|
Итак, общий объем аптечных продаж в феврале 2005 г. составил 544,4 млн грн. в денежном выражении и 126,8 млн упаковок — в натуральном, что выше аналогичных показателей февраля 2004 г. на 21,5 и 17,3% соответственно (табл. 1). Следует отметить, что показатели прироста/убыли в феврале 2004 г. по сравнению с февралем 2003 г. были гораздо ниже (3,3% в денежном выражении и -8,2% в натуральном). То есть в феврале 2005 г. розничный рынок опережал темпы развития аналогичного периода 2004 г. Прирост объемов продаж только двух категорий товаров аптечной корзины опережал таковой в целом по розничному рынку — ЛС и БАД.
Таблица 1
Объем аптечных продаж по категориям товаров
в феврале 2003, 2004 и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Период | Млн грн. | Удельный вес категории, % | D, % | Млн упаковок | Удельный вес категории, % | D, % |
ЛС |
||||||
Февраль 2003 г. | 384,8 | 88,7 | – | 82,8 | 70,3 | – |
Февраль 2004 г. | 391,4 | 87,4 | 1,7 | 77,6 | 71,8 | -6,3 |
Февраль 2005 г. | 479,8 | 88,1 | 22,6 | 88,9 | 70,1 | 14,5 |
ИМН |
||||||
Февраль 2003 г. | 28,1 | 6,5 | – | 31,7 | 26,9 | – |
Февраль 2004 г. | 36,1 | 8,1 | 28,5 | 27,7 | 25,6 | -12,8 |
Февраль 2005 г. | 41,1 | 7,6 | 13,8 | 34,7 | 27,4 | 25,4 |
Косметика |
||||||
Февраль 2003 г. | 10,1 | 2,3 | – | 2,0 | 1,7 | – |
Февраль 2004 г. | 10,9 | 2,4 | 8,1 | 1,7 | 1,6 | -11,9 |
Февраль 2005 г. | 11,7 | 2,1 | 6,9 | 1,5 | 1,2 | -14,8 |
БАД |
||||||
Февраль 2003 г. | 10,7 | 2,5 | – | 1,3 | 1,1 | – |
Февраль 2004 г. | 9,6 | 2,1 | -10,4 | 1,1 | 1,0 | -11,1 |
Февраль 2005 г. | 11,8 | 2,2 | 23,1 | 1,8 | 1,4 | 57,6 |
ВСЕГО |
||||||
Февраль 2003 г. | 433,8 | – | – | 117,8 | – | – |
Февраль 2004 г. | 448,0 | – | 3,3 | 108,1 | – | -8,2 |
Февраль 2005 г. | 544,4 | – | 21,5 | 126,8 | – | 17,3 |
Учитывая неравное соотношение удельного веса этих категорий (ЛС — 88,1%, БАД — 2,2% в общем объеме аптечных продаж), можно утверждать, что основной движущей силой прироста являлась именно продажа ЛС. При этом объем розничного рынка ЛС составил 479,8 млн грн. в денежном выражении и 88,9 млн упаковок — в натуральном, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 22,6 и 14,5% соответственно (рис. 1). Разница между приростом продаж в денежном и натуральном выражении свидетельствует о повышении средневзвешенной стоимости одной упаковки. Однако за счет чего произошло это повышение?
|
|
Средневзвешенная стоимость импортных ЛС в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. возросла всего на 0,8% (рис. 2). Курс евро, по сути, валюты закупки препаратов европейских производителей, в 2005 г. был значительно выше, чем в 2004 г., то есть, казалось бы, цены на зарубежные ЛС за год должны были повыситься в силу экономических закономерностей. И они действительно возросли, о чем не раз говорилось в наших предыдущих публикациях. Однако в феврале 2005 г. средневзвешенная стоимость осталась практически на уровне 2004 г. Это произошло, скорее всего, в связи с тем, что в структуре продаж импортных препаратов в феврале 2005 г. увеличился удельный вес сравнительно недорогих ЛС. Косвенно это подтверждает тот факт, что по некоторым европейским странам, в частности Франции, в феврале было зафиксировано значительное снижение стоимости 1 весовой единицы импортируемых ЛС (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 16 (487) от 25 апреля 2005 г.). В то же время средневзвешенная розничная стоимость отечественных ЛС повысилась на 11,6% (рис. 3). То есть в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. прирост средневзвешенной стоимости отечественных ЛС был на порядок выше импортных. Столь большой перевес для украинских препаратов за два года зафиксирован впервые. Соответственно это повлияло и на показатели объема продаж.
|
Прирост объема продаж украинских препаратов в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. в денежном выражении составил 25,1%, импортных — 21,7% (табл. 2). Однако при этом прирост объема продаж в натуральном выражении был выше для импортных ЛС — 20,7%, а для отечественных он составил 12,1% (табл. 3). То есть, исходя из приведенных данных, можно сразу же отметить два важных момента. Во-первых, в феврале 2005 г. сложилась довольно нестандартная ситуация: прирост продаж отечественных ЛС в денежном выражении превышал таковой импортных, а в натуральном выражении наоборот — прирост был выше по зарубежным препаратам. Во-вторых, поскольку прирост продаж украинских ЛС в денежном выражении в 2 раза превышал таковой в натуральном, значит, стало продаваться гораздо больше упаковок более дорогих отечественных ЛС, чем в феврале 2004 г. Соответственно тенденции развития рынка в 2005 г. подтверждают все предположения, выдвинутые в конце 2004 г. Структура потребления меняется, но, что самое главное, повышение средневзвешенной стоимости одной упаковки украинских препаратов не привело к снижению их потребления. Более того — прирост в 12,1% — достаточно существенный показатель, тем более, что в абсолютных числах он еще внушительнее. Что же касается зарубежных ЛС, то объяснением того, что средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки практически не изменилась, могут служить данные по структуре продаж препаратов разных фармакотерапевтических групп (табл. 4).
Таблица 2
Объем аптечных продаж в денежном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного
и зарубежного производства в феврале 2003, 2004
и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли
по сравнению с предыдущим годом
Период | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
млн грн. | удельный вес в категории, % | D, % | млн грн. | удельный вес в категории, % | D, % | |
ЛС |
||||||
Февраль 2003 г. | 283,7 | 73,7 | – | 101,1 | 26,3 | – |
Февраль 2004 г. | 285,2 | 72,9 | 0,5 | 106,2 | 27,1 | 5,0 |
Февраль 2005 г. | 346,9 | 72,3 | 21,7 | 132,9 | 27,7 | 25,1 |
ИМН |
||||||
Февраль 2003 г. | 19,5 | 69,4 | – | 8,6 | 30,6 | – |
Февраль 2004 г. | 23,7 | 65,6 | 21,5 | 12,4 | 34,4 | 44,3 |
Февраль 2005 г. | 25,9 | 63,1 | 9,4 | 15,2 | 36,9 | 22,3 |
Косметика |
||||||
Февраль 2003 г. | 6,6 | 65,7 | – | 3,5 | 34,3 | – |
Февраль 2004 г. | 7,4 | 67,5 | 11,1 | 3,6 | 32,5 | 2,3 |
Февраль 2005 г. | 8,5 | 72,3 | 14,5 | 3,2 | 27,7 | -8,8 |
БАД |
||||||
Февраль 2003 г. | 6,6 | 61,4 | – | 4,1 | 38,6 | – |
Февраль 2004 г. | 5,2 | 54,1 | -21,2 | 4,4 | 45,9 | 6,8 |
Февраль 2005 г. | 6,4 | 54,4 | 23,9 | 5,4 | 45,6 | 22,2 |
ВСЕГО |
||||||
Февраль 2003 г. | 316,5 | 73,0 | – | 117,3 | 27,0 | – |
Февраль 2004 г. | 321,5 | 71,7 | 1,6 | 126,6 | 28,3 | 7,9 |
Февраль 2005 г. | 387,7 | 71,2 | 20,6 | 156,7 | 28,8 | 23,7 |
Таблица 3
Объем аптечных продаж в натуральном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного
и зарубежного производства в феврале 2003, 2004
и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли
по сравнению с предыдущим годом
Период | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
млн упаковок | удельный вес в категории, % | D, % | млн упаковок | удельный вес в категории, % | D, % | |
ЛС | ||||||
Февраль 2003 г. | 26,1 | 31,6 | – | 56,7 | 68,4 | – |
Февраль 2004 г. | 22,2 | 28,7 | -14,9 | 55,3 | 71,3 | -2,4 |
Февраль 2005 г. | 26,8 | 30,2 | 20,7 | 62,0 | 69,8 | 12,1 |
ИМН |
||||||
Февраль 2003 г. | 12,0 | 37,9 | – | 19,7 | 62,1 | – |
Февраль 2004 г. | 13,5 | 48,7 | 12,1 | 14,2 | 51,3 | -27,9 |
Февраль 2005 г. | 14,7 | 42,5 | 9,4 | 20,0 | 57,5 | 40,6 |
Косметика |
||||||
Февраль 2003 г. | 0,9 | 45,6 | – | 1,1 | 54,4 | – |
Февраль 2004 г. | 0,7 | 41,9 | -19,2 | 1,0 | 58,1 | -5,9 |
Февраль 2005 г. | 0,6 | 42,8 | -12,9 | 0,8 | 57,2 | -16,2 |
БАД |
||||||
Февраль 2003 г. | 0,7 | 51,6 | – | 0,6 | 48,4 | – |
Февраль 2004 г. | 0,3 | 28,9 | -50,1 | 0,8 | 71,1 | 30,5 |
Февраль 2005 г. | 0,5 | 25,7 | 39,9 | 1,3 | 74,3 | 64,8 |
ВСЕГО |
||||||
Февраль 2003 г. | 39,7 | 33,7 | – | 78,1 | 66,3 | – |
Февраль 2004 г. | 36,8 | 34,0 | -7,4 | 71,4 | 66,0 | -8,6 |
Февраль 2005 г. | 42,7 | 33,6 | 16,0 | 84,2 | 66,4 | 18,0 |
Таблица 4
Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС
в денежном выражении в феврале 2003, 2004 и 2005 г.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
№ п/п | АТС-код |
АТС-группа |
Февраль, млн грн. | ||||
2003 г. | 2004 г. | D, % | 2005 г. | D, % | |||
1 | N02B | Прочие анальгетики и антипиретики | 29,6 | 18,3 | -38,1 | 34,7 | 89,0 |
2 | M01A | Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства | 8,9 | 11,9 | 33,2 | 14,8 | 24,3 |
3 | A11A | Поливитамины с добавками | 16,6 | 15,5 | -6,7 | 14,5 | -6,2 |
4 | C01E | Прочие кардиологические препараты | 7,7 | 10,9 | 40,9 | 14,2 | 30,5 |
5 | R05C | Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства | 13,0 | 8,2 | -37,1 | 13,2 | 61,2 |
6 | A05B | Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества | 9,5 | 13,1 | 38,8 | 13,1 | -0,4 |
7 | A16A | Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы | 8,9 | 10,3 | 15,9 | 12,8 | 23,9 |
8 | R05X | Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях | 11,0 | 7,0 | -36,6 | 12,5 | 79,3 |
9 | R01A | Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа | 11,0 | 9,5 | -13,4 | 12,1 | 26,6 |
10 | R02A | Препараты, применяемые при заболеваниях горла | 10,9 | 8,5 | -21,9 | 11,7 | 37,3 |
Прочие | 257,7 | 278,2 | 7,9 | 326,3 | 17,3 | ||
Всего | 384,8 | 391,4 | 1,7 | 479,8 | 22,6 |
Наибольший прирост объемов продаж среди топ-10 подгрупп АТС-классификации 3 уровня в денежном выражении в феврале 2005 г. зафиксирован по группам N02B, R05C и R05X — 89,0, 61,2 и 79,3% соответственно. При этом в указанных подгруппах в денежном выражении преобладают продажи импортных препаратов — их удельный вес составляет 79,5, 64 и 96% соответственно. А учитывая тот факт, что основа продаж ЛС этих подгрупп — препараты низко- и среднестоимостной ценовой ниши, становится понятно, почему прирост количества проданных упаковок импортных препаратов был значительно выше, чем таковой по продажам в денежном выражении. То есть одной из главных причин того, что средневзвешенная стоимость импортных ЛС не возросла, является изменение структуры их продаж по фармакотерапевтическим группам по сравнению с 2004 г., а именно — высочайший прирост объемов продаж средне- и низкостоимостных препаратов группы cough&cold. Почему же не было таких объемов продаж этих ЛС в феврале 2004 г.? Ответ прост: по прихоти погоды пик сезонных простудных заболеваний в 2005 г. сместился на конец января–февраль, тогда как в 2004 г. он был значительно раньше (рис .4).
|
Соответствующим образом отразились эти изменения на ценовой структуре рынка. Наибольший прирост объема продаж как в натуральном, так и в денежном выражении в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. зафиксирован по ЛС среднестоимостной ниши — 18,4 и 27,6% соответственно (табл. 5). Отметим, что в 2004 г. продажи препаратов этой ниши не только не возросли, но и наоборот снизились на 6,8% в денежном и на 10,5% — в натуральном выражении по сравнению с 2003 г. Примечательно, что прирост объема продаж в денежном выражении по всем ценовым нишам превышает таковой в натуральном, что свидетельствует о повышении средневзвешенной стоимости продукции. Это еще одно подтверждение тому, что цена импортных ЛС возросла, но из-за изменений в структуре продаж это никак не отразилось на розничной средневзвешенной стоимости.
Таблица 5
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в феврале 2003, 2004 и 2005 г.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Период | Млн грн. | Удельный вес ниши, % | D, % | Млн упаковок | Удельный вес ниши, % | D, % |
Низкостоимостная | ||||||
Февраль 2003 г. | 83,8 | 21,8 | – | 61,2 | 73,9 | – |
Февраль 2004 г. | 78,8 | 20,1 | -5,9 | 57,8 | 74,5 | -5,6 |
Февраль 2005 г. | 97,0 | 20,2 | 23,1 | 65,9 | 74,2 | 14,1 |
Среднестоимостная | ||||||
Февраль 2003 г. | 186,3 | 48,4 | – | 18,7 | 22,5 | – |
Февраль 2004 г. | 173,6 | 44,4 | -6,8 | 16,7 | 21,5 | -10,5 |
Февраль 2005 г. | 221,5 | 46,2 | 27,6 | 19,8 | 22,3 | 18,4 |
Высокостоимостная | ||||||
Февраль 2003 г. | 114,7 | 29,8 | – | 2,9 | 3,5 | – |
Февраль 2004 г. | 139,0 | 35,5 | 21,1 | 3,1 | 4,0 | 5,4 |
Февраль 2005 г. | 161,3 | 33,6 | 16,1 | 3,1 | 3,5 | 2,2 |
ВСЕГО | ||||||
Февраль 2003 г. | 384,8 | – | – | 82,8 | – | – |
Февраль 2004 г. | 391,4 | – | 1,7 | 77,6 | – | -6,3 |
Февраль 2005 г. | 479,8 | – | 22,6 | 88,9 | – | 14,5 |
2-е и 3-е места рейтинга торговых марок по объему аптечных продаж в денежном выражении заняли препараты-лидеры группы cough&cold — Колдрекс и Фервекс (табл. 6), что не удивительно с учетом всего сказанного выше. Бессменный лидер рейтинга — Эссенциале — и в феврале 2005 г. занял 1-ю позицию.
Таблица 6
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в феврале 2005 г.
№ п/п |
Титульное наименование |
1 | ЭССЕНЦИАЛЕ |
2 | КОЛДРЕКС |
3 | ФЕРВЕКС |
4 | МИЛДРОНАТ |
5 | ЦЕФТРИАКСОН |
6 | АКТОВЕГИН |
7 | МЕЗИМ |
8 | ВИТРУМ |
9 | НО-ШПА |
10 | ЦЕФАЗОЛИН |
11 | ПРОСТАМОЛ УНО |
12 | ФЕСТАЛ |
13 | ЛАЗОЛВАН |
14 | ПРЕДУКТАЛ |
15 | ЭНАП |
16 | КОФОЛ |
17 | НАТРИЯ ХЛОРИД |
18 | СТРЕПСИЛС |
19 | АМБРОКСОЛ |
20 | ФЛЮКОЛД |
21 | ДИКЛОБЕРЛ |
22 | КЕТАНОВ |
23 | КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ |
24 | ДОКТОР МОМ |
25 | КАПТОПРЕС |
26 | ФЕЗАМ |
27 | МАКРОПЕН |
28 | ТЕРАФЛЮ |
29 | КАЛЬЦЕМИН |
30 | АМПИЦИЛЛИН |
31 | ФАРМАЗОЛИН |
32 | КОЛДФЛЮ |
33 | БИСЕПТОЛ |
34 | МУЛЬТИ-ТАБС |
35 | ЛИНЕКС |
36 | ТРАУМЕЛЬ С |
37 | РАНИТИДИН |
38 | ДУОВИТ |
39 | ЦЕРЕБРОЛИЗИН |
40 | ВИАГРА |
41 | КАВИНТОН |
42 | АЦЦ |
43 | КАРСИЛ |
44 | ЭФФЕКТ |
45 | ВИГОР |
46 | ФАСТУМ |
47 | ФЛУКОНАЗОЛ |
48 | АФЛУБИН |
49 | ЦИТРАМОН |
50 | ВИТАМИН C |
Таблица 7
Топ-лист маркетирующих организаций ЛС
по объему аптечных продаж в денежном выражении
в феврале 2003, 2004 и 2005 г.
Маркетирующая организация | № п/п (февраль) | ||
2005 г. | 2004 г. | 2003 г. | |
sanofi-aventis (Франция) | 1 | – | – |
Menarini Group (Италия) | 2 | 1 | 10 |
Артериум (Украина) | 3 | – | – |
Дарница (Украина) | 4 | 3 | 1 |
KRKA (Словения) | 5 | 4 | 2 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 6 | 11 | 6 |
Фармак (Украина) | 7 | 7 | 3 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 8 | 6 | 7 |
Здоровье (Украина) | 9 | 8 | 12 |
Novartis (Швейцария)* | 10 | 21 | 32 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 11 | 10 | 11 |
Heel (Германия) | 12 | 12 | 9 |
Sagmel (США) | 13 | 18 | 19 |
BMS (США) | 14 | 22 | 8 |
Genom Biotech (Индия) | 15 | 16 | 13 |
Bittner (Австрия) | 16 | 17 | 16 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 17 | 15 | 14 |
Actavis (Исландия) | 18 | 20 | 21 |
Servier (Франция) | 19 | 27 | 40 |
ratiopharm (Германия) | 20 | 13 | 25 |
Nycomed (Норвегия) | 21 | 32 | 30 |
Ranbaxy (Индия) | 22 | 33 | 31 |
Pfizer Inc. (США) | 23 | 19 | 17 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 24 | 26 | 24 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 25 | 23 | 28 |
Grindeks (Латвия) | 26 | 39 | 66 |
Schering (Германия) | 27 | 25 | 47 |
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) | 28 | 40 | 27 |
Egis (Венгрия) | 29 | 56 | 62 |
Концерн Стирол (Украина) | 30 | 30 | 23 |
Pliva (Хорватия) | 31 | 31 | 39 |
Sopharma (Болгария) | 32 | 38 | 42 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 33 | – | – |
Naturwaren (Германия) | 34 | 35 | 26 |
Unipharm (США) | 35 | 34 | 20 |
Bayer (Германия) | 36 | 93 | 97 |
Zentiva (Чешская Республика) | 37 | 36 | – |
Nabros Pharma (Индия) | 38 | 62 | 37 |
Биофарма (Украина) | 39 | 47 | 48 |
Сперко Украина (Украина) | 40 | 44 | 53 |
IVAX (США) | 41 | 45 | 36 |
Johnson & Johnson (США) | 42 | 28 | 22 |
Bionorica (Германия) | 43 | 54 | 58 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 44 | 43 | 64 |
Ferrosan (Дания) | 45 | 37 | 35 |
Yamanouchi Europe (Нидерланды) | 46 | 41 | 41 |
Лектравы (Украина) | 47 | 42 | 38 |
Boots Healthcare International (Великобритания) | 48 | 51 | 44 |
Schering-Plough Corp. (США) | 49 | 57 | 46 |
Mili Healthcare (Великобритания) | 50 | 97 | – |
*В компанию «Novartis» в данном случае включены подразделения «Sandoz» («Lek» + «Biochemie» + «Sandoz») и «Novartis Pharma». |
С начала 2005 г. при анализе деятельности компаний-производителей на украинском рынке мы используем такое понятие, как маркетирующие организации. Им обозначают компании (производителей и их представителей), которые репрезентуют на рынке не только свои интересы, но и интересы других производителей, продвигая их препараты. В то же время структурные подразделения некоторых корпораций осуществляют самостоятельную деятельность как отдельные бизнес-единицы. Среди маркетирующих организаций 1-е место по объемам продаж в денежном выражении в феврале 2005 г. заняла компания sanofi-aventis. На данный момент достаточно сложно оценить достоверные изменения в позициях рейтинга компаний в зависимости от изменения объема продаж их препаратов, что связано с различными корпоративными изменениями — слиянием компаний, передачей прав на маркетирование отдельных групп препаратов и пр. (подробно описаны в «Еженедельнике АПТЕКА» № 12 (483) от 28 марта 2005 г.).
Естественно, что с появлением новых мощных игроков на рынке изменилось и соотношение удельного веса объема продаж ЛС групп компаний в соответствии с занимаемыми ими позициями в рейтинге (рис. 5). Удельный вес первой пятерки, в которой произошли основные изменения, в феврале 2005 г. увеличился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.
|
Подводя итоги, отметим несколько основных моментов. Средневзвешенная розничная стоимость отечественных препаратов в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. возросла на 11,6%, что свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих препаратов. На фоне этого объем продаж украинских ЛС в натуральном выражении также увеличился на 12,1%. То есть рост средневзвешенной стоимости никак не повлиял на темпы прироста продаж отечественных препаратов. В то же время средневзвешенная стоимость импортных препаратов увеличилась всего лишь на 0,8%. Погодные условия внесли свои коррективы в структуру рынка в феврале 2005 г. Смещение сезонности простудных заболеваний повлекло за собой высокий прирост продаж препаратов группы cough&cold по сравнению с февралем 2004 г. Изменилась структура продаж в зависимости от фармакотерапевтических свойств препаратов, а также ценовая структура розничного рынка — по сравнению с февралем 2004 г. зафиксирован высокий прирост продаж препаратов низко- и среднестоимостной ниши как в натуральном, так и в денежном выражении. Вследствие этого на фоне растущих из-за повышения курса евро цен на препараты из европейских стран средневзвешенная розничная стоимость импортных ЛС по сравнению с февралем прошлого года практически не изменилась. Найдут ли продолжение тенденции февраля в марте 2005 г.? Данный анализ еще раз подтвердил, насколько зависим рынок от внешних факторов, причем не только экономических или политических, но и ситуативных, никак не связанных с деятельностью человека. n
|
Игорь Хмилевский, Евгений Кунда
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим