Гидрометцентр как фактор влияния на структуру рынка. Рынок аптечных продаж: февраль 2005 г.

Как развивался рынок аптечных продаж в феврале 2005 г.? Данная публикация посвящена обзору ситуации, сложившейся на розничном фармацевтическом рынке Украины в этот период. При подготовке материала использовали данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Итак, общий объем аптечных продаж в феврале 2005 г. составил 544,4 млн грн. в денежном выражении и 126,8 млн упаковок — в натуральном, что выше аналогичных показателей февраля 2004 г. на 21,5 и 17,3% соответственно (табл. 1). Следует отметить, что показатели прироста/убыли в феврале 2004 г. по сравнению с февралем 2003 г. были гораздо ниже (3,3% в денежном выражении и -8,2% в натуральном). То есть в феврале 2005 г. розничный рынок опережал темпы развития аналогичного периода 2004 г. Прирост объемов продаж только двух категорий товаров аптечной корзины опережал таковой в целом по розничному рынку — ЛС и БАД.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров
в феврале 2003, 2004 и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Период Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %

ЛС

Февраль 2003 г.     384,8  88,7 82,8 70,3
Февраль 2004 г. 391,4 87,4 1,7 77,6 71,8 -6,3
Февраль 2005 г. 479,8 88,1  22,6  88,9 70,1 14,5

ИМН

Февраль 2003 г. 28,1 6,5 31,7 26,9
Февраль 2004 г. 36,1 8,1 28,5 27,7 25,6 -12,8
Февраль 2005 г. 41,1 7,6 13,8 34,7 27,4 25,4

Косметика

Февраль 2003 г. 10,1 2,3 2,0 1,7
Февраль 2004 г. 10,9 2,4 8,1 1,7 1,6 -11,9
Февраль 2005 г. 11,7 2,1 6,9 1,5 1,2  -14,8 

БАД

Февраль 2003 г. 10,7 2,5 1,3 1,1
Февраль 2004 г. 9,6 2,1 -10,4 1,1 1,0 -11,1
Февраль 2005 г. 11,8 2,2 23,1 1,8 1,4 57,6

ВСЕГО

Февраль 2003 г. 433,8 117,8
Февраль 2004 г. 448,0 3,3 108,1 -8,2
Февраль 2005 г. 544,4 21,5 126,8 17,3

Учитывая неравное соотношение удельного веса этих категорий (ЛС — 88,1%, БАД — 2,2% в общем объеме аптечных продаж), можно утверждать, что основной движущей силой прироста являлась именно продажа ЛС. При этом объем розничного рынка ЛС составил 479,8 млн грн. в денежном выражении и 88,9 млн упаковок — в натуральном, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 22,6 и 14,5% соответственно (рис. 1). Разница между приростом продаж в денежном и натуральном выражении свидетельствует о повышении средневзвешенной стоимости одной упаковки. Однако за счет чего произошло это повышение?

Рис. 1. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в феврале 2003, 2004 и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в феврале 2003, 2004 и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
 

Рис. 2. Средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий импортных товаров в феврале 2003, 2004 и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий импортных товаров в феврале 2003, 2004 и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Средневзвешенная стоимость импортных ЛС в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. возросла всего на 0,8% (рис. 2). Курс евро, по сути, валюты закупки препаратов европейских производителей, в 2005 г. был значительно выше, чем в 2004 г., то есть, казалось бы, цены на зарубежные ЛС за год должны были повыситься в силу экономических закономерностей. И они действительно возросли, о чем не раз говорилось в наших предыдущих публикациях. Однако в феврале 2005 г. средневзвешенная стоимость осталась практически на уровне 2004 г. Это произошло, скорее всего, в связи с тем, что в структуре продаж импортных препаратов в феврале 2005 г. увеличился удельный вес сравнительно недорогих ЛС. Косвенно это подтверждает тот факт, что по некоторым европейским странам, в частности Франции, в феврале было зафиксировано значительное снижение стоимости 1 весовой единицы импортируемых ЛС (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 16 (487) от 25 апреля 2005 г.). В то же время средневзвешенная розничная стоимость отечественных ЛС повысилась на 11,6% (рис. 3). То есть в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. прирост средневзвешенной стоимости отечественных ЛС был на порядок выше импортных. Столь большой перевес для украинских препаратов за два года зафиксирован впервые. Соответственно это повлияло и на показатели объема продаж.

Рис. 3. Средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий отечественных товаров в феврале 2003, 2004 и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки продукции разных категорий отечественных товаров в феврале 2003, 2004 и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Прирост объема продаж украинских препаратов в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. в денежном выражении составил 25,1%, импортных — 21,7% (табл. 2). Однако при этом прирост объема продаж в натуральном выражении был выше для импортных ЛС — 20,7%, а для отечественных он составил 12,1% (табл. 3). То есть, исходя из приведенных данных, можно сразу же отметить два важных момента. Во-первых, в феврале 2005 г. сложилась довольно нестандартная ситуация: прирост продаж отечественных ЛС в денежном выражении превышал таковой импортных, а в натуральном выражении наоборот — прирост был выше по зарубежным препаратам. Во-вторых, поскольку прирост продаж украинских ЛС в денежном выражении в 2 раза превышал таковой в натуральном, значит, стало продаваться гораздо больше упаковок более дорогих отечественных ЛС, чем в феврале 2004 г. Соответственно тенденции развития рынка в 2005 г. подтверждают все предположения, выдвинутые в конце 2004 г. Структура потребления меняется, но, что самое главное, повышение средневзвешенной стоимости одной упаковки украинских препаратов не привело к снижению их потребления. Более того — прирост в 12,1% — достаточно существенный показатель, тем более, что в абсолютных числах он еще внушительнее. Что же касается зарубежных ЛС, то объяснением того, что средневзвешенная розничная стоимость 1 упаковки практически не изменилась, могут служить данные по структуре продаж препаратов разных фармакотерапевтических групп (табл. 4).

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного
и зарубежного производства в феврале 2003, 2004
и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли
по сравнению с предыдущим годом

Период Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
млн грн. удельный вес в категории, % D, % млн грн. удельный вес в категории, % D, %

ЛС

Февраль 2003 г.    283,7 73,7 101,1 26,3
Февраль 2004 г.  285,2  72,9 0,5 106,2 27,1  5,0 
Февраль 2005 г. 346,9 72,3 21,7 132,9 27,7 25,1

ИМН

Февраль 2003 г. 19,5 69,4 8,6 30,6
Февраль 2004 г. 23,7 65,6 21,5 12,4 34,4 44,3
Февраль 2005 г. 25,9 63,1 9,4 15,2 36,9 22,3

Косметика

Февраль 2003 г. 6,6 65,7 3,5 34,3
Февраль 2004 г. 7,4 67,5 11,1 3,6 32,5 2,3
Февраль 2005 г. 8,5 72,3 14,5 3,2 27,7  -8,8 

БАД

Февраль 2003 г. 6,6 61,4 4,1 38,6
Февраль 2004 г. 5,2 54,1 -21,2 4,4 45,9 6,8
Февраль 2005 г. 6,4 54,4 23,9 5,4 45,6 22,2

ВСЕГО

Февраль 2003 г. 316,5 73,0 117,3 27,0
Февраль 2004 г. 321,5 71,7 1,6 126,6 28,3 7,9
Февраль 2005 г. 387,7 71,2 20,6 156,7 28,8 23,7

 

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении
в разрезе категорий товаров отечественного
и зарубежного производства в феврале 2003, 2004
и 2005 г. с указанием процента прироста/убыли
по сравнению с предыдущим годом

Период Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
млн упаковок удельный вес в категории, % D, % млн упаковок удельный вес в категории, % D, %
ЛС
Февраль 2003 г. 26,1 31,6 56,7 68,4
Февраль 2004 г.    22,2 28,7  -14,9  55,3 71,3 -2,4
Февраль 2005 г. 26,8 30,2 20,7 62,0 69,8 12,1

ИМН

Февраль 2003 г. 12,0 37,9 19,7 62,1
Февраль 2004 г. 13,5 48,7 12,1 14,2 51,3  -27,9 
Февраль 2005 г. 14,7 42,5 9,4 20,0 57,5 40,6

Косметика

Февраль 2003 г. 0,9 45,6 1,1 54,4
Февраль 2004 г. 0,7 41,9 -19,2 1,0 58,1 -5,9
Февраль 2005 г. 0,6 42,8 -12,9 0,8 57,2 -16,2

БАД

Февраль 2003 г. 0,7 51,6 0,6 48,4
Февраль 2004 г. 0,3 28,9 -50,1 0,8 71,1 30,5
Февраль 2005 г. 0,5 25,7 39,9 1,3 74,3 64,8

ВСЕГО

Февраль 2003 г. 39,7 33,7 78,1 66,3
Февраль 2004 г. 36,8 34,0 -7,4 71,4 66,0 -8,6
Февраль 2005 г. 42,7 33,6 16,0 84,2 66,4 18,0

 

Таблица 4

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС
в денежном выражении в феврале 2003, 2004 и 2005 г.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п АТС-код

АТС-группа

Февраль, млн грн.
2003 г. 2004 г. D, % 2005 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 29,6 18,3 -38,1 34,7 89,0
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства 8,9 11,9 33,2 14,8 24,3
3 A11A Поливитамины с добавками 16,6 15,5 -6,7 14,5 -6,2
4 C01E Прочие кардиологические препараты 7,7 10,9 40,9 14,2 30,5
5 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 13,0 8,2 -37,1 13,2 61,2
6 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 9,5 13,1 38,8 13,1 -0,4
7 A16A Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 8,9 10,3 15,9 12,8 23,9
8 R05X Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях 11,0 7,0 -36,6 12,5 79,3
9 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 11,0 9,5 -13,4 12,1 26,6
10 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 10,9 8,5 -21,9 11,7 37,3
Прочие 257,7 278,2 7,9 326,3 17,3
Всего 384,8 391,4 1,7 479,8 22,6

Наибольший прирост объемов продаж среди топ-10 подгрупп АТС-классификации 3 уровня в денежном выражении в феврале 2005 г. зафиксирован по группам N02B, R05C и R05X — 89,0, 61,2 и 79,3% соответственно. При этом в указанных подгруппах в денежном выражении преобладают продажи импортных препаратов — их удельный вес составляет 79,5, 64 и 96% соответственно. А учитывая тот факт, что основа продаж ЛС этих подгрупп — препараты низко- и среднестоимостной ценовой ниши, становится понятно, почему прирост количества проданных упаковок импортных препаратов был значительно выше, чем таковой по продажам в денежном выражении. То есть одной из главных причин того, что средневзвешенная стоимость импортных ЛС не возросла, является изменение структуры их продаж по фармакотерапевтическим группам по сравнению с 2004 г., а именно — высочайший прирост объемов продаж средне- и низкостоимостных препаратов группы cough&cold. Почему же не было таких объемов продаж этих ЛС в феврале 2004 г.? Ответ прост: по прихоти погоды пик сезонных простудных заболеваний в 2005 г. сместился на конец января–февраль, тогда как в 2004 г. он был значительно раньше (рис .4).

Рис. 4. Заболеваемость на грипп и другие ОРЗ по 10 контрольным городам Украины в 2002–2005 гг. (по данным официального сайта МЗ Украины)

Рис. 4. Заболеваемость на грипп и другие ОРЗ по 10 контрольным городам Украины в 2002–2005 гг. (по данным официального сайта МЗ Украины)

Соответствующим образом отразились эти изменения на ценовой структуре рынка. Наибольший прирост объема продаж как в натуральном, так и в денежном выражении в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. зафиксирован по ЛС среднестоимостной ниши — 18,4 и 27,6% соответственно (табл. 5). Отметим, что в 2004 г. продажи препаратов этой ниши не только не возросли, но и наоборот снизились на 6,8% в денежном и на 10,5% — в натуральном выражении по сравнению с 2003 г. Примечательно, что прирост объема продаж в денежном выражении по всем ценовым нишам превышает таковой в натуральном, что свидетельствует о повышении средневзвешенной стоимости продукции. Это еще одно подтверждение тому, что цена импортных ЛС возросла, но из-за изменений в структуре продаж это никак не отразилось на розничной средневзвешенной стоимости.

Таблица 5

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в феврале 2003, 2004 и 2005 г.
с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Период Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
Февраль 2003 г.    83,8 21,8 61,2 73,9
Февраль 2004 г. 78,8 20,1 -5,9 57,8 74,5 -5,6
Февраль 2005 г. 97,0 20,2 23,1 65,9 74,2 14,1
Среднестоимостная
Февраль 2003 г. 186,3 48,4 18,7 22,5
Февраль 2004 г. 173,6 44,4 -6,8 16,7 21,5 -10,5
Февраль 2005 г. 221,5 46,2 27,6 19,8 22,3 18,4
Высокостоимостная
Февраль 2003 г. 114,7 29,8 2,9 3,5
Февраль 2004 г. 139,0 35,5 21,1 3,1 4,0 5,4
Февраль 2005 г. 161,3 33,6 16,1 3,1 3,5 2,2
ВСЕГО
Февраль 2003 г. 384,8 82,8
Февраль 2004 г. 391,4 1,7 77,6 -6,3
Февраль 2005 г. 479,8 22,6 88,9 14,5

 

2-е и 3-е места рейтинга торговых марок по объему аптечных продаж в денежном выражении заняли препараты-лидеры группы cough&cold — Колдрекс и Фервекс (табл. 6), что не удивительно с учетом всего сказанного выше. Бессменный лидер рейтинга — Эссенциале — и в феврале 2005 г. занял 1-ю позицию.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в феврале 2005 г.

№ п/п

Титульное наименование

1 ЭССЕНЦИАЛЕ
2 КОЛДРЕКС
3 ФЕРВЕКС
4 МИЛДРОНАТ
5 ЦЕФТРИАКСОН
6 АКТОВЕГИН
7 МЕЗИМ
8 ВИТРУМ
9 НО-ШПА
10 ЦЕФАЗОЛИН
11 ПРОСТАМОЛ УНО
12 ФЕСТАЛ
13 ЛАЗОЛВАН
14 ПРЕДУКТАЛ
15 ЭНАП
16 КОФОЛ
17 НАТРИЯ ХЛОРИД
18 СТРЕПСИЛС
19 АМБРОКСОЛ
20 ФЛЮКОЛД
21 ДИКЛОБЕРЛ
22 КЕТАНОВ
23 КИСЛОТА АСКОРБИНОВАЯ
24 ДОКТОР МОМ
25 КАПТОПРЕС
26 ФЕЗАМ
27 МАКРОПЕН
28 ТЕРАФЛЮ
29 КАЛЬЦЕМИН
30 АМПИЦИЛЛИН
31 ФАРМАЗОЛИН
32 КОЛДФЛЮ
33 БИСЕПТОЛ
34 МУЛЬТИ-ТАБС
35 ЛИНЕКС
36 ТРАУМЕЛЬ С
37 РАНИТИДИН
38 ДУОВИТ
39 ЦЕРЕБРОЛИЗИН
40 ВИАГРА
41 КАВИНТОН
42 АЦЦ
43 КАРСИЛ
44 ЭФФЕКТ
45 ВИГОР
46 ФАСТУМ
47 ФЛУКОНАЗОЛ
48 АФЛУБИН
49 ЦИТРАМОН
50 ВИТАМИН C

 

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций ЛС
по объему аптечных продаж в денежном выражении
в феврале 2003, 2004 и 2005 г.

Маркетирующая организация № п/п (февраль)
2005 г. 2004 г. 2003 г.
sanofi-aventis (Франция) 1
Menarini Group (Италия) 2 1 10
Артериум (Украина) 3
Дарница (Украина) 4 3 1
KRKA (Словения) 5 4 2
GlaxoSmithKline (Великобритания) 6 11 6
Фармак (Украина) 7 7 3
Борщаговский ХФЗ (Украина) 8 6 7
Здоровье (Украина) 9 8 12
Novartis (Швейцария)* 10 21 32
Gedeon Richter (Венгрия) 11 10 11
Heel (Германия) 12 12 9
Sagmel (США) 13 18 19
BMS (США) 14 22 8
Genom Biotech (Индия) 15 16 13
Bittner (Австрия) 16 17 16
Boehringer Ingelheim (Германия) 17 15 14
Actavis (Исландия) 18 20 21
Servier (Франция) 19 27 40
ratiopharm (Германия) 20 13 25
Nycomed (Норвегия) 21 32 30
Ranbaxy (Индия) 22 33 31
Pfizer Inc. (США) 23 19 17
Киевский витаминный завод (Украина) 24 26 24
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 25 23 28
Grindeks (Латвия) 26 39 66
Schering (Германия) 27 25 47
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) 28 40 27
Egis (Венгрия) 29 56 62
Концерн Стирол (Украина) 30 30 23
Pliva (Хорватия) 31 31 39
Sopharma (Болгария) 32 38 42
Novartis Consumer Health (Швейцария) 33
Naturwaren (Германия) 34 35 26
Unipharm (США) 35 34 20
Bayer (Германия) 36 93 97
Zentiva (Чешская Республика) 37 36
Nabros Pharma (Индия) 38 62 37
Биофарма (Украина) 39 47 48
Сперко Украина (Украина) 40 44 53
IVAX (США) 41 45 36
Johnson & Johnson (США) 42 28 22
Bionorica (Германия) 43 54 58
Dr. Reddy’s (Индия) 44 43 64
Ferrosan (Дания) 45 37 35
Yamanouchi Europe (Нидерланды) 46 41 41
Лектравы (Украина) 47 42 38
Boots Healthcare International (Великобритания) 48 51 44
Schering-Plough Corp. (США) 49 57 46
Mili Healthcare (Великобритания) 50 97

*В компанию «Novartis» в данном случае включены подразделения «Sandoz» («Lek» + «Biochemie» + «Sandoz») и «Novartis Pharma».

С начала 2005 г. при анализе деятельности компаний-производителей на украинском рынке мы используем такое понятие, как маркетирующие организации. Им обозначают компании (производителей и их представителей), которые репрезентуют на рынке не только свои интересы, но и интересы других производителей, продвигая их препараты. В то же время структурные подразделения некоторых корпораций осуществляют самостоятельную деятельность как отдельные бизнес-единицы. Среди маркетирующих организаций 1-е место по объемам продаж в денежном выражении в феврале 2005 г. заняла компания sanofi-aventis. На данный момент достаточно сложно оценить достоверные изменения в позициях рейтинга компаний в зависимости от изменения объема продаж их препаратов, что связано с различными корпоративными изменениями — слиянием компаний, передачей прав на маркетирование отдельных групп препаратов и пр. (подробно описаны в «Еженедельнике АПТЕКА» № 12 (483) от 28 марта 2005 г.).

Естественно, что с появлением новых мощных игроков на рынке изменилось и соотношение удельного веса объема продаж ЛС групп компаний в соответствии с занимаемыми ими позициями в рейтинге (рис. 5). Удельный вес первой пятерки, в которой произошли основные изменения, в феврале 2005 г. увеличился на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г.

Рис. 5. Удельный вес групп компаний-производителей в общем объеме аптечных продаж ЛС в феврале 2003, 2004 и 2005 г.

Рис. 5. Удельный вес групп компаний-производителей в общем объеме аптечных продаж ЛС в феврале 2003, 2004 и 2005 г.

Подводя итоги, отметим несколько основных моментов. Средневзвешенная розничная стоимость отечественных препаратов в феврале 2005 г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. возросла на 11,6%, что свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих препаратов. На фоне этого объем продаж украинских ЛС в натуральном выражении также увеличился на 12,1%. То есть рост средневзвешенной стоимости никак не повлиял на темпы прироста продаж отечественных препаратов. В то же время средневзвешенная стоимость импортных препаратов увеличилась всего лишь на 0,8%. Погодные условия внесли свои коррективы в структуру рынка в феврале 2005 г. Смещение сезонности простудных заболеваний повлекло за собой высокий прирост продаж препаратов группы cough&cold по сравнению с февралем 2004 г. Изменилась структура продаж в зависимости от фармакотерапевтических свойств препаратов, а также ценовая структура розничного рынка — по сравнению с февралем 2004 г. зафиксирован высокий прирост продаж препаратов низко- и среднестоимостной ниши как в натуральном, так и в денежном выражении. Вследствие этого на фоне растущих из-за повышения курса евро цен на препараты из европейских стран средневзвешенная розничная стоимость импортных ЛС по сравнению с февралем прошлого года практически не изменилась. Найдут ли продолжение тенденции февраля в марте 2005 г.? Данный анализ еще раз подтвердил, насколько зависим рынок от внешних факторов, причем не только экономических или политических, но и ситуативных, никак не связанных с деятельностью человека. n

Cистема исследования рынка «Фармстандарт» — компания «Морион»,
тел.: (044) 569-44-70 или e-mail: [email protected]

Игорь Хмилевский, Евгений Кунда

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*