Bristol-Myers Squibb (США)6 | 14,925 | 16,5 | 71,4 |
9 | (11) | Roche (Швейцария) | 14,725 | 31,6 | 63,4 |
10 | (10) | Wyeth (США) | 12,623 | 7,6 | 79,6 |
11 | (12) | Lilly (США) | 11,856 | 14,2 | 94,2 |
12 | (13) | Abbott Laboratories (США)7 | 10,905 | 17,2 | 55,4 |
13 | (15) | Sanofi Synthelabo (Франция) | 9,111 | 29,3 | 100,0 |
14 | (18) | Amgen (США) | 7,868 | 57,6 | 100,0 |
15 | (16) | Takeda (Япония) | 7,578 | 16,9 | 80,7 |
16 | (14) | Schering-Plough (США) | 6,672 | -24,1 | 80,1 |
17 | (17) | Boehringer Ingelheim (Германия) | 6,264 | 16,8 | 75,0 |
18 | (19) | Schering AG (Германия)8 | 5,314 | 15,3 | 97,2 |
19 | (20) | Bayer (Германия)9 | 4,115 | 18,0 | 12,3 |
20 | (-) | Novo Nordisk (Дания) | 4,044 | 26,1 | 100,0 |
NB! Рассчеты основаны на данных, представленных самими компаниями и относятся к периоду 12 мес. по декабрь 2003 г. (кроме японской компании Takeda, предоставившей данные по март 2004 г.) Эти данные касаются рецептурных лекарственных средств для использования у человека (если не указано другое). Показатели в скобках относятся к 2002 г. Данные в отношении компаний, представивших результаты коммерческой деятельности не в дол. США, перерассчитаны в соответствии с усредненным обменным курсом валют в течение рассматриваемого года; сравнение «год к году» проведено после конвертации в дол. США (источник – www.oanda.com).
1 Данные в отношении продаж некоторых видов продукции компании Pfizer за 2002 г. реклассифицированы для получения возможности сравнения с 2003 г.
2 Итоговые результаты работы компании Merck & Co включают влияние внедрения новой программы дистрибьюции для оптовых операторов в США и реструктуризацию цен в связи с вычленением ряда товарных позиций (показатели 2002 г. переформулированы с целью отобразить результаты прекращенных операций Medco Health).
3 Показатели для Johnson&Johnson отражают только фармацевтический сегмент деятельности компании.
4 Из показателей компании Aventis исключены вакцины для использования у человека.
5 Показатели для Novartis отражают только фармацевтический сегмент деятельности компании.
6 Показатели для Bristol-Myers Squibb отображают только фармацевтический сегмент деятельности компании; данные за 2002 г. переформулированы с целью скорректировать некоторые исторически сложившиеся методики расчетов компании Bristol-Myers Squibb и привести их к общепринятым принципам бухгалтерского учета (generally accepted accounting principles – GAAP), устранив при этом некоторые несоответствия данным принципам.
7 Показатели для Abbott Laboratories отражают фармацевтический и международный сегменты деятельности компании.
8 Данные для Schering AG подсчитаны по совокупным объемам продаж препаратов для использования в гинекологии/андрологии, при специализированной терапии, диагностических/радиофармацевтических средств и дерматологических препаратов.
Увеличив штат своих сотрудников до 120 тыс. человек во всем мире, в 2003 г. Pfizer взял такие мировые высоты, как 45 млрд дол. США общего объема продаж (превысив, таким образом, показатель 2002 г. на 40%!), 1 млрд врачебных назначений своих препаратов и 7 препаратов, перешагнувших миллиардный барьер объемов продаж (в число которых попал и Celebrex (целекоксиб), приобретенный в рамках слияния).
В позапрошлом году ни для кого не стало особым сюрпризом то, что GlaxoSmithKline смогла удержать за собой уверенные позиции второго номера в мировой табели о рангах. Разумеется, на фоне отсутствия масштабных приобретений GSK продемонстрировала куда более умеренное увеличение объемов продаж, нежели Pfizer, что не помешало ей достичь убедительного 10%-го роста и реализовать своей продукции на сумму более 35 млрд дол. США (см. сноску к табл. 2 относительно конвертации валют). В 2003 г. наиболее продаваемыми рецептурными препаратами компании стали противоастматическое средство Seretide/Advair (сальметрол + флутиказон) и антидепрессант Seroxat/Paxil (пароксетин) с объемами продаж 3,6 и 3,1 млрд дол. США соответственно. Антибактериальное средство Augmentin (амоксициллин + клавулановая кислота), которому уже более 20 лет и которое является серьезным объектом для конкуренции генериков, тем не менее «заработало» 1,3 млрд дол. США.
За рассматриваемый период не произошло особых неожиданностей и в нижележащих позициях первой двадцатки. Так, сохранила за собой почетное третье место компания Merck & Co, которая после расторжения 10-летнего союза с Medco Health (апрель 2003 г.) вернула себе статус чисто фармацевтической научно-исследовательской компании. Немаловажным для этой компании событием стало приобретение ею еще 48,9% акций японского производителя Banyu, что сделало Merck & Co владельцем почти 100% фондов последней.
Еще один крупный производитель из США и взошедшая звезда рейтинга 2002 г. — компания Amgen — продолжила уверенное движение в гору: добившись 57,6%-го увеличения объема продаж и доведя этот объем до 7,9 млрд дол. США, она стала ближе к мировой вершине еще на четыре позиции.
Наконец, уход с мировой сцены компании Pharmacia как самостоятельного игрока освободил место для вхождения в первую двадцатку нововобранцу — авторитетной датской инновационной компании (хорошо известной и в Украине) Novo Nordisk с объемом реализации препаратов 4 млрд дол. США.
ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ–2004: ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ШЕСТЕРКА
В общем, состав десятки мировых лидеров в первой половине 2004 г. (период, в отношении которого уже имеются окончательные данные об объемах продаж) отличался, если можно так выразиться, «дискретным постоянством» (табл. 3).
Таблица 3
ТОР-10 фармацевтических компаний, лидирующих
по объемам продаж рецептурных лекарственных средств в мире в первой половине 2004 г.
(источник Scrip Magazine, февраль 2005 г.).
Позиция |
Компания |
Объем продаж (млрд дол. США)1 | Прирост2 (%) |
1 | Pfizer | 21,745 | 34,7 |
2 | GlaxoSmithKline3 | 15,392 | 5,8 |
3 | Merck & Co | 11,653 | 5,0 |
4 | Johnson&Johnson | 10,803 | 13,1 |
5 | AstraZeneca | 10,089 | 13,4 |
6 | Aventis | 9,163 | 11,1 |
7 | Novartis | 8,882 | 16,9 |
8 | Roche | 8,416 | 22,6 |
9 | Bristol-Myers Squibb | 7,522 | 7,5 |
10 | Abbott Laboratories | 7,219 | 9,1 |
NB! Рассчеты основаны на данных, представленных самими компаниями.
1 Конвертация в дол. США базируется на среднем уровне обменного курса валют за первое полугодие.
2 Процентный рост в сравнении с первыми 6 мес. 2003 г. после соответствующей конвертации в дол. США.
3 Данные за первое полугодие 2003 г. переформулированы (при выражении в английских фунтах стерлингов показатели занижаются на 6,5%).
Первый эшелон Топ–10 (6 компаний) остался абсолютно незыблем, чего не скажешь об арьергарде, где произошли некоторые серьезные подвижки в расстановке сил. Интенсивный рост объемов реализации продемонстрировали Roche и Novartis (23% и 17% соответственно), оттеснив Bristol-Myers Squibb с 7 на 9-ю позицию (причем прогресс двух швейцарских компаний не может быть объяснен различиями в обменном курсе валют, поскольку в период с первой половины 2003 г. по аналогичный период 2004-го стоимость американского доллара уменьшилась лишь на 6,3%).
Десятку лидеров покинула компания Wyeth, а Abbott Laboratories вошла в ее состав с объемом продаж 7,2 млрд дол. США и приростом этого показателя на 9,1%: очевидно, компания обязана своим успехом, главным образом, таким своим продуктам, как Humira (адалимумаб) для лечения пациентов с ревматоидным артритом, гиполипидемическому средству TriCor (фенофибрат) и антибактериальному средству цефалоспоринового ряда Omnicef (цефдинир).
АЗИМУТЫ КИТОВ
В 2004 г. совокупная доля, занимаемая десятью крупнейшими фармацевтическими корпорациями в общем объеме мировых продаж лекарственных средств, несколько уменьшилась, составив тем не менее почти половину — 48% — объема мирового фармрынка. Pfizer и GlaxoSmithKline сохранили за собой соответственно первое и второе места в мировой табели о рангах, однако ушедший год преподнес им мало приятный сюрприз в лице нового и весьма опасного конкурента, мультинационального концерна sanofi-aventis, образовавшегося в результате слияния двух французских грандов мировой фармации — компаний Sanofi-Synthelabo и Aventis, занимавших по объемам продаж лекарственных средств в мире за 2003 г. 13-ю и 6-ю позиции соответственно. В 2004 г. как sanofi-aventis, так и мультинациональный швейцарский фармацевтический концерн Roche продемонстрировали значимый среднегодовой рост объема продаж своей продукции на всех крупнейших рынках мира.
Отзыв с мирового рынка компанией Merck & Co своего препарата Vioxx (рофекоксиб) в сентябре 2004 г., неутихающая полемика вокруг безопасности антидепрессантов группы ингибиторов обратного захвата серотонина и приостановка реализации биотехнологического препарата для лечения пациентов с рассеянным склерозом Tysabri (натализумаб; моноклональное антитело, разработанное компаниями Biogen Idec (США) и Elan Corp (Ирландия)) сместили основное внимание как регулирующих органов, так и потребителей в сторону безопасности лекарственных средств. В этой связи Управление по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (FDA) установило более жесткие условия для регистрации новых лекарственных средств (что неминуемо приведет к увеличению сроков исследований и разработки новых молекул, поскольку компании поставлены перед необходимостью проведения более длительных и обширных клинических испытаний для сбора необходимых данных). Наряду со сдерживанием (ограничением) цен и поощрением назначения препаратов-генериков, это наверняка проявится определенным замедлением темпов роста крупнейших мировых фармацевтических рынков.
Впрочем, вышеуказанные «тормозящие» факторы могут быть компенсированы за счет:
- увеличения объемов медикаментозной помощи в связи с увеличением средней продолжительности жизни населения земного шара;
- преимуществ для системы лекарственного обеспечения жителей США в результате назначения рецептурных лекарственных средств в рамках программы Medicare, старт которой запланирован на 2006 г.;
- возрастания спроса на лекарственные средства биотехнологического происхождения и комбинированных препаратов с фиксированной дозой.
Вселяет также надежду серьезный резерв роста в лице фармацевтического рынка КНР (см. предыдущую публикацию) и явная неслучайность того, что такие левиафаны, как GlaxoSmithKline и Merck & Co, в последнее время все больше концентрируют свое внимание на проблемах борьбы с онкологическими заболеваниями.
Точнее покажет будущее. n
Филипп Снегирёв
|
*Продолжение. «Взгляд из 2005-го — I» — см. «Еженедельник АПТЕКА» № 15 (486) от 18 апреля 2005 г.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим