Власть и бизнес… Пока что монолог

Новая редакция «Лицензионных условий…», опубликованных в № 21 «Еженедельника АПТЕКА», вызвала желание высказать точку зрения обычного среднестатистического предпринимателя, хотя по опыту многочисленных публичных обсуждений при «старой власти» подозреваю, что надежда быть услышанным не так уж и велика.

На мой взгляд, главный недостаток обсуждаемого документа — его концептуальное несоответствие задачам и целям, обусловившим сам факт его принятия, — повышению качества лекарственных средств, которые влияют на здоровье и жизнь человека. И коль скоро определена именно такая задача рассматриваемого проекта, то все содержащиеся в нем положения, принципы, нормативы и т.д. должны быть логически предопределены ею и только ею!

На деле же мы имеем неподдающееся никакому здравому смыслу деление структурных подразделений аптеки на пункты и киоски, которые имеют вроде бы одну и ту же цель (реализовывать качественные лекарственные средства), но в силу надуманных нормативных ограничений лишены возможности ее достичь.

Действительно, исходя из этих рассуждений, как можно объяснить тот факт, что аптечные пункты могут гарантировать качество всех наличествующих в аптеке лекарственных средств, а киоски — нет, если оборудование, холодильник и даже место для санитарной обработки рук персонала должны быть и в пункте, и в киоске обязательно?

Видимо, по замыслу авторов обсуждаемого документа, дело заключается в нормативных площадях — 18 и 8 м2 соответственно! Но тогда, может, стоит просто сделать одинаковой площадь как в киосках, так и в пунктах (по 18 м2) со всеми вытекающими последствиями в плане возможности реализации в них медикаментов как безрецептурной, так и рецептурной групп? Вот здесь-то как раз становится вполне очевидным то обстоятельство, что «Лицензионные условия…» (а вместе с ними и десятки тысяч субъектов хозяйствования) становятся заложниками свежеиспеченных «Правил торговли лекарственными средствами…», принятых предыдущим правительством без надлежащего обсуждения!

Поэтому думаю, что выражу мнение тысяч предпринимателей, заинтересованных в оперативном удовлетворении спроса на качественные лекарственные средства, и вношу предложение: второй абзац п. 2.4.2 данного проекта («Аптечні кіоски здійснюють торгівлю виключно готовими лікарськими засобами, що відпускаються без рецепта лікаря») исключить, а в п. 2.4.3.3 после слова «холодильником» внести дополнение: «…сейфом або металевою шафою для зберігання отруйних лікарських засобів. Площа аптечного кіоску не може бути меншою 18 кв. метрів». Только такая редакция может разрядить нарастающее социальное напряжение среди частных предпринимателей, усматривающих в такой дифференциации структурных подразделений аптеки некую дискриминацию со стороны исполнительной власти, особенно с учетом того, что подавляющее большинство лечебно-профилактических учреждений находятся в государственной или коммунальной собственности.

Не могут не беспокоить представителей частного бизнеса, особенно в провинциальных городах, те квалификационные нормативы, которые содержатся в п. 2.5 Проекта. Звучавший на заседании городской ассоциации фармацевтов вопрос — где взять для 80-тысячного города, расположенного в 1,5 тыс. км от выпускающего провизоров вуза, 50 (!) обладателей искомых дипломов — был в контексте требований «Лицензионных условий…» далеко не риторическим. Поэтому представляется, что пока государство не может обеспечить в полном объеме потребности хозяйствующих субъектов в квалифицированных кадрах соответствующего профиля, четвертый абзац п. 2.5.4 обсуждаемого проекта («не допускається займання посади завідувача аптеки… за сумісництвом») следует исключить.

Не совсем понятными с точки зрения продекларированной авторами основной цели документа выглядят условия размещения аптек, расположенных в общественных и жилых домах (п. 2.4.3.1). Неужели такая классификация зданий может принципиально определять размещение иных (помимо торгового зала) отдельных помещений аптеки в строго определенном месте (подвале или втором этаже) и, самое главное — предопределять качество реализуемых медикаментов? К чему такая строгая регламентация? Предлагаю определить единые требования размещения торгового зала аптеки (на первом этаже) и иных ее помещений (на двух уровнях) независимо от типа здания, тем более что ни на качество препаратов, ни на удобство для покупателей это никак не влияет.

Отдельного разговора заслуживают условия аннулирования лицензий. Проявляя вполне оправданную заботу о потребителе лекарственных средств, авторы проекта почему-то не слишком подумали о второй стороне — хозяйствующем субъекте, превращая его опять же в заложника, но уже не только непродуманных законов и инструкций, но и … своих же работников. Неужели допустимо, чтобы случайная или, тем более, не совсем случайная ошибка провизора первого стола (если предположить такую своеобразную форму выражения недовольства условиями труда или требованиями руководителя предприятия), не отследившего истекший срок годности препарата или, как это порой бывает, миграцию из безрецептурного списка в рецептурный или наоборот, стала трагической для десятков других добросовестных работников данного предприятия, лишившегося по этой причине лицензии? Поэтому представляется, что из последнего абзаца п. 1.27, а также частично дублирующего его второго абзаца п. 2.1.4 необходимо исключить условия, зависящие от человеческого фактора, на которые «внутренний контроль» субъекта хозяйствования в лице заведующего или, тем более, уполномоченного лица в оперативном порядке воздействовать не может. Предлагается последний абзац п. 1.27 изложить в редакции: «документально підтвердженого факту реалізації (торгівлі) лікарських засобів без сертифікату виробника; неякісних, фальсифікованих лікарських засобів», а второй абзац п. 2.1.4 — в редакции: «Торгівля неякісними лікарськими засобами, або на які відсутній сертифікат якості, що видається виробником, забороняється».

Думается, что только открытый и честный диалог власти и бизнеса, в том числе малого и среднего, по которому в наибольшей степени бьют содержащиеся в обсуждаемом проекте ограничения, призван обеспечить решение действительно назревшей задачи — обеспечение населения качественными и доступными лекарственными средствами. n

Николай Димиров, частный предприниматель,
председатель Ассоциации фармацевтов,
г. Измаил, Одесская область

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті